Решение №1263/03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/01/17-9/2021О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНО... от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация

Солецкого   муниципального округа

Новгородской области

 

пл. Победы, д. 3, г. Сольцы, Новгородская область, 175040

     

 

АО «СкайТранс»

ул. Авиамоторная, д. 50, стр. 2, ком. 32,

г. Москва, 111024

 

 

Исх. №1263/02 от 12.03.2021

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/01/17-9/2021О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена: 03.03.2021

В полном объёме изготовлено: 12.03.2021                                    г. Великий Новгород

 

         Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Председатель Комиссии:

         <В…> – руководитель Управления,

         Члены Комиссии:

         <П…> – главный специалист-эксперт Управления;

         <А….> – врио заместителя руководителя Управления - начальника отдела антимонопольного контроля Управления,

         в присутствии представителей:

от Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области <Ш…> по доверенности №29 от 05.02.2021, <К…> по доверенности №30 от 05.02.2021,

         рассмотрев дело № 053/01/17-9/2021 по признакам нарушения Администрацией Солецкого муниципального округа Новгородской области (Решением Думы Солецкого муниципального округа от 21.09.2020 установлено, что Администрация Солецкого муниципального округа Новгородской области является правопреемником  администрации Солецкого муниципального района) частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – АО «СкайТранс» на действия муниципального заказчика – администрации Солецкого муниципального района (далее – администрация, Заказчик) при осуществлении им закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (оказание услуг), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Солецкого городского поселения, извещение № 0350300015220000075 (далее – Конкурс на право заключения энергосервисного контракта, Конкурс) о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.09.202. НЦМ – 31 598 421, 97 руб. (далее – Жалоба).

 Конкурсная документация (далее - Документация) утверждена первым заместителем Главы Администрации Ю.Н. Дуничевым 10.09.2020.

Решением Управления № 053/06/108-527/2020 от 08.10.2020 по результатам рассмотрения жалобы, Жалоба была признана частично обоснованной.

В то же время, в действиях Заказчика установлено возможное наличие признаков нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции».

В данной связи информация из Жалобы была принята к рассмотрению в качестве сообщения о нарушении антимонопольного законодательства.

Конкурс, извещение о котором опубликовано в ЕИС под № 0350300015220000075, на право заключения энергосервисного контракта проведен в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В ходе рассмотрения Жалобы сделаны следующие выводы.

В соответствии пунктом 9.3 Проекта контракта подрядчик выполняет  гарантийное обслуживание объекта энергосервиса до окончания действия контракта.

Приложением № 11 к Проекту контракта является регламент гарантийного обслуживания, где перечислены мероприятия по гарантийному обслуживанию.

В пунктах 2.5 – 2.10 Приложения № 11 к Проекту муниципального контракта указаны мероприятия по осуществлению гарантийного обслуживания системы наружного освещения Солецкого городского поселения.

Далее указано содержание пунктов 2.5 – 2.10 Приложения № 11 к Проекту муниципального контракта.

2.5.     Мероприятия по гарантийному обслуживанию включают:

-          обеспечение регламентированного режима работы (оперативное управление) установок наружного освещения и контроль за их состояния путем своевременного (частичного и полного) включения и отключения установок наружного освещения, функциональный контроль устройств управления; периодические и внеочередные осмотры установок наружного освещения, выявление неработающих светильников, повреждений в сетях и устройствах управления;

-          содержание и уход за установками (замена ламп в светильниках, замена вышедших из строя рассеивателей и преломителей, измерение уровней освещения в установках наружного освещения, профилактические испытания электрического оборудования, проверка уровней напряжения в распределительных сетях и нагрузок по фазам, очистка опор наружного освещения от рекламных и прочих объявлений);

-          осуществление планово-предупредительных и текущих ремонтов в границах сетей системы наружного освещения (замена ламп и отражателей в открытых светильниках; ревизия и ремонт светильников, опор, кронштейнов, растяжек; окраска опор и кронштейнов; обеспечение работоспособности воздушных и кабельных сетей, устройств заземления, пунктов питания, устройств управления, их регулирование, проверка действия всех элементов, окончательная наладка и испытания);

        общий объем ремонтов не должен превышать 20% от общего объема электротехнического оборудования (осветительных приборов, приборов учета, средств управления и пр.), аппаратуры и средств защиты электрических сетей наружного освещения, общей протяженности сетей;

-          проведение периодических (не менее двух раз в месяц) и внеочередные осмотров/проверок для выявления дефектов установок наружного освещения;

        выявленные при проведении осмотров неисправности и повреждения записываются в журнал дефектов и неисправностей;

-          организация круглосуточного диспетчерского пункта со стационарной телефонной связью.

2.6.     Гарантийное обслуживание электрооборудования и сетей в границах системы наружного освещения:

-          производить осмотры (проверка состояния контактов контакторов и магнитных пускателей, целости и соответствия предохранителей, состояния заземлений, положения опор, степени загнивания деревянных опор, наличие трещин в ж/б опорах, наличие трещин и боя изоляторов, обрывов и оплавления проводов, состояния траверс и кронштейнов, отсутствие касания проводов ветвями деревьев, выявление не горящих светильников, проведение контрольных измерений нагрузок и напряжений, сопротивления изоляции) с ежемесячным представлением перечня выявленных и устраненных нарушений;

-          производить осмотры и ревизии пунктов питания (состояние контактов контакторов и магнитных пускателей, качество их зачистки при частичном подгорании или оплавлении, необходимость замены при сильном оплавлении; состояние других контактов, переключающих устройств, реле и др.; целость и соответствие плавких вставок предохранителей нагрузке защищаемых линий; состояние устройств заземления, исправность контактных соединений аппаратов, каркасов щитов или шкафов с магистралью заземления; состояние приборов расчетного учета расхода электроэнергии; состояние исполнительных пунктов системы централизованного телемеханического управления; состояние концевых разделок и отсутствие течи кабельной массы, наличие бирок; наличие схемы пункта питания и маркировок устройств и их соответствие реальному состоянию; состояние петель и замков пунктов питания; состояние окраски металлических частей шкафов пунктов питания и надписей) с ежемесячным представлением перечня выявленных и устраненных нарушений;

-          производить планово-предупредительные ремонты в объеме текущего ремонта (комплексная замена ламп, ревизия и ремонт светильников, опор, кронштейнов, воздушных и кабельных сетей, устройств заземления, пунктов питания, устройств управления, их регулирование, проверка действия всех элементов, окончательная наладка и испытания);

-          выполнять аварийные и заявочные ремонты светильников, кронштейнов, опор, воздушных и кабельных линий распределительных сетей наружного освещения;

-          обеспечивать обслуживание оборудования, включающего, отключающего и переключающего установки наружного освещения;

-          производить подключение дополнительных сетей наружного освещения.

2.7.     Мероприятия по оперативному и техническому обслуживанию:

-          оперативное управление (своевременное включение, отключение и переключение установок наружного освещения, прием заявок от абонентов, ведение оперативно-технической документации, подготовка рабочих мест для ведения ремонтов и т.п.);

-          осуществление подключения к электроустановкам на время проведения праздничных мероприятий в соответствии с постановлениями Администрации Солецкого муниципального района;

-          ликвидация аварий, включая замену поврежденных в результате дорожно-транспортных происшествий опор, аварийных опор в случае возникновения опасных условий для передвижения граждан или угрозы для бесперебойного и безопасного движения транспорта;

-          разработка и согласование суточного графика включения и отключения электросетей наружного освещения

        Методика и исходные данные для определения времени включения и отключения наружного освещения и составления графика работы установок наружного освещения населенных мест приведены в приложении № 14 Указаний по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, утвержденных и введенных в действие приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 12 мая 1988 года № 120,

-          профилактические испытания и измерения в соответствии с действующими правилами;

-          ведение технической документации (схемы, технические паспорта, планы-графики профилактических осмотров, ремонтов, испытаний и т.п.) с последующей передачей Заказчику;

-          технический контроль и надзор за работой и состоянием установок наружного освещения;

-          составление планов-графиков текущих ремонтов;

-          согласование технических проектов, земляных работ вблизи зон обслуживания сетей наружного освещения;

-          эскизирование трасс сетей наружного освещения с последующей передачей документации Заказчику;

-          составление и ведение паспортов на линии наружного освещения с указанием их характеристик и перечнем выполненных работ;

-          мероприятия по технике безопасности и противопожарной безопасности;

-          работа с персоналом, обслуживающим сети наружного освещения (специальная подготовка, прием экзаменов, проведение инструктажей и тренировок, составление инструкций, медицинское освидетельствование персонала, проверка защитных средств);

-          проверка соблюдения порядка работы с грузоподъемными механизмами в соответствии с действующим законодательством.

2.8.     Выполнение мероприятий по энергосбережению:

-          еженедельно представлять перечень несанкционированных подключений к сетям наружного освещения.

2.9.     Выполнение мероприятий по охране окружающей среды:

-          сбор вышедших из строя газоразрядных ламп, содержащих ртуть, – ДРЛ, светодиодных светильников ДКУ и других, введение отчетности бригад за сдачу сменяемых в установках наружного освещения указанных ламп;

-          хранение вышедших из строя ламп в специально отведенных для этой цели помещениях и вывоз их на специализированные предприятия для утилизации или на специальные свалки для захоронения;

-          вывоз указанных типов ламп, содержащих ртуть, на городские свалки, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы строго запрещается.

2.10.  Контроль качества наружного освещения осуществляется Подрядчиком совместно с Заказчиком визуально при проведении периодических осмотров сетей:

- плановых – проводимых не реже 2 раз в месяц;

- внеплановых – по мере необходимости в аварийных ситуациях.

По результатам проведенных осмотров составляется акт о выявленных недостатках, дефектах и повреждениях, которые должны устраняться Подрядчиком в течение 5 суток с момента выявления.

 

Согласно части 1 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

Согласно части 1 статьи 721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Согласно статье 722 ГК РФ, в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).

Работы и услуги, перечисленные в составе вышеуказанных мероприятий, не являются однородными, представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых свой круг потенциальных участников.

Расходы на выполнение работ (услуг) по содержанию и обслуживанию системы наружного освещения и оперативно-диспетчерскому управлению технологическими процессами не учитывались заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Из Приложения  № 11 к Проекту контракта следует, что «гарантийное обслуживание» представляет собой самостоятельный вид работ по содержанию и обслуживанию инженерных систем наружного освещения и оперативно-диспетчерского управления технологическими процессами в электрических сетях наружного освящения.

При формировании конкурсной заявки потенциальному участинику невозможно корректно рассчитать ценовое предложение с учетом расходов на выполнение работ по содержанию и обслуживанию всего электрического хозяйства Солецкого городского поселения.

В Приложении № 11 к Проекту контракта были установлены требования к выполнению определённого объёма работ, а не только к «условиям выполнения работ».

Указанное свидетельствует о том, что, по существу, в проект муниципального контракта Заказчиком были включены требования к выполнению работ, не являющихся энергосервисными мероприятиями.

Согласно положениям ГК РФ о гарантийных обязательствах, гарантия предоставляется исключительно на тот товар, работу, который поставляется продавцом, в рассматриваемом случае – потенциальным исполнителем энергосервисных мероприятий, а не любой иной товар, результат работ, находящийся у покупателя (приобретателя услуг, мероприятий), и не ранее передачи такого товара, результата работы, заказчику. Иное толкование противоречит гражданско-правовой природе гарантийных обязательств.

Предметом Конкурса, согласно наименованию закупочной процедуры, является право заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (оказание услуг), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Солецкого городского поселения.

Между тем, анализ положений Конкурсной  документации указывает на то, что условиями документации предусматривается также выполнение работ по эксплуатации электрооборудования и сетей наружного освещения в Солецком городском поселении; выполнение работ по оперативно-диспетчерскому управлению технологическими процессами в электрических сетях и содержанию щитов наружного освещения в трансформаторных подстанциях в Солецком городском поселении. 

Особенности заключения отдельных видов закупок предусмотрены главой 7 Закона о контрактной системе.

К отдельным видам закупок, в силу ст. 108 Закона о контрактной системе, отнесено заключение энергосервисных контрактов.

Согласно части 1 вышеуказанной статьи, в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ).

Согласно пунктам 3, 4 статьи 2 Закона № 261-ФЗ,

энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, энергосервисный контракт должен иметь своей целью уменьшение объема используемой электрической энергии при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объёма оказанных услуг; повышать отношение полезного эффекта от использования электрической энергии к затратам электрической энергии, произведенным в целях получения такого эффекта.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, Закона 261-ФЗ предметом энергосервисных контрактов является исключительно совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.

При этом, действующим законодательством установлены следующие особенности осуществления закупок в целях заключения энергосервисных контрактов.

Часть 1 статьи 72 БК РФ устанавливает, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно общему правилу, установленному в части 2 статьи 72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно абз. 5 части 3 статьи 72 БК РФ, государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Таким образом, по общему правилу муниципальные контракты муниципальными заказчиками не могут быть заключены на срок, превышающий срок установления лимитов бюджетных обязательств.

Администрация является юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств, имеет лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств, гербовую печать, штамп, бланки со своим наименованием.

Лишь в исключительных случаях, к коим отнесены случаи заключения энергосервисных контрактов, срок действия контракта может быть более длительным и превышать срок действия утверждённых лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, к особенностям энергосервисных контрактов, в силу положений БК РФ и Закона о контрактной системе, надлежит отнести особый, более длительный срок, на который заключается государственный/муниципальный контракт.

Согласно проекту государственного контракта, по результатам рассматриваемого Конкурса муниципальный контракт заключается сроком на 5 лет.

Как указывалось, по общему правилу муниципальный контракт не может быть заключен на срок более трёх лет, соответственно, заключение «смешанного» контракта по правилам, применимым для энергосервисного контракта, в рассматриваемом случае на длительную перспективу повлечёт возможность непроведения соответствующих торгов.

Как указал Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Подобная возможность непроведения торгов явилась следствием объединения в один лот энергосервисных и иных работ.

В силу части 3 ст. 108 Закона о контрактной системе предусмотрен особый порядок определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта.

Таким образом, к особенностям энергосервисных контрактов, в силу вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, надлежит отнести особый порядок определения НМЦК.

В данной связи необходимо отметить, что согласно Конкурсной документации, НМЦК определена заказчиком в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе, то есть, в порядке, предусмотренном для энергосервисных контрактов.

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является одним из способов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком.

В силу ч. 6 обозначенной статьи данный способ является приоритетным, использование иных методов допускается лишь для определённых, указанных в данном законе обстоятельств. Таким образом, по общему правилу начальная (максимальная) цена контракта должна быть обоснована методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Данное требование выполнялось заказчиком для всех аукционов за последние 3 года, предметом которых являлось:

- выполнение работ по оперативно-диспетчерскому управлению технологическими процессами в электрических сетях и содержанию щитов наружного освещения в трансформаторных подстанциях в Солецком городском поселении,

-          выполнение работ по эксплуатации электрооборудования и сетей наружного освещения в Солецком городском поселении.

В данных аукционах начальная (максимальная) цена контракта была обоснована методом анализа рынка.

Между тем, в Конкурсе, предмет которого включал в себя, помимо энергосервисных мероприятий, оказание вышеуказанных работ (услуг), цена сформирована в порядке, предусмотренном исключительно для энергосервисных контрактов.

При таких обстоятельствах часть товаров (работ, услуг) фактически должны предоставляться исполнителем (потенциальным победителем Конкурса) безвозмездно, что недопустимо.

В силу абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ, коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.

Императивное, включенное в обязательства поставщика безвозмездное выполнение части работ (услуг) по муниципальному контракту противоречит природе предпринимательской деятельности и ограничивает возможность участия коммерческих организаций в рассматриваемых торгах.

В данном случае следует особо подчеркнуть, что проведение торгов в смысле антимонопольных требований и запретов начинается с прозрачного, открытого и понятного с точки зрения задач, целей и принципов закупочной деятельности формирования начальной цены; такое формирование выступает первым и одним из важнейших этапов торгов; от его эффективности и результативности зависит круг потенциальных и фактических участников торгов.

Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности отражена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.10.2018 по делу № А21-595/2019.

Подобное обоснование НМЦК явилось следствием объединения в один лот энергосервисных и иных работ.

Таким образом, обоснование НМЦК, не включающее часть работ по муниципальному контракту, не может являться надлежащим и свидетельствует о возложении на потенциальных победителей обязанностей по безвозмездному выполнению ряда работ по контракту. Вышеуказанное ограничивает круг потенциальных и фактических участников торгов, в том числе коммерческих организаций, целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Антимонопольные требования к торгам определены статьей 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

На основании совокупности вышеуказанных обстоятельств Новгородское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков нарушения частей 2, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации Солецкого муниципального округа.

На основании изложенного издан приказ Управления от 31.12.2020 № 158/2020 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Солецкого муниципального округа по  признакам нарушения частей 2, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

(Решением Думы Солецкого муниципального округа от 21.09.2020 установлено, что Администрация Солецкого муниципального округа Новгородской области является правопреемником  администрации Солецкого муниципального района (далее - Администрация муниципального округа, муниципальный заказчик).

Из письменных пояснений Администрации муниципального округа (вх. № 630 от 09.02.2021 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что Администрация муниципального округа возражает на жалобу участника закупки - АО «СкайТранс» на действия муниципального заказчика - Администрации муниципального округа при осуществлении закупки путем про ведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Солецкого городского поселения, размещенной 10 сентября 2020 года (извещение № 0350300015220000075) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернег» по адресу: www.zakupki.gov.ru.» (далее - официальный сайт) по следующим основаниям:

Пунктом 16 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), указанных в Приложении № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (Контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)», установлено, что на Заказчика могут быть возложены обязанности по надлежащему содержанию и обслуживанию объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, в отношении которого осуществляется мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий, а также оборудования, установленного в ходе про ведения указанных мероприятий.

Администрация муниципального округа хочет получить гарантию по качеству выполняемых работ и качеству применяемых оборудования и материалов. Поэтому пунктом 9.3 проекта энергосервисного контракта предусмотрено, что именно Подрядчик выполняет гарантийное обслуживание Объекта энергосервиса до окончания действия контракта. Данный пункт обязывает Подрядчика качественно выполнять работы и устанавливать качественное оборудование, ведь чем лучше будут проведены работы по замене светильников и чем качественнее будет при обретенное оборудование, тем меньше денежных средств придется тратить Подрядчику на устранение недостатков и на замену вышедшего из строя установленного оборудования.

Кроме того, любой желающий участвовать в закупках первоначально должен ознакомиться с аукционной, конкурсной или котировочной документацией. Подача заявок на участие в закупке автоматически подтверждает согласие участника на условия закупки. Таким образом, ООО «ВЭСКК», подав заявку на участие в открытом конкурсе и став победителем закупки, согласилось с условиями, указанными в конкурсной документации и в энергосервисном контракте.

11.02.2021 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представители Администрация муниципального округа поддержали доводы письменных пояснений Администрация муниципального округа в полном объеме.

Также, представители Администрации муниципального округа пояснили, что пунктом 9.3 проекта энергосервисного контракта подразумевалось, что подрядчик должен осуществлять гарантийное обслуживание только оборудования, установленного в ходе исполнения энергосервисного договора (Контракта).

Доводы Администрации муниципального округа Комиссия считает несостоятельными в силу того, что в случае заключения энергосервисного договора (Контракта) и в ходе его исполнения на исполнителя возлагается обязанность по осуществлению энергосервисного и гарантийного обслуживания не только оборудования, установленного в ходе исполнения энергосервисного договора (Контракта), но и всего уже действовавшего до заключения энергосервисного договора (Контракта)  энергосервисного обслуживания комплекса объектов уличного освещения на территории Солецкого городского поселения на безвозмездной основе, что повлечет за собой необоснованные дополнительные издержки у хозяйствующего субъекта и ущемление его экономических интересов со стороны заказчика.

Однако, при формировании своих возражений муниципальный заказчик не учел запретов и ограничений, предусмотренных антимонопольным законодательством, а именно, положений частей 2, 3  статьи 17 Закона о защите конкуренции. В соответствие с требованиями указанной статьи Администрация муниципального округа должна была провести как минимум 2 конкурсные процедуры: одну – на энергосервисный контракт; вторую – на обслуживание сети наружного наблюдения, что позволило бы обеспечить хозяйствующим субъектам - участникам обоих рынков доступ к указанным торгам и не ограничивать конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.                                                                                                Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 053/01/17-9/2021 было отложено (определение об отложении рассмотрения дела № 053/01/17-9/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 11.02.2021).

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о конкуренции лицам, участвующим в деле было предложено представить Комиссии пояснения, доказательства,  доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. 

На заседание Комиссии Новгородского УФАС России 03.03.2021 представители Администрации Солецкого муниципального округа не явились. О дате и времени рассмотрения дела № 053/01/17-9/2021 Администрация Солецкого муниципального округа была уведомлена должным образом.

Каких либо пояснений, доказательств,  доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от Администрации Солецкого муниципального округа в Управление не поступало.

На заседание Комиссии Новгородского УФАС России 03.03.2021 представители АО «СкайТранс» не явились. О дате и времени рассмотрения дела № 053/01/17-9/2021 АО «СкайТранс» было уведомлено должным образом.

Каких либо пояснений, доказательств,  доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от АО «СкайТранс» в Управление не поступало.

Исследовав материалы дела и оценив, доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Управлением проведено исследование состояния конкуренции на рынке  оказания услуг по осуществлению энергосервисного обслуживания объектов уличного освещения  на территории Российской Федерации, в том числе на территории Новгородской области в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведенного исследования Управлением сделан вывод о том, что рынок оказания услуг по осуществлению энергосервисного обслуживания объектов уличного освещения  на территории Российской Федерации, в том числе  на территории Новгородской области является конкурентным, с большим количеством участников уже оказывающих услуги на рассматриваемом  рынке и/или потенциальных участников, которые могли бы оказывать услуги на рассматриваемом рынке в случае победы в торгах на право оказания услуг по осуществлению энергосервисного обслуживания объектов уличного освещения.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, иные хозяйствующие субъекты, которые смогли бы оказать услуги по осуществлению энергосервисного обслуживания объектов уличного освещения  на территории Солецкого городского поселения были лишены возможности оказать услуги по осуществлению энергосервисного обслуживания объектов уличного освещения на территории Солецкого городского поселения, в силу того, что лоты торгов были сформированы таким образом, что они входили в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, и не обеспечивали соблюдение гарантий потенциальным участникам торгов по реализации их права на участие в торгах, что могло привести к сокращению числа потенциальных хозяйствующих субъектов, желающих оказать услуги по осуществлению энергосервисного обслуживания объектов уличного освещения  на территории Солецкого городского поселения. Данное обстоятельство является признаком ограничения конкуренции в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Факт нарушения Администрацией муниципального округа требований антимонопольного законодательства подтверждается материалами дела.

Таким образом, при осуществлении вышеуказанной закупке в действиях Администрации муниципального округа, выразившихся во включении в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений, содержится нарушение частей 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

                                                    РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Солецкого муниципального округа Новгородской области (место нахождения: пл. Победы, д. 3, г. Сольцы, Новгородская область, 175040, ИНН 5315006132, ОГРН 1205300004986) нарушившей части 2 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с заключением муниципального энергосервисного контракта на момент окончания рассмотрения дела предписание Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области не выдавать.

 

Председатель Комиссии:                                                                             <В…>

Члены Комиссии:                                                                                       <П…>

                                                                                                                      <А…>

  

    Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

    Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны