Решение №5741/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-485/2020 по результатам рассмотрения жало... от 17 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику –
ООО «ТК Новгородская»
и его закупочной комиссии
ул. Лесная, д. 3 А,
п. Батецкий, Новгородская обл.,
175000
ул. Нехинская, д. 1 А,
Великий Новгород, 173015
Оператору электронной площадки –
ООО «РТС-тендер»
наб. Тараса Шевченко, д. 23 А,
эт. 25, пом. 1,
г. Москва, 121151
e-mail: ko@rts-tender.ru
Заявителю –
ООО «Юпитер»
ул. Дыбенко, д. 22, корп. 1, кв. 105,
г. Санкт-Петербург, 193168
Исходящие № 5741/03 от 17.09.2020
РЕШЕНИЕ
№ 053/07/3-485/2020
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
14 сентября 2020 года
|
Великий Новгород |
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
<…….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,
<…….> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
<…….> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (175000, Новгородская обл., п. Батецкий, ул. Лесная, д. 3 А; 173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1 А; далее – ООО «ТК Новгородская») – <…….>;
заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Юпитер» (193168, г. Санкт-Петербург, ул. Дыбенко, д. 22, корп. 1, кв. 105; далее – ООО «Юпитер») – <…….>,
рассмотрев жалобу ООО «Юпитер» на действия заказчика – ООО «ТК Новгородская» и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме № ЭЗП-64ППБ/2020 по отбору организации на право заключения с ООО «ТК Новгородская» договора поставки пеллет и брикетов для отопительного сезона 2020-2021 годов (лот № 1 – поставка пеллет), участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение № 32009416215 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 19.08.2020,
УСТАНОВИЛА:
04.09.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Юпитер» на действия заказчика – ООО «ТК Новгородская» и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме № ЭЗП-64ППБ/2020 по отбору организации на право заключения с ООО «ТК Новгородская» договора поставки пеллет и брикетов для отопительного сезона 2020-2021 годов (лот № 1 – поставка пеллет), участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение № 32009416215 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.08.2020 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – ООО «ТК Новгородская» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор по лоту № 1 (поставка пеллет) не заключен.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
ООО «Юпитер» участвовало в рассматриваемой закупке.
Согласно протоколу № 2 от 28.08.2020 рассмотрения вторых частей заявок по лоту № 1 (поставка пеллет) (далее – Протокол), закупочной комиссией заказчика заявителю отказано в допуске к участию в настоящем запросе предложений в электронной форме по лоту № 1 в связи с непредставлением им в составе заявки копии сертификата качества на товар (или иного документа, подтверждающего качественные характеристики товара).
В частности, из Протокола следует, что вместо указанного документа ООО «Юпитер» в составе второй части заявки была представлена копия сертификата на закупку, производство и реализацию лесопродукции, что не соответствует требованиям документации о проведении запроса предложений в электронной форме (далее – Документация).
С указанными действиями закупочной комиссии заказчика заявитель не согласен и считает их неправомерными, поскольку им в составе заявки была представлена копия сертификата на закупку, производство и реализацию лесопродукции, содержащего информацию о соответствии продукции «W3.6 Древесные гранулы/пеллеты» стандарту FSC, а качественные характеристики предлагаемого к поставке товара ООО «Юпитер» были представлены в составе первой части заявки, ранее признанной закупочной комиссией заказчика соответствующей требованиям Документации.
Кроме того, по мнению заявителя, Документация содержит неизмеряемые требования к участникам рассматриваемой закупки, поскольку из ее содержания не представляется возможным определить какой именно сертификат качества товара необходимо представить участникам закупки в составе заявки, каковы требования к его форме, соответствие каким государственным стандартам и техническим условиям должно быть в нем отражено, кем должен быть выдан такой сертификат.
Помимо изложенного, само требование о представлении сертификата в составе заявки, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении сертификатов соответствия на товар, ООО «Юпитер» считает избыточным, ограничивающим количество участников закупки и обязывающим их заблаговременно произвести/приобрести необходимую продукцию для получения такого сертификата либо запросить его у производителя/дилера, официального представителя.
Учитывая вышеизложенное, заявитель просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заявителя поддержала ее доводы в полном объеме, а также дополнительно пояснила, что из содержания Документации невозможно определить какие именно характеристики товара необходимо подтверждать представляемым в составе заявки сертификатом.
Согласно представленным ООО «ТК Новгородская» возражениям на Жалобу (вх. № 6410 от 11.09.2020 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.
Представленная в составе второй части заявки ООО «Юпитер» копия сертификата на закупку, производство и реализацию лесопродукции не подтверждала качественные характеристики товара, перечисленные заявителем в составе первой части заявки, в связи с чем не могла быть рассмотрена в качестве предусмотренного Документацией сертификата качества на товар или иного документа, подтверждающего качественные характеристики товара.
Вместе с тем, исходя из перечисленных заявителем в соответствии с требованиями Документации в составе первой части заявки качественных характеристик товара (влажность 10 %, зольность 0,7 %, сера 0,05 %, пыль 1 %, плотность 1,12 кг/дм3, низшая теплота сгорания 4100 ккал/кг, диаметр 6-8 мм), ООО «Юпитер» четко понимало, что такое качественные характеристики пеллет, удовлетворяющие потребность заказчика и соответствующие требованиям Документации.
Копия представленного же заявителем в составе заявки сертификата подтверждала лишь то, что лесопродукция, используемая компаний, получившей данный сертификат, заготовлена законно, предприятие ведет свою деятельность в соответствии с экологическими нормами, а также дает возможность подтвердить происхождение древесины.
Кроме того, ООО «ТК Новгородская» - организация, тарифы на деятельность которой регулирует государство. В структуре тарифа пеллеты заложены в определенном количестве, по определенной цене и с определенными качественными характеристиками.
Все это заказчик учел в Документации.
При этом, под изложенные в Документации требования к качественным характеристикам пеллет произведена технологическая наладка оборудования котельных, работа на пеллетах с иными качественными характеристиками может повлечь их аварийную остановку и прекращение подачи тепловой энергии населению и иным потребителям.
Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержала вышеуказанные возражения в полном объеме.
Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «ТК Новгородская» (утверждено решением от 25.11.2019 единственного участника ООО «ТК Новгородская» - Акционерного общества «НордЭнерго»; далее - Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в форме торгов является запрос предложений (запрос предложений в электронной форме).
Разделом 5.4 Положения заказчика предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений.
Согласно пункту 6.1 Положения заказчик вправе провести любую конкурентную процедуру закупки в электронной форме.
Таким образом, ООО «ТК Новгородская» при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.
Согласно подпункту 5 пункта 10 раздела 1.4 «Информационная карта» Документации (далее – ИК) участниками рассматриваемой закупки могли быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, согласно пункту 11 ИК заявки на участие в рассматриваемой закупке подавались в электронной форме на электронной площадке Общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер».
Статья 3.4 Закона о закупках устанавливает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 5.4.3.1.3 Положения также предусмотрено включение указанной информации в документацию о запросе предложений в электронной форме.
Требования к содержанию и составу заявки предусмотрены пунктом 12 ИК.
Согласно абзацу «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК вторая часть заявки на участие в настоящем запросе предложений в электронной форме должна содержать копию сертификата качества на товар (или иной документ, подтверждающий качественные характеристики товара).
Возможность требования в составе заявки предусмотренного абзацем «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК документа также предусмотрена пунктом 7.3.7 Положения.
Согласно пункту 5.4.4.1 Положения для участия в запросе предложений участник закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.
Согласно материалам Жалобы, в составе второй части заявки ООО «Юпитер» в качестве документа, предусмотренного абзацем «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК (то есть в качестве копии сертификата качества на товар (или иного документа, подтверждающего качественные характеристики товара)) была представлена копия Сертификата FC-COC-643124 FC-CW-643124 от 01.09.2018 (действителен до 31.08.2023), выданного Обществу с ограниченной ответственностью «Выборгская лесопромышленная корпорация» (далее – ООО «Выборгская лесопромышленная корпорация»), и согласно которому деятельность данного хозяйствующего субъекта по закупке, производству и реализации лесопродукции (в том числе «W3.6 Древесные гранулы/пеллеты») соответствует требованиям FSC (оценка производилась по стандартам FSC-STD-40-004 v.3.0 и FSC-STD-40-007 v.2.0) (далее - Сертификат FC-COC-643124 FC-CW-643124 от 01.09.2018).
По мнению заявителя, наличие в Сертификате FC-COC-643124 FC-CW-643124 от 01.09.2018 информации о соответствии продукции «W3.6 Древесные гранулы/пеллеты» стандарту FSC было достаточным для подтверждения качественных характеристик предложенного заявителем к поставке товара.
Вместе с тем, с указанным выводом ООО «Юпитер» Комиссия согласиться не может.
Как следует из ИК, предусмотренный абзацем «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК и подлежащий представлению в составе второй части заявки документ непосредственным образом должен подтверждать качественные характеристики товара.
Согласно абзацу «а» подпункта 1 пункта 12 ИК описание поставляемого товара, который является предметом закупки, представляется участниками закупки в составе первой части заявки.
Пункт 13 ИК устанавливает качественные характеристики подлежащего поставке товара, соответствующие потребностям заказчика, а именно: влажность не более 10 %, зольность не более 0,7 %, сера не более 0,05 %, пыль не более 1 %, плотность не менее 1,12 кг/дм3, низшая теплота сгорания не ниже 4100 ккал/кг, диаметр 6-8 мм.
В первой части заявки ООО «Юпитер» к поставке были предложены пеллеты со следующими качественными характеристиками: влажность 10 %, зольность 0,7 %, сера 0,05 %, пыль 1 %, плотность 1,12 кг/дм3, низшая теплота сгорания 4100 ккал/кг, диаметр 6-8 мм.
Согласно протоколу № 1 от 27.08.2020 рассмотрения первых частей заявок по лоту № 1 (поставка пеллет), представленное ООО «Юпитер» описание поставляемого товара в первой части заявки закупочной комиссией заказчика было признано соответствующим Документации.
Однако копия представленного в составе второй части заявки ООО «Юпитер» Сертификата FC-COC-643124 FC-CW-643124 от 01.09.2018 каким-либо образом указанные заявителем в составе первой части заявки качественные характеристики товара не подтверждает, а лишь, исходя из области применения FSC-сертификации и стандартов FSC-STD-40-004 v.3.0, FSC-STD-40-007 v.2.0, содержит информацию, согласно которой лесопродукция (в том числе «W3.6 Древесные гранулы/пеллеты»), закупаемая, производимая и реализуемая лицом, которому выдан рассматриваемый сертификат (ООО «Выборгская лесопромышленная корпорация»), происходит из ответственно управляемых лесов, контролируемых источников, вторичных материалов или сочетания вышеуказанного.
Иной вывод из содержания представленной ООО «Юпитер» в составе второй части заявки копии Сертификата FC-COC-643124 FC-CW-643124 от 01.09.2018 сделать невозможно.
Согласно подпункту 5 пункта 5.4.7.21 Положения, пункту 6.6.5 Документации одним из оснований признания второй части заявки на участие в запросе предложений в электронной форме несоответствующей требованиям документации о закупке является отсутствие (непредставление) в составе заявки документов, определенных документацией о запросе предложений.
На основании вышеизложенного, в связи с непредставлением ООО «Юпитер» в составе второй части заявки документа (его копии), предусмотренного абзацем «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК и подтверждающего качественные характеристики предложенного к поставке товара, вторая часть заявки заявителя закупочной комиссией заказчика – ООО «ТК Новгородская» правомерно и обоснованно была признана несоответствующей требованиям Документации, соответствующая информация о чем отражена в Протоколе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках одним из принципов осуществления закупки товаров, работ, услуг является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Вместе с тем, с доводом заявителя о том, что необходимость представления в составе второй части заявки спорного сертификата качества на товар является неизмеряемым требованием к участникам рассматриваемой закупки, Комиссия согласиться не может, поскольку из содержания абзаца «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК прямо следует, что такой сертификат (или иной документ) непосредственным образом и исключительно должен подтверждать именно качественные характеристики предложенного к поставке товара, ранее перечисленные участником закупки в составе первой части заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений в электронной форме.
Иные вопросы, касающиеся оформления такого сертификата (или иного документа), подтверждающего качественные характеристики товара, заказчик оставляет на усмотрение участников закупки, в связи с тем что для заказчика такие вопросы, исходя из установленной в Документации цели представления в составе заявки данного документа (подтверждение качественных характеристик предложенного к поставке товара), не являются существенными.
Кроме того, требование о представлении в составе второй части заявки документа, предусмотренного абзацем «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК, применяется в равной степени ко всем участникам закупки.
Также необходимо отметить, что ООО «Юпитер» принимал участие в рассматриваемом запросе предложений в электронной форме и по лоту № 2 (поставка брикетов). По результатам рассмотрения вторая часть заявки ООО «Юпитер» по лоту № 2 закупочной комиссией заказчика была признана соответствующей требованиям Документации. В качестве документа, предусмотренного абзацем «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК, ООО «Юпитер» в составе второй части заявки по лоту № 2 была представлена копия Сертификата соответствия № ФЦС RU.B1447.ПР13.0026 (срок действия с 29.05.2019 по 28.05.2022), согласно которому выпускаемые Обществом с ограниченной ответственностью «Вятский фанерный комбинат» брикеты топливные древесные соответствуют требованиям ТУ 5322-004-93222532-2013.
Следовательно, положениями абзаца «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК о необходимости представления в составе заявки документа, подтверждающего качественные характеристики товара, заявитель при подаче заявок на участие в рассматриваемой закупке по обоим лотам в данном случае в заблуждение в действительности введен не был, рассматриваемые положения Документации ему были ясны и понятны.
Согласно материалам Жалобы, двумя другими участниками рассматриваемой закупки по лоту № 1 (поставка пеллет) (Общество с ограниченной ответственностью «Аверус» и Индивидуальный предприниматель <…….>) копия документа, предусмотренного абзацем «л» подпункта 2.1 пункта 12 ИК, в составе вторых частей заявок представлена была.
Соответственно, указанные лица также не были введены в заблуждение рассматриваемыми положениями Документации и, согласно Протоколу, такие положения Документации не ограничили их допуск к участию в настоящем запросе предложений и не были расценены ими в качестве неизмеряемых требований.
Закон о закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Вместе с тем, входящая в состав раздела 1.5 «Формы документов, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений в электронной форме для всех лотов (образцы)» Документации форма 1.5.1 «Описание товара» предоставляет участникам закупки, в случае отсутствия у них в наличии планируемого к поставке товара на момент подачи заявки, при описании его качественных характеристик в составе первой части заявки возможность не перечислять качественные характеристики товара, а лишь указать, что предлагаемый к поставке товар соответствует товару, указанному в части 2 «Проект договора» Документации, содержащей требования к качественным характеристикам товара в том же виде, что и в пункте 13 ИК.
Вопросы получения участником закупки у производителя/дилера планируемой таким участником закупки к поставке продукции сертификата качества на товар не относятся к процедуре настоящих торгов, а входят в сферу гражданско-правовых отношений данных хозяйствующих субъектов, обусловленных соответствующими предпринимательскими рисками указанных лиц.
Учитывая все вышеизложенное, доводы Жалобы к ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Юпитер» (193168, г. Санкт-Петербург, ул. Дыбенко, д. 22, корп. 1, кв. 105) на действия заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (175000, Новгородская обл., п. Батецкий, ул. Лесная, д. 3 А; 173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1 А) и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме № ЭЗП-64ППБ/2020 по отбору организации на право заключения с ООО «ТК Новгородская» договора поставки пеллет и брикетов для отопительного сезона 2020-2021 годов (лот № 1 – поставка пеллет), участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение № 32009416215 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.08.2020, необоснованной.
Председатель Комиссии <…….>
Члены Комиссии <…….>
<…….>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.