Определение №7170/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ВРЕМЕНИ И МЕСТА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ... от 13 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАдминистрация Парфинского муниципального района
ул. Карла Маркса, дом 60,
р.п. Парфино, Парфинский район,
Новгородская область, 175130
adum@yandex.ru
Исх. №7170/02 от 13.12.2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ВРЕМЕНИ И МЕСТА
РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА № 053/01/15-919/2021
«13» декабря 2021 г. г. Великий Новгород
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
По результатам проведенной Управлением плановой выездной проверки Администрации Парфинского муниципального района установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 14.01.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Муниципального казённого учреждения «Парфинское городское хозяйство», место нахождения: Новгородская область, Парфинский район, р.п. Парфино, ул. Карла Маркса, д. 60, ИНН 5312004970, ОГРН 01205300000036 (далее – Учреждение).
Согласно пункту 1.1. Устава Учреждение является Муниципальным казённым учреждением, на которое возлагается содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Парфинское городское поселение и обеспечение безопасности дорожного движения на них, благоустройство и озеленение территории муниципального образования Парфинское городское поселение, ограничение свободного доступа в неиспользуемые здания и помещения казны Парфинского городского поселения.
В силу пункта 1.7 Устава Учредителем Учреждения является Парфинское городское поселение (далее –Учредитель). Полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения, предусмотренные действующим законодательством, осуществляются Администрацией Парфинского городского поселения.
расходование бюджетных средств в целях приобретения товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), путем проведения конкурентных процедур, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанным законом (например, статья 93 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также указанной нормой предусматривается возможность любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Необеспечение конкурентных процедур со стороны органов власти приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг, к участию в размещении заказа.
Иное понимание совокупности положений указанных выше законодательных актов может привести к тому, что органы власти по своему усмотрению будут способны принимать решения о создании нового хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход на товарном рынке, на котором соответствующий орган власти выступает заказчиком товаров, работ, услуг в целях решения вопросов местного значения.
Таким образом, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, к вопросам местного значения относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 19 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности, а также благоустройство территории муниципального образования является муниципальной нуждой.
Решением Совета депутатов Парфинского городского поселения от 24.06.2014 № 184 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского поселения.
В силу пункта 4 Правил, содержание и благоустройство территорий городского поселения обеспечиваются Администрацией Парфинского городского поселения (далее - администрацией городского поселения), организациями всех форм собственности, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами объектов недвижимости, иных объектов и земельных участков.
Таким образом, содержание территорий городского поселения также является муниципальной нуждой и осуществляется, в частности, Администрацией.
Как следует из анализа информации, опубликованной в ЕИС, ранее, до создания Учреждения, Администрация регулярно проводила конкурентные процедуры определения поставщика и закупала таким образом работы (услуги) по содержанию дорог и тротуаров Парфинского городского поселения.
В частности, Администрацией проводились следующие закупочные процедуры:
№ в ЕИС |
Предмет закупки: |
Стоимость контракта: |
Контракт заключен с: |
0350300001918000060 |
Выполнение работ по содержанию тротуаров населенных пунктов Парфинского городского поселения ноябрь-декабрь 2019 года и январь 2020 года, согласно дефектной ведомости (приложение №1 к локальной смете), технологическим планом (приложения №1, №2 к техническому заданию). |
694 260,00 ₽ |
ИП Виноградов С.А. |
0350300001918000110 |
Выполнение работ по содержанию тротуаров на территории населенных пунктов Парфинского городского поселения на декабрь 2018 года и 1 квартал 2019 года.
|
399 485,00
|
ИП Павлов С.А. |
0350300001917000052 |
Выполнение работ по содержанию тротуаров на территории населенных пунктов Парфинского городского поселения на 2 полугодие 2017 и 1 полугодие 2018 годов |
700 000,00 ₽ |
ИП Павлов С.А. |
0350300001919000089 |
Выполнение работ по содержанию дорог Парфинского городского поселения с 29.10.2019 по 31 января 2020 года.
|
905 177,00 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПАРУС" |
0350300001918000102 |
Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Парфинского городского поселения с 15.08.2018 по 30.06.2019
|
1 825 742,16 |
ИП Павлов С.А.
|
0350300001917000051 |
Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения населенных пунктов Парфинского городского поселения на 2 полугодие 2017 и 1 полугодие 2018 года. |
715 454,00 |
ИП Павлов С.А.
|
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11).
Предоставление казенному учреждению бюджетных ассигнований на выполнение каких-либо работ или оказание услуг, относящихся к функционирующему товарному рынку или к товарам и услугам, закупаемым путем проведения конкурентной процедуры отбора поставщика в соответствии с действующим законодательством о закупках, может свидетельствовать о реализации способа ухода от конкурентных процедур, в связи с чем в действиях Администрации усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно правовой позиции, изложенной в письме ФАС России от 4 июля 2018 года № ИА/50876/18, субсидирование органами власти деятельности некоммерческих организаций на выполнение работ (оказание услуг) на конкурентных товарных рынках может создать таким организациям преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности путем представления бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарном рынке.
Из анализа плана-графика закупок, размещенного в ЕИС Администрацией по состоянию на 10.12.2021, а также сведений, представленных Администрацией по запросу Управления, следует, что лимиты закупки у единственного поставщика, установленные пунктом 4 статьи 93 Закона о контрактной системе, Администрацией на 2021 год исчерпаны, возможностей для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика не усматривается и обязательным (при надлежащем определении поставщика с использованием Закона о контрактной системе) являлось бы проведение конкурентных процедур определения поставщиков.
Кроме того, данные работы финансировались Администрацией в целом в обход положений Закона о контрактной системе, что привело к непроведению Администрацией конкурентных процедур определения поставщика по работам, включаемым в смету МКУ «Парфинское городское хозяйство».
Таким образом, финансирование работ по благоустройству городского поселения, а также содержанию дорог городского поселения посредством сметы МКУ «ПГХ», а не посредством проведения закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе, привело к непроведению обязательных торгов, ограничило доступ всех заинтересованных лиц к праву заключения соответствующих контрактов и нарушило положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в связи с выявлением в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Новгородским УФАС России в адрес Администрации было выдано в предупреждение от 20.10.2021, которым в срок до 30.11.2021 предложено прекратить практику финансирования муниципальных нужд в обход требований Закона о контрактной системе путем направления бюджетных ассигнований в адрес Учреждения на выполнение работ, фактически являющихся муниципальными нуждами.
Вместе с тем в установленный срок предупреждение Администрацией не исполнено.
На основании вышеизложенного издан приказ Новгородского УФАС России от 10.12.2021 № 174/2021 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 053/01/17-799/2021 к рассмотрению на 11.01.2022 года в 15 часов 00 минут.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика:
Администрацию Парфинского муниципального района (место нахождения: ул. Карла Маркса, дом 60, р.п. Парфино, Парфинский район, Новгородская область, 175130).
3. Ответчику в срок до 28.12.2021 представить:
- пояснения по обстоятельствам, изложенным в установочной части настоящего определения, иные пояснения, документы (надлежащим образом заверенные копии), которые, по Вашему мнению, могут иметь значение для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право, помимо прочего, представлять доказательства, давать пояснения в письменной форме, приводить свои доводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения дела.
Председатель Комиссии <…>
<…>