Решение №85/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-3/2023 по результатам рассмотрения жалоб... от 13 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Новгородской области

 

ул. Октябрьская, д. 12/1,

г. Великий Новгород, 173015

e-mail: kapit@tfomsno.ru

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Компьютерный Лекарь и Технологии»

 

ул. Галущака, д. 11, помещ. IV,

г. Новосибирск, Новосибирская область, 630049

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/14-3/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

10 января 2023 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

… – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

... – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

.... – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в отсутствии представителей:

государственного заказчика – Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области надлежащим образом, уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своих представителей,

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Компьютерный Лекарь и Технологии», надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Компьютерный Лекарь и Технологии» (630049, Новосибирская область, г. Новоросибирск, ул. Галущака, 11, помещ. IV, далее – ООО «Комплехтек») на действия государственного заказчика – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области (173015, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.12/1; далее – ТФОМС НО) при осуществлении им закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку системного блока, извещение № 0250200000122000060 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 21.12.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.12.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Комплехтек» на действия государственного заказчика – ТФОМС НО при осуществлении им закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку системного блока, извещение № 0250200000122000060 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.12.2022 (вх. № 7072 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Государственным заказчиком в извещении о проведении настоящего запроса котировок в электронной форме (далее – Извещение) установлен запрет на допуск отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление  616).

Податель Жалобы считает установление запрета неправомерным по следующим основаниям.

Объект закупки – системный блок относится к группе товаров 26.20.15.000 и входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Однако в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Постановления 616 установлено обстоятельство неприменения запрета: закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 000 рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 000 000 рублей.

Исходя из расчета начальной максимальной цены контракта стоимость одной единицы товара не превышает 300 000 рублей, а суммарная стоимость менее 1 000 000 рублей.

Данные обстоятельства послужили причиной возврата оператором электронной площадки заявки подателю Жалобы на основании подпункта «д» пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе (указание иностранного государства в качестве страны происхождения товара в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Согласно представленным ТФОМС НО возражениям на Жалобу (вх. № 23 от 10.01.2023 Новгородского УФАС России) с ее доводами государственный заказчик  не согласен и считает их  необоснованными по следующему основанию.

При заполнении раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме государственным заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров из иностранных государств, предусмотренный Постановлением № 616. Обстоятельства, допускающие исключения из установленных запретов или ограничений, государственным заказчиком не заполнялись, поскольку они предусмотрены Постановлением № 616. Также сообщает, что 28.12.2022 рассматриваемая закупка была отменена комиссией государственного заказчика.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В декабре 2022 года государственным заказчиком – ТФОМС НО осуществлялась закупка путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку системного блока, (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 101 500 рублей).

Извещение было утверждено заместителем директора ТФОМС НО … 21.12.2022.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в случае, если действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлены запреты или ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, заказчик обязан предусмотреть в извещении и документации о закупке указанные запреты или ограничения.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 616, такой запрет действует в отношении промышленных товаров, указанных в перечне.

Подпунктом «б» пункта 3 Постановления № 616 установлено, что указанный в пункте 1 настоящего постановления запрет не применяется в случае, закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19-21, 28, 50, 142 и 145 перечня).

Согласно Извещению предметом поставки является одна единица товара - системный блок, включенный в пункт 27 перечня Постановления № 616 – 26.20.15 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных» запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 101500 рублей.

Таким образом, запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в рассматриваемой закупке установлению государственным заказчиком не подлежал.

Неправомерное установление запрета, предусмотренного Постановлением                  № 616 привело к возврату ООО «Комплехтек» оператором электронной площадки поданной заявки.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – ТФОМС содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.

Таким образом, Жалоба является обоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной  и достоверной.

1.1. Согласно пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б»-«г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции)

Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, государственный заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.

В  Извещении государственным заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – поставка системного блока в соответствии с позицией КТРУ 26.20.15.000-00000028 (включена в каталог 25.07.2022, обязательна к применению 24.08.2022).

Описание объекта закупки установлено государственным заказчиком в Приложении № 3 к Извещению «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание) (далее – Приложение № 3). Однако согласно Приложению N 3, государственным заказчиком товар закупается в соответствии с позицией КТРУ 26.20.15.000-00000001 Системный блок (включена в каталог 25.07.2022, обязательна к применению с 24.08.2022), что не соответствует информации о применении КТРУ, указанной в Извещении.

При этом по характеристике «Скорость передачи данных накопителя SSD при чтении» в товаре с КТРУ 26.20.15.000-00000001  установлено значение: «≥ 300 и ≤ 3000 Мбайт/с», в товаре с КТРУ 26.20.15.000-00000028 установлено значение: « ≤ 3500 Мбайт/с».

Установление двух разных позиций КТРУ в Извещении и в Приложении № 3 с различными значениями одной характеристики указанных товаров, вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет установить действительные потребности государственного заказчика.

Таким образом, в действиях государственного заказчика - ТФОМС НО содержатся нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в Извещении, вышеуказанной недостоверной информации.

1.2. Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как установлено выше, Извещение со стороны государственного заказчика было утверждено 21.12.2022.

Необходимо отметить, что с 01.07.2022 вступила в силу часть 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, устанавливающая действующий с указанной даты новый порядок одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика.

Так, согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Также с 01.07.2022 вступила в силу часть 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, устанавливающая действующий с указанной даты новый порядок одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, по состоянию на дату утверждения Извещения заказчиком и объявления рассматриваемой закупки (после 01.07.2022) порядок одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика/поставщика (подрядчика, исполнителя) должен быть установлен именно частями 12.1, 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Проект контракта является Приложением № 4 к Извещению.

Однако в Проекте контракта такой порядок заказчиком был приведен в ненадлежащем виде.

Так, пунктом 4.1.4. Проекта контракта в обязанности поставщика вменено следующее:

«В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику».

Пунктом 4.3.3 Проекта контракта в обязанности заказчика вменено следующее:

«В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить его в единой информационной системе в сфере закупок и направить Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику».

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ТФОМС НО содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Проекте контракта вышеуказанной недостоверной информации.

1.3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Извещение содержит раздел «Обеспечение исполнения контракта», в котором установлены размер (50 % от цены контракта) и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.

При этом пунктом 7.1. раздела VII Проекта контракта «Обеспечение исполнения Контракта» предусмотрено, что обеспечение исполнения Контракта не устанавливается.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ТФОМС НО содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Извещении и Проекте контракта вышеуказанной недостоверной информации.

2. В силу положений части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Извещения (21.12.2022) часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе действует в редакции Федерального закона ФЗ № 109-ФЗ.

Вместе с тем, требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, установлено государтсвенным заказчиком в Извещении в ранее действовавшей и утратившей силу редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно Извещению «В независимую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ТФОМС НО содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной систем контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Проект контракта является Приложением № 4 к Извещению.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила определения размера штрафа).

Пунктом 3 Правил определения размера штрафа установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

В соответствии с пунктом 4 Правил определения размера штрафа установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Вместе с тем, государственным заказчиком установлен размер штрафа для поставщика, не являющегося субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной коммерческой организацией, при том, что закупка осуществляется с предоставлением преимуществ указанным лицам.

Так пунктом 6.4. Проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. №1042 (далее - Правила), и составляет 10%  цены Контракта.

Учитывая, что указанная закупка осуществляется с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственному заказчику следовало руководствоваться положениями пункта 4 Правил определения размера штрафа, согласно которым за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ТФОМС НО содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта меры ответственности поставщика в виде штрафа.

4. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе, а требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем запросе котировок в электронной форме приведены государственным заказчиком  в Приложении к Извещению «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и Инструкция по ее заполнению» (далее – Требования).

4.1. По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Извещения (21.12.2022) подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе действует в редакции ФЗ № 104-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать среди прочей информации об участнике закупки идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Вместе с тем, требование о представлении участниками рассматриваемой закупки в составе заявок на участие в ней информации и сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком в подпункте «в» пункта 1 части 1 Требований приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 Требований заявка на участие в закупке должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

При этом необходимо отметить, что содержание пунктов 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе содержанию подпункта «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не идентично. 

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ТФОМС НО содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Извещении ненадлежащих требований к содержанию, составу заявки на участие в нем.

4.2. Извещение содержит указание на преимущество участников закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а именно,  что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Следовательно, рассматриваемая закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать среди прочей информации и документов об участнике закупки декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

В нарушение вышеуказанных требований закона, подпункт «л» пункта 1 части 1 Требований  содержит требование о декларивании участником закупки принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ТФОМС НО содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении незаконного требования к составу заявки на участие в закупке.

Установленные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.

На участие в рассматриваемой закупке было подано пять заявок. Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)                  № 0250200000122000060 от 28.12.2022, все заявки были отклонены котировочной комиссией на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставление информации и документов, предусмотренных  пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14  настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Отклонение котировочной комиссией заявок всех участников явилось следствием неправомерного установления государственным заказчиком запрета, предусмотренного Постановлением № 616. Остальные установленные в действиях государственного заказчика нарушения также являются существенными и затрагивают права участников закупки.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

Таким образом, отклонение котировочной комиссией государственного заказчика заявок участников, способно привести к наступлению у участников негативных финансовых последствий, предусмотренных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, а также нарушение прав подателя Жалобы, заявка которого была не принята оператором электронной площадки по причине предложения иностранного товара, что требует от Комиссии выдачи соответствующего предписания об их устранении путем аннулирования рассматриваемой закупки.

Учитывая вышеизложенное, нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, частей 4, 8 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе подлежат устранению путем выдачи соответствующего предписания.

Руководствуясь статьями 31, 33, 42, 45, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Компьютерный Лекарь и Технологии» (630049, Новосибирская область, г. Новоросибирск, ул. Галущака, 11, помещ. IV, далее – ООО «Комплехтек») на действия государственного заказчика – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области (173015, Новгородская обл.,               г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.12/1) при осуществлении им закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку системного блока, извещение № 0250200000122000060 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 21.12.2022, обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области (173015, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.12/1) нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, частей 4, 8 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новгородской области, его котировочной комиссии и оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – ТФОМС НО.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       ….

                                                                                                                                

 

Члены Комиссии                                                                                                   ….

 

                                                                                                                       

                                                                                                                                ….

                                                                                                                     

                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны