Решение №4382/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-522/2022 по результатам рассмотрения жал... от 29 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                          Государственному заказчику –

Государственному учреждению – Новгородское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации

 

ул. Псковская, д. 15, Великий Новгород,

Новгородской обл., 173009

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

                                                                        

                                                                          Участнику закупки (подателю жалобы) –

Обществу с ограниченной ответственностью «МЕДЕКА»

 

ш. Варшавское, 47/ корп. 4, эт. 9, пом. XVII К 38, г. Москва, 115230

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-522/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

26 сентября 2022 года                                                                                Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

…... – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

…… – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации (173009, г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) – …. (доверенность № 19 от 21.09.2022), ….. (доверенность № 1 от 11.01.2021);

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «МЕДЕКА» (115230, г. Москва, ш. Варшавское, 47, корп. 4, эт. 9, пом. XVII К 38) – …. (доверенность 152/22 от 21.09.2022), …. (доверенность 18/22 от 26.01.2022),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «МЕДЕКА» (115230, г. Москва, ш. Варшавское, 47, корп. 4, эт. 9, пом. XVII К 38); далее – ООО «МЕДЕКА») на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации (173009, г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее - ГУ – НРО ФСС России; Заказчик) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку специальных средств при  нарушении функции выделения – катетеров для самокатетеризации лубрицированных, извещение № 0250100000322000115 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.09.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.09.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «МЕДЕКА» на действия государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС России при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку специальных средств при нарушении функции выделения – катетеров для самокатетеризации лубрицированных, извещение № 0250100000322000115 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.09.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы ООО «МЕДЕКА» сводится к следующему.

  1. Наименование объекта закупки не соответствует наименованию товара, указанного в обосновании начальной максимальной цены контракта и Перечню показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.03.2021 года № 106н «Об утверждении перечня показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (далее – Перечень), а именно в наименование товара отсутствует фраза «с зафиксированным гидрофильным покрытием»;
  2. Заказчик в описании объекта закупки установил требования к качественным и функциональным характеристикам товара, которым не соответствует ни один катетер, зарегистрированный в установленном порядке в РФ и допущенный к обращению на территории РФ.
  3. Установленное требование к технической характеристике катетера, а именно «не требует дополнительной активации воды», является излишним, не несет функциональной нагрузки и ограничивает количество участников закупки.
  4. В описании объекта закупки отсутствует обоснование установления требований к размерному ряду катетеров. 

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители ООО «МЕДЕКА» поддержали ее доводы в полном объеме и дополнительно устно отметили, что поставщик хотел бы поставить заказчику 2 вида катетеров, но не один из них не соответствовал бы описанию объекта закупки, поскольку «Б. Браун Медикал. САС» не соответствует требованию лубрицированный, а «Колопласт А/С» в соответствии с данными регистрационного досье и инструкцией по применению, при применении требует дополнительной активации водой.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения ГУ – НРО ФСС России относительно ее доводов (вх. № 5186 от 23.09.2022 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной.

  1. Закупка проводится ТСР с целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее – 181-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее – ИПРА) инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно – правовых форм и форм собственности.

Заказчик указывая наименование закупаемого товара (техническое средство реабилитации – далее ТСР) руководствовался сведениями ИПРА инвалидов, в которой указан следующий вид катетеров, а именно: «катетеры для самокатетеризации лубрицированные». Перечень является документом, применяемым органами медико-социальной экспертизы, а не органами ФСС России. О причинах указания в ИПРА инвалидов наименование ТСР без учета фраз, указанных в скобках не известно.

  1. В техническом задании к извещению о закупке заказчиком указаны характеристики объекта закупки, позволяющие обеспечить наибольшее удобство для конечного потребителя продукции при эксплуатации и применения закупаемого товара. ТСР, соответствующие описанию объекта закупки, не требуют проведения дополнительных манипуляций (процедур), связанных с подготовкой продукции перед ее применением, таких как активация изделия.

Кроме того, требованиям к товару, установленными заказчиком в описании объекта закупки, соответствуют изделия нескольких производителей, закупаемые ТСР, относящиеся к медицинским изделиям, не обладают избыточными потребительскими свойствами.

Согласно информации, содержащейся в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, который размещен на официальном сайте Росздравнадзора в информационно – коммуникационной сети «Интернет», на территории РФ зарегистрированы в установленном порядке необходимые заказчику (соответствующие описанию объекта закупки) медицинские изделия нескольких производителей:

 - «Б. Браун Медикал. САС», страна происхождения Франция, регистрационное удостоверение от 06.06.2019 № ФСЗ 2010/06130;

- «Колопласт А/С», страна происхождения Дания, регистрационное удостоверение от 13.05.2014 № ФСЗ 2011/09276.

Указанные катетеры полностью соответствуют описанию объекта закупки, в том числе по параметру «с зафиксированным гидрофильным покрытием», что также подтверждается письмом производителя «Б. Браун Медикал. САС» от 21.09.2022 № б/н.

При описании объекта закупки заказчик руководствовался позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 32.50.13.110-00005494 с учетом обязательных для применения обязательных для применения характеристик.

Согласно регистрационным удостоверениям продукция «Б. Браун Медикал. САС», «Колопласт А/С» полностью соответствуют описанию объекта закупки. В обязанности заказчика не входит определение фактического наличия продукции, при подготовке и размещении извещения о закупке используются официальные общедоступные источники информации.

  1. Согласно данным инструкции по применению медицинского изделия, производства «Колопласт А/С» и регистрационного удостоверения от 13.05.2014 № ФСЗ 2011/09276, данное медицинское изделие имеет следующие отличия и варианты исполнений:

«Катетеры «SpeediCath» лубрицированные также отличаются по размеру по шкале Шарьера:

Мужские катетеры – 8 Ch, 10 Ch, 12 Ch, 14 Ch, 16 Ch, 18 Ch;

Женские катетеры – 6 Ch,8 Ch, 10 Ch, 12 Ch, 14 Ch, 16 Ch;

Детские катетеры – 6 Ch,8 Ch, 10 Ch;

Для мальчиков - 6 Ch,8 Ch, 10 Ch, 12 Ch.

Таким образом размерный ряд зарегистрированных на территории РФ «Катетеры «SpeediCath» включают:

 - мужские - от 8 Ch до 18 Ch (с шагом 2 Ch);

 - женские – от 6 Ch до 16 Ch (с шагом 2 Ch).

Клинические рекомендации носят не обязательный, а рекомендательный характер. Заказчик производит обеспечение всех категорий инвалидов, в том числе детей, в рамках указанной закупки предполагается выдача ТСР детям, в связи с чем установлен указанный в техническом задании размерный ряд.  

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали вышеуказанные возражения (объяснения) в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре 2022 года государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС России осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку специальных средств при нарушении функции выделения – катетеров для самокатетеризации лубрицированных, извещение № 0250100000322000115 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.09.2022, начальная (максимальная) цена контракта - 2 717 370,00 рублей.

Извещение об электронном аукционе утверждено исполняющим обязанности управляющего ГУ – НРО ФСС России ….. 14.09.2022 (далее – Извещение).

  1. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В разделе Извещения «Наименование объекта закупки» содержится следующие наименование объекта закупки «поставка специальных средств при нарушении функции выделения – катетеров для самокатетеризации лубрицированных».

В соответствии со статьей 11 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Заказчик, указывая наименование объекта закупки «катетеры для самокатетеризации лубрицированные», руководствовался ИПРАми инвалидов, в которых содержится идентичное название катетера. Данные ИПРА представлены заказчиком в материалах Жалобы. Доказательств того, что отсутствие в наименование объекта закупки фразы «с зафиксированным гидрофильным покрытием» приведет к поставке продукции не отвечающей потребностям заказчика и нуждам инвалидов, податель Жалобы не привел.

Кроме того, Перечень является документом, применяемым органами медико-социальной экспертизы, а Заказчиком.

Следовательно, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит указание на то, чтобы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно разъяснениям, указанных в письме ФАС России от 20.09.2021 № ПИ/79427/21 (далее – Письмо ФАС России), согласно которому объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.

Заказчик в возражениях на Жалобу указал список производителей и поставщиков катетеров, удовлетворяющих его потребностям: «Б. Браун Медикал. САС», страна происхождения Франция, «Колопласт А/С», страна происхождения Дания.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).

При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Устанавливая вышеуказанные оспариваемые в Жалобе требования к предмету закупки в ТЗ, заказчик не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупки, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности Заказчика, а характеристики закупаемых катетеров являются для него значимыми исходя из его потребностей.

В свою очередь податель Жалобы не доказал, что установленным заказчиком в описании объекта закупки (Техническое задание к Извещению; далее – ТЗ), характеристикам товара соответствуют медицинское изделие только одного конкретного производителя. При этом отсутствие, по мнению подателя Жалобы на рынке товара, соответствующего потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении каких-либо положений статьи 33 Закона о контрактной системе о правилах описания объекта закупки. Доказательств того, что характеристика катетера «не требует дополнительной активации водой» является излишней, не соответствующей нуждам инвалидов, и потребностям заказчика, податель Жалобы не привел.

Соответственно, настоящие доводы Жалобы о необоснованном сокращении количества участников закупки в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

3. Как указывалось ранее согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В ТЗ заказчиком размерный ряд катетеров установлен следующим образом:

Женские катетеры - 06 Ch, 07 Ch, 08 Ch, 09 Ch, 10 Ch, 11 Ch, 12 Ch, 13 Ch, 14 Ch, 15 Ch, 16 Ch;

Мужские катетеры08 Ch, 09 Ch, 10 Ch, 11 Ch, 12 Ch, 13 Ch, 14 Ch, 15 Ch, 16 Ch, 17 Ch, 18 Ch.

Податель Жалобы полагает, что размерный ряд Шарьера 0,6 и 0,8, 10 Ch предназначен для использования исключительно детьми.

Однако, в рамках данной закупки заказчик закупает катетеры и для детей что подтверждается его письменными возражениями на Жалобу и устными пояснениями, которые он дал в ходе рассмотрения, а именно тем что производит обеспечение всех категорий инвалидов, в том числе и детей, в рамках рассматриваемой закупки предполагается выдача ТСР детям, в связи с чем установлен указанный в ТЗ размерный ряд.

Доказательств недопустимости закупки одновременно катетеров как для взрослых, так и для детей в рамках одной закупки, податель Жалобы не привел.

Следовательно, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Дополнительно Комиссия отмечает, что в адрес Новгородского УФАС по подведомственности поступило из ФАС России поступило обращение от Национальной Ассоциации больных с нарушениями функций экскреторной системы «АСТОМ» о проведении проверки данной закупки, но Ассоциация в своем обращении указывает, на то, что закупка указанных катетеров для инвалидов соответствует продукции одного определенного производителя, а именно «Б. Браун Медикал. САС», что противоречит позиции подателя Жалобы о том, что характеристики катетеров не соответствуют ни одному изделию, зарегистрированному на территории РФ.

На основании вышеизложенного, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

  1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования КТРУ, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в разделе «Объект закупки» Извещения указан код ОКПД2: 32.50.13.11 «Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты» и код КТРУ 32.50.13.110-00005494.

Соответственно должен был руководствоваться при описании объекта закупки вышеуказанной позицией КТРУ 32.50.13.110-00005494.

Согласно позиции КТРУ 32.50.13.110-00005494 «Катетер уретральный для однократного дренирования/промывания» установлены следующие характеристики, которые не могут быть изменены заказчиком и являются обязательными к применению:

- возможность применения самим пациентом (да/нет);

- возможность промывания (да/нет);

- диаметр катетера: (2 миллиметра, ≥ 2.6 и ≤ 2.7 миллиметров, 3.3 миллиметров, 4 миллиметра, ≥ 4.6 и ≤ 4.7 миллиметров, 5.3 миллиметров, 6 миллиметров, ≥ 6.6 и ≤ 6.7 миллиметров, 7.3 миллиметров, 8 миллиметров);

­- длина катетера (≥ 18 и ≤ 22 сантиметров, ≥ 28 и ≤ 32 сантиметров, ≥ 36 и ≤ 40 сантиметров).

ТЗ представлено в виде таблицы, состоящей из 7 столбцов. (далее – ТЗ).

Столбец 6 ТЗ «Технические и функциональные характеристики Товара» содержит следующие показатели:

- Катетер лубрицированный (Женский) для периодической самокатетеризации, готовый к применению, не требует дополнительной активации водой. С возможностью применения самим пациентом. Тип Нелатон. Размер по Шарьеру: от 06 ch (включительно) до 16 ch (включительно) (в зависимости от антропометрических данных пациента). Длина катетера не менее 18 см (включительно). Наконечник катетера прямой цилиндрический, с двумя боковыми отверстиями. Катетер имеет воронкообразный коннектор для соединения с мешком для сбора мочи. Катетеры одноразовые, стерильные и находятся в индивидуальной упаковке.

- Катетер лубрицированный (Мужской) для периодической самокатетеризации, готовый к применению, не требует дополнительной активации водой. С возможностью применения самим пациентом. Тип Нелатон. Размер по Шарьеру: от 08 ch (включительно) до 18 ch (включительно) (в зависимости от антропометрических данных пациента). Длина катетера не менее 40 см (включительно). Наконечник катетера прямой цилиндрический, с двумя боковыми отверстиями. Катетер имеет воронкообразный коннектор для соединения с мешком для сбора мочи. Катетеры одноразовые, стерильные и находятся в индивидуальной упаковке.

Следовательно, описание объекта рассматриваемой закупки составлено заказчиком не в соответствии с требованиями КТРУ, поскольку обязательные для применения характеристики товара согласно КТРУ заказчик не использует или изменяет (размер по Шарьеру вместо мм), а дополнительные характеристики не обосновывает.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС России содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в описании объекта закупки без учета требований КТРУ.

  1. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта, который является неотъемлемой частью извещения.

Заказчиком к Извещению приложен Проект государственного контракта (далее – Проект контракта)

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как установлено выше, Извещение было утверждено и опубликовано на официальном сайте - 14.09.2022.

Необходимо отметить, что с 01.07.2022 вступила в силу часть 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, устанавливающая действующий с указанной даты новый порядок одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика.

Так, согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Также с 01.07.2022 вступила в силу часть 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, устанавливающая действующий с указанной даты новый порядок одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, по состоянию на даты утверждения Извещения заказчиками и объявления рассматриваемой закупки (после 01.07.2022) порядок одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика/поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен именно частями 12.1, 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Однако в Проекте контракта такой порядок заказчиком приведен в ненадлежащем виде.

Так, в пункте 3.1.6 Проекта контракта в случае принятия Заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик направляет такое решение поставщику в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ ", а также не позднее дня направления решения размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок. В случае неполучения Заказчиком подтверждения о вручении поставщику заказного письма либо информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС России, содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Проекте контракта вышеуказанной недостоверной информации.

Установленные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика – ГУ – НРО ФСС России, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Необходимость в выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе отсутствует, поскольку закупка не состоялась, заявка единственного участника была правомерно отклонена аукционной комиссией, контракт по итогам закупки заключен не будет.  

 

Руководствуясь статьями 7, 8, 23, 33, 34, 42, 95, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «МЕДЕКА» (115230, г. Москва, ш. Варшавское, 47, корп. 4, эт. 9, пом. XVII К 38) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации (173009, г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку специальных средств при  нарушении функции выделения – катетеров для самокатетеризации лубрицированных, извещение № 0250100000322000115 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.09.2022, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств, того, что данные нарушения повлияли на результаты закупки.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                               …….

                                      

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                           …….                    

                                                                                

                                                                                                    …….

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны