Постановление №1061/02 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штр... от 9 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад»

 

пл.  Конституции, д. 3, литер А,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

e-mail: post@mrsksevzap.ru

 


Новгородский филиал

ПАО «Россети Северо-Запад»

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,

Великий Новгород, 173001

                             

                                                                          e-mail: post@novgorodenergo.ru

 

(для сведения)

                                                                          ФГУП  «РТРС»

                                                                          филиал «Новгородский ОРТПЦ»

 

                                                                          ул. Бояна, д. 8,

                                                                          г. Великий Новгород, 173000

                                                                          secretar-nov@rtrn.ru

 

 

 

 

                                                        

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                              о наложении штрафа по делу № 053/04/9.21-916/2021 

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 03.03.2022

В полном объеме изготовлено 09.03.2022                                         Великий Новгород

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление)                       – Виниченко О.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-916/2021, возбужденного в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3,  литера А, пом. 16Н,  г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),     

  

                                         У С Т А Н О В И Л:

В Новгородское УФАС России поступило заявление    ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» (вх. от 08.12.2021 № 9327 Управления).

В заявлении указано, что между ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» (далее - Заявитель, Филиал, Потребитель) и ООО «Гарантэнергосервис (правопреемник ООО «ТНС энерго Великий Новгород», далее - Гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения №0000018 от 01.01.2014.           

В качестве сетевой организации в договоре энергоснабжения №0000018 от 01.01.2014 указано ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (переименовано в ПАО «Россети Северо-Запада», далее – Сетевая организация).

Между ООО «ТНС энерго Великий Новгород» и ПАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №32 от 30.01.2014 на объекты РТРС – 1 (0) и РТРС – 2 (0), расположенные в Новгородской области по адресам: д. Ближнее Заполье, Любытинского района; д. Каменка (Старая Каменка), Солецкого района; д. Висленев Остров, Окуловского района; д. Лубенское Мошенского района.

ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указало, что в период с  01.01.2021 по 03.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запада» в лице своего Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запада» объекты Филиала были отключены и суммарное превышение норматива отключений составило более 72 в год.

Также ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указало, что за период с 01.01.2021 по 03.12.2021 уведомлений о введении ограниченного режима потребления электрической энергии в его адрес ни Гарантирующим поставщиком, ни ПАО «Россети Северо-Запада» не направлялось, линейный график отключений объектов Заявителя так же не представлялся.

ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» полагает, что ПАО «Россети Северо-Запада» нарушены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии) в части превышения допустимого суммарного числа часов отключения электрической энергии в год, установленное пунктом 31(6) данных правил, а также Правила полного и (или) частичного ограничения потребления электрической энергии в части не уведомления Потребителя о введении в отношении Потребителя ограничения режима потребления электрической энергии.

ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» полагает, что ПАО «Россети Северо-Запада» своими действиями создает в отношении Заявителя дискриминационные условия.

В связи с изложенным Заявитель просит признать ПАО «Россети Северо-Запада» нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также привлечь Общество к административной ответственности.

В Управление от ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» поступили дополнения к заявлению (вх. от 08.02.2022 № 742 Управления).

В дополнениях к заявлению Филиал указал, что письмом от 06.12.2021 №773/01 запросил у Гарантирующего поставщика документальное подтверждение отключений на объектах Филиала, с объяснением причин отключения и причин нарушения договора и действующего законодательства.

Гарантирующий поставщик, запросив информацию у Сетевой организации, письмом от 03.06.2021 № 01-18/29158 предоставил ответ ПАО «Россети Северо-Запада» (письмо ПАО «Россети Северо-Запада» исх. от 17.01.2022 №МР2/6/11-01-04/214) в котором Общество подтверждает перерывы в электроснабжении объектов Филиала, не оспаривая количества отключений и совокупный объем отключений, значительно превысивший допустимое суммарное число часов отключения в год (72 часа), а также время отключения электрической энергии на объекте подряд (24 часа), установленное Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В качестве причин перерывов в электроснабжении Сетевая организация называет неблагоприятные погодные условия на территории Новгородской области в ноябре-декабре 2021 года в виде сильных осадков, преимущественно мокрого снега, налипание последнего на провода, падение веток на провода с последующим их обрывом.

Вместе с тем, в дополнениях к своему заявлению Филиал указал, что отключения на объектах Филиала и наступление фактов превышения Сетевой организацией установленного норматива имели место задолго до ноября-декабря 2021 года, в течение всего периода с 01.01.2021 по 03.12.2021 (дата, по состоянию на которую была подготовлена и направлена Филиалом жалоба в Управление), и только по одному объекту Филиала, расположенному в д. Висленев Остров, Окуловского района Новгородской области, превышение установленного норматива наступило 29.11.2021 года.

Таким образом, довод Сетевой организации о неблагоприятных погодных условиях, как причине перерывов в электроснабжении объектов Филиала, сам Филиал считаем надуманным.

Филиал считает необходимым отметить, что отключения электрической энергии на объектах Филиала фиксируются по профилям приборов учета электрической энергии, а также по журналу СДК (системы дистанционного контроля).

Кроме того, сведения о количестве потребленной электрической энергии, в виде почасовых срезов (4-я ценовая категорий оплаты электрической энергии), Филиал ежемесячно направляет в адрес Гарантирующего поставщика, которым указанные сведения принимаются без замечаний, не оспариваются.

Данные сведения являются основаниями для расчетов между Гарантирующим Поставщиком и Филиалом.

Информации о согласовании превышения максимального размера числа отключений, в том числе, суточного (24 часов подряд), для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору, Сетевой организации не представлено.

Таким образом, допустимое суммарное число часов отключения в год (не более 72 часов), а также время отключения электрической энергии подряд (не более 24 часов) в отношении вышеуказанных объектов ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ»  по состоянию на 03.12.2021 превышено значительно, и не правомерно.

Заявитель указал, что поддерживает ранее поданное в Управление заявление в полном объеме, и просит привлечь Общество к административной ответственности по фактам превышения норматива допустимого числа часов отключения электрической энергии.

В ходе рассмотрения заявления Управлением было установлено следующее.

           

23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись с ГРН № 2217802975245, которой наименование Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» изменено на Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», сокращенное наименование изменено на ПАО «Россети Северо-Запад».                                                                                          Также вышеуказанной записью от 23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесены сведения о филиале ПАО «Россети Северо-Запад», местом нахождения которого является Новгородская область, наименование филиала – Новгородский филиал ПАО «Россети Северо-Запад». 

Согласно пункту 5.3 Разъяснений № 7 Президиума ФАС России «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15), при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В данной связи заявление ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» в отношении ПАО «Россети Северо-Запада» было рассмотрено в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а не Законом о защите конкуренции.

В заявлении ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указало, что в его ведении находятся объекты РТРС – 1 (0) и РТРС – 2 (0), расположенные в Новгородской области по адресам: д. Ближнее Заполье Любытинского района; д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района; д. Висленев Остров Окуловского района; д. Лубенское Мошенского района.

Данные объекты ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» присоединены к сетям Общества по третьей категории надежности электроснабжения, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 10000В (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №2642/11 от 06.10.2011).          

В период с  01.01.2021 по 03.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запада» в лице  Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запада» были превышены нормативы отключений электроснабжения в том числе, допустимого суммарного числа часов отключений в год (не более 72 часов) объектов ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенных в Новгородской области по адресам: д. Ближнее Заполье Любытинского района; д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района; д. Висленев Остров Окуловского района; д. Лубенское Мошенского района.

Таким образом, в период с 01.01.2021 по 03.12.2021 произошло превышение, допустимого суммарного числа часов отключений в год (не более 72 часов) четырех объектов ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенных в Новгородской области в количестве 552 часов.

В заявлении ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указано, что ПАО «Россети Северо-Запада» не оповещало Филиал о введении в действие графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.

Так же в заявлении ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указано, что ПАО «Россети Северо-Запада» в Филиал не представляло информации о согласовании превышения суммарного числа часов отключения электрической энергии в течение календарного года с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО «Россети Северо-Запад» является субъектом естественной монополии 

Согласно абзацу 1 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Согласно абзацу 2 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Согласно абзацу 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно пункту 29 Правил недискриминационного доступа, сетевая организация в порядке и по основаниям, которые указаны в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 34 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии) в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.

Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.

Согласно пункту 35 Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к графикам аварийного ограничения относятся, в том числе графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления потребителей сетевая организация или системный оператор производит отключение линий электропередачи и (или) электросетевого оборудования. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей. Графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, в случае невыполнения потребителями диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении в действие графиков ограничения режима потребления, а также в случае сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления после введения ограничения режима потребления.

Сетевая организация оповещает потребителей о введении в действие графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.

В ходе рассмотрения заявления Управлением были предварительно установлены признаки нарушения пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, пункта 35 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической в действиях ПАО «Россети Северо-Запад».

Ответственность за нарушение  субъектом естественной монополии Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрена частью 1 статьи  9.21   КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП повторное совершение однородного административного правонарушения – это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, лицом, уже подвергнутым административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП.

ПАО «Россети Северо-Запад» на дату совершения административного правонарушения являлось привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Новгородского УФАС России по делу № 053/04/9.21-397/2019, исполненное 29.12.2020), деяние Общества является нарушением части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Общества, выразившихся в нарушении Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в пределах 1 года после указанной даты усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 28.7 КоАП, в связи с выявлением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, на основании обращения Заявителя Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении № 053/04/9.21-916/2021 и проведении административного расследования.

Определением о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении                                                                              срок проведения административного расследования по делу № 053/04/9.21-916/2021 был продлен.

На определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-916/2021 и проведении административного расследования и определение о продлении срока проведения административного расследования ПАО «Россети Северо-Запада» представило в Управление письменные пояснения (исх. №МР2/6/05-01-11/160 от 14.01.2021, исх. №МР2/6/05-01-11/154 от 07.02.2022, Общества) и оптические носители информации (СD) содержащие сканированные страницы оперативных журналов о количестве часов прекращения подачи электрической энергии на объекты  ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенных в ряде муниципальных районах Новгородской области.

Из письменных пояснений следует, что электроснабжение объекта Потребителя ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ретрансляционная вышка) (далее - ФГУП «РТРС») в нп. Каменка Солецкого района осуществляется от ВЛ-I0 кВ Л-2 ПС 35 кв Вшели, находящиеся на балансе производственного отделения «Ильменские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад».

Согласно данным Солецкой оперативно-диспетчерской группы Шимского района производственного отделения «Ильменские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 зафиксированы отключения питающей ВЛ.

Суммарное время отключения питающей ВЛ за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, включая плановые работы составило 129 ч. 25 мин.

Электроснабжение объекта Потребителя ФГУП «РТРС» в нп. Ближнее Заполье Любытинского района осуществляется от ВЛ10 кВ Л-3 ПС 110 кВ Неболчи, находящиеся на балансе производственного отделения «Боровичские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россети Севера-Запад».

Согласно данным   Любытинской оперативно-диспетчерской группы Хвойнинского района производственного отделения «Ильменские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» зафиксированы отключения питающей ВЛ.

Суммарное время отключения питающей ВЛ за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, включая плановые работы составило 107 ч. 133 мин.

Электроснабжение объекта Потребителя ФГУП «РТРС» в н.п. Висленев Остров Окуловского района осуществляется от ВЛ-10 кВ Л-6 ПС 110 кВ Любытино, находящиеся на балансе производственного отделения «Боровичские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россеги Севера-Запад».

По данным Любытинской оперативно-диспетчерской группы Боровичского района производственного отделения «Ильменские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» зафиксированы отключения питающей ВЛ.

Суммарное время отключения питающей ВЛ за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, включая плановые работы составило 42 ч. 33 мин.

Электроснабжение объекта Потребителя ФГУП «РТРС» в н.п. Лубенское Мошенского района осуществляется от ВЛ-10 кВ Л-4 ПС 110 кВ Кабожа, находящиеся на балансе производственного отделения «Боровичские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад».

По данным Мошенской оперативно-диспетчерской группы Мошенского района производственного отделения «Ильменские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» зафиксированы отключения питающей ВЛ.

Суммарное время отключения питающей ВЛ за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, включая плановые работы составило 44 ч. 35 мин.

Общество указало, что технологические нарушения в работе питающих объекты ВЛ, находящихся на балансе ФГУП «РТРС», вызваны аварийными отключениями в связи с неблагоприятными погодными явлениями на территории Новгородской области в течение 2021 года.

Вместе с тем, большая часть отключений, питающих вышеуказанные объекты ЛЭП, находящихся на балансе ФГУП «РТРС», приходится на период с 27.11.2021 по 03.12.2021.

Причинами перерывов в электроснабжении объектов ФГУП «РТРС» явились неблагоприятные погодные явления, прошедшие на территории Новгородской области с 27.11.2021, выразившимися в виде сильных осадков, преимущественно в виде мокрого снега, налипания мокрого снега на провода и ветки деревьев с последующим замерзанием налипшего снега на проводах, что в свою очередь привело к массовым отключениям в основной и распределительной сети в электросетевом комплексе Новгородского филиала ПАО «Россети Ссверо¬Запад», сопровождающимися многочисленными обрывами проводов и вязок проводов из-за снегоналипания на провода ВЛ, изломами опор, разрушениями изоляторов.

Кроме того, территория Новгородской области, согласно Правилам устройства электроустановок, относится к III району по гололеду, что предусматривает образование стенки гололедно-изморозевых отложений на проводах не более 20 мм. В результате ненормированного гололедообразования, превышающего нормативную толщину стенки гололеда в 10 раз, нагрузка на провода ВЛ была превышена от расчетного в десятки раз.

В период массовых отключений в Новгородском филиале происходили повреждения более чем на 50 ЛЭП в сутки, как в распределительной сети 0,4-10 кВ так и в основной сети 35-110кВ общей протяжённостъю более 1000 км.

В связи с многочисленными повреждениями в распределительной сети в Новгородском филиале ПАО «Россети Северо-Запад», а также из-за труднопроходимой местности на участках ВЛ с повреждениями, тяжелыми условиями передвижения по трассе ВЛ и доставки материалов для ремонта электрооборудования ход ликвидации аварии был затруднен, что в свою очередь привело к увеличению времени ликвидации аварий.

Кроме того, работы по восстановлению электроснабжения и минимизации времени обесточения потребителей были приоритетно направлены на включение социально значимых объектов, а также на включение электроустановок, исходя из наибольшего количества потребителей (точек учета).

Общество указало, что для питания социально значимых объектов применялись резервные источники снабжения электроэнергией (РИСЭ) в количестве 52 шт. общей мощностью 2,02МВт.

Новгородским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» принимались исчерпывающие меры для восстановления электроснабжения объектов ФГУП «РТРС» и минимизации времени обесточения потребителей.

Для ликвидаций последствий аварий были задействованы все собственные силы и средства, а также были передислоцированы силы и привлечены бригады филиалов ПАО «Россети Северо-Запад», ДЗО ПАО «Россети», спасательных подразделений ГУ МЧС России ПО Новгородской и Ленинградской области, лесничеств и подрядных организаций общей численностью: 116 бригад, 546 человек, 143 ед. техники, в том числе 48 бригад, 239 человек, 62 ед. техники от смежных филиалов ПАО «Россети Северо-Запад», ДЗО ПАО «Россети», подрядных организаций, 100 человек ГУ МЧС, 49 человек лесничеств.

Проанализировав представленные Обществом сведения о количестве часов прекращения подачи электрической энергии Управлением выявлено, что  Обществом было допущено превышение допустимого суммарного числа часов (не более 72 часов) отключения в течение календарного 2021 года на объектах РТРС – 1 (0) и РТРС – 2 (0) ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенных в Новгородской области по адресам: д. Ближнее Заполье, Любытинского района; д. Каменка (Старая Каменка), Солецкого района; д. Висленев Остров, Окуловского района; д. Лубенское Мошенского района, которое составило более 322 часов.

При этом, 20.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запада» в лице своего Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запада» был превышен норматив отключений электроснабжения в том числе, допустимого суммарного числа часов отключений в год (не более 72 часов) объекта ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенного в Новгородской области по адресу д. Ближнее Заполье Любытинского района.

В ходе проведения административного расследования Управлением были запрошены аргументированные доказательства причинно-следственной связи того, что неблагоприятные погодные условия свидетельствуют об объективной невозможности своевременного восстановления энергоснабжения объектов ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», о чем ранее было указано в письменных пояснениях Общества от 14.01.2022 исх. №МР2/6/05-01-11/160.

ПАО «Россети Северо-Запада» не представило в Управление аргументированные доказательства причинно-следственной связи того, что неблагоприятные погодные условия свидетельствуют об объективной невозможности своевременного восстановления энергоснабжения объектов ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ».

В Управление (вх. от 26.01.2022 №424 Управления) Северо-Западное управление Ростехнадзора представило письменные пояснения (исх. от 26.01.2022 №242-125 Ростехнадзора) в которых сообщило, что ПАО «Россети Северо-Запада» не обращалось о согласовании превышения максимального размера числа отключений, в том числе, суточного (24 часов подряд), для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

В ходе административного расследования событие административного правонарушения нашло свое подтверждение.

По результатам административного расследования №053/04/9.21-916/2021 составлен протокол по делу об административном правонарушении в котором отражено событие административного правонарушения.

Протокол был составлен в присутствии представителя Сетевой организации –   <С…> по доверенности № 219-21 от 15.12.2021.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 18.02.2022 к участию в рассмотрении в деле в качестве потерпевшего был привлечен Заявитель.

О месте и времени рассмотрения настоящего дела Сетевая организация и Заявитель были уведомлены надлежащим образом.

03.03.2022 было начато рассмотрение настоящего дела в присутствии: представителя Общества <А…>, действующей на основании доверенности № 226-21 от 15.12.2021 (далее – Представитель сетевой организации); представителя ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» <К…>, действующей на основании доверенности № б/н от 02.03.2022 (далее – Представитель ФГУП «РТРС»).

На рассмотрении настоящего дела Представителем сетевой организации было заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: письма ПАО «Россети Северо-Запад» от 23.12.2021 №МР2/6/11-01-06/7599 о рассмотрении вопроса согласования работ; Указа Губернатора Новгородской области от 08.12.2021 №630 о введении режима чрезвычайной ситуации; письмо Северо-Западного управления Ростехнадзора от 25.01.2022 №242-105.

Данные документы приобщены к материалам дела и приняты во внимание при рассмотрении дела.

На рассмотрении настоящего дела Представитель сетевой организации пояснил, что Новгородский филиал ПАО «Россети Северо-Запад», является убыточным.

Так же Представитель сетевой организации пояснил, что в Новгородском филиале ПАО «Россети Северо-Запад» недостаточное количество ремонтных бригад для своевременного устранения аварий. Кроме того, несвоевременное устранение аварий связано в том числе с неблагоприятными погодными условиями и введением режима чрезвычайной ситуации.

Так же Представитель сетевой организации ходатайствовал о применении к Обществу при вынесении административного наказания положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в связи с наличием исключительных обстоятельств у привлекаемого к административной ответственности юридического лица по вышеизложенным пояснениям Представителя и снижении административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

На рассмотрении настоящего дела Представителем сетевой организации было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 053/04/9.21-916/2021 в связи с необходимостью представления Обществом дополнительных доказательств по делу.

Определением об отложении рассмотрения дела от 02.03.2022 рассмотрение дела было назначено на 03.03.2022.

Рассмотрение настоящего дела осуществлено 03.03.2022 в присутствии: представителя Общества <С…> (далее – Представитель сетевой организации); представителя ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» <К…>, действующей на основании доверенности № б/н от 02.03.2022 (далее – Представитель ФГУП «РТРС»).

На рассмотрении настоящего дела Представителем сетевой организации было заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела финансовых  документов Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад», свидетельствующих о тяжелом финансовом положении именно Новгородского филиала.

Также Представитель сетевой организации, указал на необоснованный тариф, установленный Комитетом по тарифной политике Новгородской области для Общества.

Представитель сетевой организации пояснил, что взыскание штрафа в размере, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с ПАО «Россети Северо-Запад» в рамках настоящего дела, по мнению Общества будет носит карательный характер.

Представитель сетевой организации просил о снижении административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП в связи с наличием исключительных обстоятельств, а именно тяжелым финансовым положением Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад».

Также Представитель сетевой организации, указал, что ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» не обращалось к Обществу за возмещением возможных причиненных убытков и при рассмотрении настоящего дела также не заявлял о возможных причиненных убытков.

На рассмотрении настоящего дела Представителем ФГУП «РТРС» заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела оптического носителя информации (СD) содержащего сведения о датах и времени отключений энергоснабжения и о количестве часов прекращения подачи электрической энергии на объекты  ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенных в ряде муниципальных районах Новгородской области зафиксированные по профилям приборов учета электрической энергии, а также по журналу СДК (системы дистанционного контроля).

На рассмотрении настоящего дела Представитель ФГУП «РТРС» возражал против снижения ниже низшего предела минимального размера административного штрафа предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с тем, что настоящее дело возбуждено в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» которое является прибыльным предприятием.

Так же Представитель ФГУП «РТРС» пояснил, что и в 2020 году происходило прекращение подачи электрической энергии на объекты ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» сверх установленных нормативов.

 Представитель ФГУП «РТРС» пояснил, что в результате прекращения энергоснабжения электрооборудование Филиала может выйти из рабочего состояния.

Должностное лицо, рассматривающее дело, считает, довод Представителей  ПАО «Россети Северо-Запад» о том, что не возможность своевременного восстановления энергоснабжения объектов Филиала вызвана введением с 08.12.2021 режима  чрезвычайной ситуации не состоятельным по следующим основаниям.

Указом Губернатора Новгородской области от 08.12.2021 №630 установлены границы зоны чрезвычайной ситуации в границах Окуловского муниципального района.

Однако, в 2021 году происходило прекращение энергоснабжения объектов Филиала, расположенных не только в Окуловском муниципальном районе, но и расположенных в д. Ближнее Заполье, Любытинского района; д. Каменка (Старая Каменка), Солецкого района; д. Лубенское Мошенского района в том числе в  весенне-летний период.

ПАО «Россети Северо-Запада» не представило в Управление аргументированные доказательства причинно-следственной связи того, что неблагоприятные погодные условия свидетельствуют об объективной невозможности своевременного восстановления энергоснабжения объектов ФГУП «РТРС».

Доводы, изложенные в письменных пояснениях Общества относительно неблагоприятных погодных условий не подтверждают необходимым и достаточным образом наличие обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства.

Данная позиция Управления подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2021 по делу №А52-3239/2020).

Относительно довода Общества о тяжелом финансовом положении и необоснованном тарифе, установленном органом регулирования, необходимо отметить следующее.

Заявляя доводы о необоснованном тарифе, Общество не раскрывает, какие именно затраты и в каком объеме недофинансировались.

Согласно отчету о финансовых результатах Сетевой организации за 2021 год, размещенному Обществом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за 2021 год Общество имеет совокупный финансовый результат в виде прибыли в размере 1 372 788 тыс. руб.

Каких-либо доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с финансовым положением Общества, не представлено.

При рассмотрении настоящего дела было принято во внимание, то что хотя Представитель ФГУП «РТРС» и пояснял, что в результате прекращения энергоснабжения электрооборудование Филиала может выйти из рабочего состояния, но со стороны Филиала не было представлено каких-либо доказательств причинения материального ущерба и/или причинения убытков Филиалу вследствие бездействия Общества и что было учтено при определении и для обоснования размера штрафа.

Время и место совершения административного правонарушения – 20.12.2021, Новгородская область.

Вина Сетевой организации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность не нарушать Правила, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры. Доказательств принятия Обществом всех необходимых мер для технологического присоединения объектов Заявителя в установленный Правилами технологического присоединения срок в материалы дела не представлено.

Срок привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения и на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Сетевой организации в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП, не установлено.

При назначении административного наказания, должностное лицо, рассматривающее дело, исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований Правил, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.

Совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в сфере правоотношений, подлежащий особой охране со стороны государства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, совокупностью доказательств и материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его Обществом, вина Общества, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При назначении административного наказания выяснялись и исследовались обстоятельства, предусмотренные статьями 4.1, 4.2, 4.3, 26.1 КоАП РФ.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Рассматриваемое административное правонарушение относится к нарушениям в сфере электроэнергетики. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об электроэнергетике равен одному году со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемое административное правонарушение не истек.

Кроме того, Общество систематически допускает отключение энергоснабжения объектов Заявителя, что негативно характеризует постделиктное поведение Сетевой организации, оснований для снижения административного штрафа ниже низшего предела не усматривается.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.

 Каких-либо иных заявлений, ходатайств или отводов от Общества и его представителей не поступало.         

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                            П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16 Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Применить к Публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

3. Сумму штрафа Публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 03100643000000015000

Банк: ОТДЕЛЕНИЕ НОВГОРОД БАНКА РОССИИ// УФК ПО НОВОГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ  г. Великий Новгород

БИК: 014959900

Кор. счет: 40102810145370000042

ОКТМО: 49701000

Код БК: 16111601091010021140

(Штрафы за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

УИН  116100500000001167490*

                                 

*При оплате штрафа обязательно указывать номер УИН 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Руководитель Управления                                                        

Государственный советник РФ 1 класса                                                       О.С. Виниченко

Связанные организации

Связанные организации не указаны