Решение №ЛА/3891/23 РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-557/2023 по результатам рассмотрения ж... от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику – ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич»

 

ул. Трибуны, зд. 4а, помещ. 15,

г. Старая Русса, Новгородская обл., 175202

 

ул. Красная Пресня, д. 22,

вн.тер. г. муниципальный округ Пресненский,

г. Москва, 123376

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

АО «31 ГПИСС»

 

Смоленский бульвар, д. 19, стр. 1,

г. Москва, 119121

 

 

Оператору электронной площадки – АО «РАД»

 

пер. Гривцова, д.5, лит. В,

г. Санкт – Петербург, 190000

 

РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-557/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

Резолютивная часть оглашена 03.10.2023                                               

В полном объеме изготовлено 06.10.2023                                                Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…;

…;

…,

в присутствии представителей:

заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» – … (приказ .. от …) и … (доверенность № … от …), посредством видео-конференцсвязи;

подателя жалобы – Акционерного общества «31 Государственный проектный институт специального строительства» - … (доверенность № … от …), посредством видео-конференцсвязи;

рассмотрев жалобу участника закупки – Акционерного общества «31 Государственный проектный институт специального строительства» (119121, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 1; далее – АО «31 ГПИСС») на действия заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» (175202, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Трибуны, зд. 4а, помещ. 15; далее – ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич») и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации по объекту «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич», извещение № 32312708616 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.08.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.09.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – АО «31 ГПИСС» на действия заказчика – ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации по объекту «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич», извещение № 32312708616 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.08.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

АО «31 ГПИСС» была подана заявка на участие в рассматриваемом конкурсе.

Согласно протоколу № 32312708616-1 рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации по объекту «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» от 18.09.2023 (далее – Протокол) АО «31 ГПИСС» было отказано в допуске к участию в закупке по следующему основанию:

«Отказать в допуске к участию в закупке на основании пп. 2 п. 4.13.16 Документации: - несоответствие участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям извещения и настоящей документации о закупке;

Требование заказчика: наличие у участника закупки опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг: Под договорами, аналогичными предмету закупки, понимаются договоры и (или) контракты на поставку товаров / выполнение работ / оказание услуг сопоставимого характера и объема. Под договорами сопоставимого характера и объема понимаются договоры и (или) контракты, заключенные за период с 01.01.2014 по н.в. на выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию нового строительства / реконструкции санаторно-курортных организаций и/или иных квалифицированных средств размещения с номерным фондом не менее 120 номеров категории не менее 3 звезд с положительным заключением экспертизы (государственной или негосударственной), предусмотренной ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, по которым участник является генеральным проектировщиком в количестве не менее 2 (Двух) договоров;

Предложение участника: в подтверждение соответствия указанному требованию, участник предоставил только один договор (№ 420 от 10.05.2017), который, не соответствует данному требованию в части количества номерного фонда, а именно: содержит сведения о гостинице на 70 мест и комплексе апартаментов на 24 места».

Заказчиком в конкурсной документации (пункт 2.1 Приложения № 1 к Информационной карте конкурсной документации) к участникам закупки установлено следующее дополнительное требование, несоответствие которому влечет отказ в допуске к участию в конкурсе: «наличие у участника закупки опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг: под договорами, аналогичными предмету закупки, понимаются договоры и (или) контракты на поставку товаров/выполнение работ/оказание услуг сопоставимого характера и объема. Под договорами сопоставимого характера и объема понимаются договоры и (или) контракты, заключенные за период с 01.01.2014 по н.в. на выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию нового строительства/реконструкции санаторно-курортных организаций и/или иных квалифицированных  средств размещения с номерным фондом не менее 120 номеров категории не менее 3 звезд с положительным заключением экспертизы (государственной или негосударственной), предусмотренной ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, по которым участник является генеральным проектировщиком  в количестве не менее 2 (Двух) договоров. Успешным признается полностью исполненный договор/ контракт, по которому участником документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник выступает ответчиком, и решение принято не в его пользу. При этом допускается предоставление контрактов/договоров с выполненным объемом работ/услуг, оплаченных в размере не менее 99,5% цены такого контракта/договора».

При этом, в разделе «Порядок оценки и сопоставления заявок» (Приложение № 3 к Информационной карте конкурсной документации), на основании которого осуществляется оценка и сопоставление заявок, повторно установлено требование о предоставлении аналогичных документов, подтверждающих опыт участника.

По мнению подателя Жалобы, предоставление в качестве подтверждения соответствия участников дополнительному требованию договоров, аналогичных договорам, предусмотренным для оценки заявок, неправомерно и ограничивает количество участников рассматриваемого конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Подателем Жалобы был направлен запрос о разъяснении дублирующих положении конкурсной документации, с просьбой установить дополнительное требование в следующей редакции: «наличие у участников закупки опыта по архитектурно-строительному проектированию нового строительства (реконструкции зданий) с положительным заключением государственной экспертизы». Данная редакция дополнительного требования позволила бы, по мнению подателя Жалобы, соблюсти принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Однако, заказчик разъяснения на запрос подателя Жалобы не представил, соответствующие изменения в конкурсную документацию не внес.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной и выдать заказчику и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ее подателя устно поддержала доводы Жалобы в полном объеме.

Заказчик – ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях (вх. № 5656-ЭП/23 от 02.10.2023 Новгородского УФАС России).

При установлении дополнительных требований к участникам закупки заказчик исходит из цели проведения закупки, а именно: создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, предусмотренных статьей 1 Закона о закупках.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Как следует из вышеуказанного обзора судебной практики, сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Оздоровительный курорт, в отношении которого должны проводиться проектно-изыскательские работы, является крупным объектом и предусматривает создание 380 номеров, а также иных туристических и медицинских объектов. Общая площадь зданий составит около 35.000 кв.м. Также, заказчик планирует реализацию инвестиционного проекта по созданию оздоровительного курорта с привлечением банковского финансирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2021 № 141. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 правил, утвержденных указанным постановлением, создаваемый объект должен предусматривать номерной фонд 120 номеров.

Для качественного выполнения требуемых работ участники закупки должны обладать соответствующим опытом проектирования больших коллективных средств размещения, как минимум, с номерным фондом не менее 120 номеров.

Заказчик не ограничивал конкуренцию, устанавливая минимальные требования к объектам, в отношении которых участники ранее проводил проектно-изыскательные работы и представил как релевантный опыт. Опыт участника закупки должен был подтвердить его способность качественно выполнить работу по проектно-изыскательным работам оздоровительного курорта.

В Жалобе ее податель указывает, что в Приложении № 3 к Информационной карте конкурсной документации заказчик дублирует положения конкурсной документации, установленные в пункте 2.1 Приложения № 1 к Информационной карте конкурсной документации.

Приложение № 1 к Информационной карте конкурсной документации содержит требования к участникам закупки, необходимые для их допуска к участию в закупке. Приложение № 3 к Информационной карте конкурсной документации устанавливает критерии и порядок оценки заявок участников, допущенных к участию в закупке.

Таким образом, положения Приложения № 1 к Информационной карте конкурсной документации и Приложения № 3 к Информационной карте конкурсной документации не являются аналогичными и регулируют различные этапы осуществления закупки.

Для допуска к участию закупке участник должен был соответствовать требованиям пункта 2.1 Приложения № 1 к Информационной карте конкурсной документации, а именно - предоставить не менее 2 (двух) договоров, соответствующих установленным требованиям.

В дальнейшем, при допуске участника к закупке, на стадии оценки и сопоставления заявок, участник должен был предоставить не менее 3 (трех) договоров, соответствующих установленным требованиям.

Соответственно, речь идет о разных разделах конкурсной документации, предоставление документов в соответствии с которыми преследуют разные цели и не дублируют друг друга.

Податель Жалобы также указывает, что заказчик не ответил на его запрос о  разъяснении положений конкурсной документации.

Вместе с тем, согласно положениям Закона о закупках, а также конкурсной документации, заказчик вправе не предоставлять разъяснение положений документации в случае, если такой запрос участника поступил позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Указанный запрос поступил в адрес заказчика 07.09.2023 (четверг). Срок окончания подачи заявок по данной закупке – 11.09.2023 (понедельник). Таким образом, запрос разъяснений был подан несвоевременно.

Также, заказчик отмечает, что в запросе разъяснения конкурсной документации от 07.09.2023 податель Жалобы просил установить дополнительное требование к участникам закупки в иной, собственной, редакции. Указание дополнительного требования к участникам закупки в редакции подателя Жалобы очевидно выгодного непосредственно ему и может привести к созданию преимущественных условий для него, что явилось бы нарушением норм Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» устно поддержали доводы возражении на Жалобу в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

25.08.2023 на официальном сайте заказчиком - ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» было размещено извещение № 32312708616 об осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации по объекту «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено решением заседания общего собрания участников ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» (протокол № б/н от 31.05.2023) Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Пунктом 4.1 Положения о закупке одним из конкурентных способов осуществления ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» закупок является конкурс, который, в силу пункта 4.6 Положения о закупке, может быть проведен в электронной форме.

Таким образом, ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» при проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения о закупке.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).

В соответствии с пунктами 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

требования к участникам такой закупки;

критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с Положением о закупке (раздел «Термины и определения») заявка (заявка на участие в закупке) – комплект документов, содержащий предложение участника процедуры закупки, направленный заказчику по форме и в порядке, установленном документацией о закупке, в форме электронного документа; критерий оценки – выраженный в численной и (или) словесной форме показатель предпочтительности предложения, определяемый в рамках конкурентной борьбы участников закупки на условиях документации о закупке, применяемый для сравнения и ранжирования заявок участников, в целях определения наилучшего предложения; требование к участникам закупки – условие, установленное как обязательное для участников закупки. Требования классифицируются как единые и дополнительные. Оба вида данного требования являются обязательными; разница в классификации обусловлена лишь условиями применения соответствующего вида требований: единые требования применяются всегда, а дополнительные – по решению заказчика.

Согласно пункту 3.2 Положения о закупке при проведении конкурентной закупки заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки:

        1. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;
        2. требования к количеству и (или) квалификации работников участника закупки, привлекаемых к исполнению договора, или лиц, привлекаемых к исполнению договора участником закупки на основании гражданско-правовых договоров, в частности требования к наличию необходимого уровня образования, навыков и (или) знаний, необходимых для исполнения договора;
        3. требования к наличию опыта исполнения участника закупки договоров, аналогичных предмету закупки (с обязательным указанием определения, какие именно договоры с точки зрения их предмета являются аналогичными предмету закупки);
        4. требования к наличию (в том числе на правах аренды) у участника закупки машин, оборудования, иного имущества, в том числе недвижимого, необходимого для исполнения договора. При этом не допускается устанавливать требования о наличии имущества, использование которого в процессе исполнения договора, заключаемого по результатам закупки, не подразумевается закупочной документацией и (или) существом работ, услуг, являющихся предметом закупки;
        5. наличие финансовых ресурсов и (или) показателей финансовой устойчивости, необходимых для исполнения обязательств по договору;
        6. отсутствие просрочки исполнения обязательств перед заказчиком за определенный период;
        7. наличие статуса победителя предварительного серийного отбора – в случае если закупка проводится вследствие проведения предварительного серийного отбора.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки (пункт 3.4 Положения о закупке).

Согласно пункту 3.5 Положения о закупке при установлении требований к участнику закупки заказчик обязан установить в документации исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить участнику для подтверждения соответствия таким требованиям, с учетом требований раздела 9.2 настоящего Положения.

В подпункте 9.2.8 пункта 9.2 Положения о закупке указано, что документация о конкурентной закупке должна содержать, в частности, следующие сведения:

требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, установленные с учетом требований подраздела 9.4 настоящего Положения. При этом не допускается требовать от участников закупки в составе заявок документы и сведения, предоставление которых не связано с подтверждением соответствия требованиям к таким участникам закупки;

требования к участникам такой закупки;

перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, либо указание на отсутствие необходимости предоставления участниками закупки таких документов;

критерии оценки заявок на участие в такой закупке;

порядок оценки заявок на участие в такой закупке.

Заявка на участие в конкурентной закупке должна содержать сведения и документы, требования о предоставлении которых предусмотрены извещением о проведении закупки и (или) закупочной документацией (подпункт 9.4.6 пункта 9.4 Положения о закупке).

В соответствии с подпунктом 9.5.2 пункта 9.5 Положения о закупке критериями оценки заявок могут быть:

1) ценовой критерий, выражающийся в предлагаемой участником закупки це-не договора или, в случае проведения рамочной закупки в соответствии с разделом 15 настоящего Положения, в значениях, установленных подпунк-тами 1) – 3) пункта 15.7 настоящего Положения;

        1. качественные характеристики товаров, работ, услуг, являющиеся улучшенными по сравнению с указанными в описании предмета закупки;
        2. деловая репутация участника закупки, выражающаяся в отсутствии рекламаций по ранее исполняемым договорам и (или) в отсутствии не отмененных судебных решений (постановлений, определений), в которых участник закупки является ответчиком, и (или) в иных репутационных показателях;
        3. наличие статуса дилера (дистрибьютера, вендора и т.п.);
        4. аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, с обязательным пояснением о том, какой именно опыт признается аналогичным;
        5. оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
        6. иные критерии, установление в документации о закупке которых предусмотрено спецификой удовлетворяемой по результатам конкурентной закупки потребности.

Критерии оценки могут подразделяться на подкритерии (показатели) (подпункт 9.5.3 пункта 9.5 Положения о закупке).

Одним из разделов конкурсной документации является Информационная карта, которая, помимо прочего, содержит обязательные и дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки, а также порядок оценки и сопоставления заявки.

Обязательные и дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки приведены в Приложении № 1 к Информационной карте.

К участникам рассматриваемой закупки заказчиком в Приложении № 1 к Информационной карте было установлено следующее дополнительное требование: наличие у участника закупки опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Под договорами, аналогичными предмету закупки, понимаются договоры и (или) контракты на поставку товаров/выполнение работ/оказание услуг сопоставимого характера и объема. Под договорами сопоставимого характера и объема понимаются договоры и (или) контракты, заключенные за период с 01.01.2014 по н.в. на выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию нового строительства/реконструкции санаторно-курортных организаций и/или иных квалифицированных  средств размещения с номерным фондом не менее 120 номеров категории не менее 3 звезд с положительным заключением экспертизы (государственной или негосударственной), предусмотренной ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, по которым участник является генеральным проектировщиком  в количестве не менее 2 (Двух) договоров. Успешным признается полностью исполненный договор/ контракт, по которому участником документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник выступает ответчиком, и решение принято не в его пользу. При этом допускается предоставление контрактов/договоров с выполненным объемом работ/услуг, оплаченных в размере не менее 99,5% цены такого контракта/договора.

Приложением № 3 к Информационной карте является «Порядок оценки и сопоставления заявок».

Одним из критериев оценки заявок является критерии «Опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг». В рамках данного критерия оценивается наличие у участника аналогичного опыта выполнения работ.

В рамках данного критерия заказчиком установлены три подкритерия (№ 2.1, № 2.2 и № 2.3 соответственно), для которых установлен следующий порядок оценки:

- под договорами сопоставимого характера понимаются договоры и (или) контракты, заключенные за период с 01.01.2014 по н.в., на выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию нового строительства / реконструкции  санаторно-курортных организаций и/или иных квалифицированных  средств размещения с номерным фондом не менее 120 номеров категории не менее 3 звезд с положительным экспертным заключением (государственной или негосударственной), предусмотренной ст. 49 Градостроительного кодекса РФ  в количестве не менее 3 (Трёх). Успешным признается полностью исполненный договор/ контракт, по которому участником документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник выступает ответчиком, и решение принято не в его пользу. При этом допускается предоставление контрактов/договоров с выполненным объемом работ/услуг, оплаченных в размере не менее 99,5% цены такого контракта/договора (подкритерий № 2.1);

- под договорами сопоставимого характера и объема понимаются договоры и (или) контракты, заключенные за период с 01.01.2014 по н.в.., на выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию нового строительства / реконструкции, санаторно-курортных организаций и/или иных квалифицированных  средств размещения, которые соответственно были переданы в управление под брендом  одной из международных гостиничных сетей, работавших или работающей на территории России, в состав которой входит не менее 5 гостиниц или других коллективных средств размещения на территории иных государств в количестве не менее 1 (Одного). Под выполнением работ по архитектурно-градостроительному проектированию в рамках настоящего подкритерия понимаются работы и ее результаты, получившие положительное заключение государственной или негосударственной экспертизы, предусмотренной ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Под санаторно-курортными организациями и/или иными квалифицированными средствами размещения в рамках настоящего подкритерия понимаются объекты с номерным фондом не менее 120 номеров категории не менее 3 звезд. Успешным признается полностью исполненный договор/ контракт, по которому участником документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник выступает ответчиком, и решение принято не в его пользу (подкритерий № 2.2);

- под договорами, аналогичными предмету закупки, понимаются договоры и (или) контракты на поставку товаров / выполнение работ / оказание услуг сопоставимого характера и объема. Под договорами сопоставимого характера и объема понимаются договоры и (или) контракты, заключенные за период с 01.01.2014 по н.в., на выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию нового строительства / реконструкции  зданий, с положительным заключением государственной экспертизы , в количестве не менее 3 (Трёх).Успешным признается полностью исполненный договор/ контракт, по которому участником документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник выступает ответчиком, и решение принято не в его пользу. При этом допускается предоставление контрактов/договоров с выполненным объемом работ/услуг, оплаченных в размере не менее 99,5% цены такого контракта/договора (подкритерий № 2.3).

То есть, в рамках дополнительного требования к участникам закупки и оценки заявок по подкритерию № 2.1 заказчиком установлен идентичный перечень документов.

Изучив материалы Жалобы, заслушав представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 2 пункта 4.13.16 конкурсной документации установлено, что закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки в случае несоответствия участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям извещения и настоящей документации о закупке.

В соответствии с Протоколом, АО «31 ГПИСС» было отказано в допуске к участию в рассматриваемом конкурсе по причине по причине несоответствия общества установленному заказчиком дополнительному требованию (в подтверждение данному дополнительному требованию АО «31 ГПИСС» представлен один договор, который, при этом, не соответствует установленному заказчиком определению о сопоставимости).

Комиссия Новгородского УФАС России, изучив заявку АО «31 ГПИСС», приходит к выводу о правомерности отказа в допуске АО «31 ГПИСС» к участию в закупке. Документы, подтверждающие соответствие АО «31 ГПИСС» установленному дополнительному требованию, в составе заявки АО «31 ГПИСС» отсутствовали.

При этом, фактически, АО «31 ГПИСС» в Жалобе не оспаривает отказ в допуске к участию в конкурсе, доводы Жалобы и устных пояснений представителя заявителя сводятся к несогласию с необходимостью предоставления в качестве подтверждения дополнительному требования документов, аналогичных тем, что требуются к оценке по подкритерию № 2.1.

Вместе с тем, заказчики вправе сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив, при необходимости, дополнительные требования к участникам закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия положения о закупке.

Предоставленное заказчику право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупки самостоятельно. Такие требования должны быть непосредственно связаны с предметом закупки, в частности, подтверждать наличие у участника опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки.

Как было отмечено выше, Положение о закупке является документов, регламентирующим закупочную деятельность ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич».

Положение о закупке предусматривает возможность ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» устанавливать при проведении закупок дополнительные требования к участникам таких закупок, в том числе дополнительное требование о  наличии опыта исполнения участниками закупки договоров, аналогичных предмету закупки.

При проведении рассматриваемой закупки ООО «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» такое право было реализовано. В соответствии с требованиями Положения о закупке, заказчиком определено, какие именно договоры являются аналогичными предмету рассматриваемой закупки.

Установленное заказчиком дополнительное требование в равной степени применяется ко всем участникам закупки.

При этом, ни Законом о закупках, ни Положением о закупке не установлен запрет на одновременное установление в конкурсной документации одного и того же перечня документов, которые бы подтверждали как соответствие участников закупки установленным дополнительным требованиям, так и принимались бы в рамках оценки заявок по установленным критериям (подкритериям).

Также, необходимо отметить, что для подтверждения своего соответствия дополнительному требованию участники должны представить не менее двух договоров, а по подкритерию № 2.1 – не менее трех.

Подавая заявку на участие в рассматриваемой закупке, податель Жалобы выразил согласие с объявленными условиями. Лишь после его недопуска к участию в конкурсе, податель Жалобы выразил несогласие с условиями конкурсной документации.

Запрос о разъяснении положении конкурсной документации был подан АО «31 ГПИСС» за пределами срока, установленного для подачи такого запроса. Заказчик не был обязан дать ответ на такой запрос, равно как и не был обязан изложить дополнительное требование в редакции, предложенной АО «31 ГПИСС».

Доказательств того, что условия закупки не соответствует целям и потребностям заказчика и направлены на ограничение конкуренции, в материалах Жалобы не содержится.

На основании вышеизложенного, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Акционерного общества «31 Государственный проектный институт специального строительства» (119121, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 1) на действия заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич» (175202, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Трибуны, зд. 4а, помещ. 15) и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации по объекту «Курортно-оздоровительный комплекс «Русич», извещение № 32312708616 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.08.2023, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                …

 

Члены Комиссии                                                                                            …

 

                                                                                                                         …

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны