Решение №2399/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-235/2020 по результатам рассмотрения жал... от 30 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ГОБУЗ «ОКОД»

 

ул. Ломоносова, д. 27,

Великий Новгород, 173016

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Единая электронная торговая площадка»

 

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Дельрус-СЗРЦ»

 

19-я линия В.О., д. 34, корп. 1,

лит. Б, оф. 149,

г. Санкт-Петербург, 199178

 

 

Победителю закупки –

ООО «Формед»

 

ул. Великая, д. 22, офис 63

Великий Новгород, 173003

 

Исходящие № 2399/03 от 30.04.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-235/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

27 апреля 2020 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Михайлов С.О.  – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,       

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» – «….»;

уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии, своих представителей не направил;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Дельрус-СЗРЦ»    - «….»;

победителя закупки – Общества с ограниченной ответственности «ФОРМЕД» - директора «….»,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Дельрус-СЗРЦ» (199178, г. Санкт-Петербург, 19-я линия В.О., д. 34, корп. 1, лит. Б, оф. 149; далее - ООО «Дельрус-СЗРЦ») на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27; далее – ГОБУЗ «ОКОД») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация)   закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий, извещение № 0150200003920000248 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт)  13.04.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления закупки (определения поставщика). 

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.04.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Дельрус-СЗРЦ» на действия заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения  контракта на поставку медицинских изделий, извещение № 0150200003920000248  о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.04.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению подателя Жалобы заказчиком – ГОБУЗ «ОКОД» в рассматриваемой закупке в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102) (пункт 2.2 Постановления № 102)   в один лот объединены товары входящие в Перечень № 1, утвержденный Постановлением № 102, и не входящие в него.

Так, по позициям 1, 2, 4, 7-12, 16, 17    Приложения № 1 к документации об электронном аукционе (далее – Приложение № 1, Документация) заказчиком установлены наименование поставляемых товаров (Устройство для введения инфузионных растворов; Устройство питания пациента через зонд; Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования; Резервуар для дренирования закрытой раны/места пункции; Устройство для смешивания инфузионных растворов) и соответствующие характеристики к ним.

Однако вышеуказанные товары (их наименования) в вышеуказанном Перечне № 1 отсутствуют, соответственно они не могут быть включены в один лот, с другим закупаемыми медицинскими изделиями.

По мнению подателя Жалобы при применении вышеуказанных ограничений и вышеуказанного Перечня № 1 заказчик должен руководствоваться не только Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), но и наименованием вида товара.

Таким образом, объединение в один предмет закупки (один лот) товаров включенных и не включенных в вышеуказанный Перечень № 1 приводит к нарушению законодательства о контрактной системе и к значительному ограничению конкуренции.

2. Податель Жалобы утверждает, что заказчик при проведении рассматриваемой закупки нарушил правила описания объекта закупки, а именно правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – КТРУ, Постановление № 145) установлены правила использования каталога товаров, работ, услуг, согласно которым заказчики обязаны при планировании и проведении закупок применять КТРУ.

В случае если объект закупки (товар) включен в КТРУ, то при описании товара используется соответствующая позиция КТРУ и его характеристики (при наличии).

Однако по позициям 1, 13, 15, 16 Приложения № 1 к Документации заказчик не использовал описание поставляемых товаров по КТРУ, при этом по мнению подателя Жалобы в КТРУ имеются соответствующие позиции, обязательные для применения, например по позиции 1 Приложения № 1  –  КТРУ 32.50.50.190-00000118, по позиции 13 Приложения № 1 – КТРУ 32.50.13.110-00005064, по позиции 15 Приложения № 1 – КТРУ 32.50.13.190-00006898,  по позиции 16 Приложения № 1 – КТРУ 32.50.13.190-00007533.

При этом обоснование использования иных характеристик товара, отличных от тех которые содержатся в КТРУ  в Документации отсутствует.

Также на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители подателя Жалобы устно пояснили, что по позиции 21 «Имплантируемая порт-система» Приложения № 1 к Документации, используемая единица измерения количества товара «упаковка», не соответствует требованиям позиции КТРУ 32.50.13.110-00003230 в котором указано, что данная позиция товара измеряется в «штуках».

Таким образом, по мнению подателя Жалобы заказчик нарушил правила описания объекта закупки. 

Кроме того, по позициям 14, 21 Приложения № 1 к Документации заказчиком применяются следующие коды КТРУ 32.50.13.11000019 и 32.50.13.110-00003230 соответственно, однако по мнению подателя Жалобы данные коды КТРУ являются укрупненными и применять их в качестве описания объекта закупки нельзя.

3. В подпункте 8 пункта 10.3 Документации заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документа, предусмотренного нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов, а именно:  «выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления № 102, данный документ предоставляется, в случае, если предметом закупки является поставка медицинских изделий из Перечня № 2 Постановления № 102.

Таким образом, заказчик намеренно вводит потенциальных участников закупки в заблуждение относительно закупаемых им товаров и неправомерно требует предоставление в составе второй части заявки документов, не предусмотренным действующим законодательством о контрактной системе.

   Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений.

На рассмотрении Жалобы представители ООО «Дельрус-СЗРЦ» поддержали ее доводы в полном объеме.

В соответствии с письменными возражения заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» (вх. № 3144 от 24.04.2020 Новгородского УФАС России) и устными пояснениями, данными представителями ГОБУЗ «ОКОД» на рассмотрении Жалобы,  заказчик – ГОБУЗ «ОКОД» считает ее необоснованной по следующим основаниям.

1. Законодательство о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовал бы всем существующим видам товаров.

При этом законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.

            В данном случае, при закупке медицинских изделий, заказчиком на основании статьи 14 Закона о контрактной системе было установлено ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением № 102.

            Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением № 102, включены отдельные медицинские изделия с указанием кодов в соответствии с ОКПД2. При этом в примечании  к данному перечню установлено, что при его применении следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида медицинского изделия.

           При этом, коды в соответствии с ОКПД2 по отдельным медицинским изделиям данного перечня отличаются от таких кодов, содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Кроме того, ни в данном примечании, а также ни в одном из положений Постановления № 102 не указано, что закупаемые заказчиком медицинские изделия должны обязательно иметь наименование в точности как указано в Перечне № 1 и не содержит обязанности заказчика при применении Перечня № 1, соблюсти оба условия примечания.

            При формировании объекта закутки заказчик руководствуется, прежде всего, своей потребностью, то есть тем, какой товар необходимо закупить, а уже в дальнейшем идет анализ характеристик данного товара на предмет отнесения такого товара к перечням нормативных документов, устанавливающие запреты, ограничения и условия допуска и возможности описать такой товар в соответствии с КТРУ.

            Перечисленные подателем Жалобы  позиции Приложения №1  к Документации, отнесены заказчиком как изделия, относимые к Перечню № 1  Постановления № 102 в качестве инструментов вспомогательных, так как, во-первых, при их описании использован ряд кодов КТРУ, в основе которых лежит общий код ОКПД2 - 32.50.13.190. Данный код присутствует в данном перечне Постановления № 102, а во вторых,  требуемые к закупке по данным позициям изделия, являются вспомогательным инструментом, и необходим наряду с другими изделиями при  хирургическом лечении злокачественных новообразований, в том числе в осложненной форме.

            2. Относительно тех позиций, по которым КТРУ не было использовано, ГОБУЗ «ОКОД» пояснил, что заказчик может не использовать КТРУ, если описание позиции КТРУ фактически отсутствует, не соответствует и (или) противоречит объекту закупки и потребностям заказчика.

            По позиции 1 Приложения № 1 к Документации  заказчику требуется «Устройство для введения инфузионных растворов», которое представляет собой гибкую, прозрачную трубку с винтовыми соединениями ЛуерЛок на концах. Также Заказчиком предъявляются требования к длине трубки, к ее диаметру и устойчивости к давлению.

            При этом, податель Жалобы приводит в качестве якобы соответствующего данной позиции код КТРУ 3250.50.190-00000118.

            Согласно наименованию данной позиции КТРУ этот код соответствует изделию - «Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний через инфузионный контроллер» и содержит следующее описание: Набор трубок и коннекторов, предназначенных для удлинения трубки из набора для внутривенных вливаний, используемый в тех случаях, когда стандартной длины магистрали недостаточно. Это изделие для одноразового использования.

            То есть, определяющим фактором в данном случае является то, что заказчик в Документации описал трубку для подсоединения к шприцевому насосу, а в предложенном коде КТРУ описан целый набор трубок, который используется для удлинения инфузионной системы при гравитационном введении препарата без использования шприцевого насоса, что не отвечает потребностям заказчика.

            Аналогичная ситуация по позиции 16 «Устройство для введения инфузионных растворов» Приложения № 1 к Документации. Это устройство для введения химиотерапевтических препаратов «закрытым способом», которое используется, как вспомогательное устройство, совместно с устройством для смешивания растворов химиопрепаратов и (или) инфузионным насосом, имплантируемой порт-системой при проведении химиотерапевтических процедур.

            При этом, податель Жалобы приводит в качестве якобы соответствующего данной позиции код КТРУ 32.50.13.190-00007533

            Согласно наименованию данной позиции КТРУ это код соответствует изделию «Набор для внутривенных вливаний через инфузионный контроллер» и содержит следующее описание: «Набор изделий, разработанных для внутривенного введения жидкости из контейнера через автоматический инфузионный контроллер в разъем для катетера/иглы или комплект идлинителей на месте, в котором находится пациент. Набор, как правило, состоит из пластиковых трубок, контрольного клапана, роликового зажима, Y-образного коннектора для присоединения вспомогательных трубок, а также Луер-коннекторов на обоих концах. Эго изделие для одноразового использования».

Описание из вышеуказанного кода КТРУ не может быть применимо заказчиком, так как изделие, описанное в данном коде КТРУ, не соответствует товару, который требуется заказчику по позиции 16 Приложения № 1 к Документации , так как:

          Во-первых, заказчику необходимо изделие, которое не содержит ПВХ (пластик) и латекс, т.к. контакт препаратов, вводимых с помощью данных устройств, с этими веществами недопустим. Так как препараты вступают в химическую реакцию с даннымми материалами, что влечет за собой разрушение изделия и изменение свойств препарата.

Во-вторых, изделие, описанное в данном коде КТРУ может применяться исключительно с инфузионным насосом, что не отвечает потребностям заказчика. Заказчику же требуется устройство пригодное и для гравитационного способа введения препарата, так количество насосов у заказчика ограничено.

 В-третьих, характеристики устройства, описанного в КТРУ, не соответствует характеристикам товара, необходимого к поставке, например, заказчику необходимо чтобы изделие имело минимум 3 безыгольных порта, а не Y-коннектор (2 порта)) и т.д).

            3. Требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, предусмотренных, нормативными правовыми актами, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, установлены в соответствии с Постановлением № 102.

            На рассмотрении Жалобы представители заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» поддержали возражения и устные пояснения в полном объеме.

            Победитель закупки – ООО «Формед», письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии устно пояснил, что считает Жалобу необоснованной.

            Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В апреле 2020 года заказчиком – ГОБУЗ «ОКОД» и уполномоченным органом – Администрацией  осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (извещение № 0150200003920000248, начальная (максимальная) цена контракта - 10 428 599,00  рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе  утверждена главным врачом   ГОБУЗ «ОКОД»  «….».

            Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе  конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

            Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком – ГОБУЗ «ОКОД»  в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – поставка медицинских изделий.

Согласно пункту 3.2.1 Документации функциональные, технические и качественные характеристики товара содержатся в Приложении № 1.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о проведении аукциона.

Информация об ограничениях и условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства на основании Постановления № 102   содержится в разделе 8 Документации.

Перечень  отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень № 1 ) утвержден Постановлением № 102.

Пунктом 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Также, в Постановлении № 102 указано, что при применении Перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.

Однако следует иметь в виду, что указанные в Перечне № 1, утвержденном  Постановлением № 102, медицинские изделия не тождественны конкретным наименованиям зарегистрированных и находящихся в обращении изделиям медицинского назначения, а лишь объединены общим видом и группой, которые представляют собой совокупность медицинских изделий, имеющих одинаковое назначение и/или иные общие признаки.

В соответствии с  пунктом 2 (2)  Постановления № 102 для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень № 1 и не включенные в него;

Как указывалось выше, по мнению подателя Жалобы, закупаемые заказчиком – ГОБУЗ «ОКОД» медицинские изделия по позициям 1, 2, 4, 7-12, 16, 17    Приложения № 1 к Документации   не относятся к медицинским изделиям включенным в Перечень № 1.

Таким образом, объединение в один предмет закупки (один лот) товаров включенные и не включенные в вышеуказанный Перечень № 1 приводит к нарушению законодательства о контрактной системе, и к значительному ограничению конкуренции.

Однако данный довод подателя Жалобы является несостоятельным исходя из следующего.

Согласно Перечню № 1, в данный перечень   помимо иных входят следующие коды ОКПД2: 32.50.13.110 и  32.50.13.190 со следующими наименованиями видов медицинских изделий:  

            По ОКПД2: 32.50.13.110 - Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них.

            По ОКПД: 32.50.13.190 - Аппараты назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных; боры зубные твердосплавные; головки стоматологические алмазные, в том числе фасонные; емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты; зеркала гинекологические полимерные по Куско; зонды урогенитальные; иглодержатели микрохирургические; инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных; инструменты вспомогательные; инструменты зондирующие, бужирующие; инструменты многоповерхностного воздействия; инструменты оттесняющие; и т.д.

Согласно пункту 3.1.1 Документации в рамках рассматриваемой закупки установлены аналогичные коды ОКПД2: 32.50.13.110;  32.50.13.190;  21.20.24.110.

Кроме того, по позициям 7-12 «Резервуар для дренирования закрытой раны/места пункции» и по позиции № 4 «Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования» Приложения № 1 к Документации заказчиком установлено КТРУ 32.50.13.190-00007085 и КТРУ 32.50.13.110-00005159 соответственно, в рамках которых указаны вышеуказанные коды ОКПД2. 

Согласно возражениям на Жалобу и пояснениям представителей заказчика, требуемые к закупке по позициям 1, 2, 7-12, 16, 17 Приложения № 1 к Документации изделия, являются вспомогательным инструментом, и необходимы наряду с другими изделиями при  хирургическом лечении злокачественных новообразований, в том числе в осложненной форме;  относительно позиции 4 Приложения № 1 к Документации медицинское изделие относится к колющим инструментам.

Подателем Жалобы указанные доводы не опровергнуты доказательства недопустимости отнесения указанных медицинских изделий к видам указанным в Перечне № 1, не представлены.

Таким образом, с учетом кода ОКПД2 и наименования вида медицинских изделий, установленным в Перечне № 1, а также с учетом потребности заказчика, вышеуказанные позиции товара относятся к  медицинским изделиям, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска  поставляемых товаров происходящих из иностранных государств, а значит заказчик правомерно включил в предмет рассматриваемой закупки вышеуказанные товары и установил ограничение в соответствии с Постановлением № 102

            При этом Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается в том числе и на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

            Заказчики при осуществлении закупок также должны руководствоваться указанными принципами.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Следовательно, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Заказчик самостоятельно, руководствуясь собственными потребностями, в достаточной для него мере вправе детализировать описание объекта закупки, в том числе наименование поставляемых товаров, если это не приводит к ограничению количества участников в виде установления неправомерных требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

При этом Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что довод представителей подателя Жалобы, относительно того, что медицинское изделие по позиции 4 (Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования)  Приложения № 1 к Документации, не относится к  колющим инструментам, поскольку данное медицинское изделие отсутствует в ГОСТ 25725-89, в котором перечислены все инструменты относящиеся к колющим, является несостоятельным, исходя из следующего.

Согласно Таблице 1 пункта 4 ГОСТ 25725-89 «Инструменты медицинские. Термины и определения» к колющим медицинским инструментам относятся медицинские инструменты с острием на конце, предназначенные для введения в ткань организма с диагностической или лечебной целью и для различных манипуляций, не связанных с прониканием в ткань организма.

При этом, в вышеуказанной таблице 1 указаны виды колющих медицинских инструментов, в том числе пункционно-биопсийная игла.

Согласно пункту 2.2 ГОСТ 25725-89 приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

Согласно позиции 4 «Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования» Приложения № 1 к Документации, заказчиком установлено, что   данный набор должен  включать неимплантируемый центральный венозный катетер и изделия, предназначенные для введения/обеспечения функционирования катетера, а именно: «Пункционная игла Сельденгера 1шт. Катетер одноканальный 1шт. Гибкий, стальной J-образный проводник 1шт. Дилататор 1шт. Фиксирующие крылышки 1шт. Заглушка 1шт»

Таким образом,  установленное  медицинское изделие  исходя из его медицинского  применения включает в себя колющий инструмент.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

            2. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

            Порядок и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регламентируются и утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

            Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

            в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

            В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

   При этом в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

            Согласно пункту 8 Правил при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.

            Таким образом с учетом вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе,  заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил только в отношении каждого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция, в случае если на поставляемый товар являющимся объектом закупки отсутствует позиция КТРУ, то заказчик осуществляет описание данного объекта закупки (товара) в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

            Согласно возражениям на Жалобу и пояснениям представителей заказчика описание поставляемых товаров по позициям 1, 13, 15, 16 Приложения № 1 к Документации в КТРУ фактически отсутствует, а иные позиции КТРУ с схожим ОКПД2 не соответствует объекту закупки и потребностям заказчика.

             При этом, как указывалось выше формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах

Предусмотренные в Документации технические и функциональные характеристики рассматриваемых товаров необходимы конечным пользователям для достижения максимального лечащегося эффекта и исследований в области онкологии.

На основании вышеизложенного, определяя объект рассматриваемой закупки с предусмотренными в Приложении № 1 требованиями заказчик – ГОБУЗ «ОКОД» не совершает действий, противоречащих действующему законодательству и приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности заказчика.

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

            3. Довод подателя Жалобы относительно отсутствия обоснования использования иных характеристик товара, отличных от тех которые содержатся в КТРУ  в Документации, также является несостоятельным исходя из следующего.

            Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

            В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

            Таким образом, законодательство о контрактной системе,  обязывает заказчика включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования дополнительной информации а также дополнительных потребительских свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, только в том  случае если описание товара, работы, услуги присутствует  в позиции каталога.

            4. В результате рассмотрении довода подателя Жалобы относительно ненадлежащего описания объекта закупки в соответствии с КТРУ по позиции  21 «Имплантируемая порт-система» Приложения № 1 к Документации, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

            В Приложении № 1 к Документации заказчиком по позиции 21  «Имплантируемая порт-система» установлена позиция каталога (КТРУ: 32.50.13.110.00003230).

            Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержится в разделе «Каталог» на официальном сайте.

            Так согласно позиции КТРУ: 32.50.13.110.00003230 «Порт/катетер сосудистый»   установлена следующая единица измерения количества товара «штука».

            Однако по позиции 21 Приложения № 1 к Документации заказчик в качестве единицы измерения количества товара устанавливает «упаковка».

            Вместе с тем, указанное несоответствие, допущенное заказчиком при указании единицы измерения количества поставляемого товара, не свидетельствует о нарушении правил описания объекта закупки, установленных Законом о контрактной системе.

Как указывалось выше правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

  Однако количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и не может быть изменен участником электронного аукциона. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, дает согласие на поставку товара в требуемом объеме, в связи с чем не обязан указывать количество товара в своей заявке.

Таким образом, поскольку установленная заказчиком единица измерения количества товара «упаковка» функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, довод подателя Жалобы  относительно того,  что заказчик нарушил правила описания объекта закупки является  несостоятельным.

Кроме того, заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта учитывает в том числе количество товара, необходимое к поставке, в связи с чем участник закупки не может самостоятельно изменить количество товара, которое требуется заказчику.

Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регулируется положениями статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которым участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе на поставку товара должен указать информацию в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Таким образом, при заполнении первой части заявки на участие в рассматриваемой закупки указанное несоответствие в отношении единицы измерения количества товара не приведет к нарушению прав участников закупки и нарушению порядка отбора участников закупки.

            Данный факт подтверждается протокол рассмотрения первых частей заявок от 23.04.2020 согласно которому на участие в рассматриваемой закупке поступило 3 заявки от участников закупки, все участники допущены к электронному аукциону.

            Таким образом, рассматриваемый довод Жалобы также является необоснованным.

            5. Довод подателя Жалобы относительно неправомерного применения заказчиком «укрупненных» кодов КТРУ в качестве описания объекта закупки, также является несостоятельным, поскольку действующее законодательство о контрактной системе (Закон о контрактной системе, Постановление № 102, Правила) не устанавливают запрет или приоритет на использование тех или иных кодов, имеющихся в  КТРУ и соответствующих потребностям заказчика. 

            Доказательств опровергающий данный вывод, податель Жалобы не представил.

6. Как указывалось выше, согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как отмечалось выше установлено Постановлением № 102.

Постановлением № 102 утвержден Перечень № 1.

Пунктом 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

            б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".

В соответствии с пунктом 2 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

            Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

            Согласно пункту 3 Постановления № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.

Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.

Таким образом, поскольку предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий из Перечня № 1, подтверждением страны происхождения медицинских изделий является только сертификат о происхождении товара (СТ-1). 

Аналогичное требование установлено заказчиком в подпункте 8 пункта 10.3 Документации.

Таким образом, заказчик надлежащим образом в соответствии с законодательством о контрактной системе установил требование к содержанию вторых частей заявок участников закупки.

Довод подателя Жалобы относительно неправомерного установления требования о предоставлении во второй части заявки акта экспертизы выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), вводящий в заблуждение потенциальных участников закупки, является несостоятельным, поскольку из содержания Постановления № 102 и Документации, следует что акт экспертизы содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья) предоставляется только в том случае, если предметом рассматриваемой закупки является  поставка медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2.

Однако поскольку предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий из Перечня № 1, в отношении которых Постановлением № 102 устанавливаются ограничения и условия допуска (раздел 8 Документации)  участник закупки во второй части заявки предоставляет только сертификат о происхождении товара.

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы также не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки действий заказчика – ГОБУЗ «ОКОД», уполномоченного органа - Администрации  и его аукционной комиссии нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.

 

 

Руководствуясь статьями 8, 23, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Дельрус-СЗРЦ» (199178, г. Санкт-Петербург, 19-я линия В.О., д. 34, корп. 1, лит. Б, оф. 149) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350)   закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий, извещение № 0150200003920000248 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru   13.04.2020,   необоснованной.

  

 

Председатель Комиссии                                                            И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                        С.О. Михайлов                     

                                                                                

                                                                                  М.Е. Фомин          

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны