Решение №2359/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-267/2021 по результатам рассмотрения жал... от 30 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Заказчику –

АО «Автобусный парк»

 

ул. Хутынская, д. 10,

Великий Новгород, 173020

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Импорт Лубрикантс»

 

ул. Карла Маркса, д. 203В,

г. Хабаровск, 680031

 

 

 

Исх. №2359/03 от 30.04.2021

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-267/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

27 апреля 2021 года

 

                                 

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

<…….>,

в присутствии представителей:

заказчика - Акционерного общества «Автобусный парк» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 10; далее – АО «Автобусный парк») – <…….>, <…….>;

заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Импорт Лубрикантс» (680031, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 203В; далее – ООО «Импорт Лубрикантс») – <…….>,

рассмотрев жалобу ООО «Импорт Лубрикантс» на действия заказчика – АО «Автобусный парк» при проведении им запроса оферт на право заключения договора на поставку Газпромнефть тосола 40 на 2021 год для нужд АО «Автобусный парк, извещение № 32110153993 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 02.04.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.04.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Импорт Лубрикантс» на действия заказчика – АО «Автобусный парк» при проведении им запроса оферт на право заключения договора на поставку Газпромнефть тосола 40 на 2021 год для нужд АО «Автобусный парк, извещение № 32110153993 о проведении которого было размещено на официальном сайте 02.04.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – МАОУ «Школа № 13» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Документация о проведении рассматриваемого запроса оферт (далее - Документация) не предусматривает возможность поставки эквивалентного товара, что приводит к ограничению конкуренции.

Так, в соответствии с пунктом 2 технического задания Документации (далее - ТЗ) предметом договора является поставка Газпромнефть тосол 40 для АО «Автобусный парк».

Из пункта 5 ТЗ следует, что для данного вида продукции поставка эквивалента не предусмотрена в связи с необходимостью обеспечения полного взаимодействия данного товара с товаром уже используемым в оборудовании. Данные материалы используются заказчиком для доливки, дозаправки в ДВС и оборудование в процессе ежедневной эксплуатации. В силу того, что функциональный состав базовых масел и пакетов присадок смазочных материалов и охлаждающих жидкостей разных производителей имеет отличия, полная смена используемых продуктов и подготовка узлов приведет к дополнительным производственным и финансовым затратам, таким как полная внеплановая замена, промывка узлов и пр.

Заявитель считает, что при проведении рассматриваемой закупки заказчиком должен использоваться ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», который содержит требование о соответствии охлаждающей жидкости основным требованиям, определенным в пункте 2.1.3 указанного ГОСТ.

При этом ГОСТ 28084-89 не содержит каких-либо ограничений относительно совместимости продукции с тем же типом охлаждающих жидкостей.

2. Также заявитель считает, что заказчиком при проведении рассматриваемой закупки неправомерно использованы показатели приобретаемого товара и их значения, не предусмотренные ГОСТ 28084-89, а также значения показателей отличных от предусмотренных им.

Вышеуказанные обстоятельства, по мнению ООО «Импорт Лубрикантс», свидетельствуют о нарушении правил описания объекта закупки и приводят к ограничению конкуренции.

3. Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком – АО «Автобусный парк» не определены сроки поставки товара, а установленное в проекте договора требование о поставке товара в течении трех часов, также приводит к ограничению конкуренции, поскольку предполагается, что поставщик должен находиться или имеет складские помещения в пределах радиуса не более 180 километров.

4. Пунктом 7 информационной карты Документации предусмотрена отсрочка платежа от 120 дней, аналогичный период определен заказчиком в пункте 3.7 проекта договора, при этом в пункте 12 информационной карты Документации содержатся критерии оценки заявок, одним из которых является нестоимостной критерий оценки «Отсрочка платежа, срок поставки, качество услуг» по которому среди прочих установлен показатель «Отсрочка платежа» присвоение баллов по указанном показателю нестоимостного критерия оценки заявок осуществляется следующим образом:

- свыше 120 дней – 60 баллов;

- от 90 до 120 дней – 40 баллов;

- от 80 до 90 дней – 20 баллов;

- до 80 дней – 0 баллов.

Вышеприведенные положения информационной карты Документации и проекта договора свидетельствуют о наличии противоречивых сведений относительно периода отсрочки платежа.

Учитывая вышеизложенное, заявитель просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии представитель подателя Жалобы поддержал вышеуказанные доводы Жалобы в полном объеме.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным возражениям АО «Автобусный парк» и дополнениям относительно ее доводов (вх. № 2793 от 12.04.2021, № 2850 от 14.04.2021, № 3126 от 26.04.2021 Новгородского УФАС России) АО «Автобусный парк» считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.

1. В силу части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Оспариваемая закупка, проводится путем запроса оферт, которая не соответствует условию пункта 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, а именно в рамках рассматриваемой закупки не обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки, поскольку закупается конкретный товарный знак, в связи с чем поставщиками могут быть только дилеры производителя товара.

Таким образом, запрос оферт не является конкурентной закупкой в связи с чем, положения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц относительно конкурентных процедур не применимы к оспариваемой закупки.

2. В соответствии с пунктом 6 информационной карты Документации качество поставляемого товара должно соответствовать всем нормативам требованиям, предъявляемым к данному виду товара (СТО 84035624164-2015), таким образом заказчиком в рамках рассматриваемой закупки закупается конкретный продукт, который производится по нормативно-технической документации.

Согласно требованиям регламента ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», действующего на территории Российской Федерации, продукция должна иметь декларацию о соответствии требованиям настоящего регламента.

Закупаемая в рамках рассматриваемой закупки продукция такую декларацию имеет.

3. Заказчик также считает, что проект договора содержит все необходимые в силу действующего гражданского законодательства существенные условия, в частности, условия о сроке поставки товара.

Так, разделом 2 проекта договора установлено, что поставка товара осуществляется в период с момента подписания договора по 31.12.2021 года включительно (пункт 2.1 раздела 2 проекта договора) и что поставка товара производится по заявке покупателя переданной, направленной поставщику посредством факсимильной связи, каналам цифровой или аналоговой связи или иным способом, позволяющим достоверно установить инициатора направления заявки, автотранспортом поставщика в течение не более 3 часов, время поставки с 8-00 до 17-00 часов без выходных (пункт 2.4 раздела 2 проекта договора).

Также в указанном разделе проекта договора содержатся сведения о документах, которые должны быть предоставлены заказчику при поставке товара (пункт 2.3 раздела 2) и мете поставки такого товара (пункт 2.2 раздела 2).

4. В соответствии с частью 1 статьи 516 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

Таким образом, порядок оплаты поставляемого товара определяются заказчиком в проекте контракта.

Пунктом 3.7 проекта договора предусмотрена отсрочка оплаты товара сроком до 120 дней со дня подписания «Сводной товарной накладной».

В силу статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Таким образом, заказчик считает, что определенный в пункте 3.7 проекта договора срок оплаты за поставленный товар установлен в соответствии с требованиями гражданского законодательства (указание на событие – подписание сводной товарной накладной).

На рассмотрении Жалобы представители заказчика поддержали письменные возражения в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано и утверждено решением № 5 от 21.12.2020 совета директоров АО «Автобусный парк» Положение о закупки товаров, работ, услуг для нужд АО «Автобусный парк» (далее - Положение) применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В силу части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Из части 3 статьи 3 Закона о закупках следует, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В разделе 6 Положения определены способы закупок, их разновидности и дополнительные элементы закупочных процедур, условия применения способов закупок, среди которых предусмотрен способ закупку путем запроса оферт (пункт 6.14).

Особенности проведения запроса оферт содержатся в разделе 9.11 Положения.

Раздел 1 Положения содержит, среди прочих, определение запроса оферт - неконкурентный способ закупки, не являющийся торгами при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в закупочной документации

Однако, вопреки указанным нормам Положения, данная закупка фактически объявлена заказчиком в качестве конкурентной, следовательно, на нее распространяются положения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц относительно конкурентных процедур на основании нижеследующего.

Как было указано ранее, одним из условий признания закупки конкурентной является размещение информации о ней на официальном сайте.

Материалами Жалобы подтверждается факт размещения в открытом доступе на официальном сайте извещения о проведении рассматриваемой закупки и Документации.

В случае обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников, закупка признается конкурентной.

В соответствии с пунктом 9.11.2.1 Положения документация о запросе оферт должна содержать условия, предусмотренные в пункте 9.1.3.

Пунктом 9.1.3 Положения предусмотрено наличие в документации требований к участникам закупки и к перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 Документации участником закупки может быть: любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала; либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным в документации.

В силу пункта 12.1 Документации заказчик закупки в день и время, указанные в извещении о проведении запросе оферт рассматривает все поступившие заявки на участие в запросе оферт. Срок рассмотрения заявок на участие в запросе оферт не может превышать трех календарных дней со дня опубликования протокола вскрытия конвертов.

Согласно пункту 13.5 Документации победителем запроса оферт признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 9.11.10.1 Положения после выбора победителя запроса оферт с ним заключается договор в порядке раздела 11.1 Положения.

Вышеприведенные выдержки из Положения и Документации свидетельствуют о том, что рассматриваемый запрос оферт является конкурентной закупкой, участвовать в котором могут любые юридические, физические лица или индивидуальные предприниматели, среди которых определяется победитель на основании предложенных в заявке лучших условий исполнения договора.

В силу пункта 6.14.1 Положения по итогам запроса оферт между победителем и заказчиком может быть заключен договор, так как запрос оферт не является торгами.

При этом, указание на необязательное заключение договора с победителем (может быть заключен), содержащееся в ранее приведенном пункте Положения, не свидетельствует о том, что данная закупка не является конкурентной, поскольку пункт 6.6.1 Положения содержит аналогичную формировку относительно возможности заключения договора с победителем конкурентной закупки - запроса цен.

Описание предмета запроса оферт также осуществлено заказчиком с учетом требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, закупка путем проведения запроса оферт на право заключения договора на поставку Газпромнефть тосола 40 на 2021 год для нужд АО «Автобусный парк» (извещение № 32110153993) является конкурентной.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация утверждена генеральным директором АО «Автобусный парк» <…….> 02.04.2021.

В соответствии с разделом 7 Документации она включает в себя:

7.1. установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;

7.2. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

7.3. требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

7.4. место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

7.5. сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

7.6. размер обеспечения заявки на участие в закупке, форма обеспечения, срок и порядок предоставления обеспечения, если Заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в закупке;

7.7. размер обеспечения исполнения договора, форма обеспечения, срок и порядок его предоставления лицом, с которым заключается договор, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора;

7.8. форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7.9. порядок формирования цены договора (цены лота). С учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

7.10. порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

7.11. требования к участникам закупки и перечень документов;

7.12. формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

7.13. место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

7.14. проект договора, заключаемого по итогам закупки.

Вышеприведенные сведения также указаны заказчиком в информационной карте Документации (далее - ИК), ТЗ и Проекте договора, следовательно, данные разделы являются неотъемлемой частью Документации.

1. Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктами 4, 6 ИК предметом договора является поставка охлаждающей жидкости ГАЗПРОМНЕФТЬ ТОСОЛ 40.

Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки осуществляется закупка расходных материалов для транспортных средств.

Из пункта 6 ИК следует, что для данного вида продукции поставка эквивалента не предусмотрена в связи с необходимостью обеспечения полного взаимодействия данного товара с товаром уже используемым в оборудовании. Данные материалы используются заказчиком для доливки, дозаправки в двигатель внутреннего сгорания и оборудование в процессе ежедневной эксплуатации. В силу того, что функциональный состав базовых масел и пакетов присадок смазочных материалов и охлаждающих жидкостей разных производителей имеет отличия, полная смена используемых продуктов и подготовка узлов приведет к дополнительным производственным и финансовым затратам, таким как полная внеплановая замена, промывка узлов и пр.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при проведении закупок товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономического эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, установленное заказчиком в информационной карте требование о поставке товара (охлаждающей жидкости ГАЗПРОМНЕФТЬ ТОСОЛ 40), указывающее на необходимость обеспечения взаимодействия данного товара с используемым в оборудовании, в силу подпунктов «а» и «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках является правомерным, обоснованным и соответствуют действительным потребностям заказчика и принципу эффективного расходования денежных средств.

В данной части Жалоба является необоснованной.

2. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Вышеприведенные положения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц позволяют заказчикам, в случае необходимости, указывать отличные от предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации значения показателей приобретаемого товара, при условии наличия обоснования такой необходимости.

Как было установлено ранее, в рамках рассматриваемой закупки приобретается охлаждающая жидкость ГАЗПРОМНЕФТЬ ТОСОЛ 40, необходимость приобретения которой обусловлена обеспечением полного взаимодействия данного товара с товаром уже используемым в оборудовании (транспортном средстве) (пункт 6 ИК).

Между тем, одним из доводов Жалобы ООО «Импорт Лубрикантс» является установление показателей, не предусмотренных ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» (Температура кипения, °С не ниже; Коррозионное воздействие на металлы (изменение массы образца металла при температуре (88-+2°С, в течении 366 ч) г\м2 сут., не более) и не соответствующих ему значений характеристик закупаемой в рамках рассматриваемой закупки охлаждающей жидкости:

Наименование показателя

Значение в соответствии с ГОСТ

Значение в соответствии с ТЗ

Внешний вид

Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей

Прозрачная однородная жидкость синего цвета без видимых посторонних включений

Температура начала кристаллизации, °С, не выше

Минус 40

Минус 35

Вспениваемость: объем пены, см, не более

30

50

Устойчивость пены, с, не более

3

5

Водородный показатель (рН)

7,5-11,00

8-10,5

Фракционные данные:

-массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150 °С, не более

50

52

Пункт 6 ИК и пункт 5 ТЗ содержат требования к характеристикам охлаждающей жидкости ГОЗПРОМНЕФТЬ ТОСОЛ 40, которые определены заказчиком в соответствии с СТО 84035624-164-2015.

Данный стандарт организации, исходя из его содержания, разработан в соответствии с ГОСТ 33591–2015 «Жидкости охлаждающие на основе гликолей для автомобилей с легкими условиями эксплуатации. Технические требования».

Таким образом, наличие в ИК (пункт 6) и ТЗ (пункт 5) значений характеристик, не совпадающих с ГОСТ 28084-89, обусловлено потребностью заказчика, обоснование необходимости которой содержится в Документации.

В данной части рассматриваемый довод Жалобы также не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктами 3, 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости), а также место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Из пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В силу части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Из статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно пункту 2.1 Проекта контракта поставка товара осуществляется в период с момента подписания договора по 31.12.2021 года включительно.

В силу статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Таким образом, окончание срока поставки определен календарной датой – 31.12.2021.

В силу положений ИК (пункт 5), ТЗ (пункт 4), проекта контракта (пункт 2.4) поставка товара производится по заявке покупателя переданной, направленной поставщику посредством факсимильной связи, каналам цифровой или аналоговой связи, или иным способом, позволяющим достоверно установить инициатора направления заявки, автотранспортом поставщика в течение не более 3 (трех) часов, время поставки с 8-00 до 17-00 часов без выходных.

Указанные условия поставки партий товара не противоречат установленному в пункте 2.1 Проекта контракта сроку поставки.

Требований о территориальном расположении поставщика или его складских помещений в радиусе 180 километров, на которые ссылается в своей Жалобе ООО «Импорт Лубрикантс», Документация не содержит, при этом участниками закупки могут быть любые юридические, физические лица или индивидуальные предприниматели, способные обеспечить поставку охлаждающей жидкости в кратчайшие сроки для обеспечения непрерывной деятельности АО «Автобусный парк».

Таким образом, указанный довод Жалобы также не нашел своего подтверждения.

4. Согласно пунктам 6, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней.

Пунктом 9.1.3.3 Положения также предусмотрено включение в документацию о конкурентной закупке вышеуказанной информации, предусмотренной пунктами 6, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Критерии оценки заявок на участие в настоящем запросе оферт, их показатели, а также порядок оценки и сопоставления заявок предусмотрены в пункте 12 ИК.

По нестоимостному критерию оценки «Отсрочка платежа, срок поставки, качество услуг» заказчиком определен показатель «Отсрочка платежа» в рамках которого, баллы присваиваются в следующем порядке:

- свыше 120 дней – 60 баллов;

- от 90 до 120 дней – 40 баллов;

- от 80 до 90 дней – 20 баллов;

- до 80 дней – 0 баллов.

Отсрочка платежа также предусмотрена Проектом договора, в соответствии с которым отсрочка платежа, выставленного Поставщиком счета, составляет от 120 дней со дня подписания «Сводной товарной накладной 2021 год» (пункт 3.7).

Таким образом, отсрочка платежа определена заказчиком как показатель нестоимостного критерия оценки заявок и как условие оплаты в рамках исполнения договора.

Порядок оценки указанного ранее показателя нестоимостного критерия «Отсрочка платежа, срок поставки, качество услуг» предусматривает начисление баллов при любой продолжительности отсрочки платежа, определенной в договоре (от 0 до 120 и более дней).

Однако пункт 3.7 Проекта контракта однозначно устанавливает, что срок отсрочки платежа не может быть менее 120 дней.

Следовательно, Документация, а именно информационная карта и проект контракта, содержат противоречивую информацию относительно срока отсрочки платежа.

Указанные противоречия между отдельными разделами документации о закупке создают угрозу введения в заблуждение участников запроса оферт относительно действительной потребности заказчика в продолжительности отсрочки оплаты поставленных товаров и могут повлечь невозможность заключения договора по итогам закупки на условиях, предложенных в заявке победителя, поскольку Проект контракта не предполагает внесения в него информации о сроке отсрочки платежа, предложенном в заявке победителя закупки.

Вышеприведенные противоречия свидетельствую о наличии в действиях заказчика – АО «Автобусный парк» нарушений пунктов 6, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом указанный довод Жалобы является обоснованным.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, Комиссия учитывает следующее.

Комиссией установлено, что заявка единственного участника запроса оферт (ООО «Кратер») содержит лучшие условия исполнения договора по сравнению с изначально установленными заказчиком в Документации.

Срок, предложенный в заявке ООО «Кратер», относительно отсрочки платежа составляет 121 календарный день, что соответствует пункту 3.7 Проекта контракта.

Учитывая вышеизложенное, доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты настоящего запроса оферт, привели к нарушению порядка определения победителя торгов, не установлено, в связи с чем необходимость выдачи предписания о совершении действий, направленных на их устранение, отсутствует.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Импорт Лубрикантс» (680031, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 203В) на действия заказчика – Акционерного общества «Автобусный парк» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 10) при проведении запроса оферт на право заключения договора на поставку Газпромнефть тосола 40 на 2021 год для нужд АО «Автобусный парк», извещение № 32110153993 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 02.04.2021,  частично обоснованной в части довода жалобы № 4.

2. Признать в действиях заказчика – Акционерного общества «Автобусный парк» нарушения пунктов 6, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты торгов, не установлено.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Акционерного общества «Автобусный парк»

 

 

 

<…….>

 

Решение  может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны