Решение №225/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/49-9/2023 по результатам рассмотрения жалоб... от 24 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заказчику –
МКУ «Городское хозяйство»
ул. Ильина, д. 35 А,
Великий Новгород, 173000
Уполномоченному органу –
КУМИ и ЗР Великого Новгорода
ул. Мерецкова-Волосова, д. 13,
Великий Новгород, 173007
Оператору электронной площадки –
ООО «РТС-тендер»
e-mail: ko@rts-tender.ru
Участнику закупки
(подателю жалобы) –
ООО ТД «МАФ»
ш. Алтуфьевское, д. 27, эт. 4, оф. 422
г. Москва, 127106
Победителю закупки –
ООО «БЭЙЛИШ»
г. Элиста, мкр. 4, д. 35А, пом. 1,
респ. Калмыкия, 358011
РЕШЕНИЕ
№ 053/06/49-9/2023
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
19 января 2023 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
……..
в присутствии представителей:
заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» - …… (доверенность № б/н от 17.01.2023), также являющейся членом аукционной комиссии, состав которой был утвержден постановлением Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода от 27.12.2022 № 1206 (далее – аукционная комиссия);
уполномоченного органа – Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода – ….. (доверенность № б/н от 16.01.2023);
участника закупки, признанного победителем – Общества с ограниченной ответственностью «БЭЙЛИШ» (далее – ООО «БЭЙЛИШ») - …. (доверенность № б/н от 18.01.2023);
податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «МАФ» надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «МАФ» (127106, г. Москва, ш. Алтуфьевское, д. 27, эт. 4, оф. 422; далее – ООО ТД «МАФ») на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее - КУМИ и ЗР Великого Новгорода) при осуществлении им совместно с заказчиком – Муниципальным казенным учреждением Великого Новгорода «Городское хозяйство» (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35а; далее – МКУ «Городское хозяйство») закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству парка в Псковском микрорайоне, территория в районе ул. Луговой и ул. Аркажской, извещение № 0350300011822000344 о проведении которого было в редакции № ИИ1 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.12.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
12.01.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО ТД «МАФ» на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - КУМИ и ЗР Великого Новгорода при осуществлении им совместно с заказчиком – МКУ «Городское хозяйство» закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству парка в Псковском микрорайоне, территория в районе ул. Луговой и ул. Аркажской, извещение № 0350300011822000344 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 29.12.2022 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам Жалобы, ООО ТД «МАФ» считает отклонение аукционной комиссии уполномоченного органа - КУМИ и ЗР его заявки неправомерным.
Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно представленным МКУ «Городское хозяйство» возражениям на Жалобу (вх. № 159 от 18.01.2023 Новгородского УФАС России), с ее доводами заказчик не согласен по следующим основаниям.
Заявка подателя Жалобы правомерно отклонена аукционной комиссией, поскольку данная заявка по ряду позиций не содержит характеристики предлагаемого к поставке, либо содержит показатели, которые соответствуют требованиям приложения № 1 к извещению о проведении электронного аукциона (далее - ТЗ).
Так, по позиции 1 «Горка» ТЗ по показателям «Сечение столбов комплекса» и «Диаметр столбов комплекса» требовалось указать одно конкретное значение в пределах установленных заказчиком минимального и максимального значений.
Вместе с тем, в заявке подателя Жалобы содержится значение в виде диапазона значений - 150-250 мм («Сечение столбов комплекса») и «150-250 мм» (Диаметр столбов комплекса).
По позиции 7 «Качели малышовые» ТЗ по показателю «Количество опорных столбов» требовалось указать значение аналогично установленному заказчиком «2 шт», вместо этого заявке Общества указано 2 «мм».
По позиции 13 «Канатный комплекс» по показателям «Нагрузка на разрыв каната» и «Глубина ребер жесткости сидения», вместо указания значения с соответствующей единицей измерения («кг» и «мм»), в заявке содержится «кш» и «шт» соответственно.
По позиции 12 «Встраиваемый батут» по показателю «Толщина троса сетки для прыжков» отсутствует какое-либо значение, а по показателю «Расстояние между наборными элементами сетки относительно друг друга» вместо диапазона значений заявка Общества содержит конкретное значение «3 мм».
На основании вышеизложенного, заказчик – МКУ «Городское хозяйство» просит признать Жалобу необоснованной.
Вместе с тем, заказчик – МКУ «Городское хозяйство» в своих возражениях на Жалобу указывает на наличие в ТЗ ошибок при составлении ТЗ, которые приведут к получению детского игрового оборудования, не соответствующего утвержденной концепции развития благоустраиваемой территории и к нарушению прав неограниченного круга лиц на повышение индекса качества городской среды.
Так, при описании позиций 1 «Горка», 2 «Качели-балансир», 6 «Качель-гамак», 7 «Качели малышовые», 9 «Качели двойные», 10 «Качели пять дорог», 11 «Элемент для развития ловкости», 14 «Игровой комплекс», 16 «Деревянные качели» определены показатели «Материал брёвен», «Материал столбов», «Материал опорных столбов и брёвен» указано неизменяемой значение «Окорённое бревно акации», то есть бревно акации, со снятой корой, без дополнительной обработки, сохраняющей природные размеры и натуральную форму.
В тоже время по указанным товарам определены такие показатели как: «Сечение столбов комплекса», «Диаметр опорных столбов», «Диаметр брёвен», значения по которым определены в виде минимальных и максимальных значений, в пределах которых участник закупки должны представить одно конкретное значение, что фактически подразумевает поставку товара, изготовленного из оцилиндрованного (фрезерованного) бревна, прошедшего механическую обработку на специальном оборудовании и имеет одинаковый диаметр по свей длине.
Допущенные заказчиком – МКУ «Городское хозяйство» нарушения могли ввести в заблуждение участников закупки, а также не позволили оценить стоимость закупаемых работ.
Для подготовки надлежащего описания объекта закупки, которое отвечало бы требованиям законодательства о контрактной системе и собственным потребностям заказчика, МКУ «Городское хозяйство» просит отметить рассматриваемую закупку.
Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержала вышеуказанные возражения на Жалобу в полном объеме.
Уполномоченный орган - КУМИ и ЗР Великого Новгорода также считает поводы Жалобы необоснованными (вх. № 150 от 17.01.2023 Новгородского УФАС России).
Из возражений КУМИ и ЗР Великого Новгорода следует, что при заполнении заявки Обществом было допущено множество нарушений. Данные нарушения подробно описаны в протоколе от 11.03.2022 подведения итогов определения поставщика (далее - Протокол).
На основании вышеизложенного, уполномоченный орган - КУМИ и ЗР Великого Новгорода считает Жалобу небоснованной.
Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа поддержала указанные возражения в полном объеме.
На рассмотрении Жалобы присутствовал также представитель победителя рассматриваемой закупки ООО «БЭЙЛИШ», который поддержал позицию заказчика – МКУ «Городское хозяйство» в части доводов Жалобы.
Касательно наличия в ТЗ ошибок представитель ООО «БЭЙЛИШ» указал на то, что все указанные заказчиком нарушения могут быть устранены путем заключения дополнительного соглашения.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В декабре 2022 – январе 2023 года заказчиком – МКУ «Городское хозяйство» совместно с уполномоченным органом - КУМИ и ЗР Великого Новгорода и аукционной комиссией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству парка в Псковском микрорайоне, территория в районе ул. Луговой и ул. Аркажской, извещение № 0350300011822000344 о проведении которого было в редакции № ИИ1 размещено на официальном сайте 29.12.2022.
Извещение о проведении электронного аукциона в действующей редакции утверждена заместителем директора МКУ «Городское хозяйство» ….. 29.12.2022 (далее - Извещение).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона
Из пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Аналогичные требования к содержанию заявки участника закупки содержатся в приложение 3 к Извещению (далее – Приложение 3).
В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Извещения определен объект рассматриваемой закупки выполнение работ по благоустройству парка в Псковском микрорайоне, территория в районе ул. Луговой и ул. Аркажской.
Как уже указывалось ранее, описание объекта закупки содержится в ТЗ.
Необходимо отметить, что ТЗ представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика.
Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности заказчика, в ТЗ представлены в виде следующих столбцов: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».
В столбце 11 («Единицы измерения»), содержащемся в ТЗ, заказчиком также предусмотрено указание единиц измерения показателей (характеристик) товаров.
Во исполнение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в извещении инструкции по заполнению заявок на участие в нем (далее - Инструкция), заказчиком – МКУ «Городское хозяйство» в Извещении установлена соответствующая Инструкция (пункт 3.6 Приложения 3).
Так, согласно пункту 1) Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), в том числе с использованием математических знаков «≥»,«≤», участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Из пункта 3) Инструкции следует, что при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.
Согласно пункту 4) Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.
В соответствии с пунктом 5) Инструкции единицы измерения показателей (характеристик) предлагаемого участником закупки товара должны соответствовать установленным заказчиком в столбце 11 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки).
Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая заявку на участие в ней, должны были учитывать не только содержащиеся в ТЗ требования к поставляемому товару, но и указанные положения Инструкции.
Согласно ТЗ, среди прочих товаров закупаются такие товары как:
- Позиция 1 «Горка»:
- с показателем «Сечение столбов комплекса» и значениями «100 мм» (столбец 5) - «260 мм» (столбец 6):
- с показателем «Диаметр столбов комплекса» и значениями «160 мм» (столбец 5) - «260 мм» (столбец 6);
- Позиция 7 «Качели малышовые»:
- с показателем «Количество опорных столбов» и неизменяемым значением «2 шт» (столбец 11 (единицы измерения);
- Позиция 12 «Встраиваемый батут»:
- с показателем «Толщина троса сетки для прыжков» и значениями «4 мм» (столбец 5) - «5 мм» (столбец 6);
- с показателем «Расстояние между наборными элементами сетки относительно друг друга» и значениями «3 мм» (столбец 8) – «4 мм» (столбец 9);
- Позиция 13 «Канатный комплекс»:
- с показателем «Нагрузка на разрыв каната» и с минимальным значением «3 300 кг» – максимальным значением «7 000 кг» (столбец 11 (единицы измерения);
- с показателем «Глубина ребер жесткости сидения» и с минимальным значением «35 мм» - максимальным значением «50 мм» (столбец 11 (единицы измерения).
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений Инструкции (пункты 1, 3, 4, 5):
- по позиции 1 «Горка» ТЗ заявки участников закупки должны содержать конкретное значение сечения и диаметра столбов комплекса, которые должны быть не менее минимального и не более максимального значений, определенных по указанным показателям с соответствующей ТЗ единицей измерения;
- по позиции 7 «Качели малышовые» ТЗ заявки участников закупки должны содержать количественное значение указанного выше показателя, определенного заказчиком в виде штук;
- по позиции 12 «Встраиваемый батут» ТЗ заявки участников закупки должны содержать конкретное значение толщины троса сетки для прыжков, которое должно быть не менее минимального и не более максимального значения установленных в ТЗ, а относительно расстояния между наборными элементами сетки относительно друг друга - диапазон значений, включающий значения, определенные в ТЗ;
- по позиции 13 «Канатный комплекс» ТЗ заявки участников закупки должны содержать конкретное значение нагрузки на разрыв каната и глубины ребер жесткости сидения с соответствующими единицами измерения («кг» и «мм» соответственно).
Согласно Протоколу, заявка с идентификационным номером 113356887 (ООО ТД «МАФ») отклонена аукционной комиссией уполномоченного органа – КУМИ и ЗР Великого Новгорода на основании пункта 1 части 12 статьи 48 в связи с отсутствием значений показателей (характеристик) товара, а также в связи с несоответствием значений показателей (характеристик) товара требованиям ТЗ.
Ознакомившись с заявкой Общества, Комиссия приходит к выводу о правомерности действий аукционной комиссии уполномоченного органа – КУМИ и ЗР Великого Новгорода по отклонению заявки данного участника, поскольку:
- указание по позиции 1 «Горка» ТЗ в рамках показателей «Сечение столбов комплекса» и «Диаметр столбов комплекса» диапазонных значений («150-250 мм» и «150-250» соответственно), не отвечает положениям пункта 1 Инструкции, а отсутствие единицы измерения при отражении диаметра столбов комплекса свидетельствует о нарушении пункта 5 Инструкции;
- наличие по позициям 7 «Качели малышовые» и 13 «Канатный комплекс» значений показателей «Количество опорных столбов», «Нагрузка на разрыв каната» и «Глубина ребер жесткости сидения» с иными единицами измерения (вместо «шт» - «мм», вместо «кг» - «кш», вместо «мм» - «шт» соответственно) противоречит положениям пункта 5 Инстуркции и, фактически, свидетельствует об отсутствие значений таких показателей в заявке Общества;
- по позиции 12 «Встраиваемый батут» помимо указания вместо диапазона значений показателя «Расстояние между наборными элементами сетки относительно друг друга» указано одно конкретное значение («3 мм»), что не соответствует пункту 4 Инструкции, значение показателя «Толщина троса сетки для прыжков» вовсе отсутствует.
Следовательно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
- В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе писание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено выше, описание объекта рассматриваемой закупки заказчиком приведено в ТЗ.
При этом, при установлении требований к подлежащим поставке товарам заказчиком был допущен ряд нарушений правил описания объекта закупки, что выразилось в следующем.
-
- В отношении показателя «Высота от финишного покрытия левого» по позиции 1 «Горка» ТЗ не приведены единицы измерения, тогда как показатели определены числовыми характеристиками (не менее 2 500 и не более 2 600).
При этом аналогичный показатель левого столба определен с единицей измерения «мм», следовательно, данный показатель является измеряемым.
1.2 В отношении каждого товара ТЗ заказчиком в качестве показателя определено «Соответствие комплекса» и неизменяемое значение «требованиям ГОСТ, ТР ЕАЭС 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» и имеет соответствующие паспорта и сертификаты». Вместе с тем, не определено, какому именно государственному стандарту должен соответствовать тот или иной комплекс.
1.3 По позиции 6 «Качель-гамак» ТЗ заказчиком в рамках показателя «Требования безопасности креплений» установлено значение «Европейский стандарт безопасности EN1176», тогда как пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
При этом, в национальной системе стандартизации Российской Федерации существует ГОСТ 34614.1-2019 (EN 1176-1:2017) «Межгосударственный стандарт. Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 1. Общие требования безопасности и методы испытаний», согласно пункту 5 которого настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 1176-1:2017 «Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 1. Общие требования безопасности и методы испытаний».
Европейский стандарт безопасности EN1176 также фигурирует в значении показателя «Описание оборудования» позиции 10 «Качели пять дорог» ТЗ и по позиции 7 «Качели малышовые» в значении показателя «Требования безопасности к креплениям-блочков подвеса»
1.4 По позиции 13 «Канатный комплекс» установлен такой показатель как «Влажность столбов», в рамках которого участники должны указать конкретное значение, которое не должно быть ниже 8% и выше 12 %.
ГОСТ 16588-91 (ИСО 4470-81) «Государственный стандарт Союза ССР. Пилопродукция и деревянные детали. Методы определения влажности» распространяется на пилопродукцию и деревянные детали хвойных и лиственных пород и устанавливает три метода определения влажности пилопродукции или деталей: рабочий - с использованием электровлагомера, контрольный и ускоренный сушильно-весовые методы.
Следовательно, для определения значения показателя «Влажность столбов» участники рассматриваемой закупки до подачи заявки на участие в конкурсе должны получить результаты испытания образцов от партии столбов канатного комплекса для указания конкретного (неизменного) значения данного показателя в заявке, либо иметь в наличии готовый канатный комплекс в паспорте которого будут содержаться значения такого испытания.
Вместе с тем, при установлении заказчиком в Извещении требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 (далее – Письмо ФАС России), а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.
Таким образом, требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в закупки конкретного значения показателя товара (составного элемента), которое станет известно в результате испытаний, является неправомерным.
1.5 Кроме того, при описании позиций 1 «Горка», 2 «Качели-балансир», 6 «Качель-гамак», 7 «Качели малышовые», 9 «Качели двойные», 10 «Качели пять дорог», 11 «Элемент для развития ловкости», 14 «Игровой комплекс», 16 «Деревянные качели» определены показатели «Материал брёвен», «Материал столбов», «Материал опорных столбов и брёвен» указано неизменяемое значение «Окорённое бревно акации», тогда как по этим же позициям установлены такие показатели как: «Сечение столбов комплекса», «Диаметр опорных столбов», «Диаметр брёвен», в отношении которых участники должны представить конкретные значения.
При этом, особенностью окорённого бревна является минимальное вмешательство в структуру древесины, что подразумевает счесывание коры и сучьев со ствола и не позволяет обеспечить единый диаметр бревна по всей длине, а также препятствует указанию конкретного диаметра бревен и опор столбов в силу его непостоянства.
Также следует отметить, что при описании показателей и их значений в ТЗ заказчиком не соблюдались правила русского языка («Размер диаметром прутка звена цепи», «….Подвесы из цепи с прорезиненными сидениями крепятся перекладинам через подшипниковые крепления-блочки…»), что затрудняет восприятие информации, содержащейся в ТЗ, а также затрудняет заполнение заявок участниками закупки.
1.6 ТЗ также содержит раздел 2, в подразделе 3 которого указаны технические регламенты, в соответствии с которыми должны быть выполнены монтажные работы.
Вместе с тем, в перечне документов указаны такие несуществующие ГОСТ как:
- ГОСТ 34614.12019 «Общие требования безопасности и методы испытаний», однако существует ГОСТ 34614.1-2019 (EN 1176-1:2017) «Межгосударственный стандарт. Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 1. Общие требования безопасности и методы испытаний»;
- ГОСТ 34614.7 «Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 7. Руководство по установке, контролю, техническому обслуживанию и эксплуатации», при этом существует ГОСТ 34614.7-2019 «Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 7. Руководство по установке, контролю, техническому обслуживанию и эксплуатации».
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком разработан проект контракта, который является приложением № 4 к Извещению (далее - ПК).
Аналогичный по содержанию раздел 2 ТЗ содержатся в приложении № 1 к ПК.
Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «Городское хозяйство» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, вводящем в заблуждение участников рассматриваемой закупки в части уяснения ими требований к подлежащим поставке товарам, а также способном привести к закупке оборудования, не соответствующего действительным потребностям заказчика.
Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика с допущенными нарушениями согласилась.
Вышеуказанные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика, являются существенными, привели к описанию объекта закупки в Извещении, не соответствующему действительным потребностям заказчика.
Кроме того, могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.
Указанные обстоятельства дают достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе именно путем аннулирования торгов.
Руководствуясь статьями 33, 34, 42, 43, 48, 49, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «МАФ» (127106, г. Москва, ш. Алтуфьевское, д. 27, эт. 4, оф. 422) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) при осуществлении им совместно с заказчиком – Муниципальным казенным учреждением Великого Новгорода «Городское хозяйство» (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35а) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству парка в Псковском микрорайоне, территория в районе ул. Луговой и ул. Аркажской, извещение № 0350300011822000344 о проведении которого было в редакции № ИИ1 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.12.2022, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику – Муниципальному казенному учреждению Великого Новгорода «Городское хозяйство», уполномоченному органу – Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство».
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.