Решение №5349/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-457/2020 по результатам рассмотрения жал... от 14 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Муниципальному заказчику – Администрации Поддорского муниципального района

 

ул. Октябрьская, д. 26,

с. Поддорье, Поддорский р-н.,

Новгородская обл., 175260

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Контракт»

 

Вишневый пер., д. 85Б, пом. 12,

г. Сочи, 354003

 

Исходящие № 5349/03 от 14.09.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-457/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

09 сентября 2020 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

<…> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

<…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,         

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Поддорского муниципального района – <…> (доверенность вх. № 6346 от 09.09.2020 Новгородского УФАС России);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Контракт» – о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен, на заседание Комиссии представители не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, Вишневый пер., д. 85Б, пом. 12; далее – ООО «Контракт») на действия муниципального заказчика – Администрации Поддорского муниципального района (175260, Новгородская обл., Поддорский р-н., с. Поддорье, ул. Октябрьская, д. 26; далее – Администрация») при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Поддорье Поддорского района Новгородской области, извещение № 0150300000920000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 27.08.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.09.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Контракт» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Поддорье Поддорского района Новгородской области, извещение № 0150300000920000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.08.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 065 695,00 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

1. По мнению ООО «Контракт» в силу действующего законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемой закупки муниципальным заказчиком – Администрацией в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление).

2. Муниципальным заказчиком – Администрацией в документации о проведении электронного аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требование о предоставлении во вторых частях заявках участников закупки копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО), по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86.

3. В разделе 5 приложения № 3 к документации об электронном аукционе (далее – Проект контракта) ненадлежащим образом указан размер ответственности поставщика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

4. В разделе 7 Проекта контракта ненадлежащим образом установлен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

5. Муниципальным заказчиком – Администрацией в разделе 9 Проекта контракта ненадлежащим образом установлено положение об изменении условий контракта.

На основании вышеизложенного, ООО «Контракт» просит приостановить закупку и выдать предписание об отмене рассматриваемой закупки.

Из представленных Администрацией письменных возражений на Жалобу (вх. № 6315 от 08.09.2020 Новгородского УФАС России) следует нижеследующее.

1. Поскольку в рамках рассматриваемой закупки требовалось выполнить работ по однотипному ремонту асфальтобетонного покрытия трех автомобильных дорог и стоимость работ по каждой из них менее 5 000 000, 00 рублей, Администрация считает, что дополнительные требования, предусмотренные Постановлением не должны устанавливаться.

2. Требование о членстве в СРО и о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 установлено правомерно, поскольку некоторые виды работ относятся в соответствии с действующим законодательствам к работам капитального характера.

3. Ненадлежащее указание размера ответственности поставщика вызвано технической ошибкой.

4. В разделе 7 Проекта контракта при установлении срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта была допущена опечатка, что привело к ненадлежащему установлению указанного срока (вместо 15 календарных дней установлено 15 рабочих дней).

5. Положения об изменении условий контракта, содержащиеся в Проекте контракта (раздел 9) относятся к обстоятельствам непреодолимой силы и соответствуют действующему законодательству.

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – Администрации поддержала доводы возражений на нее в полном объеме за исключением первого довода.

Представитель муниципального заказчика – Администрации на рассмотрении Жалобы относительного первого довода пояснила, что при изучении судебной практики и действующего законодательства пришла к выводу о том, что в документации об электронном аукционе должны быть установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением и указанная ошибка была допущена в связи с недостаточностью опыта муниципального заказчика по проведению крупных закупок на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В течение августа-сентября 2020 года муниципальный заказчик – Администрация осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Поддорье Поддорского района Новгородской области (извещение № 0150300000920000011).

Документация об электронном аукционе (далее - Документация) утверждена главой Поддорского муниципального района <…> 26.08.2020.

1. В соответствии с частью 3 части 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении.

На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 1 Постановления к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

Согласно пункту 2 (3) Приложения № 1 к Постановлению при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Таким образом, в случае если объектом закупки является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд составляет 5 000 000,00 рублей заказчиком должны быть установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением.

В соответствии с извещением о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Извещение) и пунктом 3.1 Документации объектом рассматриваемой закупки является – выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Поддорье Поддорского района Новгородской области.

Кроме того, согласно Извещению и пункту 4.1 начальная (максимальная) цена контракта составляет – 5 065 695,00 рублей.

Однако положения Документации не содержат дополнительных требований, предусмотренных Постановлением.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Документации дополнительных требованиях к участникам закупки в соответствии с Постановлением.

Следовательно, первый довод Жалобы нашел свое подтверждение.

2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 9.3.1 Документации требованием к участникам настоящего электронного аукциона является требование об их членстве в СРО.

Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Требования к содержанию вторых частей заявок на участие в настоящем электронном аукционе муниципальным заказчиком – Администрацией предусмотрены в пункте 10.3 Документации об электронном аукционе.

При этом, согласно подпункту 2 пункта 10.3 Документации, вторая часть заявки должна содержать выписку из реестра членов СРО.

Как следует из Жалобы, по мнению ее подателя, указанные требования Документации являются избыточными, поскольку работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, наличия у их исполнителя специальной правоспособности в виде членства в СРО не требуют.

При оценке доводов Жалобы Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Как было указано ранее объектом закупки является выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Поддорье Новгородской области.

Согласно пункту 3.3 Документации описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к техническому заданию (далее - Дефектная ведомость).

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства участник закупки должен быть членом соответствующей СРО (СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), за исключением предусмотренных законом случаев (части 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК).

Согласно пункту 3.1.1 Документации работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, подпадают под код 42.11.10.120 «Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги» ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.

Согласно пункту 14.3 ГрК капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из Дефектной ведомости, входящей в состав Приложения № 1 к Документации (далее - ТЗ) следует, что в рамках рассматриваемой закупки необходимо произвести, в частности, «укрепление обочины щебнем толщиной 10 см.», «устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси».

Указанные виды работ в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (ред. от 13.11.2018) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Приказ № 402 от 16.11.2012; Классификация) относятся к работам капитального характера (подпункт «г» пункта 2 части 4, подпункт «а» пункта 2 части 4 раздела II  Классификации).

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что исходя из наличия в объекте рассматриваемой закупки по выполнению работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Поддорье Новгородской области работ капитального характера, предусмотренных разделом II Классификации, участники рассматриваемой закупки должны быть членами СРО.

Таким образом, муниципальный заказчик – Администрация правомерно установил в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и требование о представлении ими в составе вторых частей заявок подтверждающих документов (выписки из реестра членов такой СРО).

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

3. Как следует из части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

Согласно Извещению и пункту 6.1 Документации участниками рассматриваемой закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Раздел 5 Проекта контракта определяет ответственность его сторон.

Вместе с тем, в пункте 5.2.1 Проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5.2.2. – 5.2.3.):

а) 10 процентов цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Таким образом, указанные в пункте 5.2.1 Проекта контракта размеры штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствуют требованиям Правил.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем указании в Проекте контракта размера ответственности поставщика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Таким образом третий довод Жалобы является обоснованным.

4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Как следует из части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 14.2.1 Документации предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта предоставляется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, путем внесения денежных средств или предоставления банковской гарантии.

В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Как было указано ранее, рассматриваемая закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Из пункта 7.2 Проекта контракта следует, что в случае если подрядчиком выбрано внесение денежных средств и выполнение обязательств по контракту исполнено надлежащим образом, заказчик обязуется возвратить подрядчику денежные средства в течение 15 рабочих дней с даты подписания последнего акта приемки выполненных работ.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта обязательного условия о сроках возврата подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (вместо 15 дней – 15 рабочих дней).

Следовательно, четвертый довод Жалобы является обоснованным.

5. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том, числе возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено общее правило, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы течение срока контракта подлежит приостановлению, в связи с чем, раздел 9 Проекта контракта не изменяет срок исполнения обязательств, а предусматривает возможность его приостановления в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Пунктом 9.2 Проекта контракта установлено следующее: «Если в результате обстоятельств непреодолимой силы выполняемым работам (оказываемым услугам) нанесен значительный, по мнению одной из Сторон, ущерб, то эта Сторона обязана уведомить об этом другую Сторону в 3-дневный срок, после чего Стороны обязаны обсудить целесообразность дальнейшего продолжения выполнения работ (оказания услуг) и заключить дополнительное соглашение с обязательным указанием новых объемов, сроков и стоимости работ, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью Контракта, либо расторгнуть настоящий Контракт. Если обстоятельства, указанные в п. 8.1. будут длиться более 2 (двух) календарных месяцев с даты соответствующего уведомления каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий Контракт без требования возмещения убытков, понесенных в связи с наступлением таких обстоятельств».

Из пункта 9.3 Проекта контракта также следует, что если, по мнению Сторон, выполнение работ (оказание услуг) может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно настоящему Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия

Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Таким образом, условия исполнения контракта, указанные в пунктах 9.2-9.3 Проекта контракта, не противоречат ни требованиям статей 34, 95 Закона о контрактной системе, ни гражданскому законодательству Российской Федерации, поскольку стороны лишь определяют порядок действий сторон в случае наступления обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Следовательно, пятый довод Жалобы не нашел свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, то есть руководствоваться действующими техническими регламентами и стандартами.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 9 раздела 2 ТЗ работы должны выполняться с соблюдением требований нормативно-технических документов, таких как:

1) ГОСТ 12.2.011-2003. Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные общие требования безопасности;

3) ГОСТ 25607-94. Смеси щебёночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия;

4) ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий;

9) ГОСТ 23457-86. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

Однако, согласно данным официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети «Интернет» по адресу: https://www.rst.gov.ru установлено, что:

1) ГОСТ 12.2.011-2003 - отменен;

3) ГОСТ 25607-94 - заменен;

4) ГОСТ 30412-96 – утратил силу в Российской Федерации;

9) ГОСТ 23457-86 - утратил силу в Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанные межгосударственные и национальные стандарты не могут использоваться муниципальным заказчиком при описании указанных требований.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении требований о соответствии работ, входящих в объект закупки, техническим регламентам, стандартам, не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

2. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3.2 Документации описание объекта закупки указано в ТЗ и Дефектных ведомостях.

Из раздела 1 ТЗ следует, что виды и объемы работ по ремонту дорог предусмотрены в Дефектной ведомости.

В соответствии с пунктом 13 Дефектной ведомости на ремонт участка асфальтобетонного покрытия ул. Красных партизан с. Поддорье, Поддорский район, Новгородской области установлено требование относительно перевозки грузов из г. Старая Русса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т.

Аналогичные требования в зависимости от объекта выполнения работ (автомобильных дорог) содержатся в пункте 13 Дефектных ведомостей.

Согласно пункту 3.1.1 Проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы качественно и в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, а также в соответствии с Техническим заданием Заказчика (Приложение №1 к контракту), и в сроки, указанные в п.1.4 контракта, а также передать результат работ Заказчику в порядке, определенном в п. 4 настоящего контракта.

Как отмечалось выше, Проект контракта является приложением к Документации.

В свою очередь ТЗ является приложением к Документации, а Дефектные ведомости являются приложением ТЗ.

Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В силу изложенного, и исходя из отсутствия на официальном сайте в составе размещенной заказчиком Документации каких-либо документов (файлов), являющихся Приложением № 1 к Проекту контракта, можно сделать однозначный вывод, что имеющиеся Дефектные ведомости также представляет собой Приложение № 1 к Проекту контракта, а по своему содержанию данные документы идентичны.

Какого-либо обоснования необходимости применения при выполнении вышеуказанных работ по перевозке грузов исключительно из г. Старая Русса и именно автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т. Документация не содержит.

Включение в Документацию (Дефектную ведомость) требования об использовании оборудования с вышеуказанными характеристиками (исключительно автомобили-самосвалы грузоподъемностью 10 т) и об осуществлении перевозки грузов исключительно из города Старая Русса  ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ по перевозке грузов технику функционально способную выполнять необходимые работы, но при этом обладающую иными характеристиками (контейнеровозом, а также автомобилями-самосвалами грузоподъемностью до 10 т.) и осуществляющих грузоперевозки из других городов.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, предусмотренных в ходе исполнения контракта и об осуществлении грузоперевозок из других городов.

3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В пункте 12.3 Документации установлено, что дата окончания – 01.09.2020, не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.

Как следует из пункта 11.3 Документации, датой окончания срока подачи заявок является 04.09.2020.

Таким образом, в Документации фактически указаны две даты окончания срока представления участникам закупки разъяснений ее положений: 01.09.2020 и 31.08.2020 (за три дня до даты окончания срока подачи заявок).

Следовательно, в Документации содержится противоречивая информация относительно срока представления участникам закупки разъяснений положений, поскольку из содержания пункта 12.3 Документации невозможно достоверно установить действительную дату окончания такого срока.

Учитывая изложенное в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в Документации срока представления ее разъяснений.

Вышеуказанные действия заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего документацию об аукционе, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные в действиях муниципального заказчика нарушения являются существенными, неправомерно ограничивают количество участников закупки, в связи с чем требуют устранения путем выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения в Документацию соответствующих изменений.

 

Руководствуясь статьями 30, 31, 34, 64, 66, 95, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, Вишневый пер., д. 85Б, пом. 12) на действия муниципального заказчика – Администрации Поддорского муниципального района (175260, Новгородская обл., Поддорский р-н., с. Поддорье, ул. Октябрьская, д. 26) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Поддорье Поддорского района Новгородской области, извещение № 0150300000920000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  27.08.2020, частично обоснованной в части доводов 1, 3, 4.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Поддорского муниципального района нарушения части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, частей 4, 8 статьи 34, части 27 статьи 34, пунктов 1, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Поддорского муниципального района и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Администрации Поддорского муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны