Решение б/н РЕШЕНИЕ № 053/06/49-299/2023 по результатам рассмотрения жал... от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/49-299/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20 июня 2023 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний» – …, также являющейся председателем аукционной комиссии;

подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя … – …,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … (далее – …) на действия аукционной комиссии государственного заказчика – Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний» (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 9, корп. 1; далее – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средства дезинфицирующего (кожный антисептик с триггером), извещение № 0850100000523000014 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.05.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.06.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП ... на действия аукционной комиссии государственного заказчика – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средства дезинфицирующего (кожный антисептик с триггером), извещение № 0850100000523000014 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.05.2023 (вх. № 3069-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Податель Жалобы участвовал в рассматриваемой закупке (идентификационный номер заявки – 4).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 12 от 09.06.2023 заявка подателя Жалобы аукционной комиссией государственного заказчика была отклонена в связи с непредставлением им в составе заявки в качестве подтверждения страны происхождения предложенного к поставке дезинфицирующего средства сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами (далее – сертификат по форме СТ-1).

С указанным отклонением податель Жалобы не согласен, поскольку им в составе заявки был представлен выданный 20.04.2023 отделом экспертизы и сертификации союза «Торгово-промышленная палата Новосибирской области» Акт экспертизы № 016-00-00096 о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее – Акт экспертизы ТПП).

В силу пункта 2.1 утвержденного Приказом ТПП РФ от 30.05.2018 № 52 Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, документами для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 (далее – Постановление № 719), также являются и акты экспертизы, выдаваемые торгово-промышленными палатами в Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии представитель подателя Жалобы поддержала ее доводы в полном объеме.

Суть представленных ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России возражений на Жалобу (вх. № 3182/23 от 16.06.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

Рассматриваемая закупка осуществлялась с учетом предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление № 102) ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 7 хозяйствующих субъектов, при этом только в заявках с идентификационными номерами 6 и 7 в качестве подтверждения страны происхождения предложенного к поставке товара были представлены сертификаты по форме СТ-1, в связи с чем заявки иных участников, включая подателя Жалобы, аукционной комиссией государственного заказчика в силу положений Постановления № 102 были отклонены.

На заседании Комиссии представитель государственного заказчика поддержала доводы возражений на нее в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В течение мая – июня 2023 года государственным заказчиком – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средства дезинфицирующего (кожный антисептик с триггером).

Извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение), сформированная средствами официального сайта экранная форма такого извещения (далее – Экранная форма извещения) были утверждены (подписаны электронной подписью) … 31.05.2023, в указанную дату данные документы указанным должностным лицом государственного заказчика были размещены на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

В пункте 5 Извещения государственным заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – поставка средства дезинфицирующего, в Экранной форме извещения государственным заказчиком указан уточненный объект закупки – поставка средства дезинфицирующего (кожный антисептик с триггером).

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с Извещением описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

Согласно Приложению № 1 объекту рассматриваемой закупки соответствует код 20.20.14.000 «Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД2).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как отмечалось выше, ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены Постановлением № 102.

Пунктом 1 Постановления № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – перечень № 1).

Среди прочего, перечень № 1 включает в себя и медицинские изделия с кодом 20.20.14.000 ОКПД2.

Предусмотренные Постановлением № 102 ограничения и условия допуска государственным заказчиком приведены в пункте 12 Извещения.

Подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:

содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок.

При этом, вопреки указанию подателя Жалобы, в силу положений пункта 3 Постановления № 102 единственным документом, подтверждающим страну происхождения медицинских изделий, включенных в перечень № 1, при осуществлении закупок в соответствии с данным Постановлением Правительства Российской Федерации является исключительно сертификат по форме СТ-1.

В свою очередь, упомянутое подателем Жалобы Положение о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации принято в целях реализации Постановления № 719, не имеющего какого-либо отношения к Постановлению № 102, утвержденным им ограничениям и условиям допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, а также установленному им порядку отбора участников закупки.

В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, устанавливающий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем электронном аукционе государственным заказчиком приведены в Приложении № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3).

В пункте 3 Приложения № 3 государственным заказчиком установлено, что заявка на участие в рассматриваемой закупке должна содержать документы и (или) информацию согласно пункту 3 Постановления № 102, а именно сертификат по форме СТ-1.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

В силу положений части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Согласно материалам Жалобы на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 7 хозяйствующих субъектов (идентификационные номера заявок: 1, 2, 3, 4 (податель Жалобы), 5, 6, 7).

При этом, предусмотренный пунктом 3 Постановления № 102 сертификат по форме СТ-1 в качестве подтверждения страны происхождения предложенного к поставке товара был представлен только в заявках с идентификационными номерами 6 и 7, также соответствующих требованиям Извещения и содержащих предложения о поставке товаров различных производителей.

Заявки с идентификационными номерами 1, 2, 3, 4 (податель Жалобы) и 5 сертификата по форме СТ-1 не содержали, представленный подателем Жалобы в составе заявки Акт экспертизы ТПП в качестве подтверждения страны происхождения предложенного им к поставке товара при осуществлении рассматриваемой закупки в рамках Постановления № 102 аукционной комиссией государственного заказчика, как установлено выше, учтен быть не мог.

Указанные обстоятельства в силу положений подпункта «а» пункта 2 Постановления № 102 требовали от аукционной комиссии государственного заказчика принятия решения об отклонении заявок с идентификационными номерами 1, 2, 3, 4 (податель Жалобы) и 5.

Такие действия аукционной комиссии государственного заказчика были осуществлены.

Таким образом, с учетом установленных государственным заказчиком в Извещении в соответствии с Постановлением № 102 ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, действия аукционной комиссии по отклонению заявок с идентификационными номерами 1, 2, 3, 4 (податель Жалобы) и 5 были правомерными и обоснованными.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Как установлено выше, рассматриваемая закупка осуществлялась с учетом предусмотренных Постановлением № 102 ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.

Вместе с тем, предусмотренные Постановлением № 102 ограничения и условия допуска государственным заказчиком в Извещении изначально были установлены неправомерно, что подтверждается следующим.

Указанное государственным заказчиком в Извещении и Экранной форме извещения наименование объекта рассматриваемой закупки («средство дезинфицирующее»/«средство дезинфицирующее (кожный антисептик с триггером)») не совпадает с наименованием приведенного государственным заказчиком в Приложении № 1 кода 20.20.14.000 ОКПД2 («медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты»).

При этом, именно с учетом наличия в перечне № 1 к Постановлению № 102 указанного кода 20.20.14.000 ОКПД2, государственным заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки и были установлены ограничения и условия допуска, предусмотренные Постановлением № 102.

Таким образом, государственный заказчик использует наименование подлежащего поставке товара отличное от содержащегося в перечне № 1 к Постановлению № 102 для кода 20.20.14.000 ОКПД2.

Вместе с тем, Постановление № 102 содержит примечание, согласно которому при применении перечня № 1 следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида медицинского изделия.

Следовательно, в целях закупки именно медицинских изделий в рамках Постановления № 102 государственный заказчик должен был указать наименование объекта закупки в том же виде, что и приведено в перечне № 1 Постановления № 102 для кода 20.20.14.000 ОКПД2 («медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты»).

Указание объекта закупки не в соответствии с перечнем № 1 Постановления № 102 свидетельствует о том, что государственным заказчиком в данном случае закупается товар («средство дезинфицирующее»/«средство дезинфицирующее (кожный антисептик с триггером)»), не являющийся медицинским изделием.

В использованной государственным заказчиком при описании объекта закупки позиции 20.20.14.000-00000005 «Средство дезинфицирующее» каталога товаров, работ, услуг информация о том, что средство дезинфицирующее является медицинским изделием также отсутствует, а ведущийся на сайте Росздравнадзора в сети «Интернет» по адресу: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, таких медицинских изделий как «средство дезинфицирующее» или «средство дезинфицирующее (кожный антисептик с триггером)» не содержит.

В связи с изложенным, предусмотренные Постановлением № 102 ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, а также требование о представлении в составе заявки документов согласно данному Постановлению Правительства Российской Федерации, государственным заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки установлены неправомерно.

При этом, ненадлежащее установление национального режима при осуществлении закупки непосредственным образом привело к сокращению числа ее участников, а именно отклонению аукционной комиссией государственного заказчика ряда заявок участников закупки, включая заявку подателя Жалобы.

Дополнительно необходимо отметить, что объект рассматриваемой закупки с учетом установленного государственным заказчиком для него кода ОКПД2 все же требовал установления предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Однако такие ограничения в действительности должны были быть установлены государственным заказчиком не в соответствии с Постановлением № 102 (поскольку фактически закупаются не медицинские изделия), а в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617) (подгруппа 20.20.1 «Пестициды и агрохимические продукты прочие» ОКПД2).

С учетом всего изложенного, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении предусмотренных Постановлением № 102 ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, а также неустановлении ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, предусмотренных Постановлением № 617.

2. Требования к участникам закупки предусмотрены статьей 31 Закона о контрактной системе.

Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

При этом, в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Требования к участникам рассматриваемой закупки государственным заказчиком приведены в пункте 8 Извещения.

2.1. В числе прочих единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В качестве единого требования к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком в подпункте 1 пункта 8 Извещения установлено следующее:

«соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: В связи с поверкой средств измерения, входящих в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии», Исполнитель должен иметь действующий Аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений (на право поверки средств измерения). Требование установлено пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Однако указанное единое требование какого-либо отношения к объекту рассматриваемой закупки (поставка средства дезинфицирующего) в действительности не имеет.

2.2. В числе прочих единых требований к участникам закупки пункт 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, единое требование к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в подпункте 3 пункта 8 Извещения государственным заказчиком приведено в ранее действовавшей и утратившей силу на момент объявления рассматриваемой закупки редакции Закона о контрактной системе, а именно:

«неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке».

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России содержатся нарушения частей 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в извещении о проведении электронного аукциона ненадлежащего и неправомерного требований к участникам закупки.

3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Статьей 45 Закона о контрактной системе установлены требования к независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

Однако указанное требование к содержанию независимой гарантии государственным заказчиком в пункте 14 Извещения приведено в ранее действовавшей и утратившей силу на момент объявления рассматриваемой закупки редакции Закона о контрактной системе, а именно:

«исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ (далее Федеральный закон) (в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия) или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

4. Одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, устанавливающий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, и инструкцию по ее заполнению (пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Как отмечалось выше, требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе, а требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем электронном аукционе государственным заказчиком приведены в Приложении № 3.

4.1. В силу положений пункта 10 Извещения рассматриваемая закупка проводилась с учетом ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем ее участниками могли быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно подпункту «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Однако в Приложении № 3 требование о представлении в составе заявки указанного документа государственным заказчиком не установлено.

4.2. Согласно подпункту «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В подпункте «н» пункта 1 Приложения № 3 государственным заказчиком в качестве документа, предусмотренного подпунктом «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, установлено следующее:

«копия регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или информация о реквизитах такого регистрационного удостоверения».

Вместе с тем, в объект рассматриваемой закупки, как установлено выше, поставка медицинских изделий в действительности не входит, в связи с чем требование о представлении указанного документа в составе заявки в данном случае является избыточным.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к содержанию, составу заявки на участие в нем.

5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект государственного контракта в данном случае является Приложением № 4 к Извещению (далее – Проект контракта).

Приложением № 1 к Проекту контракта и его неотъемлемой частью является Спецификация.

При этом, приведенная государственным заказчиком в Проекте контракта Спецификация изначально является частично заполненной и содержит неконкретные значения показателей подлежащего поставке товара.

Такие неконкретные значения государственным заказчиком в Спецификации указаны в том же виде, что и изначально установлены им в Приложении № 1 при описании объекта закупки.

Так, в Приложении № 1 государственным заказчиком указано: «изопропиловый спирт не менее 60 % или этиловый спирт не менее 70 %».

В силу положений установленной государственным заказчиком во исполнение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в Приложении № 3 инструкции по заполнении заявки участники рассматриваемой закупки в заявках должны были указать либо изопропиловый спирт, либо этиловый спирт, а также конкретное значение содержания такого спирта в процентах.

Однако в Спецификации государственным заказчиком указано: «изопропиловый спирт _____ % или этиловый спирт _____ 70 %».

Такое заполнение Спецификации не позволит государственному заказчику при заключении государственного контракта по итогам рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе включить в Проект контракта конкретные значения показателей из заявки победителя закупки (участника, с которым заключается контракт по итогам закупки), не нарушив при этом объявленные условия определения поставщика.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России содержится нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном включении в проект контракта при объявлении закупки значений показателей подлежащих поставке товаров без учета предложенных в заявке победителя закупки (участника, с которым заключается контракт по итогам закупки).

6. Среди прочих принципов законодательства о контрактной системе статья 7 Закона о контрактной системе называет принципы открытости и прозрачности.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

6.1. В соответствии с пунктами 21-23 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, даты проведения процедуры подачи предложений о цене контракта, а также даты подведения итогов определения поставщика.

Согласно Экранной форме Извещения заявки на участие в рассматриваемой закупке принимались до 12 часов 00 минут 08.06.2023, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта государственным заказчиком также была установлена на 08.06.2023, а дата подведения итогов определения поставщика – на 09.06.2023.

С учетом даты объявления рассматриваемой закупки (31.05.2023) вышеуказанные процессуальные даты ее проведения являются достоверными и не противоречащими Закону о контрактной системе.

Однако в пунктах 18-20 Извещения государственным заказчиком приведена недостоверная информация, согласно которой заявки на участие в рассматриваемой закупке принимались до 12 часов 00 минут 15.05.2023, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта – 15.05.2023, а дата подведения итогов определения поставщика – 16.05.2023.

6.2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно срока исполнения контракта.

Согласно Экранной форме извещения дата окончания исполнения контракта – 31.12.2023.

Вместе с тем, в пункте 10.1 Проекта контракта государственным заказчиком указано, что «настоящий Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до полного исполнения всех обязательств по Контракту, но не позднее «30» декабря 2023 года», что непосредственным образом противоречит указанной в Экранной форме извещения дате окончания исполнения контракта (31.12.2023).

6.3. Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Рассматриваемая закупка путем проведения электронного аукциона является электронной процедурой (часть 3 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Однако в пункте 9.6 Проекта контракта государственным заказчиком приведен порядок одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика, заключенного не по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, а заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 9.6 Проекта контракта, «в соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в Контракте. Выполнение Заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения Заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в Контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом)».

Аналогичным образом являются неприменимыми к рассматриваемой закупке в форме электронной процедуры и положения пункта 9.9 Проекта контракта, устанавливающие порядок уведомления государственным заказчиком поставщика о принятии решения об отмене ранее принятого государственным заказчиком и не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 14.2 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в извещении о проведении электронного аукциона и проекте контракта вышеуказанной информации, являющейся недостоверной или неприменимой к проведению рассматриваемой закупки в форме электронной процедуры.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, ответственного за размещение на официальном сайте Извещения (со всеми приложениями) и Экранной формы извещения, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются грубыми и существенными, привели, среди прочего, к неправомерному установлению при осуществлении рассматриваемой закупки предусмотренных Постановлением № 102 ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, что повлекло отклонение ряда заявок участников закупки, включая заявку подателя Жалобы, и, как следствие, сокращение количества участников настоящего определения поставщика.

Кроме того, установленные в действиях государственного заказчика нарушения способны привести к заключению государственного контракта по итогам закупки, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений именно путем аннулирования рассматриваемых торгов.

Руководствуясь статьями 7, 14, 31, 33, 34, 42, 43, 48, 49, 95, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия аукционной комиссии государственного заказчика – Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний» (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 9, корп. 1) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средства дезинфицирующего (кожный антисептик с триггером), извещение № 0850100000523000014 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.05.2023, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний» нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, частей 5, 6 статьи 31, части 1 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны