Решение №7400/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-934/2021 по результатам рассмотрения жа... от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику –

АО «Новгородоблэлектро» и его закупочной комиссии

 

ул. Кооперативная, д. 8,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Форэнерго-Трейд»

 

ул. Нижняя Сыромятническая,

д. 11, к. б, этаж 3, помещ. 1,

вн. тер. г. мо Басманный,

г. Москва, 105120

 

ул. Лазо, д. 9,

г. Москва, 111398

 

Исх. №7400/03 от 24.12.2021

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-934/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

23 декабря 2021 года

 

                                 

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

…. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

…. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика - Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8; далее – АО «Новгородоблэлектро») – …. (доверенность № 52/21 от 21.12.2021);

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Форэнерго-Трейд» (105120, г. Москва, вн. тер. г. мо Басманный, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, к. б, этаж 3, помещ. 1; далее – ООО «Форэнерго-Трейд», Общество, Заявитель) – …. (доверенность № 19 от 17.12.2021), …. (доверенность № 20 от 17.12.2021),

рассмотрев жалобу ООО «Форэнерго-Трейд» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 610 на право заключения договора поставки арматуры для ВЛ для работ по тех. присоединению в 2021 году для АО «Новгородоблэлектро» (участниками могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства), извещение № 32110863401 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.11.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.12.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Форэнерго-Трейд» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 610 на право заключения договора поставки арматуры для ВЛ для работ по тех. присоединению в 2021 году для АО «Новгородоблэлектро» (участниками могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства), извещение № 32110863401 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.11.2021 (вх. № 9634 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - АО «Новгородоблэлектро» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Заявитель считает, что закупочной комиссией заказчика - АО «Новгородоблэлектро» неправомерно в качестве победителя определено Общество с ограниченной ответственностью «Электропоставка ВН», поскольку при проведении рассматриваемого запроса предложения в электронной форме были допущены существенные нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Так в своей Жалобе ООО «Форэнерго-Трейд» указывает на наличие в документации о проведении настоящего запроса предложений в электронной форме (далее – Документация) критериев оценки заявок «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» и «Количество исполненных в течение трех лет до даты размещения извещения о закупке участником закупки договоров на поставку аналогичных товаров, цена которых составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки, информация об исполнении которых  содержится в реестре контрактов, заключенных  с государственными и муниципальными заказчиками, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, реестре договоров заключенных с юридическими лицами в соответствии с Законом № 223-ФЗ (далее исполненные договоры на поставку аналогичных товаров)», которые непосредственным образом ограничивают конкуренцию среди участников рассматриваемой закупки и ставят их в неравные условия.

В Заявление также указано, что, устанавливая в Документации вышеприведенные критерии оценки заявок, заказчик предоставляет преимущество для определенной группы участников, что приводит к сотрудничеству с одними и теми же поставщика, что также свидетельствует о нарушении Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители ООО «Форэнерго-Трейд» поддержали ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указали на то, что также считают дискриминационным количество баллов (коэффициент значимости), определенное заказчиком по каждому из критериев оценки заявок.

Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении АО «Новгородоблэлетро» статьи 17 Закона о защите конкуренции образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного и, в случае наличия достаточных оснований, Общество имеет право подать соответствующее заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения (объяснения) АО «Новгородоблэлектро» относительно ее доводов (вх. № 9725 от 22.12.2021 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной поскольку, установленные заказчиком критерии оценки заявок участников закупки служат для определения лучших условий исполнения договора, при этом непредставление подтверждающих документов по каждому критерию оценки заявок, содержащихся в Документации, не являются основанием для отклонения заявок участников.

Относительно оспариваемых Заявителем критериев оценки заявок участников закупки АО «Новгородоблэлектро» также считает, что «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» со значимостью 20 % отражает стабильность и надежность участника (поставляемый товар был надлежащего качества, поставка осуществлена с соблюдением условий договора) и не является единственным и наиболее значимым при оценке заявок участников закупки.

Документацией предусмотрен равнозначный по количеству баллов критерий оценки «Количество исполненных в течение трех лет до даты размещения извещения о закупке участником закупки договоров на поставку аналогичных товаров, цена которых составляет не менее 50% начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки, информация об исполнении которых содержится в реестре контрактов, заключённых с государственными, муниципальными заказчиками, в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее Закона о контрактной системе), реестре договоров заключенных с юридическими лицами в соответствии с Законом № 223-ФЗ (Закон о закупках)» (далее -  «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров»), за счет которого участник, не имеющий опыта работы с заказчиком, может набрать необходимые баллы.

Критерий оценки «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров» также установлен для определения уровня стабильности и надежности вновь заявившихся участников, данный критерий оценки позволяет оценить продолжительность исполнения контрактов в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, понимает ли ответственность за надлежащее исполнение договора (контракта), а также позволяет определить качество (соблюдение сроков и качества товаров при исполнении контрактов) исполнения им договоров (контрактов).

На основании вышеизложенного, АО «Новгородоблэлектро» считает, что оспариваемые критерии оценки заявок участников закупки соответствуют требованиям действующего законодательства, отвечают экономически эффективному расходованию денежных средств и служат определению лучших условий исполнения договора, помогают заказчику выявить из участников закупки именно того поставщика, который будет наиболее надежным, ответственным и устойчивым в работе с заказчиком.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержал вышеуказанные возражения (объяснения) в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Следует отметить, что фактически Заявителем обжалуются положения Документации, в части неправомерно установленных критериев оценки заявок участников закупки, а не действия закупочной комиссии заказчика.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупке АО «Новгородоблэлектро» (утверждено решением (протоколом от 25.02.2019) Совета директоров АО «Новгородоблэлектро», в ред. от 26.07.2021; далее – Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки является запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Параграфом 1 главы 2 Положения (статьи 15-22) предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, а также регламентирован ее порядок.

Таким образом, АО «Новгородоблэлектро» при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация утверждена генеральным директором АО «Новгородоблэлектро» ….. 25.11.2021.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней.

Пунктами 16, 17 части 2 статьи 17 Положения также предусмотрено включение в Документацию вышеуказанной информации, предусмотренной пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Критерии оценки заявок участников рассматриваемой закупки предусмотрены пунктом 3.11.5 Документации.

Среди данных критериев оценки заказчиком установлены:

- «Цена суммы цен единиц товара» (значимость критерия – 10 %);

- «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» (значимость критерия – 20 %);

- «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров» (значимость критерия – 20 %);

- «Срок поставки партии товара» (значимость критерия – 25 %);

- «Квалификация участника закупки: степень внедрения действующей системы менеджмента качества» (значимость критерия – 25 %).

Порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» предусмотрен пунктом 3.11.5.2 Документации, согласно которому в рамках данного критерия оценивается количество исполненных участником закупки договоров на поставку товаров для заказчика.

Для оценки заявок (предложений) по критерию каждой заявке на участие выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Пункт 3.11.5.3 Документации содержит порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров», согласно которому в рамках данного критерия оценивается количество исполненных договоров на поставку аналогичных предмету  настоящей закупки товаров в течение 3 лет до даты размещения извещения о настоящей закупке с ценой не менее 50 % начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки, информация об исполнении которых содержится в реестре контрактов, заключенных с государственными и муниципальными заказчиками, в соответствии с Законом о контрактной системе, реестре договоров, заключенных с юридическими лицами в соответствии с Законом о закупках.

Для оценки заявок (предложений) по критерию каждой заявке на участие выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Указанные критерии и порядок оценки по ним включены заказчиком в Документацию на основании статьи 6 Положения (регламентирующей применяемые в закупочной деятельности АО «Новгородоблэлектро» порядок оценки заявок участников закупки и его критерии), а также приказа АО «Новгородоблэлектро» от 11.06.2021 № 197 «Об установлении критериев оценки заявок на участие в конкурентных закупках на право заключения договоров на поставку товаров для нужд АО «Новгородоблэлектро» и утверждении Порядка проведения оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в конкурентных закупках (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, конкурентный запрос предложений) на право заключения договоров на поставку товаров для нужд АО «Новгородоблэлектро».

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Рассмотрев установленные заказчиком критерии оценки заявок и применяемый для оценки заявок по ним порядок оценки, Комиссия приходит к следующим выводам.

Предусмотренный пунктом 3.11.5.2 Документации критерий оценки заявок «Наличие ранее исполненных договоров на поставку товаров и положительного опыта работы с заказчиком» соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку данный критерий отвечает целям эффективного использования средств заказчика, позволяет обеспечить удовлетворение своих нужд, не предопределяет результат торгов.

Аналогичные выводы содержатся в сложившейся по данному вопросу судебной практике, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 № 307-КГ17-23373 по делу № А44-89/2017.

Относительно второго оспариваемого критерия оценки заявок «Исполненные договоры на поставку аналогичных товаров» (пункт 3.11.5.3 Документации), Комиссия считает, что ввиду наличия в Законе о закупках и в Положении исключительно требований о наличии в Документации критериев оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в ней, приведенный выше порядок определения сопоставимости оцениваемого опыта и определенное заказчиком количество баллов по каждому из критериев, не противоречат ни положениям законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, ни Положению.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 3.6.2 Документации отсутствие документов, подтверждающих информацию (сведения) указанную участником в заявке на участие для осуществления  оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с критериями оценки и сопоставления указанными в настоящей документации о закупке не является основанием для признания заявки на участие не соответствующей требованиям, установленным настоящей документации о закупке, основанием для отклонения заявки на участие.

Таким образом, отсутствие в составе заявки контрактов или договоров, отвечающих требованиям по цене и сроку заключения контрактов, а также по исполнению договора для заказчика, не является основанием для отклонения заявки такого участника, а с учетом того, что помимо оспариваемых критериев оценок заявок участников Документация содержит еще три критерия оценки со значимостью: 10%, 25%, 25%, участнику по ним будет произведено начисление баллов, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Форэнерго-Трейд» (105120, г. Москва, вн. тер. г. мо Басманный, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, к. б, этаж 3, помещ. 1) на действия заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8) и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 610 на право заключения договора поставки арматуры для ВЛ для работ по тех. присоединению в 2021 году для АО «Новгородоблэлектро» (участниками могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства), извещение № 32110863401 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.11.2021,  необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    ….

 

 

Члены Комиссии                                                                                                …..

 

                                                                                                                          

                                                                                                                             ….

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны