Решение №4618/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-445/2019 по результатам рассмотрения жал... от 30 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному  заказчику –

                                                                      Администрации Савинского

                                                                      сельского поселения

                                                                      

                                                                      ул. Школьная, д. 3

                                                                      173527, Новгородская область,

                                                                      Новгородский район, д. Савино

                                                                    

                                                                       

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «СТРОЙРЕСУРС»

 

ул. Буревестника, 9А, П8

г. Нижний Новгород, 603157

 

Исходящие № 4618/03 от 30.09.19

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-445/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 сентября 2019 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и рекламы Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;                

Беленов М.С.– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителя муниципального заказчика – Администрации Савинского сельского поселения - … податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС» – о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен, на заседание Комиссии представители не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС» (603157, г. Нижний Новгород, ул. Буревестника, 9А, П8; далее – ООО «СТРОЙРЕСУРС») на действия муниципального заказчика – Администрацию Савинского сельского поселения (173527, Новгородская обл., Новгородский р-он., д. Савино, ул. Школьная, д. 3; далее – Администрация) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов ул.Березовая, ул.Молодежная д. Шолохово Новгородского района, Новгородской области, извещение № 0150300021229000015 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.09.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.09.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки (определения подрядчика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов ул.Березовая, ул.Молодежная д. Шолохово Новгородского района, Новгородской области, извещение № 0150300021229000015 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.09.2019 (вх. № 5952 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

           1. Муниципальным заказчиком в проекте контракта документации об электронном аукционе содержаться следующие условия:

  «2.1. Подрядчик в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту предоставляет банковскую гарантию (внесение денежных средств на счет заказчика) в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта в сумме ________ (________________________) рублей __________ копеек.

(В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, данный пункт изложить в следующей редакции:

            По результатам  проведения данного аукциона Подрядчик (в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) в   обеспечение   надлежащего   исполнения   обязательств по настоящему контракту предоставляет банковскую гарантию или внесение денежных средств на счет Заказчика  в сумме, превышающей в полтора раза предусмотренной аукционной документацией, что составляет __________ или предоставляет банковскую гарантию или внесение денежных средств на счет Заказчика  в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта в сумме ______________ и информацию, подтверждающую свою добросовестность в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

(В случае если участник закупки, с которым заключается контракт, является казенным учреждением, данный пункт изложить в следующей редакции:

Обеспечение исполнения контракта Подрядчиком не предоставляется.

Затраты по получению и применению обеспечительных мер несет Подрядчик

          В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документе о закупке.

         По мнению подателя Жалобы заказчиком нарушены положения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.   

         2. Статья 96 Закона о контрактной системе устанавливает требования к обеспечению исполнения контракта и в числе прочего гласит, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

          Однако, Заказчик в проекте контракта устанавливает срок действия банковской гарантии от срока действия контракта, а не от срока исполнения обязательств по контракту. 

         Таким образом, по мнению подателя Жалобы, заказчик нарушает часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе  

На основании изложенного, податель Жалобы просит обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством.

Муниципальный заказчик – Администрация письменных возражений на Жалобу не представил, на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представитель муниципального заказчика доводы Жалобы не признала, посчитав ее необоснованной и неподлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В течении сентября 2019 года муниципальный заказчик - Администрация осуществляет закупку  путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов ул. Березовая, ул. Молодежная д. Шолохово Новгородского района, Новгородской области (извещение № 0150300021219000015 от 10.09.2019, начальная максимальная цена контракта – 12 427 850 (двенадцать миллионов четыреста двадцать семь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей 00 копеек (далее – НМЦК)).

1. Документация по проведению  рассматриваемого электронного аукциона утверждена Главой Администрации  …. (далее – Документация).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

        Согласно части 2 статьи 37 если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

            В данном случае НМЦК не превышает 15 000 000 рублей.

            В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе  к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пункт 2.1 приложения № 5 к Документации (Проект контракта) изложен Администрацией в следующей редакции:

«2.1. Подрядчик в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту предоставляет банковскую гарантию (внесение денежных средств на счет заказчика) в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта в сумме ________ (________________________) рублей __________ копеек.

(В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, данный пункт изложить в следующей редакции:

            По результатам  проведения данного аукциона Подрядчик (в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) в   обеспечение   надлежащего   исполнения   обязательств по настоящему контракту предоставляет банковскую гарантию или внесение денежных средств на счет Заказчика  в сумме, превышающей в полтора раза предусмотренной аукционной документацией, что составляет или предоставляет банковскую гарантию или внесение денежных средств на счет Заказчика  в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта в сумме ______________ и информацию, подтверждающую свою добросовестность в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

(В случае если участник закупки, с которым заключается контракт, является казенным учреждением, данный пункт изложить в следующей редакции:

Обеспечение исполнения контракта Подрядчиком не предоставляется.

Затраты по получению и применению обеспечительных мер несет Подрядчик».

        Учитывая изложенное, условия применения антидемпинговых мер указаны заказчиком в полном соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе, а данный довод Жалобы является необоснованным.

       2. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

      Согласно пункту 2.2 Проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

     В соответствии с пунктом 19.1 Проекта контракта Контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме.      

   Таким образом завершение срока действия контракта  и исполнения обязательств по нему совпадают.

Следовательно, срок действия банковской гарантии установлен заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а данный довод Жалобы является необоснованным.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным  требованиям» (далее – Постановление № 99).

Как следует из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Согласно пункту 2.1 Приложения № 1 к Постановлению № 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

В пункте 9.2.2 Документации Администрацией установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.*Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

То есть, Администрацией в Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Однако, заказчиком не было учтено следующее.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункты 10, 10.1 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, которые, в силу ГрК РФ, являются линейными объектами.

В данном случае дополнительные требования к участникам закупки должны были быть установлены в пункте 9.2.2 Документации в соответствии с пунктом 2.1 Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации дополнительных требованиях к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99.

2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Как следует из части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 14.2 Документации предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта предоставляется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика, указанный в документации об электронном аукционе или безотзывной банковской гарантией.

В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Как указывалось выше, Администрацией предусмотрен такой способ обеспечения исполнения контракта как внесение денежных средств на расчетный счет заказчика.

Однако, в Проекте муниципального контракта обязательное условие, предусмотренное частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации  содержится нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Проекте муниципального контракта обязательного условия о сроках возврата подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт   включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Как следует из части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В разделе 12 Проекта муниципального контракта содержатся виды и размеры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

3.1. Согласно пункту 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Однако, в пункте 12.7 Проекта муниципального контракта указано следующее: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, Подрядчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере __рублей:

- 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей. Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

То есть, Администрацией не была учтена возможность изменения величины штрафа  в зависимости от цены контракта (в случае, если цена контракта составит более 3 000 000, 00 рублей).

3.2. Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Однако, в пункте 12.8 Проекта муниципального контракта указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, подрядчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере _ рублей: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей. Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

В данном случае Администрацией также не учтена возможность изменения величины штрафа (в случае, если цена контракта составит более 3 000 000, 00 рублей) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

3.3. Согласно пункту 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Однако, в пункте 12.3 Проекта муниципального контракта указано, что в случае неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования Подрядчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере _____рублей: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно). Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, в данном случае Администрацией не была учтена возможность изменения величины штрафа (в случае, если цена контракта составит более 3 000 000, 00 рублей) за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом в зависимости от ценового предложения участника закупки.

Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Указав в вышеуказанных пунктах Проекта муниципального контракта один единственный размер штрафа для заказчика и подрядчика, заказчик сделал невозможным его изменение при направлении проекта контракта на подписание победителю аукциона в случае, если цена контракта составит от 3 000 000 рублей до 50 000 000 рублей, поскольку, такое внесение изменений в проект контракта при его направлении победителю Законом о контрактной системе не предусмотрено.

3.4. Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

При этом, в пункте 12.10 Проекта муниципального контракта установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Пункт 12.10 Проекта муниципального контракта не соответствует положениям пункта 11 Правил.

3.5. Согласно пункту 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Однако, в пункте 12.11 Проекта муниципального контракта указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, в данном случае пункт 12.11 Проекта муниципального контракта также не соответствует положениям пункта 12 Правил.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в Проекте муниципального контракта условия об ответственности заказчика и подрядчика в виде штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение (подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом.

4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Как следует из части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В пункте 11.2 Проекта муниципального контракта установлено следующее:

«Гарантийный срок устранения Подрядчиком дефектов, возникших в течение гарантийных сроков на Объекте составляет: по верхнему слою гравийного покрытия – 3 года».

Однако, в Техническом задании в разделе «Требования по сроку гарантий качества на результаты работ» указано следующее: «Началом срока действия гарантийных обязательств Подрядчика по контракту является дата подписания сторонами муниципального контракта документа о приемке выполненных работ (Форма № КС-2), гарантийного паспорта и составляет 4 (Четыре) года».

При этом, Техническое задание является обязательным приложением к муниципальному контракту, заключаемому по итогам рассматриваемой закупки.

То есть, между Проектом муниципального контракта и Техническим заданием имеются противоречия относительно срока гарантии выполненных работ.

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика устно отметила, что в Проекте муниципального контракта допущена техническая ошибка, гарантийный срок устранения подрядчиком дефектов, возникших в течение гарантийных сроков по верхнему слою гравийного покрытия также составляет 4 года.

Следовательно, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 4 статьи 33, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации (Проекте муниципального контракта) гарантийного срока выполненных работ (по верхнему слою гравийного покрытия).

5. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Как следует из части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Таким образом, в извещение и документации о проведении электронного аукциона, а также проекте контракта, заключаемом по итогам проведения такого электронного аукциона, должно содержаться требование об обеспечении исполнения контракта.

Как следует из части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

   В извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона установлено ограничение на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

При этом в пунктах 9.1, 9.2 извещения о проведении рассматриваемого аукциона, пунктах 14.1, 14.2 Документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 % от цены, по которой заключается контракт.

         Однако, заказчиком в пункте 2.1 Проекта контракта указано следующее:

 «2.1. Подрядчик в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту предоставляет банковскую гарантию (внесение денежных средств на счет заказчика) в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта в сумме ________ (________________________) рублей __________ копеек».

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Проекте контракта ненадлежащего размера и порядка расчета обеспечения исполнения контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией.

6. Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о внесении изменений) Закон о контрактной системе был дополнен рядом положений.

В частности, Законом о внесении изменений статья 34 Закона о контрактной системе с 01.07.2019 была дополнена частью 30, согласно которой, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Таким образом, в Проекте контракта в отношении закупок, объявляемых с 01.07.2019, должно содержаться обязательство, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе (если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта).

Однако, в Проекте контракта данное обязательство отсутствует. При этом, как отмечалось выше, рассматриваемая закупка была объявлена после 01.07.2019.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в Проекте муниципального контракта обязательства о предоставлении подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций.

При решение вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Комиссия Новгородского УФАС учитывает, что нарушение заказчиком части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе не повлияло результаты закупки, поскольку во вторых частях заявок участников расатриваемого электронного аукциона (Общества с ограниченной ответственностью «ДИК» и Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ-КАПИТАЛ») были предоставлены необходимые документы, предусмотренные пунктом 2.1 Приложения № 1 к Постановлению № 99

Однако, установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения Закона о контрактной системе в части содержания Проекта контракта нарушают права победителя электронного аукциона и не позволяют заключить контракт на условиях, предусмотренных Документацией и Законом о контраконой системе, что дает Комиссии достаточные основания для выдачи  предписания об устранении таких нарушений путем внесения в Проект контракта при его направлении на подписание победителю электронного аукциона.

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 37, 64, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС» (603157, г. Нижний Новгород, ул. Буревестника, д. 9А, П8) на действия муниципального заказчика - Администрации Савинского сельского поселения при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов ул. Березовая, ул. Молодежная деревни Шолохово, извещение № 015030002129000015 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.09.2019, необоснованной

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Савинского сельского поселения нарушения части 5 статьи 31, частей 4 статьи 33, частей 4, 5, 8, 27, 30 статьи 34, часть 4 статьи 64, части 6 статьи  96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Савинского сельского поселения обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Савинского сельского поселения.

 

 

Председатель Комиссии

 

И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии

 

Д.А. Петров

 

 

М.С. Беленов

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны