Решение №3229/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/99-471/2023 по результатам внеплановой доку... от 23 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МБУ «Отдел по хозяйственному

и транспортному обеспечению Администрации Маревского муниципального округа»

и его аукционной комиссии

 

e-mail: mbu-marevo@yandex.ru

            …

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/99-471/2023

по результатам внеплановой документарной проверки

 

23 августа 2023 года                                                                                  Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Инспекция) в составе:

…,

на основании приказа Новгородского УФАС России № 66/23 от 22.08.2023, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком – Муниципальным бюджетным учреждением «Отдел по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Маревского муниципального округа» (175350, Новгородская обл., с. Марево, ул. Советов, д. 27; далее – Учреждение) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку бензина автомобильного с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К5, извещение № 0350300031723000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 11.08.2023, без участия представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.08.2023 в Новгородское УФАС России от заказчика – Учреждения поступила информация о нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку бензина автомобильного с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К5, извещение № 0350300031723000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.08.2023 (вх. № 4647-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Обращение).

Из Обращения следует, что заказчиком в пункте 4.5 являющегося Приложением № 5 к извещению о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) Проекта контракта допущена ошибка в части указания срока оплаты поставленного товара, а именно вместо 7 рабочих дней указано 30 календарных.

Учитывая изложенное, заказчик просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены закупки.

В результате рассмотрения Обращения и проведения внеплановой проверки действий заказчика в ходе осуществления вышеуказанной закупки Инспекцией установлено следующее.

1. В августе 2023 года заказчиком – Учреждением осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку бензина автомобильного с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу экологического класса К5.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Извещение было утверждено (подписано электронной подписью) директором Учреждения ... 11.08.2023, в указанную дату данным должностным лицом заказчика Извещение было размещено на официальном сайте.

В силу положений пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в качестве электронного документа должно включать проект контракта.

Как отмечалось выше, Проект контракта является Приложением № 5 к Извещению.

В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Необходимо отметить, что под исключения, предусмотренные пунктами 1-4 части 13.1 статьи 34 Закона о контактной системе, исчисление срока оплаты при исполнении контракта, заключенного по итогам рассматриваемой закупки, не подпадает, в связи с чем при исчислении такого срока необходимо руководствоваться общими положениями данной части указанной статьи для случаев, когда извещение о закупке размещено на официальном сайте после 01.05.2022 (не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке).

Однако в пункте 4.5 Проекта контракта срок оплаты поставленного товара заказчиком установлен длительностью 30 календарных дней.

Так, согласно пункту 4.5 Проекта контракта, «расчеты по контракту осуществляются после подписания представленных документов (товарной накладной, счета фактуры путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в следующем порядке: в течении 30 (тридцати) календарных дней с момента сдачи Подрядчиком указанных форм в бухгалтерию Заказчика». 

Таким образом, в действиях заказчика – Учреждения содержится нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте контракта срока оплаты поставленного товара.

Соответственно, доводы Обращения в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

2. Статья 31 Закона о контрактной системе устанавливает требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

2.1. Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

Среди данных единых требований пункты 4, 9, 10.1, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет следующие:

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

- участник закупки не является иностранным агентом;

- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Требования к участникам рассматриваемой закупки заказчиком установлены в разделе 9 Извещения.

Однако единые требования к участникам, предусмотренные пунктами 4, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком в пунктах 9.3.3, 9.35, 9.3.9 Извещения приведены в ранее действовавшей и утратившей силу на момент утверждения Извещения и объявления рассматриваемой закупки редакции Закона о контрактной системе, а именно:

- «неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке»;

- «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества».

Единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 10.1, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком в Извещении не приведены вовсе.

2.2. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе определяет следующий круг лиц:

- члены коллегиального исполнительного органа;

- лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа;

- управляющий (при наличии);

- управляющая организация (при наличии);

- участники (члены) корпоративного юридического лица, владеющие более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица;

- учредители унитарного юридического лица.

Однако в пункте 9.3.12 Извещения при установлении требования к участникам закупки, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, круг лиц, в отношении которых не допускается наличие информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчиком установлен ненадлежащим образом.

Так, согласно пункту 9.3.12 Извещения, «отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица».

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – Учреждения содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к его участникам.

3. В силу положений части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона.

Однако в пункте 13.2.1 Извещения способы предоставления обеспечения исполнения контракта заказчиком приведены с учетом ранее действовавшей и утратившей силу на момент утверждения Извещения и объявления рассматриваемой закупки редакции Закона о контрактной системе, а именно:

«Исполнение контракта может обеспечиваться:

1) предоставлением банковской гарантии.

2) внесением денежных средств».

Таким образом, в действиях заказчика – Учреждения содержится нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки способов предоставления обеспечения исполнения контракта.

4. Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

Однако требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчиком в пунктах 12.5.3, 13.2.2 Извещения приведено в ранее действовавших и утративших силу на момент утверждения Извещения и объявления рассматриваемой закупки редакциях Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 12.5.3 Извещения, «в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия».

Согласно пункту 13.2.2 Извещения «в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии».  

Таким образом, в действиях заказчика –Учреждения содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

5. Среди прочих принципов законодательства о контрактной системе статья 7 Закона о контрактной системе называет принципы открытости и прозрачности.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно сформированной средствами официального сайта экранной форме извещения о проведении настоящего электронного аукциона (размещена на официальном сайте 11.08.2023) заказчиком установлено требование обеспечения заявок, подаваемых на участие в рассматриваемой закупке, размер такого обеспечения составляет 15 828, 20 рублей.

Аналогичный размер обеспечения заявки заказчиком установлен в пункте 12.1 Извещения.

Однако в пункте 12 Извещения заказчиком установлено, что обеспечение заявок на участие в рассматриваемой закупке не требуется.

Таким образом, в действиях заказчика – Учреждения содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в извещении об осуществлении закупки вышеуказанной недостоверной информации.

Вышеуказанные нарушения указывает на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего и разместившего на официальном сайте Извещение с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса об устранении указанных нарушений Инспекция учитывает следующее.

Установленные нарушения многочисленны, являются грубыми и существенными, среди прочего привели к ненадлежащему установлению требований к участникам закупки, что могло повлечь участие в закупке лиц, не соответствующих требованиям к участникам, установленным статьей 31 Закона о контрактной системе.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания Инспекции для устранения выявленных нарушений путем выдачи предписания об аннулировании рассматриваемых торгов.

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Отдел по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Маревского муниципального округа» нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, части 13.1 статьи 34, части 3 статьи 45, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
  2. Выдать заказчику – Муниципальному бюджетному учреждению «Отдел по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Маревского муниципального округа», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.
  3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Отдел по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Маревского муниципального округа».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны