Решение №ОВ/1651/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-192/2023 по результатам рассмотрения жал... от 26 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Тесово-Нетыльского

сельского поселения

 

e-mail: atngp@mail.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ИП …

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/31-192/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 апреля 2023 года                                                                                   Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в отсутствии представителей сторон (надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, каких-либо ходатайств не заявляли),

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия муниципального заказчика – Администрации Тесово-Нетыльского сельского поселения (173519, Новгородская обл., Новгородский р-н, п. Тесово-Нетыльский, ул. Матросова, д. 11; далее – Администрация) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, извещение № 0150300021423000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.04.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки –ИП ... на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, извещение № 0150300021423000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.04.2023 (вх. № 1946-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Единственный довод Жалобы сводится к следующему.

Муниципальным заказчиком при величине начальной (максимальной) цены контракта (далее также НМЦК) рассматриваемой закупки свыше 5 млн. рублей не установлены дополнительные требования к ее участникам, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление № 2571).

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным пояснениям Администрации (вх. № 2059-ЭП/23 от 21.04.2023 Новгородского УФАС России) с ее доводом муниципальный заказчик согласен.

Также в указанных пояснениях муниципальный заказчик сообщает, что на участие в рассматриваемой закупке не поступило ни одной заявки, при объявлении новой закупки положения Постановления № 2571 Администрацией будут учтены.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В течение апреля 2023 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог.

Извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) было утверждено Главой Тесово-Нетыльского сельского поселения … 10.04.2023, в указанную дату Извещение данным должностным лицом муниципального заказчика было размещено на официальном сайте.

В силу положений части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены вышеупомянутым Постановлением № 2571.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления № 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

Позицией 17 приложения к Постановлению № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги в виде наличия у них соответствующего опыта выполнения работ, включающего:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления № 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

В пункте 3.1 Извещения муниципальным заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту автомобильных дорог.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Описание объекта закупки).

В соответствии с пунктом 3 Описания объекта закупки работы выполняются на автомобильных дорогах на территории д. Финёв Луг (ул. Владимирская, Механизаторов, Новая) и пос. Тёсово-Нетыльский (ул. Торфяная) Тёсово-Нетыльского сельского поселения Новгородского района Новгородской области.

Приложением № 2 к Описанию объекта закупки являются Дефектные ведомости № 1 (ул. Торфяная, пос. Тёсово-Нетыльский), № 1 (ул. Новая, д. Финёв Луг), № 2 (ул. Владимирская, д. Финёв Луг), № 3 (ул. Механизаторов, д. Финёв Луг).

При этом, в объект рассматриваемой закупки, помимо работ по ремонту автомобильных дорог, также фактически входят и отдельные виды работ по их капитальному ремонту.

В частности, пунктом 2 Дефектной ведомости № 1 (ул. Торфяная, пос. Тёсово-Нетыльский), пунктом 1 Дефектной ведомости № 1 (ул. Новая, д. Финёв Луг), пунктом 2 Дефектной ведомости № 2 (ул. Владимирская, д. Финёв Луг), пунктами 1, 4, 20 Дефектной ведомости № 3 (ул. Механизаторов, д. Финёв Луг) предусмотрены работы по устройству оснований автомобильных дорог.

Такие работы по общему правилу в соответствии с утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация) относятся к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Отнесение работ по устройству оснований автомобильной дороги к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог также подтверждается и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2022 по делу № А40-33507/2021).

Кроме того, пунктом 16 Дефектной ведомости № 3 (ул. Механизаторов, д. Финёв Луг) предусмотрено укрепление обочин.

Такой вид работ по дорожным одеждам подпунктом «г» пункта 2 части 4 раздела 2 Классификации также отнесен к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Необходимо отметить, что укрепление обочин также может рассматриваться и в качестве вида работ по ремонту автомобильных дорог, но только в случае их выполнения при ремонте земляного полотна и системы водоотвода автомобильной дороги (подпункт «в» пункта 1 части 5 раздела 3 Классификации).

Однако в данном случае согласно Дефектной ведомости № 3 (ул. Механизаторов, д. Финёв Луг) работы по ремонту земляного полотна и системы водоотвода автомобильной дороги не проводятся, воздействию подвергается дорожная одежда, в связи с чем названное пунктом 16 Дефектной ведомости № 3 (ул. Механизаторов, д. Финёв Луг) укрепление обочин необходимо рассматривать именно в качестве вида работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Также необходимо отметить, что согласно пункту 4.1 Извещения НМЦК рассматриваемой закупки составляет 5 028 583, 09 рублей.

Учитывая указанные обстоятельства, в частности, фактическое наличие в составе работ по ремонту автомобильных дорог отдельных видов работ по их капитальному ремонту, а также величину НМЦК рассматриваемой закупки (превышает 5 млн. рублей), муниципальный заказчик при ее осуществлении должен был установить дополнительных требований к участникам закупки именно в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению № 2571, устанавливающей дополнительные требования к участникам закупки по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Однако такие дополнительные требования к участникам закупки муниципальным заказчиком в данном случае в Извещении не приведены.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении закупки дополнительных требований к ее участникам.

Соответственно, единственный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, устанавливающий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем электронном аукционе муниципальным заказчиком приведены в Приложении № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3).

Согласно подпункту «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Необходимо отметить, что рассматриваемая закупка осуществлялась муниципальным заказчиком именно с учетом преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем ее участниками могли быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (пункт 5.1 Извещения).

Однако требование о представлении документа, предусмотренного подпунктом «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, муниципальным заказчиком в Приложении № 3 не установлено.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении закупки требований к содержанию, составу заявки на участие в ней.

2. В соответствии с частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект муниципального контракта является Приложением № 4 к Извещению.

Разделом 8 Проекта муниципального контракта предусмотрен порядок представления его обеспечения.

При этом, как было установлено выше, участниками рассматриваемой закупки могли быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Однако в пункте 8.1 Проекта муниципального контракта муниципальным заказчиком указано, что размер обеспечения контракта установлен не от его цены, как того требует часть 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, а от НМЦК.

Так, согласно пункту 8.1 Проекта муниципального контракта «в целях обеспечения исполнения обязательств по контракту Подрядчик предоставляет Заказчику оформленное надлежащим образом обеспечение исполнения контракта в виде _______ в размере _______ % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет _______ рублей _______ копеек».

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требования обеспечения исполнения контракта.

3.  В силу положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 4.4.1 Проекта муниципального контракта подрядчик обязан «Выполнить Работы собственными силами…».

При этом, в подпункте 1 пункта 15 Описания объекта закупки муниципальным заказчиком фактически предусмотрена возможность привлечения подрядчиком для выполнения работ субподрядных организаций.

Так, согласно подпункту 1 пункта 15 Описания объекта закупки «Подрядчик обязан исполнять требования миграционного и трудового законодательства Российской Федерации, в том числе не привлекать и не допускать привлечения субподрядными организациями иностранных рабочих без соответствующей регистрации и без разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, когда такие обязанности установлены действующим законодательством РФ».

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании противоречивой информации относительно возможности/невозможности привлечения субподрядных организаций для выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки.

Установленные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица муниципального заказчика, разместившего на официальном сайте Извещение, не соответствующее требованиям действующего законодательства о контрактной системе, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные нарушения являются грубыми и существенными, могли привести, среди прочего, к заключению муниципального контракта по итогам закупки с лицом, не обладающим специальной правоспособностью в виде наличия необходимого опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением № 2571, в связи с чем подлежали бы устранению путем выдачи соответствующего предписания.

Однако в связи с признанием настоящего электронного аукциона несостоявшимся на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе (по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке) необходимость для выдачи такого предписания у Комиссии отсутствует.

Руководствуясь статьями 7, 30, 31, 33, 42, 43, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия муниципального заказчика – Администрации Тесово-Нетыльского сельского поселения (173519, Новгородская обл., Новгородский р-н, п. Тесово-Нетыльский, ул. Матросова, д. 11) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, извещение № 0150300021423000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.04.2023, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Тесово-Нетыльского сельского поселения нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42, части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с признанием закупки несостоявшейся вследствие непоступления заявок на участие в электронном аукционе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Тесово-Нетыльского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны