Решение №529/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-46/2020 по результатам рассмотрения жалоб... от 7 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МАОУ «СОШ № 2»

 

ул. Железнодорожная, д. 38,

р.п. Крестцы, Новгородская обл.,

175460

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) – ООО «СБ»

 

ул. Германа, д. 29, оф. 326,

Великий Новгород, 173003

 

 

Исходящие № 529/03 от 07.02.2020

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-46/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

04 февраля 2020 года

 

                                 

                Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Петрова А.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (175460, Новгородская обл., р.п. Крестцы, ул. Железнодорожная, д. 38; далее – МАОУ «СОШ № 2») - директора <…….>, <…….>, <…….>;

заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «СБ» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, оф. 326; далее – ООО «СБ») – <…….>,

рассмотрев жалобу ООО «СБ» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 2» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» по адресу: 175460, Новгородская область, р.п. Крестцы, ул. Железнодорожная, д. 38, извещение № 32008786737 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 21.01.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.01.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «СБ» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 2» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» по адресу: 175460, Новгородская область, р.п. Крестцы, ул. Железнодорожная, д. 38, извещение № 32008786737 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.01.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – МАОУ «СОШ № 2» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению ООО «СБ», положения Документации о проведении настоящего открытого конкурса (далее – Документация) препятствуют подаче заявок на участие в рассматриваемой закупке, поскольку содержат избыточные требования к описанию участниками закупки конкретных показателей товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, а также намеренно вводят их в заблуждение.

Так, приложение № 1 «Требования к товарам, использующимся при выполнении работ» к разделу 3 «Техническое задание» к Документации (далее – Приложение № 1; ТЗ) содержит требования к 239 товарам, к одному товару необходимо указать в среднем до 15 показателей его характеристик.

ООО «СБ» считает, что требования к товарам в данном случае установлены заказчиком не в соответствии с его действительной потребностью, а с целью усложнить подготовку заявок и создать основания для их отклонения.

В данном случае заказчик имел право и мог не детализировать показатели каждого товара.

Также положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявок.

В связи с этим, требования заказчика о подробном описании в представляемом в составе заявки участником закупки предложении о конкретных показателях товаров показателей данных товаров и их значений, показателей технологии производства таких товаров имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Кроме того, имеющаяся в Документации инструкция по заполнению заявки (далее – Инструкция) содержит большое количество разнообразных условий и правил относительно указания в заявке значений показателей товаров, установленных Приложением № 1.

2. По мнению ООО «СБ», рассматриваемая закупка должна была проводиться заказчиком с учетом положений части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а не в соответствии с положениями Закона о закупках, поскольку источником финансирования настоящего открытого конкурса являются средства субсидии из федерального, регионального и местного бюджетов на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий.

Учитывая вышеизложенное, заявитель просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «СБ» поддержал ее доводы в полном объеме.

Согласно представленному МАОУ «СОШ № 2» отзыву на Жалобу (вх. № 608 от 31.01.2020 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными.

1. Учитывая, что имеющаяся в составе Документации сметная документация служит для определения начальной (максимальной) цены контракта и определения объема работ, а товары, содержащиеся в стандартных расценках, в подавляющем большинстве имеют неопределенные характеристики, заказчик в целях получения в конечном итоге результатов работ надлежащего качества вынужден дополнительно описывать в Приложении № 1 все основные материалы (товары), использующиеся при выполнении работ.

При этом, все использованные заказчиком при описании требований к товарам показатели являются стандартными и установлены либо в соответствии с государственными стандартами либо на основании мониторинга рынка.

В силу пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках Документация содержит подробную Инструкцию, один из пунктов которой дополнительно разъясняет участникам закупки порядок заполнения предложения о конкретных показателях в составе заявки в части указания в нем значений показателей товаров, которые возможно определить только по результатам испытания конкретной партии товара.

В частности, согласно Инструкции, «…по таким показателям допускается указывать значения не по результатам испытаний конкретной партии товара, а в соответствии с требуемым ГОСТ в том числе сопровождая словами например «не более», «не менее», «от», «до», «св.» и т.д. если таковые прямо прописаны в соответствующих ГОСТ».

Документация размещена на официальном сайте в полном объеме, в связи с чем все участники имеют равный доступ к участию в закупке.

Содержащиеся в Приложении № 1 требования к товарам в полной мере описывают потребность заказчика, а также не требуют поставки товаров определенных торговых марок, что позволяет предложить к использованию большой спектр эквивалентных товаров.

Жалоба кроме констатации фактов по количеству и объему описанных товаров не содержит никаких доказательств, подтверждающих невозможность подготовки заявки или ограничения конкуренции.

Заявитель в Жалобе неоднократно указывает, что Документация вводит его в заблуждение, при этом в Жалобе ООО «СБ» не приведено ни одного примера, в чем бы это заблуждение подтвердилось.

Таким образом, по мнению заказчика, Документация не ограничивает количество участников закупки.

2. Послужившая источником финансирования осуществления рассматриваемой закупки предоставленная МАОУ «СОШ № 2» субсидия из федерального, регионального и местного бюджетов на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий не является субсидией на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, на строительство таких объектов (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или их приобретение, а является субсидией на иные цели.

Кроме того, капитальный ремонт не может быть отнесен ни к строительству, реконструкции, техническому перевооружению, ни к приобретению объектов недвижимого имущества.

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали вышеуказанный отзыв в полном объеме, а также дополнительно сообщили, что каких-либо запросов о даче разъяснений положений Документации в адрес МАОУ «СОШ № 2» не поступало.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по закупкам, совершенных ими при проведении рассматриваемого открытого конкурса, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «СОШ № 2» (утверждено протоколом № 5 от 20.12.2018 Наблюдательного совета МАОУ «СОШ № 2»; далее - Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в форме торгов является конкурс (открытый конкурс).

Разделом 2 Положения заказчика предусмотрено осуществление закупки путем проведения открытого конкурса, а также регламентирован ее порядок.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 2» при проведении рассматриваемого открытого конкурса должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация утверждена директором МАОУ «СОШ № 2» <…….> 20.01.2020.

Согласно пункту 7 извещения о проведении настоящего открытого конкурса предметом настоящей закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «СОШ № 2».

В соответствии с пунктами 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Пунктом 2.3.1, подпунктами 1-3 пункта 1.8.2 Положения также предусмотрено включение указанной информации в документацию об открытом конкурсе.

Согласно пункту 19 Документации описание предмета закупки приведено заказчиком в ТЗ.

Одним из приложений к ТЗ является вышеупомянутое Приложение № 1, содержащее установленные заказчиком требования к товарам, подлежащим в данном случае использованию подрядчиком при выполнении работ, входящих в предмет рассматриваемой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, перечень документов, которые необходимо представить участникам для подтверждения их соответствия требованиям, заказчиком приведены в пункте 28 Документации.

Согласно подпункту 2.16 пункта 28 Документации в составе заявки на участие в настоящей закупке подлежит представлению предложение участника конкурса о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги и иные предложения по условиям исполнения договора (предложение участника закупки о конкретных показателях товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ).

При этом, согласно подпункту 2.16 пункта 28 Документации, при предоставлении предложения участника о конкретных показателях товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, участнику необходимо указать конкретные показатели товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным в ТЗ (Приложении № 1).

Согласно пункту 2.7.1 Положения комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в конкурсе и проверяет, соответствуют ли участники закупки и их заявки требованиям, установленным законодательством, настоящим Положением и конкурсной документацией.

В соответствии с пунктом 2.7.3 Положения по результатам рассмотрения заявок комиссия по закупкам принимает решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе или об отказе в допуске.

Согласно подпункту 2.16 пункта 28 Документации участник предоставивший описание конкретных показателей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, не соответствующие требованиям, установленным ТЗ (Приложением № 1), не допускается к участию в оценке и сопоставлении заявок в открытом конкурсе.

Инструкция, положениями которой необходимо руководствоваться участникам рассматриваемой закупки при заполнении заявок, также приведена заказчиком в подпункте 2.16 пункта 28 Документации.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 2.3.1, подпунктом 14 пункта 1.8.2 Положения также предусмотрено включение указанной информации в документацию об открытом конкурсе.

Согласно пункту 2.4.2 Положения критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе могут быть:

1) цена;

2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

3) расходы на эксплуатацию товара;

4) расходы на техническое обслуживание товара;

5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) квалификация участника закупки;

10) квалификация работников участника закупки.

Согласно пункту 2.4.3 Положения в конкурсной документации заказчик должен указать не менее двух критериев из предусмотренных пунктом 2.4.2 настоящего Положения, причем одним из этих критериев должна быть цена.

Следовательно, исходя из смысла пунктов 2.4.2, 2.4.3 Положения, при установлении критериев оценки заявок в документации об открытом конкурсе МАОУ «СОШ № 2» по собственному усмотрению выбирает не менее двух критериев из числа критериев, предусмотренных пунктом 2.4.2 Положения, одним из которых в обязательном порядке должна быть цена.

Критерии оценки заявок участников рассматриваемой закупки, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней предусмотрены пунктом 30 Документации.

В качестве таких критериев заказчиком из числа предусмотренных пунктом 2.4.2 Положения критериев в Документации установлены:

- цена договора;

- квалификация участника закупки;

- квалификация работников участника закупки;

- деловая репутация участника закупок.

Соответственно, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в рассматриваемой закупке МАОУ «СОШ № 2» в данном случае установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также в соответствии с требованиями собственного Положения и не противоречат им, а качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара в данном случае являются не критерием оценки, а, как установлено выше, информацией, подлежащей представлению участниками в составе заявок на участие в настоящем открытом конкурсе.

Изучив доводы Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе при описании в документации о закупке объекта закупки, установлении требований к содержанию и составу заявок и инструкции по их заполнению.

Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке.

Так, согласно положениям пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Оценив установленные заказчиком в Приложении № 1 требования к товарам, а также положения Инструкции, подлежащие применению при заполнении участниками закупки предложения о конкретных показателях товаров, Комиссия приходит к следующим выводам.

1). Приложение № 1 содержит требования к 239 товарам, подлежащим использованию при выполнении работ, в отношении каждого товара заказчиком предусмотрены определенные показатели (как правило в количестве более 10 показателей) и требования к значениям таких показателей.

При этом, указанные требования установлены заказчиком в Приложении № 1 в отношении каждого товара сплошным текстом, что непосредственным образом затрудняет уяснение участниками закупки данных требований заказчика при подготовке представляемого в составе заявки предложения о конкретных показателях товаров и способно привести к некорректному заполнению заявки и, как следствие, дальнейшему признанию заявки не соответствующей требованиям Документации.

Например, в отношении товара по пункту 48 Приложения № 1 заказчиком установлено следующее:

«Песок природный. Содержание в песке глины в комках: не более 0,5% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Класс песка (по зерновому составу и содержанию пылевидных и глинистых частиц): I либо II (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц: не более 3% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Соответствие: ГОСТ 8736-2014 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) не более 50 ммоль/л (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, уголь: не более 1% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм: не более 15% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Содержание зерен крупностью св. 10 мм: не более 5% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, пирит в пересчете на SO3: не более 4% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3: не более 1% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, слюда: не более 2% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Полный остаток на сите № 063: 30-75% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Содержание зерен крупностью св. 5 мм: не более 20% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: не более 0,15% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Модуль крупности песка: от 2,0 и не более 3,5 Мк (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Тип песка: образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Истинная плотностью зерен: 2,0-2,8 г/см³ (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Группа: крупный либо повышенной крупности либо средний (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4)».

Или, в отношении товара по пункту 57 Приложения № 1 заказчиком указано:

«Бетон. Допустимые отклонения заданных значений показателей удобоукладываемости, осадка конуса: не более ±3 см (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Расслаиваемость подвижной бетонной смеси, раствороотделение: не более 4% (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Зерновой состав крупного заполнителя, содержание фракции от 5 до 10 мм: 15-40 % по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Бетон: должен быть мелкозернистый; тяжелый (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Допустимые отклонения заданных значений показателей удобоукладываемости, расплыв конуса: не более ±3 см (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из изверженных пород: не более 1% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Зерновой состав крупного заполнителя, содержание фракции св10 до 20 мм: 20-75% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Марка по водонепроницаемости: не должна быть выше W4 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Марка бетона по морозостойкости: должна быть F100; F150; F75; F200 по первому; второму базовому методу (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Марка по осадке конуса: П4; П5; П3 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Порода щебня: изверженные либо осадочные (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Мелкий заполнитель: должен быть песок для строительных работ; песок из отсевов дробления горных пород; песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Содержание зерен слабых пород в щебне для бетона классов В60 и выше: не должно превышать 5% массы (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Вид цемента: должен быть ЦЕМ I; ЦЕМ II; ШПЦ; ЦЕМ III (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Соответствие: ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Водопоглощение щебня: не более 2% (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Класс бетона по прочности на сжатие: не должен быть ниже В10 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Бетон: с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок либо без воздухововлекающих (газообразующих) добавок (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Максимальное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в крупном заполнителе: не более 35% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Марка цемента, применяемого в бетоне: 500; 400 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Наибольший размер заполнителя: должен быть не более 40 мм (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Истинная плотность мелкого заполнителя мелкозернистого бетона: должна быть от 2000 до 2800 кг/м³ (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Средняя плотность крупного заполнителя: должна быть от 2000 до 3000 кг/м³ (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе бетона класса В60 и выше: не должно быть более 2% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе бетона: не должно быть более 3% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Марка по расплыву конуса: Р1; Р2 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). "Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из осадочных пород для бетонов класса В25 и выше: " не должно превышать 2,0% массы (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Расслаиваемость растекающейся бетонной смеси, водоотделение: не более 0,8% (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Зерновой состав крупного заполнителя, содержание фракции св20 до 40 мм: 40-65% по массе (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Применяемые фракции крупного заполнителя: [от 5 до 10 мм] и/или [св10 до 20 мм] и/или [св20 до 40 мм] (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4)».

Кроме того, в Приложении № 1 заказчиком действительно установлены избыточные требования к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ, что подтверждается следующим.

Проект договора является разделом 4 Документации.

В соответствии с пунктом 1.1 Проекта договора по поручению Заказчика Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту здания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» по адресу: 175460, Новгородская область, р.п. Крестцы, ул. Железнодорожная, д. 38 (далее - Объект) и сдать результат работ Заказчику.

Согласно пункту 1.3 Проекта договора объем и стоимость Работ определяются в соответствии с Документацией о проведении открытого конкурса №___, сметной документацией (Приложение № 1 к договору), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.

В соответствии с пунктом 10.9 Проекта договора его неотъемлемыми частями являются Сметная документация (приложение № 1 (составляется подрядчиком по итогам открытого конкурса)) и Акт об исполнении обязательств Сторонами по договору (приложение № 2).

Следовательно, представленное участником закупки, признанным ее победителем либо единственным участником (в случае, если открытый конкурс не состоится по причине поступления единственной заявки), в составе заявки на участие в открытом конкурсе заполненное в соответствии с Приложением № 1 предложение о конкретных показателях товаров, предложенных им к использованию при выполнении работ, каким-либо приложением к заключенному по итогам рассматриваемой закупки договору являться не будет.

В связи с изложенными обстоятельствами, при приемке выполненных работ у заказчика не имеется никаких правовых оснований для проверки соответствия использованного в действительности подрядчиком товара и его показателей значениям, указанным ранее подрядчиком как участником закупки в составе заявки (в составе предложения о конкретных показателях товаров).

Иными словами, использованный в данном случае заказчиком способ изложения в Документации (Приложении № 1) требований к товарам не позволяет удовлетворить существующие потребности заказчика в квалифицированном выполнении работ с использованием качественных товаров.

Соответственно, доказательства того, что необходимость столь детального описания в составе заявки предлагаемых к использованию товаров по всем 239 позициям Приложения № 1 обусловлена действительной потребностью заказчика, в данном случае отсутствуют.

Таким образом, требование заказчика о чрезмерно детальном описании в составе заявки предлагаемых к использованию товаров непосредственным образом усложняет подготовку заявок, намеренно вводит в заблуждение участников закупки и увеличивает риск признания поданных ими заявок не соответствующими установленным заказчиком в Документации требованиям к товарам.

2). Инструкция содержит значительное количество разнообразных условий и правил относительно заполнения участниками закупки в составе заявок своих предложений о конкретных показателях товаров в соответствии с Приложением № 1, подлежащих применению в тех или иных случаях в зависимости от использованных заказчиком слов и знаков при описании требований к товарам.

Так, согласно Инструкции, требования к значениям показателей товаров подразделяются на типы.

«К первому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.

Ко второму типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.

К третьему типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.

К четвертому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров, требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться».

При этом, согласно Инструкции, в зависимости от использованных заказчиков при перечислении в Приложении № 1 требований к значениям показателей товаров слов и знаков, указание участником закупки в составе предложения о конкретных показателях товаров значений таких показателей по одному и тому же типу требований не идентично.

Так, согласно Инструкции, «По первому типу требований в первой части заявки необходимо указать конкретное значение в случае если в требовании к значению показателя установлено минимальное значение в соответствии с пояснениями «Правила чтения слов и знаков», в иных случаях установлены требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.

По второму типу требований в первой части заявки необходимо указать конкретное значение в случае если в требовании к значению показателя установлено максимальное значение в соответствии с пояснениями «Правила чтения слов и знаков», в иных случаях установлены требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.

По третьему типу в первой части заявки необходимо указать диапазонное значение (конкретные значения верхней и нижней границ диапазона) в случае если в требовании к значению показателя установлены минимальное и/или максимальное значения в соответствии с пояснениями «Правила чтения слов и знаков», в иных случаях установлены требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.

По четвертому типу в первой части заявки необходимо указать одно конкретное значение в случае если в требовании к значению показателя установлены минимальное и максимальное значения в соответствии с пояснениями «Правила чтения слов и знаков» либо если установлены требования к вариантам значений, а именно в требованиях к значению показателя, значения перечислены через «;» или «либо» или «или», в случае перечисления значений через «и/или»,  «и/либо» допускается указать одно либо несколько значений установленных заказчиком, применение заказчиком слова «допускается» в четвертом типе требований означает, что необходимо представить сведения без использования данного слова, указывая на наличие либо отсутствие установленной заказчиком неизменяемой характеристики, в иных случаях установлены требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться».

Помимо вышеуказанного, Инструкция устанавливает правила чтения слов и знаков, а именно оговаривает слова и знаки с помощью которых устанавливаются:

- требования к максимальным и минимальным значениям показателей;

- требования к минимальным значениям показателей;

- требования к максимальным значениям показателей,

а также определяет последствия использования союза «и», знаков «[   ]», «(   )» и т.д.:

«Требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров указаны в виде двух значений в различных комбинациях слов и знаков «не менее», «не ниже», знак «≥» - (более или равно), «более», «до» - (менее), «выше», «от» - (более), «не ≤» - (не менее и не равно), знак «>» - (более), «не более», «не выше», знак «≤» - (менее или равно), «менее», «ниже», «не ≥» - (не более и не равно), знак «<» - (менее) в том числе в комбинации с разными формами слов «должен», «должен быть», «нижний предел», «верхний предел» (в случае, если в соответствии с указанными выше положениями настоящей инструкции необходимо указать конкретное значение (в том числе конкретное значение границы диапазона), то участнику необходимо указать соответствующее требованиям технического задания конкретное значение без использования вышеуказанных слов и знаков), а так же:

- с использованием знака «…» установленного между двумя числовыми значениями, при этом для четвертого типа требований требуемое конкретное значение должно входить в установленный интервал, крайние значения интервала при описании требований со знаком «…» не удовлетворяют потребностям заказчика, для третьего типа требования установлены требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.

- с использованием знака «-» установленного между двумя числовыми значениями (за исключением номеров ГОСТ), при этом требуемое значение (конкретное либо диапазонное, в зависимости от установленного типа требований) должно входить в установленный интервал, крайние значения удовлетворяют потребностям заказчика если установлено требование о соответствии товара ГОСТ, в иных случаях крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика.

Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара указаны со следующими словами и знаками:

«не менее», «не ниже», «более», «выше», «от» - (более), «не ≤» - (не менее и не равно), знак «≥» - (более или равно), в том числе в комбинации с разными формами слов «должен», «должен быть». В случае, если в соответствии с указанными выше положениями настоящей инструкции необходимо указать конкретное значение (в том числе конкретное значение границы диапазона), то участнику необходимо указать соответствующее требованиям технического задания конкретное значение без использования вышеуказанных слов и знаков;

Требования к максимальным значениям показателей(характеристик) товара указаны со следующими словами и знаками:

«не более», «не выше», знак «≤» - (менее или равно), «менее», «ниже», «не ≥» - (не более и не равно), «не >» - (не более), «до» - (менее), знак «<» - (менее)в том числе в комбинации с разными формами слов «должен», «должен быть». В случае, если в соответствии с указанными выше положениями настоящей инструкции необходимо указать конкретное значение (в том числе конкретное значение границы диапазона), то участнику необходимо указать соответствующее требованиям технического задания конкретное значение без использования вышеуказанных слов и знаков;

- «не ниже»: для температурных показателей – не менее; для марок, классов и т.п. – значение установленное заказчиком либо марки, классы и т.п. имеющие более высокие (лучшие) характеристики;

- «выше»: для температурных показателей – более; для марок, классов и т.п. – марки, классы и т.п. имеющие более высокие (лучшие) характеристики;

- «ниже»: для температурных показателей – менее; для марок, классов и т.п. – марки, классы и т.п. имеющие более низкие характеристики;

- «не выше»: для температурных показателей – не более; для марок, классов и т.п. – значение установленное заказчиком либо марки, классы и т.п. имеющие более низкие характеристики;

Применение заказчиком союза «и» и знака «,» при установлении требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться либо если значения перечислены с использованием иных слов и знаков, но изменению не подлежат согласно инструкции, это означает, что Заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику размещения заказа необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями для каждой разновидности товара. Форму представления конкретных показателей по данным товарам Участник выбирает самостоятельно, это должно быть вынесение каждой разновидности товара в отдельную табличку, либо указание характеристик товара с пометками, к какой из разновидностей товара этот конкретный показатель относится либо иным другим способом, исключающим двоякое толкование представленных показателей товара.  Применение заказчиком слов «либо», знака «;» в четвертом типе требований означает, что необходимо представить сведения без использования данных союзов или знаков, указывая одно конкретное значение. Применение заказчиком слова «допускается» в четвертом типе требований означает, что необходимо представить сведения без использования данного слова, указывая на наличие либо отсутствие установленной заказчиком неизменяемой характеристики. Применение заказчиком слов «и/либо», «и/или» в четвертом типе требований означает, что необходимо представить сведения без использования данных союзов или знаков, указывая одно либо несколько конкретных значений. Данный тип показателей относится к показателям, которые определены Законом о контрактной системе как показатели, значения которых не могут изменяться. При этом Заказчиком, исходя из собственных потребностей и руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, во избежание создания условий, ограничивающих конкуренцию, установлены варианты таких неизменяемых значений, каждый из которых удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением, которые удовлетворяют потребностям заказчика).

В случае, если наименование показателя содержит одновременно несколько однотипных показателей, таких как например «температура применения и хранения», «толщина покрытия минимальная и максимальная», то конкретные показателя необходимо указать для каждого показателя.

В случае, если требование к значению показателя установлено в виде, например: «Размер: не менее 3 мм х 5 мм» и т.п., то требование «не менее» относится только к первому числовому значению, в данном случае это «3 мм», значение «5 мм» и др. являются не изменяемым.

В случае, если требование к значению показателя установлено в виде, например: «Размер: 2…6 мм х 5…11 мм», «Размер: 2…6 мм * 5…11 мм», «Размер: 2-6 мм х 5-11 мм», «Размер: 2-6 мм * 5-11 мм» и т.п., то в первой части заявки значение (конкретное либо диапазонное, в зависимости от установленного типа требований) необходимо указать для каждого интервала указанного через знаки «х», «*» и т.п.

Значение заключенное в квадратные скобки, знак «[  ]», является не изменяемым.

Знак «(   )» и знаки кавычек используются исключительно как знак препинания».

Таким образом, Инструкция в данном случае сформирована заказчиком таким образом, что для заполнения в соответствии с требованиями Приложения № 1 в составе заявки предложения о значениях конкретных показателей товаров участнику закупки необходимо соотнести все предусмотренные Приложением № 1 показатели товаров, их типы и использованные заказчиком при описании требований к их значениям слова и знаки с перечисленными в Инструкции типами требований, а также установленными заказчиком в Инструкции правилами чтения слов и знаков (то есть необходимо структурировать по порядку соотношение «показатель товара – тип требований – использованные заказчиком при описании требований слова и знаки – соответствующие положения Инструкции») и только после данных последовательных действий указать в представляемом в составе заявки предложении значения показателей предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров в соответствии с требованиями Приложения № 1.

При этом, приведенное заказчиком и установленное в Приложении № 1 соотношение различных показателей в отношении одного и того же товара с их типами неупорядоченно, носит бессистемный и хаотичный характер.

Например, изначально заказчиком в отношении одного товара перечисляются показатели с требованиями к их значениям первого типа, затем показатели с требованиями к их значениям иного типа, затем снова показатели с требованиями к их значениям первого типа и т.д. (пункты 1, 49 и пр. Приложения № 1).

Вышеприведенные положения Инструкции в своей общей совокупности намеренно усложнены для понимания и также непосредственным образом затрудняют подготовку участниками закупки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе.

Кроме того, отдельные положения Инструкции могут быть двояко истолкованы как участниками закупки при составлении заявок, так и комиссией по закупкам заказчика при их рассмотрении.

Один из пунктов Инструкции дополнительно разъясняет участникам закупки порядок заполнения предложения о конкретных показателях товаров в составе заявки в части указания в нем значений показателей товаров, которые возможно определить только по результатам испытания конкретной партии товара.

Так, согласно Инструкции, «Обращаем внимание участников, что документация может содержать требования к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Ввиду того, что ряд необходимых заказчику товаров не входит в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 982, по представленным в процессе исполнения работ документам (отказные письма, сертификаты добровольной сертификации, декларации соответствия) Заказчик не имеет возможности проверить товар на полное соответствие необходимому ГОСТ. С целью получения товара надлежащего качества, либо в случае поставки товара не надлежащего качества для защиты своих интересов в суде, по таким показателям допускается указывать значения не по результатам испытаний конкретной партии товара, а в соответствии с требуемым ГОСТ в том числе сопровождая словами например «не более», «не менее», «от», «до», «св.» и т.д. если таковые прямо прописаны в соответствующих ГОСТ».

Вместе с тем, какие-либо примечания в Приложении № 1 при описании требований к значениям показателей товаров относительного того, является ли описываемый показатель определяемым по результатам испытаний или не является таковым и, следовательно, возможно ли указание его конкретного значения в составе предложения участника с использованием слов, установленных заказчиком в вышеприведенном фрагменте Инструкции («не более», «не менее», «от», «до», «св.» и т.д.), заказчиком не приведены и не установлены.

Следовательно, установление данных обстоятельств (является ли описываемый показатель товара определяемым по результатам испытаний или не является таковым) в данном случае оставлено заказчиком на усмотрение самим участникам закупки, а проверка правильности их выводов – комиссии по закупкам заказчика, в полномочия которой будет входить рассмотрение заявок участников на предмет их соответствия требованиям Документации.

В случае расхождения взглядов участника закупки и членов закупочной комиссии заказчика относительного того является ли описываемый показатель товара определяемым по результатам испытаний или не является таковым, заявка участника закупки будет признана несоответствующей требованиям Документации, а сам участник не допущен до процедуры оценки и сопоставления заявок.

Указанные обстоятельства могут привести к различным злоупотреблениям членами комиссии заказчика при рассмотрении поступивших заявок.

Затруднение установления данного факта (является ли описываемый показатель товара определяемым по результатам испытаний или не является таковым) вызвано также тем, что заказчиком, как указывалось выше, в отношении каждого показателя товара указан один из предусмотренных Инструкцией типов, требующий от участника указания конкретного значения показателя товара в соответствии с вышеприведенными положениями Инструкции.

Например, в отношении товара по пункту 4 Приложения № 1 заказчиком установлено следующее:

«Раствор. Соответствие: ГОСТ 28013-98 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Известковое молоко имеет плотность не менее 1200 кг/м³ и содержит извести не менее 30% по массе: соответствие (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Назначение: штукатурный для накрывочного слоя (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Вяжущий материал: строительная известь и/или портландцемент и/или шлакопортландцемент и/или глина (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Наибольшая крупность зерен заполнителя: более 1 мм (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Вид цемента: ПЦ-Д5 либо ПЦ-Д20 либо ШПЦ (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Марка по подвижности: Пк3; Пк2 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Морозостойкость: выше F35 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Подвижность по погружению конуса: более 4 не более 12 см (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Известковое вяжущее: должно быть в виде гидратной извести (пушонки); известкового теста; известкового молока (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Расслаиваемость свежеприготовленных глиносодержащих смесей: не более 10% (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3). Марка раствора: не ниже М50 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Средняя плотность затвердевших легких растворов в проектном возрасте: не должна быть ≤ 1200кг/м³ (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Водоудерживающая способность приготовленного глиносодержащего раствора: не должна быть менее 93% (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Известковое тесто имеет температуру не ниже 5 °С: соответствие (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Раствор глиносодержащий: наличие либо отсутствие (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). По применяемым вяжущим раствор: должен быть сложным (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Известковое вяжущее не содержит непогасившиеся частицы извести: соответствие (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Заполнитель: песок для строительных работ (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Тип раствора: тяжелые либо легкие (требования к значениям показателей (характеристик), тип 4)».

При этом, согласно пункту 6.9 ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением № 1)» прочность на сжатие, морозостойкость и среднюю плотность затвердевших растворов определяют по ГОСТ 5802-86 «Растворы строительные. Методы испытаний».

В то же время, согласно Инструкции, «по первому типу требований… необходимо указать конкретное значение в случае если в требовании к значению показателя установлено минимальное значение в соответствии с пояснениями «Правила чтения слов и знаков», в иных случаях установлены требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться».

Соответственно, положения имеющейся Инструкции также непосредственным образом усложняют подготовку заявок и увеличивает риск признания поданных заявок не соответствующими установленным заказчиком в Документации требованиям к товарам.

3). Как следует из вышеприведенных положений Инструкции, в Приложении № 1 заказчиком установлены требования к значениям показателей ряда товаров, которые становятся известны только после проведения специальных испытаний и исследований определенных партий или образцов таких товаров.

Согласно материалам Жалобы, таким показателем является, например, показатель «рН краски» для товара по пункту 12 Приложения № 1, требуемое значение которого – «не более 9,0 рН (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2)».

Вместе с тем, согласно пункту 4.5 ГОСТ 28196-89 «Краски водно-дисперсионные. Технические условия (с Изменением № 1)» рН краски определяется методом соответствующих испытаний.

Или, такими показателями являются «водопоглощение», «твердость глазури по Моосу» для товара по пункту 20 Приложения № 1, требуемые значения которых – «не более 16 % (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2)» и «не менее 5 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1)» соответственно.

При этом, согласно пункту 2.3.1 ГОСТ 6141-91 «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия» водопоглощение плиток измеряется при проведении приемочного контроля, а твердость глазури по Моосу согласно пункту 2.4.1 ГОСТ 6141-91 проверяется при периодических испытаниях плиток предприятием изготовителем.

Вместе с тем, при установлении соответствующих положений Инструкции и в Приложении № 1 требований к показателям товаров, значения которых становятся известны только после проведения специальных испытаний и исследований определенных партий или образцов таких товаров, заказчиком не было учтено, что Закон о закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

В отношении ряда товаров в Приложении № 1 заказчиком также установлено требование о представлении участниками закупки в составе своего предложения о конкретных показателях товаров показателей, непосредственным образом относящихся к химическому составу товаров.

Например, в отношении товара по пункту 48 Приложения № 1 (показатели «содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, пирит в перерасчете на SO3», «содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в перерасчете на SO3»).

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «СОШ № 2» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в ненадлежащем описании заказчиком объекта закупки и ненадлежащем установлении в документации об открытом конкурсе инструкции по заполнению заявок, способных повлечь сокращение количества участников закупки, затруднить формирование и подачу заявок на участие в ней, а также нарушающих установленные принципы закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

2. В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 2 Документации источником финансирования настоящего открытого конкурса являются средства субсидии из федерального, регионального и местного бюджетов на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий.

Согласно пункту 1 статьи 78.2 БК в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78.2 БК предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье - соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 78.2 БК, соглашение о предоставлении субсидии среди прочего должно содержать цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта.

При этом, исходя из положений пункта 4 статьи 78.2 БК, целями предоставления субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут быть исключительно строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) таких объектов или их приобретение.

Также пунктом 4 статьи 78.2 БК установлены требования к условиям соглашения о предоставлении субсидии на вышеуказанные цели (строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) таких объектов или их приобретение), в том числе о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В отношении субсидий, предоставляемых автономным учреждениям на иные цели (не перечисленные в пункте 4 статьи 78.2 БК), аналогичные требования к условиям соглашений об их предоставлении бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены.

Вместе с тем, согласно материалам Жалобы, указанная в пункте 2 Документации субсидия из федерального, регионального и местного бюджетов на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий предоставлена МАОУ «СОШ № 2» на основании заключенного 21.01.2020 между Комитетом образования Администрации Крестецкого муниципального района и заказчиком соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Кроме того, как указывалось выше, предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «СОШ № 2».

Под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимаются замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В этой связи капитальный ремонт не может быть отнесен ни к строительству, реконструкции, техническому перевооружению, ни к приобретению объектов недвижимого имущества.

Аналогичный вывод содержится в письме Минэкономразвития России от 10.06.2015 № Д28и-1698.

Таким образом, исходя в первую очередь из цели предоставленной МАОУ «СОШ № 2» субсидии (иные цели), а также из предмета рассматриваемой закупки (капитальный ремонт), настоящий открытый конкурс правомерно проводится заказчиком в соответствии с положениями Закона о закупках, а не Закона о контрактной системе.

Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Одним из доказательств введения в заблуждение участников рассматриваемой закупки ненадлежащим образом оформленными заказчиком Инструкцией и Приложением № 1 служит не только факт поступления в Новгородское УФАС России настоящей Жалобы, но и факты поступления в Новгородское УФАС России жалоб с аналогичными доводами на действия заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки от Общества с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой» (г. Санкт-Петербург (вх. № 606 от 31.01.2020 Новгородского УФАС России)) и Общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (Великий Новгород (вх. № 642 от 03.02.2020 Новгородского УФАС России)) (обе жалобы не приняты к рассмотрению и возвращены заявителям на основании пункта 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с принятием антимонопольным органом решения по настоящей Жалобе).

Вышеуказанные нарушения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, установленные в действиях заказчика, могут существенно повлиять на результаты закупки, сократить количество заявок признанных закупочной комиссией заказчика соответствующими требованиям Документации (Приложения № 1) вследствие введения участников закупки в заблуждение неоднозначной, противоречивой Инструкцией и требованием об чрезмерно детальном описании в составе заявки предлагаемых к использованию товаров, что дает Комиссии достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СБ» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, оф. 326) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (175460, Новгородская обл., р.п. Крестцы, ул. Железнодорожная, д. 38) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» по адресу: 175460, Новгородская область, р.п. Крестцы, ул. Железнодорожная, д. 38, извещение № 32008786737 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 21.01.2020, частично обоснованной в части довода № 1.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» и его комиссии по закупкам обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии           Д.А.Петров                                                                              

 

                                                                                                                            А.В. Петрова    

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны