Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы участника размеще... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов

2 декабря 2010 года                                                                     Великий Новгород

Исходящий № 5120/03 от 07.12.2010

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

<….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

<….> – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

<….> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления, 

в присутствии представителей:

- государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – начальника отдела нормативно-правового регулирования комитета <…> (доверенность исх. № <…> от 02.12.2010);

- уполномоченного органа – Комитета по управлению государственным имуществом области – ведущего специалиста-эксперта управления по земельным ресурсам, учету, управлению и распоряжению государственным имуществом комитета <….> (доверенность исх. № <…> от 01.11.2010);

- участник размещения заказа (податель жалобы) – Муниципальное медицинское учреждение «Новгородский детский санаторий «Ромашка» – о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен и заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя (исх. № 58 от 01.12.2010), которое удовлетворено,

рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Муниципального медицинского учреждения «Новгородский детский санаторий «Ромашка» (далее – ММУ «Детский санаторий «Ромашка») – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание санаторно-курортных услуг детям для государственных нужд Новгородской области, конкурсная документация по проведению которого была размещена на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.goszakaz.admreg.nov.ru 05.10.2010, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. В соответствии с пунктом 4 раздела I Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В соответствии с пунктом 45 приложения «Перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» к Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденному приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (сокращенное наименование – Новгородское УФАС России) является территориальным органом ФАС России.

В соответствии с частью 5 статьи 57 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

26 ноября 2010 года в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника размещения заказа – ММУ «Детский санаторий «Ромашка» – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание санаторно-курортных услуг детям для государственных нужд Новгородской области, конкурсная документация по проведению которого была размещена на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.goszakaz.admreg.nov.ru 05.10.2010 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о размещении заказов и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов государственному заказчику – Комитету по охране здоровья населения области, уполномоченному органу – Комитету по управлению государственным имуществом области – и его конкурсной комиссии были направлены требования о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу (исх. № 4965/03 от 26.11.2010, исх. № 4966/03 от 26.11.2010 Новгородского УФАС России), которые государственным заказчиком, уполномоченным органом и его конкурсной комиссией исполнены, размещение государственного заказа приостановлено, государственный контракт не заключен.

Из Жалобы следует, что конкурсная документация по проведению рассматриваемого открытого конкурса составлена с нарушениями требований Закона о размещении заказов, поскольку не содержит обязательных требований к качеству и безопасности услуг, являющихся предметом конкурса.

Так, в соответствии с пунктом 3.1 конкурсной документации предметом открытого конкурса является оказание санаторно-курортных услуг детям от 3 до 7 лет, в том числе доставка детей из Великого Новгорода до места нахождения санаторно-курортного учреждения и обратно.

Однако, учитывая, что санаторно-курортные услуги оказываются детям от 3 до 7 лет, исполнителем должны соблюдаться определенные требования к их перевозке.

В частности, в соответствии с пунктом 22.6 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, при организованной перевозке детей с ними должен находиться взрослый сопровождающий (сопровождающие).

Согласно пункту 5.20 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. Одновременно, в соответствии с пунктом 5.19 указанного Положения об организации перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами.

Также в соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденных Роспотребнадзором и МВД РФ 21.09.2006, организованные группы детей, находящиеся в пути следования более трех часов, обеспечиваются наборами пищевых продуктов (сухими пайками) с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ в установленном порядке, а также во время движения должно быть предусмотрено соблюдение питьевого режима в соответствии с действующим санитарным законодательством.

Одновременно, организовать массовую перевозку детей иным видом транспорта проблематично в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 № 31, группы детей для перевозки их железнодорожным транспортом формируются из детей не младше 7 лет, в то время как в соответствии с условиями проводимого конкурса перевозке подлежат дети от 3 до 7 лет.

В то же время, согласно пункту 30 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений.

Таким образом, в конкурсной документации не содержится вышеперечисленных обязательных требований к качеству и безопасности доставки детей как к составляющей части оказания санаторно-курортных услуг, а также ссылок на указанные нормативные акты, в соответствии с которыми должны оказываться услуги.

На основании вышеизложенного ММУ «Детский санаторий «Ромашка» просит обязать государственного заказчика – Комитет по охране здоровья населения области – внести изменения в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание санаторно-курортных услуг детям для государственных нужд Новгородской области в части установления обязательных требований к качеству и безопасности оказываемых услуг.

Государственный заказчик – Комитет по охране здоровья населения области – считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 6623 от 29.11.2010), суть которых сводится к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к качеству и безопасности услуг, установленные заказчиком.

Тем не менее, исходя из положений Гражданского кодекса РФ, при исполнении обязательств должны соблюдаться не только требования, содержащиеся в конкретном договоре, то есть в данном случае установленные заказчиком путем внесения их в конкурсную документацию и проект государственного контракта, но и требования, предусмотренные действующим законодательством.

Так, конкурсная документация содержит указание на соответствие оказываемых услуг стандартам санаторно-курортной помощи, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Однако услуги включают в себя, в том числе, доставку детей, которая на основании норм Гражданского кодекса РФ должна производиться в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства  и  требованиями  закона,  иных  правовых  актов,  а  при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Одновременно, согласно статье 783 Гражданского кодекса РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 – 729 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с частью 1 статьи 721 Гражданского кодекса РФ, которая также применяется к правоотношениям, возникающим в процессе возмездного оказания услуг, качество работы должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Согласно части 2 указанной статьи, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к выполняемой работе подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

Таким образом, отсутствие в конкурсной документации исчерпывающего перечня требований к качеству и безопасности оказания услуг не освобождает исполнителя от соблюдения требований, предусмотренных в нормативных правовых актах, указанных в жалобе ММУ «Детский санаторий «Ромашка», и не является нарушением части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.

На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – устно поддержала доводы, изложенные в возражениях на нее, в полном объеме.

Уполномоченный орган – Комитет по управлению государственным имуществом области – представил отзыв на Жалобу (исх. № 11158 от 01.12.2010), в котором указывает, что обязанность по разработке с учетом требований законодательства и утверждению конкурсной документации возлагается на государственного заказчика.

На рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа – Комитета по управлению государственным имуществом области – устно пояснила, что согласна с доводами Жалобы и считает необходимым внести к конкурную документацию соответствующие изменения.

В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путем проведения открытого конкурса.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов Комитет по охране здоровья населения области выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд за счет бюджетных средств, поскольку является органом государственной власти.

В октябре-декабре 2010 года уполномоченным органом – Комитетом по управлению государственным имуществом области – по заявке государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области (исх. № 4871 от 08.09.2010) – проводилось размещение государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание санаторно-курортных услуг детям для государственных нужд Новгородской области.

Конкурсная документация по проведению рассматриваемого открытого конкурса была утверждена председателем Комитета по охране здоровья населения области <…> и размещена на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.goszakaz.admreg.nov.ru 05.10.2010.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно пункту 3.1 конкурсной документации по проведению рассматриваемого открытого конкурса предметом открытого конкурса является право заключения государственного контракта на оказание санаторно-курортных услуг детям от 3 до 7 лет по педиатрии (74 путевки). При этом данные услуги включают в себя, в том числе, «доставку детей из Великого Новгорода до места нахождения санаторно-курортного учреждения и обратно».

Каких-либо требований к качеству и (или) безопасности услуги по доставке детей из Великого Новгорода до места нахождения санаторно-курортного учреждения и обратно, которая входит в предмет рассматриваемого открытого конкурса, иных показателей, связанных с определением соответствия данной услуги потребностям заказчика, в конкурсной документации не установлено.

Между тем, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, часть из которых (относительно перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом) перечислены в Жалобе, установлены обязательные требования к качеству и безопасности перевозок детей различными видами транспорта.

Учитывая, что в данном случае в предмет рассматриваемого открытого конкурса входит услуга по доставке (перевозке) детей от 3 до 7 лет до места нахождения санаторно-курортного учреждения и обратно, установление в конкурсной документации требований действующего законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности жизни, здоровья и благополучия детей при их перевозке различными видами транспорта, безусловно соответствует потребностям государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области.

Таким образом, в конкурсной документации по проведению рассматриваемого открытого конкурса должны были быть установлены требования к качеству и безопасности услуги по доставке (перевозке) детей из Великого Новгорода до места нахождения санаторно-курортного учреждения и обратно в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации в данной сфере. Однако указанные требования в конкурсной документации отсутствуют.

Из вышеизложенного следует, что в действиях государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – содержится нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в неуказании в конкурсной документации необходимых и достаточных требований к качеству и безопасности оказываемых услуг, соответствующих потребностям заказчика.  

При этом доводы государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – о том, что отсутствие в конкурсной документации соответствующих требований к качеству и безопасности услуг по перевозке детей не имеет значения, поскольку, исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, услуги все равно должны быть оказаны с соблюдением требований закона, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов соответствующие потребностям заказчика требования к услугам в любом случае должны быть указаны в конкурсной документации.

Если заявка на участие в конкурсе, поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых услугах, которые не соответствуют каким-либо требованиям и показателям, установленным в конкурсной документации, либо вообще не содержит таких сведений, такая заявка отклоняется конкурсной комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе как несоответствующая требованиям конкурсной документации.

Таким образом, установленная нормами гражданского законодательства обязанность надлежащего исполнения сторонами по договору обязательств в соответствии с требованиями закона не отменяет установленной специальными нормами Закона о размещении заказов обязанности государственного заказчика по установлению в конкурсной документации соответствующих требований к услугам.

Кроме того, соблюдение требований, названных в приведенных в Жалобе правовых актах, является существенным условием договора (контракта), заключаемого по результатам проведения конкурса, по которому между сторонами должно быть достигнуто соглашение, что также обуславливает необходимость установления данных требований и их соблюдения как в конкурсной документации, так и непосредственно в проекте контракта. 

Руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, статьей 22, статьей 57, частями 4, 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника размещения заказа – Муниципального медицинского учреждения «Новгородский детский санаторий «Ромашка» – на действия государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание санаторно-курортных услуг детям для государственных нужд Новгородской области, конкурсная документация по проведению которого была размещена на официальном сайте Новгородской области для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.goszakaz.admreg.nov.ru  05.10.2010, обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области – нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.

3. Выдать государственному заказчику – Комитету по охране здоровья населения области – обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.

4. Выдать уполномоченному органу – Комитету по управлению государственным имуществом области – обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.

5. Выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа – Комитета по управлению государственным имуществом области – обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.

6. Направить материалы жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Комитета по охране здоровья населения области. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны