Решение №71290/03 Решение № 107 по результатам внеплановой документарной прове... от 21 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МАУДО «ДЮСШ»

 

ул. Комсомола, д. 33А,

г. Сольцы, Новгородская обл., 175040

 

 

ООО «СЗСМЭУ»

 

ул. Уральская, д. 17, корп. 3, лит. е,

пом. 23н, оф. 33,

г. Санкт – Петербург, 199155

 

Комендантский пр-кт, д. 50,

кор. 1, кв. 380,

г. Санкт – Петербург, 197373

 

 

Контрольно-счетная палата Солецкого муниципального района

 

пл. Победы, д. 3, каб. 20,

г. Сольцы, Новгородская обл., 175040

 

Исх. № 7129/03 от 21.12.2020

 

Решение № 107

по результатам внеплановой документарной проверки

 

18 декабря 2020 года                                                                                Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) в составе:

- …, …;

- …, …;

- …, …,

на основании приказа Новгородского УФАС России № 135/2020 от 10.12.2020, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком – Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» (175040, Новгородская область, г. Сольцы, ул. Комсомола, д. 33а; далее – МАУДО «ДЮСШ») закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на выполнение  работ  по  строительству  физкультурно­оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область, без участия представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.12.2020 в Новгородское УФАС России от Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западное Строительно-монтажное Эксплуатационное Управление» (199155, г. Санкт – Петербург, ул. Уральская, д. 17, корп. 3, лит. е, пом. 23н, оф. 33; далее – ООО «СЗСМЭУ»), а также 09.12.2020 от Контрольно-счетной палаты Солецкого муниципального района (175040, Новгородская область, г. Сольцы, пл. Победы, д. 3, каб. 20; далее – КСП Солецкого муниципального района) поступила информация о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении заказчиком – МАУДО «ДЮСШ» закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на выполнение  работ  по  строительству  физкультурно­оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область (далее – Информация).

Из Информации следует, что заказчиком - МАУДО «ДЮСШ» подрядчик по выполнению вышеуказанных работ был определен без проведения конкурентной процедуры.

В результате рассмотрения Информации установлено следующее.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Таким образом, поскольку финансирование указанного объекта обеспечивалось за счет средств федерального,  областного бюджетов  и  бюджета  муниципального  района, заказчик - МАУДО «ДЮСШ» обязан был осуществить закупку на выполнение работ по  строительству  физкультурно­оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Случаи осуществления заказчиками закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислены в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

В соответствии с Информацией, а также сведениями единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru, 18.11.2020 между МАУДО «ДЮСШ» и Обществом с ограниченной ответственностью «Реставрационно-строительное управление «Благо» (180002, г. Псков, ул. Яна Райниса, д. 53Б, помещение 2; далее – ООО «РСУ «Благо») на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе был заключен контракт № 2 на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область (далее – Контракт).

Цена контракта – 94 682 240, 00 (девяносто четыре миллиона шестьсот восемьдесят две тысячи двести сорок) рублей 00 копеек.

Пунктом 3.4 Контракта установлены следующие пределы лимитов бюджетных обязательств:

- на 2020 год – 48 489 965, 93 рублей;

- на 2021 год – 46 192 274, 07 рублей.

Новгородским УФАС России у МАУДО «ДЮСШ» были запрошены (исх. № 7004/03 от 10.12.2020) документы и сведения, касающиеся заключения Контракта.

МАУДО «ДЮСШ» 16.12.2020 были представлены запрошенные документы и сведения (вх. № 8717 Новгородского УФАС России).

В частности, МАУДО «ДЮСШ» представило письменные пояснения относительно заключения Контракта с единственным подрядчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следующего содержания.

Закупка у единственного подрядчика была осуществлена в связи с необходимостью безотлагательного освоения денежных средств в 2020 году в сумме 54 288 665, 93 рублей в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 20.05.2020 № 49638000-1-2019-007.

Строительство рассматриваемого объекта реализуется в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография» за счет федерального бюджета.

Поскольку проведение электронного аукциона занимает большое количество времени, в связи с необходимостью освоения денежных средств в 2020 году, риском невыполнения соглашения о предоставлении субсидии, в условиях пандемии коронавируса, заказчиком было принято решение о заключении Контракта.

Также, заказчик отмечает, что ранее возведением данного объекта занимался другой подрядчик, контракт с которым был расторгнут в связи с нарушением им сроков выполнения работ.

На 16.12.2020 на согласование в Государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Новгородской области» представлены акты выполненных работ на сумму 7,5 млн. рублей.

Изучив представленные документы и информацию, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае МАУДО «ДЮСШ» не имело правовых оснований для заключения Контракта с ООО «РСУ «Благо» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

08.04.2020 между МАУДО «ДЮСШ» и Обществом с ограниченной ответственностью «ТОПФЛОР СЕВЕРО-ЗАПАД» был заключен контракт № 1 на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область (далее – Контракт № 1).

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с соглашением о расторжении Контракта № 1 от 07.09.2020, Контракт № 1 был расторгнут по соглашению сторон.

Поскольку Контракт № 1 был не исполнен, заказчиком было принято решение о заключении нового контракта на выполнение вышеуказанных работ, в связи с чем, был заключен Контракт.

Как указано в преамбуле Контракта, он заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Исходя из понятия, данного в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе применяется при осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Предметом Контракта является выполнение  работ  по  строительству  физкультурно­оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область.

Работы, предусмотренные Контрактом, направлены исключительно на выполнение  работ  по  строительству  физкультурно­оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область и не могут быть признаны работами, направленными на оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.

Заказчиком - МАУДО «ДЮСШ» доказательств наличия перечисленных в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе обстоятельств не представлено. Необходимость освоения денежных средств к таким обстоятельствам не относится.

Необходимость возведения вышеуказанного объекта возникла не в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В данном случае объективные обстоятельства, препятствующие проведению конкурентной закупки (открытого конкурса в электронной форме или электронного аукциона), отсутствовали.

Заблаговременное объявление заказчиком конкурентной закупки на выполнение рассматриваемых работ позволило бы и иным потенциальным участникам закупки рассмотреть возможность участия в ней и подать заявку на участие в закупке, что, в свою очередь, могло привести к экономии бюджетных средств.

При этом, даже при объявлении конкурентной закупки в ноябре 2020 года, контракт по итогам такой закупки все равно был бы заключен в 2020 году, что соответствует потребностям и нуждам заказчика.

Рынок оказания услуг по выполнению строительных работ является обширным, конкурентным, не ограничен территорией Новгородской области, в связи с чем, у заказчика отсутствовали основания для непроведения конкурентной процедуры.

Необходимость освоения заказчиком в 2020 году конкретного объема денежных средств (как следует из Контракта – 48 489 965,93 рублей) не освобождает его от необходимости соблюдения требований федерального законодательства.

По состоянию на 16.12.2020 подрядчиком выполнено работ на сумму 7,5 млн. рублей, что значительно меньше того объема, необходимость освоения которого указана заказчиком в вышеуказанных письменных объяснениях, а также в Контракте.

Необходимо также отметить, что действия заказчика, необоснованно сократившего число участников закупки, привели к тому, что Контракт был заключен с единственным подрядчиком по максимально возможной цене, минуя стадию торгов (подачи ценовых предложений).

Объективные обстоятельства, свидетельствующие о правомерности заключения Контракта по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАУДО «ДЮСШ»  содержатся нарушения статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившиеся в совершении действий по выбору способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые привели к сокращению числа участников закупки (неправомерное принятие решения о заключении контракта с единственным подрядчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в то время как заказчик должен был осуществить закупку на выполнение работ, являющихся предметом Контракта, конкурентным способом).

Установленные в действиях заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Инспекция Новгородское УФАС России приходит к выводу, что выдача такого предписания в данном случае невозможна в связи с заключением Контракта.

 

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»  нарушения статьи 8, части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи заключением 18.11.2020 контракта № 2 между Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» и Обществом с ограниченной ответственностью «Реставрационно-строительное управление «Благо» на выполнение  работ  по  строительству  физкультурно­оздоровительного комплекса по ул. Новгородская, г. Сольцы, Новгородская область.
  3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа».

 

…        _________________           …

                                                                                                  (подпись)                                                              

 

….         _________________        …

                                                                                                                                (подпись)

 

…         _________________        …

                                                                                                                                 (подпись)

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны