Постановление №3398/03 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 053/04/9.21-275/2021об администрати... от 21 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»

 

пл.  Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиал Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Новгородэнерго»

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,

Великий Новгород, 173001

 

ФГУП  «РТРС»

филиал «Новгородский ОРТПЦ»

 

ул. Бояна, д. 8,

г. Великий Новгород, 173000

 

Исх. №3398/03 от 21.06.2021

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 053/04/9.21-275/2021об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 21.06.2021

В полном объеме изготовлено 21.06.2021                                     г. Великий Новгород

 

Руководитель Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление, Новгородское УФАС России) Виниченко Ольга Сергеевна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-275/2021, возбужденного

в отношении юридического лица:

Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», Общество, сетевая организация) (место нахождения: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, Санкт-Петербург, 196247, ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление    ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» (далее -  Заявитель, ФГУП «РТРС», Филиал) (вх. от 10.02.2021 № 666 Управления).

В заявлении указано, что  между ФГУП «РТРС» и ПАО  «МРСК Северо-Запада» заключен договор от 25.05.2018 № 65-00521-И/18 об осуществлении технологического присоединения  к электрическим сетям объекта ФГУП «РТРС»-ЦРТПС «Батецкий» (далее – Договор о технологическом присоединении).

Согласно пункту 5 Договора о технологическом присоединении срок осуществления технологического присоединения  к электрическим сетям Общества составляет (12 месяцев) со дня заключения договора.

Установленный Договором срок истекает 25.05.2019.

Дополнительным соглашением от 28.03.2019 № 2 в пункт 5 Договора о технологическом присоединении внесены изменения, а именно установлен срок для осуществления технологического присоединения – 15 месяцев со дня заключения  договора от 25.05.2018 № 65-00521-И/18.

Установленный Дополнительным соглашением от 28.03.2019 № 2 срок истекает 25.08.2019.

Дополнительным соглашением от 13.11.2019 № 3 в пункт 5 Договора о технологическом присоединении внесены изменения, а именно установлен срок для осуществления технологического присоединения – не позднее 30.06.2020. Таким образом, срок исполнения Договора о технологическом присоединении был продлен еще на – 10 месяцев (с 25.08.2019 по 30.06.2020).

Заключение Дополнительного соглашения от 13.11.2019 № 3 и продление срока технологического присоединения на 10 месяцев обусловлено необходимостью перераспределения максимальной мощности в точках присоединения объекта ФГУП «РТРС» по письменному обращению ФГУП «РТРС» от 18.10.2019 №657/07. Также были разработаны новые ТУ № 65-00521-И/18-002 от 13.11.2019 к договору от 25.05.2018 № 65-00521-И/18.

Таким образом, в условия договора от 25.05.2018 № 65-00521-И/18 13.11.2019 были внесены существенные изменения, что подтверждается выдачей новых ТУ № 65-00521-И/18-002 от 13.11.2019.

Установленный Дополнительным соглашением от 13.11.2019 № 3 срок истек 01.07.2020.

Мероприятия по технологическому присоединению объекта ФГУП «РТРС» к электрическим сетям Общества не были произведены.

Таким образом, просрочка исполнения Договора о технологическом присоединении (в ред. Дополнительного соглашения от 13.11.2019 № 3) составляет  более 8 месяцев (с 01.07.2020 по 30.03.2021).

Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ПАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом естественной монополии 

Согласно  абзацу 8 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила),  срок осуществления  мероприятий по технологическому присоединению в иных случаях не может превышать 1 год.

В ходе рассмотрения заявления Управлением были установлены признаки нарушения абз. 8 п.п. б п. 16 Правил в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада».

Ответственность за нарушение  субъектом естественной монополии Правил предусмотрена частью 1 статьи  9.21   КоАП РФ.

Определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 14 апреля 2021 года было возбуждено дело № 053/04/9.21-275/2021 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада», начато административное расследование. К участию в деле в качестве потерпевшего было привлечено ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ».

Определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 14 апреля 2021 года у Общества были затребованы копии документов: приказа об исполнении договора с ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», технического задания на выполнение проектной документации, актов выполненных работ, проектно-сметной документации, договоров подряда на выполнение проектной документации и строительно-монтажных работ по данному объекту, извещения, протоколы, процедуры отбора и иных документов по вопросу технологического присоединения объекта ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ».

Общество не представило документов, подтверждающих, что технологическое присоединение по договору с ФГУП «РТРС» на 12.05.2021 завершено.

Следует констатировать, что окончание процедуры технологического присоединения подтверждается актом о технологическом присоединении.

Акт о технологическом присоединении объекта ФГУП «РТРС» до составления протокола об административном правонарушении в Управление Обществом не представлен.

При таких обстоятельствах административным расследованием установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Время и место совершения административного правонарушения – 01.07.2020, Новгородская область.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Учитывая, что ПАО «МРСК Северо-Запада» на дату совершения административного правонарушения являлось привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Новгородского УФАС России по делу № 053/04/9.21-444/2019, исполненное 30.12.2019), деяние Общества является нарушением части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

На составлении протокола № 053/04/9.21-275/2021 об административном правонарушении присутствовал представитель ПАО «МРСК Северо-Запада»  Сидоренкова У.С. по доверенности № 123-20 от 28.12.2020.

12.05.2021 руководителем Новгородского УФАС России – Виниченко О.С. было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-275/2021. Данным определением у Общества были запрошены документы, подтверждающие исполнение отдельных мероприятий, направленных на технологическое присоединение.

На рассмотрении дела № 053/04/9.21-275/2021 об административном правонарушении присутствовала представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» -<С…>, действующая на основании доверенности № 123-20 от 28.12.2020 года. -<С…>, заявила устное ходатайство о приобщении к материалам          дела копию акта об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя от 18.06.2021 и о снижении минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ поскольку на момент рассмотрения дела № 053/04/9.21-275/2021 уже были осуществлены Обществом в полном объеме мероприятия по технологическом присоединению объектов заявителя к электрическим сетям.

Рассмотрев материалы административного дела, письменные пояснения Общества, ходатайство представителя Общества о приобщении к материалам дела №053/04/9.21-275/2021 копий документов, свидетельствующих об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя, должностное лицо, рассматривающее дело,  доводы изложенные в письменных пояснениях Общества о том, что причиной неисполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителя явилась эпидемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), считает не состоятельными так как Общество не представило в Управление никаких документов, подтверждающих причинно-следственную связь введенных карантинных ограничений и нарушений сроков технологического присоединения.

При таких обстоятельствах, не представляется возможным установить причинно-следственную связь между введенными ограничениями и невозможностью Общества своевременно в соответствии с условиями дополнительного соглашения исполнить принятые на себя обязательства.

Ссылаясь на введение ограничительных мер, как на обстоятельство непреодолимой силы, Общество не раскрывает, в чем конкретно выразились обстоятельства, не позволявшие на протяжении столь длительных временных интервалов осуществить технологическое присоединение.

Должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, полагает возможным указать, что согласно позиции, изложенной в разделе 2 (вопрос 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать, помимо прочего,  наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств,  добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков (далее – Обзор).

Несмотря на то, что вышеуказанной Обзор в названной части относится к нормам гражданского, а не административного законодательства, по аналогии и в правоотношениях, связанных с применением КоАП РФ, обоснованным представляется подход при котором не само по себе наличие обстоятельств непреодолимой силы является обстоятельством, допускающим во всех случаях совершение административных правонарушений, а напротив, обстоятельства непреодолимой силы могут иметь значение для квалификации действий лица, привлекаемого к ответственности именно и только тогда, когда наличествует прямая причинно-следственная связь, указывающая на непреодолимые препятствия для исполнения требований и обязанностей.

Иное бы означало нарушение общеправового принципа законности, освобождение от обязанности соблюдать закон при любых фактических обстоятельствах, что, с очевидностью, недопустимо.

Ссылку Общества на разъяснения ФАС России о том, что пандемия коронавируса считается форс-мажором также не представляется признать надлежащей.

Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, за нарушение которых предусмотрена ответственность статьей 9.21 КоАП РФ, представлено не было.

Таким образом, просрочка по технологическому присоединению с момента  установленного срока для технологического присоединения (01.07.2020) составила более 10 месяцев (с 01.07.2020 по 18.06.2021).

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вина ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность не нарушать Правила, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.          Совершенное ПАО «МРСК Северо-Запада» правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в сфере правоотношений, подлежащий особой охране со стороны государства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере электроэнергетики.

Таким образом, совокупностью доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении № 053/04/9.21-275/2021 и материалами дела, доказано событие административного правонарушения, совершение его Обществом, вина Общества, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Административное правонарушение, установленное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, связано с нарушением положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, т.е. с нарушением законодательства об электроэнергетике. Следовательно, срок привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение в порядке части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «МРСК Северо-Запада» в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено.

При назначении административного наказания ПАО «МРСК Северо-Запада» выяснялись и были учтены в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1 КоАП РФ характер совершенного Обществом административного правонарушения, имущественное положение Общества,  отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей  26.1 КоАП РФ.

Вместе с тем,  соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Поскольку на момент рассмотрения дела Обществом были осуществлены мероприятия по технологическом присоединению объектов заявителя к электрическим сетям, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, полагает возможным при назначении ПАО «МРСК Северо-Запада» административного наказания применить часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, и назначить наказание в размере 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2020 год финансовая деятельность в 2020 году являлась убыточной.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП РФ гарантий, не установлено.    

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 14.9, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

                                            П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16 Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

2. Применить к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей 00 копеек.

3. Сумму штрафа Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 03100643000000015000

Банк: Отделение Великий Новгород

БИК: 044959001

Кор. счет: Нет

ОКАТО: 49401000000

Код БК: 16111601091010021140

(Штраф за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики)

 

УИН  16100500000001004807 *

 

*При оплате штрафа обязательно указывать номер УИН

 

 

 

Руководитель Управления                                                        

Государственный советник РФ 1 класса                                                О.С. Виниченко

 

 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны