Предупреждение №866/02 Предупреждение № 18 о прекращении действий (бездействия), ко... от 21 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                 Администрация Марёвского

                                                                                 муниципального района

                                                                                ул. Советов, дом 27,

                                                                                с. Марёво, Новгородская обл.

                                                                                175350

                                                                              

                                                                                 admin@marevoadm.ru

 

 

 

Исходящие № 866/02 от 21.02.2020

                                         

                                        Предупреждение № 18

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

21 февраля 2020 года                                                    Великий Новгород

 

           

В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации Марёвского муниципального района  (место нахождения: 175350, Новгородская область, с. Марёво, ул. Советов, дом 27) (далее – Администрация) признаков нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренного частями 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которым  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а также запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос",

выразившегося в принятии Положения об организации похоронного дела и содержании мест захоронений на территории Марёвского сельского поселения, утверждённого постановлением от 19.02.2018 № 64, которым обслуживающая организация  наделена полномочиями органов местного самоуправления, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Марёвского сельского поселения.

Проведённой проверкой установлено следующее.

Постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 19.02.2018 № 64 утверждено Положение об организации похоронного дела и содержании мест захоронений на территории Марёвского сельского поселения (далее - Положение), пункты 10.1, 11.1, 12.1, 12.2, 12.3, 13.2 которого нарушают антимонопольное законодательство.

Согласно разделу 7 Положения обслуживающая организация – юридическое лицо и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обслуживание и содержание общественных кладбищ на основании заключённых с Администрацией Марёвского муниципального района муниципальных контрактов (договоров).

В соответствии с Положением обслуживающая организация наделена полномочиями по предоставлению земельных участков для захоронения (пункты 10.1, 12.2);  выдаче разрешения на подзахоронение умершего или урны с прахом (пункт 10.1); по согласованию проведения на кладбище работ, связанных с установкой, демонтажем, ремонтом или заменой надмогильных сооружений (пункт 11.1); по обеспечению соблюдения установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения (пункт 12.1); по ведению книги регистрации захоронений (пункт 12.3).

Кроме того, в соответствии с пунктом 13.2 Положения граждане, ответственные за захоронение, обязаны содержать места захоронений в надлежащем состоянии собственными силами либо заключать договор с обслуживающей организацией на оказание услуг по уходу за могилой.

Таким образом, на обслуживающую организацию возложены функции организационно-распорядительного характера, что недопустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 года № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 22 часть 1 статьи 14) (далее – Закон о местном самоуправлении) вопросы организации ритуальных услуг и содержания  мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в

Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

            Согласно части 1 статьи 29 Закона о погребении  органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.     

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

В силу статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению – на специализированные службы, и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности.

            Поскольку из текста Положения следует, что обслуживающая организация  является коммерческой организацией, то в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона о защите конкуренции  обслуживающая организация являются хозяйствующим субъектом.  

Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы,  Законом не предусмотрена.

Более того, частью 4 статьи 16 Закона о погребении предусмотрено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления.  А поскольку в силу части 2 статьи 15 Закона о погребении места погребения по принадлежности могут быть только  государственными и муниципальными, то и вопросы распоряжения муниципальной собственностью на основании пункта 3 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении относятся к ведению органов местного самоуправления.  

Из изложенного следует, что утверждение Администрацией Марёвского муниципального района Положения, которым обслуживающая организация наделена полномочиями органов местного самоуправления, фактически предполагает наделение обслуживающей организации функциями органа местного самоуправления, что может повлечь для неё создание преимущественных условий деятельности и необоснованное препятствие деятельности для иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания ритуальных услуг, что нарушает требования частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, пункт 13.2. Положения, обязывает граждан,  ответственных за захоронение, заключать договор с обслуживающей организацией на оказание услуг по уходу за могилой,  что недопустимо, поскольку противоречит пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и ограничивает граждан в выборе лиц, которые могут оказывать им услуги по уходу за могилой, что также может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Марёвского сельского поселения.

   Из вышеизложенного следует, что в действиях Администрации Марёвского муниципального района содержатся признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.    

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию Марёвского муниципального района о необходимости прекращения указанных действий, нарушающих антимонопольное законодательство, и с этой целью:

а) привести Положение об организации похоронного дела и содержании мест захоронений на территории Марёвского сельского поселения,  утверждённое постановлением Администрации Марёвского муниципального района от  19.02.2018 № 64, в соответствие с антимонопольным законодательством

либо

б) отменить Положение об организации похоронного дела и содержании мест захоронений на территории Марёвского сельского поселения,  утверждённое постановлением  Администрации Марёвского муниципального района от  19.02.2018 № 64,  и принять новое, с учётом замечаний, изложенных в настоящем предупреждении.

 

Данное предупреждение подлежит исполнению в срок до 30 апреля 2020 года.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Управление в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо (юридическое лицо и виновное должностное лицо), выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления                                                              

Государственный советник РФ 1 класса                                      О.С. Виниченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попович Л.И.

8(8162) 738851

Связанные организации

Связанные организации не указаны