Решение №5346/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-635/2022 по результатам рассмотрения жал... от 8 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГОКУ «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

e-mail: auditors@etpz.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-635/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 декабря 2022 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

….;

в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - … (доверенность № 49 от 25.05.2022), … (доверенность № 48 от 25.05.2022),

податель жалобы – Индивидуальный предприниматель …, уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области на - надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направили, ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя ….(далее – податель Жалобы) на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Москва - Санкт-Петербург» - Кунино в Новгородском муниципальном районе Новгородской области», извещение № 0150200003922001199 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.11.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.11.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП …. на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Москва - Санкт-Петербург» - Кунино в Новгородском муниципальном районе Новгородской области», извещение № 0150200003922001199 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.11.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно доводам Жалобы податель Жалобы считает, что государственным заказчиком неправомерно установлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО).

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» с доводами Жалобы согласен и указывает на то, что требование о членстве в СРО определяется исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.

В обосновании своей позиции государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» ссылается на практику территориальных органов ФАС России (вх. № 6573 от 02.12.2022 Новгородского УФАС России).

Присутствующие на рассмотрении представители государственного заказчика поддержали вышеуказанные объяснения в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация запрошенные документы и письменные объяснения относительно довод Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В ноябре-декабре 2022 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» совместно с уполномоченным органом – Администрацией в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Москва - Санкт-Петербург» - Кунино в Новгородском муниципальном районе Новгородской области», извещение № 0150200003922001199 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.11.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 5 606 923,37 рублей).

Извещение о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Извещение) было утверждено 11.11.2022 исполняющим обязанности начальника ГОКУ «Новгородавтодор» …..

Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В числе таких единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В пункте 7.1.1 Извещения установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

В пункте 3.1 Извещения государственным заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Москва - Санкт-Петербург» - Кунино в Новгородском муниципальном районе Новгородской области».

Согласно данным официального сайта капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Москва - Санкт-Петербург» - Кунино в Новгородском муниципальном районе Новгородской области будет производиться на сумму 266 700 325, 50 рублей, предложенную единственным участником закупки в рамках осуществления одноименной закупки (извещение № 0150200003922001166 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 16.11.2022).

При этом, при проведении указанной закупки с номером 0150200003922001166 государственным заказчиком было установлено требование к ее участникам об их членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, из чего следует, что в объект закупки № 0150200003922001166 и, как следствие, в предмет государственного контракта, который будет заключен по результатам такой закупки входят работы по капитальному ремонту.

В свою очередь, порядок организации и проведения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства регулируется градостроительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 53 ГрК строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 53 ГрК строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В силу пункта 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем относятся к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Таким образом, поскольку строительный контроль проводится при осуществлении строительства (реконструкции, капитального ремонта), договор, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательства выполнить функции строительного контроля, также относится к договору о строительстве в понимании ГрК, и в случае его заключения с застройщиком, техническим заказчиком должен выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Кроме того, в соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

Уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.

Следовательно, требования об обязательности членства в СРО, а также уровне ответственности члена СРО, имеющего намерение осуществлять строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, в отношении которого планируется осуществление этого строительного контроля.

Приведенные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 21.10.2019 № 309-ЭС19-18504, от 05.02.2021 № 310-ЭС20-23921, от 10.08.2021 № 306-ЭС21-14444, от 13.08.2021 года № 306-ЭС21-12795, от 13.12.2021 года № 306-ЭС21-18225, а также находят свое отражение в многочисленной судебной практике арбитражных судов округов (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2020 по делу № А83-9093/2019, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.10.2022 по делу № А10-7889/2021).

На основании вышеизложенного, требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» правомерно, в связи с чем доводы Жалобы не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

Как отмечалось ранее, в соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Пункт 7.1.1 Извещения определяет в качестве требования к участникам закупки членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В качестве одного из условий неприменения положений градостроительного законодательства относительно членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства часть 2.1 статьи 52 ГрК определяет, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, не являющихся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Пунктом 7.1.1 Извещения определено, что требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не распространяются на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. рублей и менее.

Вместе с тем, ввиду того, что требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, в отношении которого планируется осуществление такого строительного контроля, то положения части 2.1 статьи 52 ГрК должны указываться исходя из размера обязательств по договору подряда (капитальный ремонт объекта на сумму 266 700 325, 50 рублей), а не исходя из предложенной участником закупки по договору строительного контроля цены контракта.

Присутствующие на рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» подтвердили, что вышеуказанное условие включено в Извещение ошибочно, а также дополнительно отметили, что при оценки участников закупки на соответствие единым требованиям к участникам закупки, указанное условие не будет учитываться.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в Извещении условия о нераспространении требования о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от предложенной цены контракта.

Вышеуказанные действия государственного заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Извещение, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Доказательств того, что выявленное нарушение повлияет на результаты осуществления закупки, не установлено.

Так, согласно материалам Жалобы на участие в рассматриваемой закупки поступило 3 заявки участника закупки.

Как отмечалось ранее, государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» осознает неправомерность установленного условия о нераспространении требования о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. рублей и менее, и комиссия не будет применять его при оценке участников закупки на соответствие единым требованиям к ним.

Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 31, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …. на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Москва - Санкт-Петербург» - Кунино в Новгородском муниципальном районе Новгородской области», извещение № 0150200003922001199 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.11.2022, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияет на результаты закупки.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

…..

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны