Решение №6527/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-569/2020 по результатам рассмотрения жал... от 9 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МБУ

«Солецкое городское хозяйство»

 

ул. Ленина, д. 21,

г. Сольцы, Новгородская обл.,

175040

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,

д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Монолит»

 

шоссе Фрезер, д. 5/1,

Э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15,

г. Москва, 109202

 

 

Исходящие № 6527/03 от 09.11.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-569/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

03 ноября 2020 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Солецкое городское хозяйство» …..

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» – о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен, на заседание Комиссии представители не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1,Э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15; далее – ООО «Монолит») на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Солецкое городское хозяйство» (далее – МБУ «Солецкое городское хозяйство») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции набережной 7 Ноября в городе Сольцы Новгородской области, извещение № 0350300040820000003 о проведении которого в редакции №ИИ2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.10.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.10.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Монолит» на действия заказчика – МБУ «Солецкое городское хозяйство» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции набережной 7 Ноября в городе Сольцы Новгородской области, извещение № 0350300040820000003 о проведении которого в редакции №ИИ2 было размещено на официальном сайте 22.10.2020 (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) –  31 349 200,00 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. В извещении о проведении рассматриваемой закупки заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам аукциона о наличии  опыта выполнения работ по предмету закупки в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

2. При НМЦК более 20 млн. руб. заказчиком неправомерно установлено ограничение о проведении закупки исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

3. В нарушение требований части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта заказчиком установлена обязанность подрядчика по предоставлению сведений о субподрядчиках, привлекаемых к выполнению работ.

На основании вышеизложенного, ООО «Монолит» просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Заказчик – МБУ «Солецкое городское хозяйство» письменных возражений на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представители заказчика частично признали обоснованность ее доводов.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В течение октября-ноября 2020 года заказчиком – МБУ «Солецкое городское хозяйство» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции набережной 7 Ноября в городе Сольцы Новгородской области.

Документация об электронном аукционе в последней редакции утверждена ….. 22.10.2020 (далее - Документация).

Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении № 99.

Как следует из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 9.4 Документации заказчиком к участникам рассматриваемой закупки предъявлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

В частности, пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99 предъявляются дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Так, согласно пункту 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99, при выполнении работ построительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

Исходя из объекта рассматриваемой закупки (реконструкция линейного объекта), а также величины НМЦК (31 349 200,00 руб.), предусмотренные пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99 дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки МБУ «Солецкое городское хозяйство» в Документации в данном случае установлены правомерно.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, среди прочего указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

22.10.2020 заказчиком – МБУ «Солецкое городское хозяйство» на основании Документации и путем использования средств официального сайта было сформировано извещение о проведении настоящего электронного аукциона.

Однако такое извещение, сформированное средствами официального сайта, не содержит информации о предъявленных в рамках части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренных пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУ «Солецкое городское хозяйство»  содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении при формировании извещения о проведении электронного аукциона на официальном сайте дополнительных требований к участникам закупки о необходимости наличия у них опыта выполнения работ, предусмотренного пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Вышеуказанное нарушение законодательства о контрактной системе, установленное в действиях заказчика, является грубым и может существенно повлиять на результаты закупки, а именно привести к ненаправлению оператором электронной площадки заказчику путем использования программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе одновременно со вторыми частями заявок на участие в настоящем электронном аукционе электронных документов (их копий), подтверждающих соответствие участников электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Данное нарушение Закона о контрактной системе указывает на наличие в действиях должностного лица заказчика, ответственного за размещение на официальном сайте информации об осуществлении рассматриваемой закупки (сформированного средствами официального сайта извещения о проведении электронного аукциона), признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организации в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В пункте 11.1 извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона установлено, что участниками рассматриваемой закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Аналогичное ограничение установлено заказчиком в пункте 6.1 Документации.

При этом согласно пункту 4.1 Документации НМЦК составляет 31 349 200,00 руб.

 Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки превышает предел, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе (двадцать миллионов рублей), при превышении которого в извещениях и документации об осуществлении закупок не допускается устанавливать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МБУ «Солецкое городское хозяйство» содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении при проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей двадцать миллионов рублей, ограничения для участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

В данной части Жалоба также обоснованна.

2. Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 указанный размер НМЦК установлен в виде 100 млн. руб. при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Вместе с тем, действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит положений, запрещающих указание заказчиком в проекте контракта обязанности подрядчика по предоставлению информации о своих субподрядчиках, привлекаемых к исполнению контракта, при меньшем размере НМЦК.

Данное положение проекта контракта не устанавливает необоснованных препятствий для участия в торгах и не ограничивает круг участников закупки.

Доказательств обратного податель Жалобы не привел.

Учитывая изложенное, в данной части Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании  пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

В данном случае в состав Документации включена проектная документация на выполнение работ по реконструкции набережной 7 Ноября в городе Сольцы Новгородской области.

Согласно пункту  11.3 Документации дата и время окончания срока подачи заявок – 30.10.2020 в 09 часов 00 минут.

Таким образом, электронный аукцион должен был быть назначен на 13 часов 00 минут 30.10.2020.

Между тем,  согласно пункту 11.5 Документации дата проведения электронного аукциона – 02.11.2020.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУ «Солецкое городское хозяйство» содержится нарушение части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей даты проведения электронного аукциона.

Данные нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего документацию об электронном аукционе, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

Исходя из величины начальной (максимальной) цены контракта (более 20 000 000 рублей) участниками рассматриваемой закупки могли быть не только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, но и не относящиеся к данной категории лица.

Однако реализовать данное право на участие в электроном аукционе указанные лица не могли вследствие неправомерно установленного заказчиком ограничения.

Неустановление в извещении необходимых дополнительных требований о наличии опыта участников закупки делает невозможным надлежащее рассмотрение их заявок на участие в аукционе на предмет соответствия таким требованиям и подведение итогов закупки.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования торгов.

 

Руководствуясь статьями 30, 31, 34, 63, 64, 68, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1,Э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15) на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Солецкое городское хозяйство» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции набережной 7 Ноября в городе Сольцы Новгородской области, извещение № 0350300040820000003 о проведении которого в редакции №ИИ2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.10.2020, частично обоснованной в части доводов жалобы № 1 и № 2.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Солецкое городское хозяйство» нарушения пункта 1 части 1 статьи 30, части 5 статьи 31, части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному бюджетному учреждению «Солецкое городское хозяйство», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Солецкое городское хозяйство».

 

 

Председатель Комиссии    

 

  

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны