Решение №309/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-26/2023 по результатам рассмотрения жало... от 31 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчику –

Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Солецкая центральная районная больница»

 

ул. Новгородская, д. 38, г. Сольцы, Солецкий муниципальный округ, Новгородская область, 175040

 

 

Уполномоченному учреждению –

Государственному областному казенному учреждению «Медицинский центр мобрезерва «Резерв»

 

ул. Хутынская, д. 24, Великий Новгород, 173002

 

                                                                    

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

                                        e-mail: ko@roseltorg.ru

 

                                                                            Подателю жалобы –

Обществу с ограниченной ответственностью «Савир»

 

ул. Шуменская, д. 6, кв. 135, г. Челябинск, 454071

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-26/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

26 января 2023 года                                                                                   Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

…... – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

…... – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя подателя жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Савир» - …… (доверенность № 1 от 09.01.2023);

в отсутствии представителя заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Солецкая центральная районная больница» и уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения «Медицинский центр мобрезерва «Резерв», который надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направили, заявили ходатайство в письменном виде (вх. № № 292 от 24.01.2023, 264 от 23.01.2023 Новгородского УФАС России) с просьбой провести заседание без их участия, 

рассмотрев жалобу – Общества с ограниченной ответственностью «Савир» (454071, г. Челябинск, ул. Шуменская, д. 6, кв. 135; далее – ООО «Савир», Податель жалобы) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Солецкая центральная районная больница» (175040, Новгородская обл., г. Сольцы, ул. Новгородская, д. 38; далее – ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ», Заказчик) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее – ГОКУ МЦ «РЕЗЕРВ») закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств, извещение № 0850200000422002309 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.12.2022,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.01.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба – ООО «Савир» на действия заказчика – ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» при осуществлении совместно с уполномоченным учреждением – ГОКУ «МЦ мобрезерва «Резерв» закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств, извещение № 0850200000422002309 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.12.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

  1. ООО «Савир» полагает, что позиция 7 «Средства дезинфицирующие» Технического задания содержит характеристики товара, которые не присущи ни одному зарегистрированному дезинфицирующему средству, кроме того они не соответствуют инструкции производителя «Септолит-ДХЦ».
  2. Заказчиком нарушены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, что привело к нарушению части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, в части не указания обоснования дополнительных характеристик, использованных при описании объекта закупки.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Савир» поддержала ее доводы в полном объеме и дополнительно отметила, что заказчиком неправомерно установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённые Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление № 102).

Заказчик считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 292 от 24.01.2023 Новгородского УФАС России).

Так, заказчик считает, что составил описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктом 6 Правил, а именно заказчик включил в описание объекта закупки дополнительную информацию, которая в силу требования Закона о контрактной системе не ограничивает конкуренцию. Под описание объекта закупки подходят как минимум два дезинфицирующих средства разных производителей по каждой позиции. При формировании технического задания заказчик руководствовался своими потребностями, разработанными и принятыми в соответствии с нормами законодательства РФ инструкциями применений и описаний технических размером и характеристик объекта, в частности определенного дезинфицирующего средства «Септолит-ДХЦ».

Заказчиком по позиции 7 Технического задания не указано количество таблеток в одном килограмме, при проведении математических вычетов, можно сделать вывод о том, что в 1 килограмме средства содержится не 300 таблеток, а как минимум 303 таблетки.

В инструкциях не указано, какое количество таблеток содержится, следовательно, приведенные в Жалобе расчеты неверны.

Технические характеристики, указанные в описании объекта закупки, имеют существенное значение для заказчика обусловленные особенностями лечебной организации с учетом специфики использования товаров.

В связи с недостаточным описанием характеристик товара в «Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – КТРУ), заказчиком указаны характеристики товара, не предусмотренные КТРУ, но приведено обоснование использования дополнительных характеристик.

Доказательств, того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции не представлено. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчику поступили предложения от нескольких потенциальных участников, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников данной закупки.

Уполномоченное учреждение - ГОКУ МЦ «РЕЗЕРВ» представило письменные пояснения по Жалобе (вх. № 264 от 23.01.2023 Новгородского УФАС России) из содержания, которых следует, что в соответствии с пунктом 1-1 постановления Правительства Новгородской области от 30.12.2013 № 548 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области» ГОКУ МЦ «РЕЗЕРВ» наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных областных казенных и бюджетных учреждений здравоохранения.

При этом полномочия по разработке и утверждению извещения и приложений к нему о проведении электронного аукциона осуществляют заказчики. На участие в вышеуказанном аукционе было подано три заявки.

Необходимо отметить, что доводы Жалобы о нарушениях, допущенных заказчиком при применении Постановления № 102, не могут быть предметом рассмотрения Комиссии в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, для подачи жалобы на положения извещения об осуществлении закупки.

Вместе с тем, одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

Таким образом, в случае, если в действиях заказчика при применении Постановления № 102 в ходе проведения внеплановой проверки будут выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В декабре 2022 года – январе 2023 года заказчиком – ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» совместно с уполномоченным учреждением – ГОКУ «МЦ мобрезерва «Резерв» осуществлена закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств, извещение № 0850200000422002309 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.12.2022, начальная (максимальная) цена контракта - 143 309,18 рублей.

Извещение об электронном аукционе утверждено главным врачом ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» …… 19.12.2022 (далее- Извещение).

  1. В соответствии с пунктом 5 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком – ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Извещения определен объект рассматриваемой закупки – поставка дезинфицирующих средств (далее – Товар).

Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к Извещению (далее - ТЗ).

ТЗ представлено в виде таблицы, состоящей из 12 столбцов со следующими наименованиями:

- № п/п (столбец 1);

- наименование товара (столбец 2);

- количество (столбец 3);

- единицы измерения (столбец 4);

- показатель (характеристика) товара (столбец 5);

- минимальное значение показателя (столбец 6);

- максимальное значение показателя (столбец 7);

- показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений (столбец 8);

- нижняя граница диапазона (столбец 9);

- верхняя граница диапазона (столбец 10);

- показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться (столбец 11);

- единицы измерения показателя (столбец 12).

Податель Жалобы обжалует позицию 7 ТЗ «Средство дезинфицирующие», по следующим характеристикам:

- выход рабочего раствора из одного килограмма концентрата для дезинфекции поверхностей в отношении бактерий не менее 1 515 литров;

- зкспозиция для дезинфекции поверхностей в отношении бактерий не более 30 минут;

- выход рабочего раствора из одного килограмма концентрата для дезинфекции поверхностей в отношении вирусов не менее 1 515 литров;

- экспозиция для дезинфекции поверхностей в отношении вирусов не более 30 минут;

- выход рабочего раствора из одного килограмма концентрата для дезинфекции посуды без остатков пищи в отношении вирусов не менее 3030 литров;

- экспозиция для дезинфекции посуды без остатков пищи в отношении вирусов не более 15 минут.

Подателем в тексте Жалобы представлены расчеты выходов рабочего раствора из одного килограмма дезинфицирующего средства «Септолит- ДХЦ», в зависимости от области применения, из которого следует, что в 1 килограмме средства содержится 300 таблеток.

Необходимо отметить что Заказчик в ТЗ не требует указания в качестве характеристики Товара – количество таблеток в упаковке, кроме того, расчеты, приведенные подателям Жалобы недостоверны, так как в качестве одной из характеристик используется – масса одной таблетки 3,3 грамм (столбец 6 ТЗ).

Указанная выше характеристика Товара расположена в столбце 6 ТЗ «Минимальное значение показателя», следовательно, заказчик позволяет участникам закупки поставить таблетки больше указанной массы, следовательно, выход рабочего раствора в зависимости от массы таблетки может изменяться.

Довод ООО «Савир» о том, что оспариваемые характеристики Товара не соответствует инструкции производителя «Септолит- ДХЦ» не состоятелен, поскольку в ТЗ нет указания на то, что заказчик закупает именно это средство.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Устанавливая вышеуказанные оспариваемые в Жалобе требования к предмету закупки в ТЗ, заказчик не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупки, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности заказчика, а характеристики закупаемого дезинфицирующего средства являются для него значимыми исходя из его потребностей.

В свою очередь податель Жалобы не доказал, что установленным заказчиком в ТЗ, характеристикам товара не соответствует ни одно зарегистрированное дезинфицирующее средство, кроме того, на участие в оспариваемой закупке было подано три заявки, что также подтверждает наличие конкуренции.

Следовательно, довод подателя Жалобы о том, что вышеуказанным характеристикам не соответствует не один Товар, так же не нашел своего подтверждения.

  1. Как указывалось, ранее в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит позиции КТРУ.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования КТРУ, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

 В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в разделе «Объект закупки» Извещения указан код ОКПД2: 20.20.14.000 «Средства дезинфекционные» и использованы следующие позиции КТРУ:

- 20.20.14.000-00000002 «Средство, дезинфицирующее» с неизменяемой характеристикой «Форма выпуска - гель»;

- 20.20.14.000-00000005 «Средство, дезинфицирующее» с неизменяемой характеристикой «Форма выпуска - жидкость»;

- 20.20.14.000-00000009 «Средство, дезинфицирующее» с неизменяемой характеристикой «Форма выпуска - таблетка».

Согласно данным официального сайта по вышеуказанным позициям КТРУ не запрещено указание дополнительных характеристик.

Заказчиком в ТЗ указано следующее обоснование применения дополнительных характеристик КТРУ:

«В связи с недостаточным описанием характеристик товара в КТРУ и в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145 заказчиком указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Данная информация необходима с целью получения заказчиком товара, соответствующего его потребностям и обусловлена спецификой санитарно-эпидемиологического режима в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и разработанными заказчиком СОПами.

Согласно   № 323-ФЗ; ГОСТ Р 58151.1-2018; ГОСТ Р 56990-2016; Руководством Р 4.2.3676-20; МУ 3.5.1.3674-20 от 14 декабря 2020 года; СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; 3478 СанПиН 3.3686-21; письма Роспотребнадзора от 23.01.2020 № 02/770-2020-32, письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 марта 2020 г. № 02/5225-2020-24 “О проведении дезинфекционных мероприятий”, Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. Описание объекта  закупки составлено  с учетом индивидуальной  непереносимости АДВ дезинфицирующих средств медицинским персоналом, экономичности расходования средств и экономии временных затрат, а также оптимизации хранения и применения средств у Заказчика.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Дополнительно**:

Согласно   № 323-ФЗ; ГОСТ Р 58151.1-2018; ГОСТ Р 56990-2016; Руководством Р 4.2.3676-20; СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; МУ 3.1.3420-17; Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2022 г. № 14 «О дополнительных мерах по профилактике холеры в Российской Федерации». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2022 г. N 17 «О дополнительных мерах по профилактике чумы в Российской Федерации». Описание объекта закупки составлено с учетом индивидуальной непереносимости АДВ дезинфицирующих средств медицинским персоналом, экономичности расходования средств и экономии временных затрат, оптимизации производственного процесса с целью уменьшения временных затрат на приготовление рабочих растворов, а также оптимизации хранения и применения средств у Заказчика».

Следовательно, описание объекта рассматриваемой закупки составлено заказчиком в соответствии с требованиями КТРУ, поскольку обязательные для применения характеристики товара согласно КТРУ заказчик использует, а дополнительные характеристики обосновывает.

Довод подателя Жалобы о том, что заказчиком установленные дополнительные характеристики Товара не имеют надлежащего обоснования в соответствии с Правилами безоснователен, поскольку Заказчик указал обоснования в соответствии частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, следовательно, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной полностью.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В соответствии с пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частями 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В пункте 6 Извещения определено, что при проведении рассматриваемой закупки применяются ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённые Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление № 102).

Пункт 2.5 Приложения № 3 к Извещению «Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению» содержит перечень подтверждающих документов, указанных в Постановление № 102.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

В соответствии с часть 2 статьи 38 ФЗ № 323 медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Единственным органом, допускающим в обращение медицинское изделие на территории Российской Федерации, осуществляющим его государственную регистрацию является, согласно пункту 3 правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416.

Постановление № 102 содержит перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому выбранный заказчиком код ОКПД2: 20.20.14.000 имеет следующее наименование «Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты», что не совпадает с наименование указанным заказчиком в Извещении, а именно «Средства дезинфицирующие».

Заказчик использует наименование Товара отличное от Постановления № 102, потому как применяет позиции КТРУ, а именно все вышеуказанные позиции имеют наименование «Средство дезинфицирующее».

Кроме того, Постановление № 102 содержит следующее пояснение: при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия, а так как код ОКПД2: 20.20.14.000, содержащийся в вышеуказанном постановление, имеет следующее наименование «Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты», следовательно заказчик должен был указывать именно такое наименование для применения Постановления № 102.

 Согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий), находящегося на сайте Росздравнадзора, использованное заказчиком наименование Товара «Средства дезинфицирующее» не относится к медицинскому изделию, следовательно, Заказчиком неправомерно установлено ограничение отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением № 102.

В связи с вышеизложенным, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» содержится нарушения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением № 102, и, как следствие, в неправомерном установлении требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.

Вместе с тем, необходимо отметить, что указанное нарушение не повлияло на результаты закупки, поскольку условия для применения Постановления № 102 не наступили.

  1. В пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что неотъемлемой частью извещения о закупке является проект контракта.

Приложением № 4 к Извещению является Проект контракта.

Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Рассматриваемая закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Из пункта 10.7 Проекта контракта следует, что денежные средства возвращаются подрядчику заказчиком при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту в течении 30 дней с даты исполнения Поставщиком своих обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» содержится нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта обязательного условия о сроках возврата подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (вместо 15 дней – 30 дней).

  1. Как указывалось, ранее неотъемлемой частью извещения о закупке является проект контракта.

Пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе содержит перечень обязательных условий, среди которых порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, порядок и сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, порядок и сроки оформления результатов такой приемки, а также порядок и срок предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие

(Приложение №1 к контракту) и в регистрационных удостоверениях о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Согласно пункту 5.4 Проекта контракта при поставке Товара Поставщик представляет Получателю следующие документы:

а) копию регистрационного удостоверения на Товара, выданного уполномоченным органом;

б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Товара на русском языке;

в) копии сертификатов соответствия Госстандарта России или декларации соответствия;

г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, товарная накладная может быть заменена на УПД – универсально-передаточный документ), составленную по форме в соответствии с законодательством РФ. С 01.04.2022 года товарная накладная (УПД) формируется в составе документа о приемке в соответствии с разделом 6 Контракта.

При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ информация, содержащаяся в документе о приемке.

Наименование Товара в вышеперечисленных документах должно полностью совпадать с наименованием Товара, содержащимся в Спецификации Росздравнадзора России, сертификатах (декларациях) соответствия Госстандарта России.

В соответствии с пунктом 6.1. Проекта контракта приемка поставленного Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в ходе передачи Товара Получателю в Месте доставки и включает в себя:

а) проверку по Упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение N 1 к Контракту) и Техническим Требованиям (приложение N 2 к Контракту);

б) проверку полноты и правильности оформления комплекта документов, предусмотренных 5.4 Контракта;

в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений упаковки Товара;

г) проверку соблюдения температурного режима при хранении и транспортировке Товара (при наличии соответствующих требований).

Приемка поставленного Товара осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке.

По факту приемки Товара Поставщик и Заказчик подписывают документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.

Реализация медицинского изделия без регистрационного удостоверения в силу пункта 4 статьи 38 ФЗ № 323 незаконна, следовательно, и принимать такой товар заказчик не вправе.

Из вышеизложенного следует, что заказчик устанавливает неправомерное требование к комплектации Товара, поскольку Товар, удовлетворяющий потребностям заказчика, как было установлено в ходе рассмотрения Жалобы не является медицинским изделием, следовательно, на него не может быть предъявлено регистрационное удостоверение. Указанное требование может привести к неправомерному отказу от приемки поставленного товара, что нарушит права поставщика, поскольку требование незаконно.

На основании вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» содержится нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта требования к комплекту документов на поставляемый товар.

Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе и его содержании Комиссия исходит из следующего.

Установленные нарушения в части содержания Проекта контракта могут негативно повлиять на права и законные интересы победителя рассматриваемой закупки при заключении и исполнении контракта, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в Проект контракта при его направлении на подписание победителю аукциона.

Вместе с тем, в устранении нарушения в части указания в Извещении ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением № 102, нет необходимости, поскольку отсутствуют доказательства влияния данного нарушения на результаты закупки.

Каких-либо иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении внеплановой проверки действий заказчика – ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ», уполномоченного учреждения ГОКУ «МЦ мобрезерва «Резерв», его аукционной комиссии в ходе осуществления рассматриваемой закупки не установлено.

 

Руководствуясь статьями 8, 14, 23, 33, 34, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Савир» (454071, г. Челябинск, ул. Шуменская, д. 6, кв. 135) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Солецкая центральная районная больница» (175040, Новгородская обл., г. Сольцы, ул. Новгородская, д. 38) при осуществлении совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств, извещение № 0850200000422002309 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.12.2022, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Солецкая центральная районная больница» нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 13 статьи 34, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчикуГосударственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Солецкая центральная районная больница», оператору электронной площадки - Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Солецкая центральная районная больница».

Председатель Комиссии                                                                              

 

                                                                                                                        …….

                                     

 

Члены Комиссии                                                                                           …….                     

                                                                                

                                                                                                     …….

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны