Решение №1075/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-97/2022 по результатам рассмотрения жало... от 10 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику – МАОУ СШ № 1

 

ул. Гагарина, д. 14,

г. Малая Вишера, Новгородская обл., 174260

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ИП …..

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3-97/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

04 марта 2022 года             

                                       Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

….. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

…… – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 1» г. Малая Вишера– ….. (доверенность № 1 от 02.03.2022);

податель жалобы – Индивидуальный предприниматель …. – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в рассмотрении жалобы лично не принял, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя …… (далее – ИП ….) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 1» г. Малая Вишера (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Гагарина, д. 14; далее – МАОУ СШ № 1) при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение капитального ремонта здания МАОУ СШ №1 г. Малая Вишера по адресу : 174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Гагарина, д.14, извещение № 32211113079 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 08.02.2022,

УСТАНОВИЛА:

 

24.02.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ИП ….. на действия заказчика – МАОУ СШ № 1 при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение капитального ремонта здания МАОУ СШ №1 г. Малая Вишера по адресу : 174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Гагарина, д.14, извещение № 32211113079 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.02.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

  1. В соответствии с требованиями Положения о закупке товаров, работ, услуг государственных областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Администрации Губернатора Новгородской области, утвержденного Наблюдательным советом МАОУ СШ № 1 от 16.06.2020 № 4, заказчик имеет право предъявлять требования к участникам закупки о предоставлении обеспечения обязательств, связанных с подачей заявки на участие в закупке (далее обеспечение заявки), и (или) обеспечения обязательств, связанных с исполнением договора, заключенного по результатам проведения закупки (далее обеспечение исполнения договора). Требование о предоставлении обеспечения заявки устанавливается только в случае проведения конкурентных закупок, при этом начальная (максимальная) цена договора должна превышать 5 млн. рублей. Размер обеспечения заявки, в случае установления заказчиком требования предоставления такого обеспечения, должен составлять от 0,5 до 5 % от начальной (максимальной) цены договора.

Также, в силу Положения о закупке товаров, работ, услуг государственных областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Администрации Губернатора Новгородской области, утвержденного Наблюдательным советом МАОУ СШ № 1 от 16.06.2020 № 4, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения договора в извещении об осуществлении закупки и в проекте договора при осуществлении закупки способом, предусмотренным  подпунктами 4.1.1-4.1.6 Положения, если начальная (максимальная) цена договора превышает 500 тыс. рублей. Обеспечение исполнения договора может быть предоставлено участником закупки путем перечисления денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, если в извещении и (или) в документации о закупке не указано иное. Размер обеспечения исполнения договора, в случае установления заказчиком требования предоставления такого обеспечения, должен составлять от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены договора, но не менее чем в размере аванса (если проектом договора предусмотрена выплата аванса).

Однако, в нарушение вышеизложенного, требования об обеспечении заявки и обеспечении исполнения договора в извещении об осуществлении рассматриваемой закупки заказчиком не установлено.

2. Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, а также инструкция по указанию сведений о конкретных значениях показателей таких товаров в заявках участников закупки.

При этом, такая инструкция содержит большое количество разнообразных условий и правил для заполнения.

Положения извещения о проведении закупки препятствуют подаче заявки на участие в закупке, поскольку содержат избыточные требования к описанию конкретных характеристик товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, а также намеренно вводят участников закупки в заблуждение.

Требования к товарам установлены не в соответствии с действительной потребностью заказчика, а с целью усложнить подготовку заявок и создать основания для их отклонения.

Подобное изложение (посредством возложения на участника закупки представления конкретных значений показателей товара, используемого при выполнении работ) вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик товара, предоставляя заказчику возможность манипулировать результатами закупки.

Заказчик имел право и мог не детализировать характеристики каждого товара, подлежащего использованию при выполнении работ.

С учетом вышеизложенного, ИП ….. просит признать Жалобу обоснованной и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – МАОУ СШ № 1 считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях (вх. № 1201 от 03.03.2022 Новгородского УФАС России).

1. Согласно нормам Закона о закупках, Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение об участии СМСП), Положения о закупках, заказчик имеет право, а не обязанность, предъявлять требование к участникам закупки о предоставления ими обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора.

При проведении рассматриваемой закупки заказчиком было принято решение о неустановлении требования об обеспечении заявок и об обеспечении исполнения договора.

2. Закон о закупках не ограничивает заказчика в части установления требований к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, а также к инструкции по предоставления сведений о конкретных показателях таких товаров (материалов).

При установлении требований к характеристикам товаров (материалов), заказчик исходил из собственных потребностей, которые заключаются в получении качественного результата ремонтных работ здания общеобразовательного учреждения.

Требования к характеристикам товаров (материалов) не являются избыточными, не противоречат требованиям установленных стандартов и не вводят участников закупки в заблуждение. Данный факт подтверждается поступлением заявок участников, которые соответствуют всем предъявляемым требованиям.

Запросов о даче разъяснений положений извещения о проведении конкурса не поступало.

С учетом вышеизложенного, заказчик - МАОУ СШ № 1 считает Жалобу необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – МАОУ СШ № 1 устно поддержала доводы возражении на Жалобу в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАОУ СШ № 1 и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки

В соответствии с вышеуказанной нормой утверждено Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг муниципальными автономными учреждениями подведомственными Комитету образования и молодежной политики Маловишерского муниципального района, утверждённое Наблюдательным советом МАОУ СШ № 1 20.01.2021 (далее – Положение о закупке).

Следует отметить, что Жалоба содержит ссылки на пункты Типового положения о закупках о закупке товаров, работ, услуг государственных областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Администрации Губернатора Новгородской области, утвержденное Наблюдательным советом МАОУ СШ № 1 № 4 от 16.06.2020, которое на момент осуществления рассматриваемой закупки не подлежало применению.

Согласно данным Реестра положений о закупках, размещенного на официальном сайте (далее – Реестр положений), в разделе «Документы» в качестве действующих редакций положений о закупках МАОУ СШ № 1 отображаются сразу несколько документов («Новое положение 223-ФЗ 2» и «Типовое положение 20.01.2021 (1)»).

 

 

 

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией было установлено, что заказчик при проведении указанной закупки руководствовался Типовым положением о закупке товаров, работ, услуг муниципальными автономными учреждениями подведомственными Комитету образования и молодежной политики Маловишерского муниципального района, утверждённым Наблюдательным советом МАОУ СШ № 1 20.01.2021.

Обратившись к сведениям, содержащимся в разделе «Общая информация» Реестра положений, последняя (13) версия положения о закупке была размещена заказчиком на официальном сайте 12.01.2022.

 

 

 

На основании информации, содержащейся в карточке организации, зарегистрированной в соответствии с разделом V Порядка регистрации в ЕИС, из двух вышеуказанных документов («Новое положение 223-ФЗ 2» и «Типовое положение 20.01.2021 (1)») 12.01.2022 был размещен документ под именем «Типовое положение 20.01.2021 (1)», который содержит Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг муниципальными автономными учреждениями подведомственными Комитету образования и молодежной политики Маловишерского муниципального района, утверждённое Наблюдательным советом МАОУ СШ № 1 20.01.2021.

 

 

 

В связи с вышеизложенным, при проведении вышеуказанной закупки заказчик руководствовался Типовым положением о закупке товаров, работ, услуг муниципальными автономными учреждениями подведомственными Комитету образования и молодежной политики Маловишерского муниципального района, утверждённое Наблюдательным советом МАОУ СШ № 1 20.01.2021 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

08.02.2022 на официальном сайте заказчиком – МАОУ СШ № 1 было размещено извещение № 32211113079 об осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение капитального ремонта здания МАОУ СШ №1 г. Малая Вишера по адресу: 174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Гагарина, д.14.

Извещение о проведении конкурса (далее – Извещение) утверждено председателем Комиссии по осуществлению закупок МАОУ СШ № 1 Студенцевым Е.В. 08.02.2022.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Как следует из подпункта 1 пункта 17 главы 1 раздела II Положения о закупках одним из способов осуществления МАОУ СШ № 1 закупок является открытый конкурс, конкурс в электронной форме.

Таким образом, МАОУ СШ № 1 при проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и Положения о закупках.

В силу пункта 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В развитие данной нормы принято Положение об участии СМСП.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения об участии СМСП установлено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом, торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 3.4 Закона о закупках).

Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В соответствии с частью 27 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Как предусмотрено частью 12 статьи 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение заявок на участие в такой конкурентной закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем внесения денежных средств в соответствии с настоящей статьей или предоставления банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется участником такой закупки.

Пунктом 23 Положения об СМСП предусмотрено, что если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке.

Положение о закупках также не устанавливает обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечение заявки.

В пункте 75 главы 10 Положения о закупках указано, что Заказчик вправе требовать обеспечение заявок на участие в конкурентных закупках в случаях, предусмотренных настоящим положением. При этом в документации о конкурентной закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии в случае проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках.

Также ни законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, ни Положение об СМСП, ни Положение о закупках не устанавливает обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения договора.

Так, пунктом 25 Положения об СМСП предусмотрено, что если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения:

а) не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса;

б) устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

Пунктом 81 Положения о закупках предусмотрено, что заказчик вправе установить требование об обеспечении исполнения договора, заключаемого по итогам конкурентной закупки (и по подпункту 6 пункта 333 настоящего положения). Такое требование в равной мере распространяется на всех участников соответствующей закупки и указывается в документации о закупке.

Заказчик вправе установить требование об обеспечении исполнения договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, действующим законодательством о закупках не предусмотрена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении заявки и об обеспечении исполнения договора. Установление таких требований является его правом, которым, в рассматриваемом случае, заказчик не воспользовался, требование об обеспечении заявок участников не установил, как и не установлено требование об обеспечении исполнения договора. При этом, такие действия заказчика не противоречат действующему законодательству о закупках и не нарушают его.

С учетом вышеизложенного, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. Как было указано выше, предметом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт здания МАОУ СШ № 1 по адресу: 174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Гагарина, д.14.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктами 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В подпунктах 2-4 пункта 68 главы 8 Положения о закупках также предусмотрено включение указанной информации в документацию о закупке.

Согласно пункту 66 Положения о закупках извещение о закупке является неотъемлемой частью документации (при наличии) о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации (при наличии) о закупке.

Как следует из пункта 9 Извещения виды и объемы работ содержатся в разделе № 3 документации о закупке «Техническое задание» (далее – Техническое задание).

Согласно пункту 13 раздела № 1 документации о закупке «Информационная карта конкурса в электронной форме» (далее – Информационная карта) участник предоставляет в составе заявки полный пакет документов, в соответствии с п. 6-8 и п. 17 настоящей Информационной карты. Участник, подавший такую заявку без полного пакета документов, не допускается к дальнейшему участию в закупке.

В соответствии с пунктом 17 Информационной карты заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги).

Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки.

При предоставлении участником закупки предложения в отношении предмета такой закупки, участник закупки должен руководствоваться инструкцией по предоставлению сведения о конкретных показателях товара (материалов) необходимых для выполнения работ, указанной ниже.

Участник, предоставивший конкретные показатели товаров (материалов) необходимых для выполнения работ, не соответствующие требованиям, установленным в Приложении № 1 к Техническому заданию, не допускается к рассмотрению вторых частей заявок и к участию в оценке и сопоставлении таких заявок.

Инструкция по заполнению пункта 2 формы 1 для представления сведений о конкретных показателях товара в отношении предмета закупки указана в Приложении № 1 к Техническому заданию.

Как предусмотрено в пункте 8 Технического задания работы выполняются в соответствии, в том числе, с требованиями к характеристикам товаров (материалов) необходимых для выполнения работ (Приложение № 1).

Таким образом, в Приложении № 1 к Техническому заданию содержатся как требования заказчика к значениям показателей необходимых (используемых) при выполнении работ товаров, так и инструкцию по указанию значений таких показателей в составе заявок участников закупки (далее – Инструкция).

По мнению подателя Жалобы, заказчиком установлены избыточные требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ. При этом, Инструкция содержит большое количество правил указания конкретных значений показателей таких товаров в заявках участников закупки в зависимости от того, с помощью каких слов, словосочетаний, знаков и т.д. заказчиком установлены требования к показателям таких товаров. Данные действия заказчика направлены на ограничение конкуренции, вводят в заблуждение участников закупки при указании ими конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров в своих заявках.

При оценке данного довода Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Возможность установления требования о предоставлении участниками закупки в составе их заявок конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров предусмотрена как Законом о закупках, так и собственным Положением о закупках заказчика.

Установив требование о предоставлении участниками закупки значений показателей используемых при выполнении работ товаров, заказчик не нарушил требований действующего законодательства о закупках.

Закон о закупках и Положение о закупках не ограничивают заказчика в возможности установления требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, если при этом не допускается указание необоснованных и избыточных показателей товаров.

При этом, заказчик также установил Инструкцию, которая регламентирует порядок указания конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров.

Согласно пункту 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021) Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Каких-либо доказательств того, что установленные заказчиком требования к показателям используемых при выполнении работ товаров, а также положения Инструкции, являются ненадлежащими, подателем Жалобы не представлено, обоснования данного довода Жалобы ее подателем не приведено.

Так, подателем Жалобы не приведены конкретные товары и/или требования к их показателям, а также положения Инструкции, которые, по его мнению, являются ненадлежащими.

Никаких доказательств того, что установленные в Приложении № 1 к Техническому заданию требования к товарам не соответствуют действительной потребности заказчика и направлены на ограничение количества участников закупки, подателем Жалобы не приведено.

В данном случае ИП …. не представил доказательств нарушения своих прав как потенциального участника конкурса установленными требованиями к показателям используемых при выполнении работ товаров и положениями Инструкции, заявку на участие в торгах не подавал, за разъяснениями положений Извещения не обращался.

Заявителем не представлены документы, свидетельствующие об обоснованности его позиции, конкретных примеров ненадлежащего установления требований к показателям используемых при выполнении работ товаров не приведено, как не приведено и положений Инструкции, которые, по его мнению, являются ненадлежащими, противоречивыми и вводящими в заблуждение. Данные обстоятельства не позволяют оценить негативное влияние установленных заказчиком требований к описанию показателей используемых при выполнении работ товаров в совокупности с установленной им Инструкцией на права и законные интересы заявителя как возможного участника торгов.

Как указано в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2020 № Ф07-18351/2019 по делу № А56-87173/2018, оставленном без изменения Определением Верховного Суда РФ от 18.08.2020 № 307-ЭС20-10636, жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника).

Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов.

Кроме того, согласно данным официального сайта Ассоциации «Саморегулируемая организация строителей Новгородской области «Стройбизнесинвест» в сети «Интернет», ИП … не является членом саморегурируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

ИП ….. не привел доказательств нарушения своих прав действиями МАОУ СШ № 1, ограничившись в отношении данного довода Жалобы лишь общим утверждением о необъективности установленных заказчиком требований к показателям используемых при выполнении работ товаров, а также установлении ненадлежащей Инструкции.

Запросов о разъяснении положений Извещения не поступало.

На участие в рассматриваемой закупке была подано одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, данный довод Жалобы также является необоснованным

Следовательно, Жалоба является необоснованной полностью.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Индивидуального предпринимателя …… на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 1» г. Малая Вишера (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Гагарина, д. 14) при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение капитального ремонта здания МАОУ СШ №1 г. Малая Вишера по адресу: 174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Гагарина, д.14, извещение № 32211113079 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.02.2022, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.А. Куриков

 

Члены Комиссии                                                                                                   А.Т. Иванов

 

                                                                                                                                А.В. Петрова

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны