Решение №1131/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-80/2019 по результатам рассмотрения жало... от 19 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Муниципальному заказчику – Администрации Пестовского муниципального района и его аукционной комиссии

 

ул. Советская, 10,

г. Пестово, Новгородская обл., 174510

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,
д. 12, строение 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Контракт»

 

пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12,

г. Сочи, 354003

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-80/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

14 марта 2019 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Здойма Э.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района – … (доверенность № … от …) и … (доверенность № … от …);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Контракт»  надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12; далее – ООО «Контракт») на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская обл., г. Пестово, ул. Советская, 10; далее - Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения в 2019-2020 годах, извещение № 0350300022519000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 19.02.2019,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.03.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Контракт» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения в 2019-2020 годах, извещение № 0350300022519000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.02.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Муниципальным заказчиком – Администрацией был сокращен срок подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе.

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Муниципальным заказчиком – Администрацией данное требование было нарушено, фактически, на подачу заявок на участие в данном аукционе было представлено четырнадцать дней.

2. Заказчиком неверно установлены требования к составу первых частей заявок на участие в рассматриваемом аукционе.

В соответствии с документацией о проведении рассматриваемого аукциона, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Учитывая, что предметом осуществляемой закупки является выполнение работ с использованием товара, первая часть заявки на участие в аукционе также должна содержать требования к конкретным показателям товара, используемого при выполнения работ.

3. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ и указанных в документации об аукционе.

В Приложении 2 Технического задания к документации об аукционе (далее – Техническое задание) содержатся виды и объемы выполняемых работ, в том числе:

- срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;

- восстановление поперечного  профиля  и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300м3 на 1 километр;

- замена стоек дорожных знаков с установкой нового знака                                                                             (знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой предписывающие, круг диаметром 900 мм, тип 4.1.1 - 4.3, 4.6, 4.7-20 шт, стойки металлические (оцинкованные)-20 шт);

- окраска стоек дорожных знаков;

- окраска элементов обстановки и обустройства автомобильных дорог, содержание их в чистоте и порядке (автопавильоны, бордюры).

Неустановление в документации об аукционе характеристик данных и иных товаров и материалов, подлежащих использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, по мнению ООО «Контракт», противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

4. Заказчиком в пункте 6.5 Проекта муниципального контракта (Приложение № 3 к документации об аукционе; далее – Проект контракта) до проведения процедуры торгов и определения цены контракта указан конкретный размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, (при наличии в контракте таких обязательств) – 1000 рублей 00 копеек.

5. Муниципальный заказчик - Администрация установил незаконную причину увеличения сроков выполнения работ.

Согласно пункту 9.1 Проекта контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: землетрясения, наводнения, пожара, аварии на транспорте, мятежа, гражданских беспорядков, войны и военных действий, публикации нормативных актов запрещающего характера, изменения законодательных актов, регулирующих вопросы выполнения работ, и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение контракта. Обстоятельства непреодолимой силы должны быть документально подтверждены официальными источниками. При этом устанавливается новый срок выполнения обязательств по контракту соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства и их последствия.

Изменение существенных условий контракта предусмотрено статьей 95 Закона о контрактной системе и обстоятельства непреодолимой силы не указаны в ней как одно из таких оснований.

Муниципальный заказчик – Администрация письменные возражения на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представители Администрации устно пояснили следующее.

1. Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Срок окончания подачи заявок был установлен на 06.03.2019 в 17 часов 00 минут по причине окончания рабочего дня в Администрации именно в 17 часов 00 минут.

2. Предметом контракта является выполнение работ, в связи с чем, от участников закупки в первых частях заявок требовалось представить только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

3. Перечисленные в Жалобе значения показателей товаров относятся к химическому составу таких товаров, требование от участников закупки указания таких значении в первых частях заявок на участие в аукционе неправомерно в соответствии с  письмом Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016.

4. Указание в пункте 6.5 Муниципального контракта конкретной суммы штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, (при наличии в контракте таких обязательств) является технической ошибкой (опечаткой).

5. Обстоятельства непреодолимой силы не зависят от воли сторон.

Срок выполнения работ на период действия таких обстоятельств приостанавливается, штрафные санкции со сторон не взыскиваются.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В феврале – марте 2019 года муниципальным заказчиком – Администрацией и его аукционной комиссией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения в 2019-2020 годах, извещение № 0350300022519000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.02.2019 (начальная (максимальная) цена контракта – 17 023 344, 00 рублей).

Документация об электронном аукционе (далее – Документация) утверждена начальником управления дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства Администрации …18.02.2019.

1. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как было указано выше, начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по итогам осуществления рассматриваемой закупки, составляет 17 023 344, 00 рублей.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (пункт 7.1.2) и  Документацией (пункт 11.3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлены на 06.03.2019 в 17 часов 00 минут.

При этом, извещение об осуществлении закупки и Документация были размещены на официальном сайте 19.02.2019 в 08 часов 18 минут.

В силу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Соответственно, муниципальным заказчиком – Администрацией было нарушено право участников закупки (определения поставщика) на подачу заявок на участие в электронном аукционе за 15 полных дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, определив фактически 14 дней для подачи таких заявок.

Ссылка заказчика на пункт 1 статьи 194 ГК РФ является несостоятельной.

Согласно части 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» утверждены единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок.

Согласно подпункту «а» пункта 15 вышеуказанных единых требований программно-аппаратными средствами электронной площадки, специализированной электронной площадки обеспечивается, в частности, подача участниками закупок заявок на участие в закупке.

В данном случае, подача заявок осуществлялась посредством оператора электронной площадки – Закрытого акционерного общества «Сбербанк-АСТ» (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ»). Заказчик процедуру приема и регистрации заявок участников закупки не осуществляет.

Раздел 12 Регламента организации и проведения электронных процедур ЗАО «Сбербанк-АСТ» от 01.10.2018 детализирует процедуру подачи заявки на участие в электронном аукционе при его проведении в рамках Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом случае положения пункта 1 статьи 194 ГК РФ относятся именно к оператору электронной площадки, а не заказчику. При этом, оператор электронной площадки обеспечивает круглосуточный, открытый, свободный, равный и непрерывный доступ к программно-аппаратным средствам всем зарегистрированным на ней пользователям, функционирует 24 часа в сутки 7 дней в неделю (за исключением технических работ). Следовательно, участники закупки имеют право подачи заявок вплоть до окончания календарного дня (23 часов 59 минут).

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 3 статьи 63 и пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении установленного срока подачи заявок на участие в аукционе.

Следовательно, в данной части доводы Жалобы нашли свое подтверждение.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения в 2019-2020 годах.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 66) выделяют три вида объекта закупки: поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пункту 10.2 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Таким образом, по мнению муниципального заказчика – Администрации, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ без использования товаров.

При этом, в Техническом задании указаны виды и объем выполняемых работ.

В частности, в рамках исполнения контракта будут выполнены следующие работы:

- ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий укатываемой асфальтобетонной смесью без разломки старого покрытия, толщина слоя: до 50 мм, площадь ремонта в одном месте до 1 м2 (а/б смесь марки III тип Д);

- установка: дорожных знаков на металлических стойках                                                                                  (Знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой предписывающие, круг диаметром 900 мм, тип 4.1.1 - 4.3, 4.6, 4.7-6 шт,                                                                                        стойки металлические (оцинкованные)- 6 шт) и т.д.

При подготовке Документации муниципальный заказчик – Администрация должен был определить один из трех видов объекта закупки, к которому относится рассматриваемая закупки, и установить требования к составу первых частей заявок участников закупки в соответствии с конкретным пунктом части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе исходя из объекта закупки.

Установление тех или иных требований к содержанию заявок по каждому из объектов закупки является не вопросом выбора или усмотрения заказчика, а его прямой обязанностью, установленной Законом о контрактной системе (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Ознакомившись с Документацией, Новгородское УФАС России приходит к выводу, что в действительности объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ с использованием товара.

При выполнении требуемых работ используются конкретные товары с определенными характеристиками и параметрами, соответствующими потребностям муниципального заказчика – Администрации.

Таким образом, при осуществлении закупки на оказание услуг, для выполнения которых используются товары, аукционной комиссии заказчика необходимо удостовериться в соответствии предлагаемых участником закупки товаров потребностям заказчика, выраженным в Документации, для чего в составе первой части заявки должны содержаться конкретные показатели используемых товаров, а не просто согласие на выполнение работ.

Учитывая вышеизложенное, объектом закупки в данном случае является выполнение работ, для выполнения которых используются товары.

Следовательно, исходя из объекта закупки, муниципальным заказчиком – Администрацией должно было быть установлено требование к первой части заявки в соответствии с пунктом 1 и подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В Документации не указано, что поименованные в Техническом задании товары и их характеристики не имеют значения для заказчика и могут быть заменены на любые другие с иными параметрами.

Таким образом, исходя из объекта закупки, муниципальным заказчиком – Администрацией в Документации должны были быть установлены требования к первой части заявки в соответствии с пунктом 1 и подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Однако, как было указано выше, требования к первым частям заявок участников закупки были установлены в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, между различными разделами Документации имеются противоречия относительно требований к составу первых частей заявок участников закупки.

Установленное муниципальным заказчиком – Администрацией требование к содержанию первой части заявки не соответствует объекту закупки и не позволяет определить соответствие предлагаемых участником закупки товаров, используемых при выполнении работ, требованиям, установленным Документацией, и осуществить отбор участников в соответствии с положениями статьи 67 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в  документации об аукционе надлежащих  требований к содержанию первых частей заявок на участие в закупке.

Соответственно, в данной части Жалоба также является обоснованной.

3. Как следует из предыдущего пункта Жалобы, в действительности, объектом закупки является выполнение работ с использованием товаров.

Согласно пункту 1 и подпункту «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки работы, для выполнения которых используется товар должна содержать:

- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В Техническом задании, которое размещено на официальном сайте в составе Документации и которое является неотъемлемой часть Проекта контракта, содержатся виды и объемы работ.

Техническое задание устанавливает необходимость использования при выполнении работ товаров (материалов) с определенными характеристиками.

В данном случае, муниципальным заказчиком – Администрацией требования к содержанию первых частей заявок на участие в аукционе должны были быть установлены в аналогичном виде, Документация должна была содержать раздел с требованиями к конкретным показателям используемых при выполнении работ товаров (материалов).

Как указывалось выше, такой раздел в Документации отсутствует, требования к конкретным показателям используемых при выполнении работ товаров не установлены.

Вместе с тем, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Положения Закона о контрактной системе не требуют от заказчика предъявления к участникам закупки требований об указании ими в составе заявки конкретных показателей всех без исключения товаров, указанных в ведомости видов и объемов работ, технической части документации о закупке. Напротив, такие требования могут привести к необоснованному усложнению процедуры заполнения заявки вследствие значительного увеличения объема сведений о товарах, вносимых в нее, и, как следствие, создают риск совершения ошибок при ее заполнении, что приведет к отклонению заявок и сокращению числа участников электронного аукциона.

Следовательно, исходя из предусмотренных статьей 66 Закона о контрактной системе требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки работ, для выполнения которых используется товар, устанавливая требования об указании в составе первых частей заявок конкретных показателей только ряда наиболее значимых для заказчика товаров (материалов), подлежащих  использованию при выполнении работ, входящих в объект закупки, заказчик не допускает нарушений действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, в данной части доводы Жалобы не нашли свое подтверждение.

4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт   включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В разделе 6 «Ответственность сторон» Проекта контракта (Приложение № 1 к Документации; далее – Проект контракта) содержатся виды и размеры ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также ответственность за просрочку исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно пункту 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Однако, в нарушение вышеуказанных требований, муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 6.5 Проекта контракта указано следующее: за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, (при наличии в контракте таких обязательств) взыскивается штраф в размере 1000 рублей 00 коп. (одна тысяча рублей 00 копеек) (указывается размер штрафа в зависимости от цены контракта: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); 5000 рублей 00 коп. (пять тысяч) рублей 00 копеек, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

В соответствии с вышеуказанными положениями Правил, а также учитывая начальную (максимальную) цену контракта – 17 023 344, 00 рублей, муниципальный заказчик – Администрация должен был установить в Проекте контракта все возможные размеры штрафов, предусмотренные Правилами за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в Проекте контракта должна быть предусмотрена возможность изменения величин штрафов в зависимости от ценового предложения участника закупки.

Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Указав в пункте 6.5 Проекта контракта конкретный размер штрафа подрядчика за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (1 000, 00 рублей), заказчик сделал невозможным изменение его размера при направлении проекта контракта на подписание победителю аукционе в случае, если цена контракта составит более 3 000 000, 00 рублей, поскольку такое внесение изменений в проект контракта при его направлении победителю Законом о контрактной системе не предусмотрено.

При этом, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что в соответствии с Протоколом № 13-аэ рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, на участие в рассматриваемом аукционе поступила заявка единственного участника – Общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-ремонтное предприятие – 53». В случае, если данный участник не предложит цену контракта 3 000 000, 00 рублей и менее, пункт 6.5 Проекта контракта не будет соответствовать требованиям действующего законодательства.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта размера ответственности подрядчика в виде штрафа за неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

В данной части Жалоба также является обоснованной.

5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

В соответствии с пунктом 1.1 Проекта контракта предметом контракта является выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения в 2019-2020 годах.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

Таким образом, срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.

Как следует из пункта 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Основания для изменения существенных условий контракта при его исполнении установлены частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 9.1 Проекта контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: землетрясения, наводнения, пожара, аварии на транспорте, мятежа, гражданских беспорядков, войны и военных действий, публикации нормативных актов запрещающего характера, изменения законодательных актов, регулирующих вопросы выполнения работ, и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение контракта. Обстоятельства непреодолимой силы должны быть документально подтверждены официальными источниками. При этом устанавливается новый срок выполнения обязательств по контракту соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства и их последствия.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В случае наступление обстоятельств непреодолимой силы подрядчик должен предупредить заказчика об их наступлении и приостановить работы на объекте.

При этом, наступление обстоятельств непреодолимой силы не зависит от заказчика и/или подрядчика и не может быть спрогнозировано ими заранее.

Приостановление срока исполнения обязательств в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы применяется, в том числе, с целью объективного определения последствий таких обстоятельств и возможности продолжения исполнения контракта, а также с целью фиксации периода времени, в течение которого соответствующая сторона не несет ответственность за неисполнение (в том числе просрочку исполнения) обязательств по контракту.

Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательств сторон, если исполнение контракта остается возможным после того, как они отпали.

Поскольку в период приостановки работ подрядчик не осуществляет какую-либо деятельность на объекте, существует вероятность, что к сроку окончания работ, предусмотренному контрактом, требуемые работы не будут выполнены.

После того, как действие обстоятельств непреодолимой силы закончится, стороны имеют возможность продолжить их выполнение, установив сроки выполнения работ, соразмерные периоду времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы.

Таким образом, заказчик в Проекте контракта не устанавливает непредусмотренное Законом о контрактной системе основание изменения условий контракта, а лишь указывает, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы действие контракта будет приостановлено и возобновлено после из окончания, а стороны не несут ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом, при осуществлении  своей деятельности заказчики должны исходить из установленных Законом о контрактной системе принципов, в частности эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушений Закона о контрактной системе в данной части.

Учитывая вышеизложенное, Жалоба является обоснованной частично.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно информации с официального сайта, в адрес муниципального заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений Документации.

В соответствии с представленной Администрацией информацией (вх. № 1238 от 14.03.2019 Новгородского УФАС России), заказчику был направлен запрос о даче разъяснений положений Документации следующего содержания: «В п. 4.6.1. проекта муниципального контракта указаны Гарантийные сроки на выполненные работы с даты подписания акта о приёмке выполненных работ должны составлять на: - дорожные знаки - 2 года, - ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий – 1 год. Прошу указать нормативный документ на основании, которого указан срок гарантии на ямочный ремонт в рамках выполнения работ по содержанию, а не ремонту дорог? Также прошу разъяснить порядок действий в случае, если все средства предусмотренные контрактом будут израсходованы, а срок действия контракта, указанный в п.4.2 еще не истечет? Прекращается ли действие контракта, если все объемы работ, предусмотренные контрактом выполнены, а срок завершения работ: 31 декабря 2020 года еще не наступил?»

04.03.2019 муниципальным заказчиком - Администрацией на официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» был размещен ответ на данный запрос следующего содержания: «В соответствии с пунктом 4 статья 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В соответствии с пунктом 8 статья 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

При этом, указанные разъяснения были размещены ответственным должностным лицом муниципального заказчика - Администрации на официальном сайте без указания предмета поступившего запроса.

Неразмещение на официальном сайте в составе разъяснений положений Документации предмета запроса не позволяет потенциальным участникам закупки в должной мере уяснить суть, смысл и значение самих разъяснений заказчика

Вместе с тем, согласно частям 1-3 статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении установленного порядка предоставления разъяснений положений Документации.

2. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившем в силу с 01.07.2018, внесены изменения в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении следующего единого требования к участникам закупок: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Однако, в разделе 9 Документации «Требования, предъявляемые к участникам закупки» данное требование отсутствует.

Таким образом, в нарушение пункта 11 части 1 и части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком – Администрацией в Документации не установлено обязательное требование к участникам закупки (отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации).

3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 37 Закона о контрактной системе устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Необходимо учитывать, что из положений статьи 37 Закона о контрактной системе следует, что действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в зависимости от установленного заказчиком размера начальной (максимальной) цены контракта (более чем пятнадцать миллионов рублей или пятнадцать миллионов рублей и менее) предусмотрен отличающийся порядок предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения в случае предложения таким участником закупки цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, подлежащего заключению по итогам осуществления рассматриваемой закупки, требования к нему муниципальным заказчиком – Администрацией установлены в разделе 15 Документации.

Согласно разделу 15 Документации если при проведении аукциона в электронной форме участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт. Информация, предусмотренная пунктом 15.2. документации об электронном аукционе, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

При этом, как было указано выше, начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 023 344, 00 рублей.

В случае, если при проведении торгов цена будет снижена на 25 и более процентов, победитель закупки будет обязан, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, представить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Однако, из вышеуказанных положений Документации следует, что участники закупки, вместо предоставления повышенного размера обеспечения, имеют право также представить информацию, подтверждающую их добросовестность, что противоречит положениям части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 1 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации требований к обеспечению исполнения контракта в случае применения антидемпинговых мер.

4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Каких-либо исключений относительно возможности установления заказчиками в документациях об электронных аукционах  с вышеуказанным предметом контракта требований о наличии у участников закупки производственных мощностей и технологического оборудования на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Закон о контрактной системе не предусматривает.

Как отмечалось выше, в Техническом задании содержатся виды и объемы выполняемых работ.

При этом, Техническое задание также является приложением к Проекту контракта.

В свою очередь, Техническое задание содержит указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения;

- механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью от 210 до 270 л.с. с увлажнением;

- уборка снежных валов бульдозерами: 80 л.с. и т.д.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, поскольку включение в Техническое задание оборудования с указанием вышеуказанных характеристик ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику функционально способную выполнять работы, заявленные в Документации, но при этом обладающую иными характеристиками.

5. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию объекта капитального строительства – автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог) участник закупки должен быть членом СРО в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК).

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Согласно Техническому заданию в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:

- устройство дренажных  прорезей;

- устройство дренажных прорезей вручную: в немерзлом грунте;

- установка недостающих  дорожных знаков;

- замена поврежденных  дорожных  знаков и стоек.

Вышеуказанные работы, согласно пунктам 25.6 «Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств», 25.7 «Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог» Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК  саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В свою очередь, муниципальный заказчик – Администрация должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников - выписку из реестра членов СРО.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Однако, вышеуказанных требований к участникам закупки, а также составу их заявок на участие в рассматриваемом аукционе в Документации установлено не было.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к участниками рассматриваемой закупки и к содержанию и составу вторых частей заявок участников аукциона относительно их соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Согласно пункту 3.1.1 Документации работы, входящие в объект рассматриваемой закупки относятся к коду ОКПД2: 42.11.10.120.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчики должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Кроме того, согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В Приложении № 1 к Постановлению содержится примечание (<*>) к пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению, согласно которому требование о наличии опыта выполнения соответствующих работ должно трактоваться как требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 17 023 344, 00 рублей.

Таким образом, с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более 10 млн. рублей и ряд выполняемых работ носит капитальный характер, муниципальный заказчик – Администрация был обязан установить дополнительные требования к участникам аукциона и составу вторых частей их заявок на участие в нем в соответствии с Постановлением № 99.

Однако, такие требования в Документации об аукционе отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к участниками рассматриваемой закупки и к содержанию и составу вторых частей заявок участников аукциона относительно их соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением № 99.

Вышеуказанные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации являются существенными, привели к сокращению срока подачи заявок на участие в аукционе, неустановлению обязательных требований к участникам закупки и составу их заявок на участие в аукционе, а также не позволяют заключить контракт на условиях действующего законодательства, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 37, 63, 64, 66, 95, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12) на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская обл., г. Пестово, ул. Советская, 10) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения в 2019-2020 годах, извещение № 0350300022519000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.02.2019, частично обоснованной в части доводов о сокращении заказчиком установленного Законом о контрактной системе срока подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе, ненадлежащем определении требований к первым частям заявок на участие в аукционе, а также о ненадлежащем установлении в Проекте контракта размера ответственности подрядчика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Пестовского муниципального района нарушения пункта 11 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, части 3 статьи 33, частей 4, 8 статьи 34, части 1 статьи 37, части 3 статьи 63, пунктов 2, 3, 8 части 1 статьи 64,  части 4 статьи 65, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 1, 6  статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Пестовского муниципального района, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                 А.Т. Иванов                       

                                                                               

                                                                                                                          Э.В. Здойма

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны