Постановление №844/03 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 053/04/7.30-26/20... от 20 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Должностному лицу заказчика –

главному врачу ГОБУЗ «ЦГКБ»

 

<…….>

 

ул. Зелинского, д. 11,

Великий Новгород, 173016

 

<…….>

 

 

Исходящие № 844/03 от 20.20.2020

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 053/04/7.30-26/2020

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 18.02.2020

В полном объеме изготовлено 20.02.2020                  Великий Новгород

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) Куриков Илья Андреевич, рассмотрев протокол № 053/04/7.30-26/2020 от 22.01.2020 и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика - главного врача Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» (далее – ГОБУЗ «ЦГКБ») <…….> по факту совершения им как исполняющим обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ» действий, выразившихся в утверждении 23.07.2019 и 26.08.2019 первоначальной и последующей редакций документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования, извещение № 0150200003919000717 о проведении которого в первоначальной редакции было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 23.07.2019, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

 

                                                                 УСТАНОВИЛ:

 

В июле-сентябре 2019 года заказчиком – ГОБУЗ «ЦГКБ» и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования, извещение № 0150200003919000717 о проведении которого в первоначальной редакции было размещено на официальном сайте 23.07.2019.

1. Документация о проведении настоящего электронного аукциона в первоначальной редакции (далее - Документация об электронном аукционе) была утверждена 23.07.2019 <…….> как исполняющим обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком – ГОБУЗ «ЦГКБ» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – поставка медицинского оборудования.

Согласно пункту 3.2.1 Документации об электронном аукционе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара содержатся в приложении № 1 «Техническое задание на поставку медицинского оборудования для нужд ГОБУЗ «ЦГКБ» к Документации об электронном аукционе (далее – ТЗ).

Согласно ТЗ, поставке в данном случае подлежит экспертный аппарат ультразвукового сканирования.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Показатели закупаемого товара, позволяющие определить его соответствие установленным заказчиком требованиям, также содержатся в ТЗ.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом, в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2091-ст утвержден ГОСТ Р 56327-2014 «Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок» (введен в действие с 01.01.2016).

Согласно разделу «Введение» ГОСТ Р 56327-2014 настоящий стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок ультразвуковых аппаратов экспертного класса.

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 56327-2014 настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования (МО): ультразвуковых аппаратов экспертного класса (УЗ). Настоящий стандарт распространяется на государственные и муниципальные закупки МО.

Как отмечалось выше, объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского оборудования, а именно экспертного аппарата ультразвукового сканирования.

Таким образом, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик – ГОБУЗ «ЦГКБ» при разработке ТЗ, содержащего показатели закупаемого товара, позволяющие определить его соответствие установленным заказчиком требованиям, должен был в обязательном порядке либо использовать положения рассматриваемого государственного стандарта (ГОСТ Р 56327-2014), к области применения которого относятся закупки ультразвуковых аппаратов экспертного класса для государственных нужд, либо, в случае неиспользования таковых, обосновать в Документации об электронном аукционе (ТЗ) использование других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных данным государственным стандартом.

Согласно пункту 3.4.2 Документации об электронном аукционе, пункту 1.4 Проекта контракта (приложение № 3 к Документации об электронном аукционе) качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям ГОСТ.

Согласно имеющемуся в материалах настоящего дела письму ГОБУЗ «ЦГКБ» (вх. № 5556 от 06.08.2019 Новгородского УФАС России), заказчиком при разработке ТЗ использовались именно положения ГОСТ Р 56327-2014.

Раздел 6 ГОСТ Р 56327-2014 определяет основные технические характеристики ультразвукового оборудования экспертного класса, подлежащие указанию в техническом задании документации о закупке.

Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 56327-2014 приведенные в разделе 6 государственного стандарта характеристики (параметры) подлежат обязательному включению в техническое задание на государственную закупку.

1). Согласно пункту 6.3.1 ГОСТ Р 56327-2014 для каждого ультразвукового датчика должны быть приведены следующие параметры, характеризующие качество формируемого ультразвукового изображения в B-режиме и режимах допплеровских измерений, полученные с использованием специализированных фантомов:

- глубина проникновения в B-режиме, мм, не менее;

- глубина проникновения в режиме PW, мм, не менее;

- глубина проникновения в режиме CFM, мм, не менее;

- продольная разрешающая способность в B-режиме в рабочем диапазоне глубин сканирования, мм, не хуже;

- поперечная разрешающая способность в B-режиме в рабочем диапазоне глубин сканирования, мм, не хуже;

- контрастное разрешение в B-режиме мишеней в рабочем диапазоне глубин сканирования, имеющих уровень относительно фона, дБ.

Однако в разделе «Параметры формирования изображения» ТЗ заказчиком при установлении требований к ультразвуковым датчикам использованы только 3 параметра из 6 обязательных параметров, предусмотренных пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 56327-2014, а именно:

- «глубина проникновения в В-режиме»;

- «продольная разрешающая способность»;

- «поперечная разрешающая способность».

Согласно вышеуказанному письму ГОБУЗ «ЦГКБ», заказчиком из 6 предусмотренных характеристик ультразвуковых датчиков были использованы только 3 как наиболее значимые.

Вместе с тем, пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 56327-2014, вопреки мнению заказчика, не предусмотрена возможность использования при составлении технического задания только некоторых из числа перечисленных им параметров, характеризующих качество формируемого ультразвукового изображения.

В силу пункта 6.1 ГОСТ Р 56327-2014 характеристики, предусмотренные пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 56327-2014, подлежат указанию в техническом задании в полном объеме.

Кроме того, наименования двух из приведенных заказчиком параметров («продольная разрешающая способность» и «поперечная разрешающая способность») отличаются от наименований таких параметров, предусмотренных пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 56327-2014 (продольная разрешающая способность в B-режиме в рабочем диапазоне глубин сканирования и поперечная разрешающая способность в B-режиме в рабочем диапазоне глубин сканирования).

2). Согласно пункту 6.1.6 ГОСТ Р 56327-2014 в техническое задание подлежит включению такая характеристика ультразвуковых аппаратов как набор ультразвуковых датчиков. Для каждого датчика должны быть указаны следующие характеристики:

- рабочая частота датчика (диапазон рабочих частот);

- вид конструктивного исполнения (линейный, конвексный, микроконвексный, фазированный, карандашный);

- геометрический параметр, характеризующий рабочую поверхность датчика (для линейного и фазированного датчиков - линейный размер рабочей поверхности апертуры, для конвексного и микроконвексного датчиков - радиус кривизны поверхности датчика);

- количество элементов датчика.

В силу указанных положений ГОСТ Р 56327-2014 для фазированного датчика в техническом задании должна быть предусмотрена такая характеристика как геометрический параметр, характеризующий рабочую поверхность датчика, а именно линейный размер рабочей поверхности апертуры.

В разделе «Набор ультразвуковых датчиков» ТЗ среди прочих датчиков заказчиком предусмотрен «секторный фазированный датчик», однако геометрического параметра, характеризующего рабочую поверхность датчика, предусмотренного пунктом 6.1.6 ГОСТ Р 56327-2014 для фазированного датчика (линейный размер рабочей поверхности апертуры), для данного датчика заказчиком не предусмотрено.

Также в данном разделе ТЗ заказчиком предусмотрен в качестве одного из датчиков «внутриполостной датчик».

Вместе с тем, такого вида конструктивного исполнения датчика как «внутриполостной датчик» пункт 6.1.6 ГОСТ Р 56327-2014 (виды конструктивного исполнения: линейный, конвексный, микроконвексный, фазированный, карандашный) не предусматривает вовсе.

Согласно вышеназванному письму ГОБУЗ «ЦГКБ», в качестве внутриполостного датчика заказчиком подразумевался микроконвексный датчик.

Следовательно, такой показатель закупаемого медицинского оборудования как «внутриполостной датчик» является нестандартным.

3). Пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 56327-2014 предусмотрены режимы сканирования. В их число входят:

- B-режим;

- M-режим;

- псевдоконвексное сканирование в B-режиме для линейных датчиков;

- пространственное компаундирование;

- режим второй (тканевой) гармоники THI;

- импульсно-волновой допплер PW;

- режим высокой частоты повторения импульсов излучения (HPRF);

- цветной допплер CFM;

- энергетический допплер PD;

- направленный энергетический допплер;

- триплексный режим в реальном времени;

- многолучевой прием.

Режимы сканирования закупаемого в данном случае ультразвукового аппарата установлены заказчиком в соответствующем разделе ТЗ («Режим сканирования»).

Вместе с тем, в число требуемых заказчику режимов сканирования не включена часть режимов, предусмотренных пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 56327-2014, а именно псевдоконвексное сканирование в B-режиме для линейных датчиков; пространственное компаундирование; режим второй (тканевой) гармоники THI; режим высокой частоты повторения импульсов излучения (HPRF); направленный энергетический допплер; триплексный режим в реальном времени.

В то же время, ТЗ содержит режимы сканирования, не предусмотренные ГОСТ Р 56327-2014, а именно: «гармоническая визуализация тканей», «цветовое доплеровское сканирование», «одновременное представление изображений В-режима и В+ЦДК в реальном времени» и пр.

Согласно имеющемуся в материалах дела вышеуказанному письму ГОБУЗ «ЦГКБ», в ряде случаев при указании в ТЗ наименований режимов сканирования их названия заказчиком были изменены (перефразированы) или уточнены.

Следовательно, данные показатели («гармоническая визуализация тканей», «цветовое доплеровское сканирование», «одновременное представление изображений В-режима и В+ЦДК в реальном времени») также являются нестандартными.

4). Согласно пункту 6.1.8 ГОСТ Р 56327-2014 в техническое задание на закупку ультразвуковых аппаратов экспертного класса обязательному включению подлежит характеристика «нормативный (назначенный) срок эксплуатации, лет, не менее».

Присутствовавшие на заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Соответствие С» на действия заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки представители ГОБУЗ «ЦГКБ» указали, что такой характеристики в ТЗ не содержится.

Указанное обстоятельство подтверждается материалами настоящего дела: ни ТЗ, ни другие разделы Документации об электронном аукционе информации относительно нормативного (назначенного) срока эксплуатации ультразвукового аппарата экспертного класса не содержат.

5). Согласно пункту 6.3.1 ГОСТ Р 56327-2014 характеристика «поперечная разрешающая способность в B-режиме в рабочем диапазоне глубин сканирования» подлежит указанию в техническом задании на закупку ультразвуковых аппаратов экспертного класса с использованием единицы измерения «мм».

Вместе с тем, для соответствующей характеристики конвексного датчика в разделе «Параметры формирования изображения» ТЗ необходимая и соответствующая положениям рассматриваемого государственного стандарта единица измерения заказчиком не установлена как таковая.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

При установлении требований к закупаемому ультразвуковому аппарату экспертного класса в разделах «Набор ультразвуковых датчиков», «Режимы сканирования», «Параметры формирования изображения» ТЗ заказчиком не в полной мере были использованы положения пунктов 6.1.6, 6.2.1, 6.3.1 ГОСТ Р 56327-2014, что выразилось в установлении в ТЗ только некоторых параметров (характеристик) из числа параметров (характеристик), предусмотренных рассматриваемым государственным стандартом и подлежащих в обязательном порядке указанию в техническом задании на закупку данного медицинского оборудования (пункт 6.1 ГОСТ Р 56327-2014), а также были использованы терминология и показатели, не предусмотренные ГОСТ Р 56327-2014.

Пунктом 7.2 ГОСТ Р 56327-2014 предусмотрена возможность включения в техническое задание на закупку ультразвуковых аппаратов экспертного класса дополнительных требований к медицинскому оборудованию, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ.

Однако какое-либо обоснование использования отличающейся от предусмотренной ГОСТ Р 56327-2014 терминологии и непредусмотренных им показателей в Документации об электронном аукционе (ТЗ) в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе ГОБУЗ «ЦГКБ» не приведено.

Необходимость обоснования заказчиком в документации о закупке нестандартных показателей товаров подтверждается также судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2018 по делу № А56-23902/2017).

Кроме того, пункт 6.1.8 ГОСТ Р 56327-2014 относительно необходимости включения в техническое задание на закупку ультразвуковых аппаратов экспертного класса информации относительно нормативного (назначенного) срока эксплуатации медицинского оборудования заказчиком при составлении ТЗ вовсе был проигнорирован.

Неустановление в ТЗ для конвексного датчика единицы измерения показателя «поперечная разрешающая способность» («мм»), обладающего таковой в силу положений пункта 6.3.1 ГОСТ Р 56327-2014, создает угрозу введения в заблуждение участников закупки относительно порядка указания в первой части заявки значений такого показателя, а также представляет им возможность предложить к поставке товар, не соответствующий положениям настоящего государственного стандарта.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «ЦГКБ» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно ненадлежащем использовании при установлении показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика, характеристик и требований к товару, предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ Р 56327-2014), а также в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования иных показателей и требований к товару, не предусмотренных таким законодательством.

2. 26.08.2019 ГОБУЗ «ЦГКБ» в целях устранения вышеуказанных нарушений Закона о контрактной системе в Документацию об электронном аукционе были внесены соответствующие изменения в части описания объекта закупки (извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона № 0150200003919000717 в редакции №ИИ2 было размещено на официальном сайте также 26.08.2019).

Документация об электронном аукционе в редакции № ИД2 от 26.08.2019 (далее – Документация в редакции № 2) была утверждена 26.08.2019 <…….> как исполняющим обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ».

Согласно Документации в редакции № 2, в объект рассматриваемой закупки входит не только поставка медицинского оборудования, но и, согласно пунктам 3.4.5, 3.4.6 Документации в редакции № 2, его ввод в эксплуатацию (монтаж, наладка), а также обучение лиц, осуществляющих его использование и обслуживание.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Проект контракта является приложением № 3 к Документации в редакции № 2.

Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606 (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил их положения не только устанавливают порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с Законом о контрактной системе, но и случаи и условия их применения.

Согласно пункту 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, в соответствии с пунктом 7 Правил, разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:

а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;

б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

Согласно пункту 8 Правил приложением к нормативному правовому акту, утверждающему типовой контракт, типовые условия контракта, является информационная карта типового контракта, типовых условий контракта, которая оформляется по форме согласно приложению и является неотъемлемой частью такого нормативного правового акта (далее - информационная карта).

Согласно пункту 14 Правил утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:

а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;

б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;

в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 15 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.

Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:

а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н (далее – Приказ № 724н) утверждены Типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (Приложение № 1 к Приказу № 724н), и информационная карта данного Типового контракта (Приложение № 2 к Приказу № 724н; далее – Информационная карта).

В актуальной на момент осуществления рассматриваемой закупки редакции Приказ № 724н действует с 24.04.2018 (размещен в разделе «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов» официального сайта 04.02.2019 (№ 1573000000116002)).

Согласно Информационной карте Типовой контракт подлежит применению при закупке медицинских изделий (включая услуги по разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию медицинского изделия, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих медицинское изделие и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия, правилам эксплуатации и технического обслуживания медицинского изделия в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия), в том числе соответствующих коду 26.60.12 «Аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях» ОКПД2, при любом размере начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 3.1.1 Документации в редакции № 2 объект рассматриваемой закупки соответствует коду 26.60.12.132 «Аппараты ультразвукового сканирования» ОКПД2, входящему в вышеуказанный код 26.60.12.

На основании вышеизложенного, исходя из объекта рассматриваемой закупки и с учетом положений Правил, заказчиком – ГОБУЗ «ЦГКБ» при разработке Проекта контракта должны были быть применены положения Типового контракта.

Вместе с тем, при разработке Проекта контракта обязательные условия Типового контракта заказчиком были применены в неполном объеме, что выразилось в следующем:

1). Согласно пункту 1.1 раздела 1 Проекта контракта («Общие положения») его предметом является поставка медицинского оборудования для нужд бюджетного учреждения.

При этом, пунктом 1.1 раздела 1 Типового контракта («Предмет Контракта») определено, что предмет контракта, заключаемого по итогам закупки с рассматриваемым объектом, должен включать в себя не только поставку медицинских изделий, но их ввод в эксплуатацию, а также обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Следовательно, приведенные заказчиком в разделе 1 «Общие положения» Проекта контракта положения относительно его предмета не соответствуют условиям, предусмотренным разделом 1 «Предмет Контракта» Типового контракта.

2). Раздел 2 «Цена Контракта» Типового контракта устанавливает случаи изменения цены контракта.

Так, согласно пункту 2.4 раздела 2 Типового контракта, цена Контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.5 и 2.6 Контракта.

Согласно пункту 2.5 раздела 2 Типового контракта цена Контракта может быть изменена, если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренное Контрактом количество Оборудования не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренное Контрактом количество Оборудования не более чем на десять процентов.

При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному количеству Оборудования, исходя из установленной в Контракте цены единицы Оборудования, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом количества Оборудования Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы Оборудования. Цена единицы дополнительно поставляемого Оборудования или цена единицы Оборудования при уменьшении предусмотренного Контрактом количества поставляемого Оборудования должна определяться как частное от деления первоначальной цены Контракта на предусмотренное в Контракте количество Оборудования.

Согласно пункту 2.6 раздела 2 Типового контракта по соглашению Сторон цена Контракта может быть снижена без изменения предусмотренного Контрактом количества Оборудования и иных условий Контракта.

Порядок формирования цены контракта определен заказчиком в разделе 3 «Цена Контракта, условия и порядок расчетов» Проекта контракта.

Так, согласно пункту 3.6 раздела 3 Проекта контракта, цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, указанных в разделе 10 настоящего Контракта.

Раздел 10 «Изменение условий контракта» Проекта контракта изложен заказчиком в следующем виде:

«10.1. Изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях:

10.1.1. При снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, качества поставляемого товара и иных условий контракта;

10.1.2. Если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара исходя из установленной в контракте цены единицы товара, но не более чем на десять процентов цены контракта;

При уменьшении, предусмотренного контрактом, количества товара стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

10.1.3. При исполнении контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте;

10.1.4. При заключении контракта Заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого Товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы Товара не должна превышать цену единицы Товара, определяемую как частное от деления цены контракта, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество Товара, указанное в извещении о проведении аукциона».

При этом, исходя из буквальной трактовки содержания раздела 10 Проекта контракта, а также с учетом использованной заказчиком нумерации при перечислении в пункте 10.1 Проекта контракта случаев изменения существенных условий контракта (пункты 10.1.1-10.1.4), можно сделать однозначный вывод, что в случае поставки товара качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, цена контракта в силу пунктов 3.6, 10.1 Проекта контракта подлежит изменению по соглашению его сторон. 

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Однако такое основание для изменения цены контракта как поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, статьей 95 Закона о контрактной системе не предусмотрено.

Таким образом, установление случаев изменения существенных условий контракта в таком виде не только не соответствует условиям Типового контракта, но и непосредственным образом противоречит положениям статей 34, 95 Закона о контрактной системе.

3). Условия относительно обеспечения исполнения контракта содержатся в разделе 10 Типового контракта («Обеспечение исполнения Контракта»).

Согласно пункту 10.2 раздела 10 Типового контракта денежные средства, внесенные Поставщиком в обеспечение исполнения Контракта, могут быть обращены к взысканию во внесудебном порядке.

Согласно пункту 10.4 раздела 10 Типового контракта обеспечение исполнения Контракта распространяется на обязательства по возврату аванса (при наличии), уплате неустоек в виде штрафов, пени, предусмотренных Контрактом, убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по Контракту.

Порядок предоставления обеспечения контракта, требования к данному обеспечению установлены заказчиком в разделе 7 Проекта контракта («Обеспечение исполнения контракта»).

Однако условий, предусмотренных пунктами 10.2, 10.4 раздела 10 Типового контракта, Проект контракта не содержит.

4). Условия относительно ответственности сторон контракта предусмотрены разделом 11 Типового контракта («Ответственность Сторон»).

Согласно пункту 11.1 раздела 11 Типового контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае привлечения к исполнению Контракта соисполнителей, ответственность перед Заказчиком за неисполнение обязательств по Контракту несет Поставщик.

Ответственность сторон контракта в данном случае установлена заказчиком в разделе 5 Проекта контракта («Ответственность Сторон»).

Вместе с тем, положения пункта 11.1 раздела 11 Типового контракта в Проект контракта заказчиком не включены.

5). Разделом 13 «Исключительные права» Типового контракта определен порядок действия исключительных прав на поставляемое медицинское оборудование.

Так, согласно пунктам 13.1, 13.2 раздела 13 Типового контракта, поставщик гарантирует отсутствие нарушения исключительных прав третьих лиц, связанных с поставкой и использованием Оборудования в рамках Контракта.

Все убытки, понесенные Заказчиком при нарушении исключительных прав третьих лиц при использовании Оборудования, включая судебные расходы и материальный ущерб, возмещаются Поставщиком.

Однако положения пунктов 13.1, 13.2 раздела 13 Типового контракта в Проект контракта заказчиком также не включены.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «ЦГКБ» содержатся нарушения частей 2, 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неприменении заказчиком при разработке проекта контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, обязательных положений Типового контракта, способном повлечь, среди прочего, неправомерное изменение условий контракта (цены контракта) при его исполнении.

Ответственность за вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, в соответствии с которой утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

О месте и времени рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении <…….> надлежащим образом был уведомлен, на рассмотрении дела не присутствовал, ходатайств об отложении рассмотрения не заявлял, представителей не направил.

Какие-либо объяснения по фактам, послужившим основаниями для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, <…….> представлены не были.

Исследовав материалы дела № 053/04/7.30-26/2020 от 22.01.2020 об административном правонарушении, уполномоченное лицо Новгородского УФАС России рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.

Протоколом и иными материалами настоящего дела об административном правонарушении подтверждается факт утверждения вышеуказанных редакций документации о проведении настоящего электронного аукциона с установленными нарушениями и, как следствие, факт наличия в действиях лица, их утвердившего – главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ» <…….>, по состоянию на 23.07.2019 и 26.08.2019 исполнявшего обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ», события вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Приказом Министерства здравоохранения Новгородской области (далее – Министерство) от 25.02.2019 № 51-л/с <…….> был назначен исполняющим обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ», приказом Министерства от 03.09.2019 № 314-л/с <…….> назначен на должность главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ».

Следовательно, <…….>, по состоянию на 23.07.2019 и 26.08.2019 исполнявший обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ», на момент утверждения первоначальной и последующей редакций документации об электронном аукционе (23.07.2019 и 26.08.2019) и проведения рассматриваемого электронного аукциона являлся лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ГОБУЗ «ЦГКБ», то есть являлся должностным лицом заказчика.

23.07.2019 и 26.08.2019 <…….> утвердил вышеуказанные редакции документации об электронном аукционе с установленными нарушениями, не соответствующие требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Закон о контрактной системе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому <…….> имел возможность и должен был изучить действующее законодательство, проявить надлежащее отношение к своим обязанностям должностного лица заказчика – по состоянию на 23.07.2019 и 26.08.2019 исполняющего обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ», предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о контрактной системе.

Однако <…….> не проявил должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей должностного лица заказчика – по состоянию на 23.07.2019 и 26.08.2019 исполняющего обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ», что привело к совершению им административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Объективные обстоятельства, делавшие невозможным выполнение <…….> своих обязанностей должностного лица заказчика – по состоянию на 23.07.2019 и 26.08.2019 исполняющего обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ», отсутствовали.

Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства позволяют сделать вывод о том, что административное правонарушение совершено <…….> по неосторожности, поскольку <…….> предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Таким образом, в данном случае в действиях должностного лица заказчика – главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ» <…….>, совершенных им 23.07.2019 и 26.08.2019 как исполняющим обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ», который во исполнение своих должностных обязанностей должен был предпринять необходимые и зависящие от него меры для осуществления закупки (определения поставщика) с соблюдением требований Закона о контрактной системе, выразившихся в утверждении первоначальной и последующей редакций документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования, извещение № 0150200003919000717 о проведении которого в первоначальной редакции было размещено на официальном сайте 23.07.2019, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, в соответствии с которой утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Место и время совершения административного правонарушения – 173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 11; 23.07.2019.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вместе с тем, доказательства, свидетельствующие о малозначительности совершенного <…….> административного правонарушения, в материалах настоящего дела отсутствуют.

Допущенное <…….> правонарушение привело к нарушению установленной процедуры осуществления закупки, что выразилось в утверждении первоначальной и последующей редакций документации о проведении настоящего электронного аукциона (23.07.2019 и 26.08.2019), не соответствующих требованиям действующего законодательства о контрактной системе.

Данное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от того, наступил ли материальный вред данным общественным отношениям вследствие совершения заказчиком рассматриваемых действий.

Как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях».

Однако доказательств наличия таких исключительных обстоятельств <…….> не представлено.

Должностным лицом Новгородского УФАС России, рассматривающим настоящее дело об административном правонарушении, таких исключительных обстоятельств также не установлено, в связи с чем административное правонарушение, совершенное <…….>, не может считаться малозначительным.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 КоАП.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.

Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от <…….> не поступало.

Руководствуясь частью 4.2 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях должностного лица заказчика - главного врача Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» <…….> по факту совершения им как исполняющим обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ» действий, выразившихся в утверждении 23.07.2019 и 26.08.2019 первоначальной и последующей редакций документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования, извещение № 0150200003919000717 о проведении которого в первоначальной редакции было размещено на официальном сайте 23.07.2019, с нарушениями пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, частей 2, 11 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на должностное лицо заказчика - главного врача Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» <…….>, по состоянию на 23.07.2019 и 26.08.2019 исполнявшего обязанности главного врача ГОБУЗ «ЦГКБ», административный штраф за совершенное правонарушение в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

3. Сумму штрафа <…….> надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 40101810440300018001

Банк:  Отделение Новгород

БИК: 044959001

Кор. счет:  Нет

ОКТМО: 49701000

Код БК: 16111601071010030140

УИН: <…….> 

 

            (Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд)

 

 

 

Заместитель руководителя

Новгородского УФАС России                                                                             И.А. Куриков

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны