Решение №МА/5172/23 РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-734/2023 по результатам рассмотрения ж... от 22 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомитету охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области и его конкурсной комиссии
ул. Большая Московская, д. 24,
Великий Новгород, 173000
ООО «ЮгОхотресурсПроект»
ул. Ленина, д. 484 В, пом. 148,
г. Ставрополь, 355029
РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-734/2023
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
19 декабря 2023 года Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) (далее – Комиссия) в составе:
……,
в присутствии представителей:
- организатора торгов - Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области – ….. (доверенность № 60/2023 от 18.12.2023) и …. (доверенность № 59/2023 от 18.12.2023);
- подателя жалобы (посредством видео-конференцсвязи) – Общества с ограниченной ответственностью «ЮгОхотресурсПроект» – генерального директора общества …,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЮгОхотресурсПроект» (355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 484В, пом. 148; далее – ООО «ЮгОхотресурсПроект») на действия (бездействие) организатора торгов – Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24; далее – Комитет) при проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (лот № 1), извещение № 22000156560000000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) 08.11.2023,
УСТАНОВИЛА:
11.12.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ЮгОхотресурсПроект» на действия (бездействие) организатора торгов – Комитета при проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (лот № 1), извещение № 22000156560000000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.11.2023 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
Оспариваемые торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте).
Местоположение, площадь и границы охотничьего угодья являются существенными характеристиками предмета аукциона по продаже права заключения охотхозяйственного соглашения.
Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, а также проект охотхозяйственного соглашения.
Охотхозяйственное соглашение также в обязательном порядке должно включать в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья.
Требования к описанию границ охотничьих угодий (далее – Требования) утверждены Приказом Минприроды России от 06.08.2010 № 306 (далее – Приказ № 306).
С 16.10.2022 действует новая редакция Требований, в соответствии с которой при описании охотничьих угодий указывается информация о наличии земель, земельных участков, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Закона об охоте, а также приводятся сведения о границах таких земель и земельных участков.
Однако, извещение и документация о проведении оспариваемых торгов содержат некорректные, несоответствующие требованиям действующего законодательства описания границ охотничьих угодий, в отношении которых планируется проведение торгов. В описаниях границ охотничьих угодий отсутствует обязательная для указания информация о наличии земель, земельных участков, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Закона об охоте, а также не приведены сведения о границах таких земель и земельных участков, включая описание границ таких земель и земельных участков.
С учетом изложенного, податель Жалобы просит обязать Комитет устранить указанные нарушения.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО «ЮгОхотресурсПроект» устно поддержал доводы Жалобы в полном объеме.
Организатор торгов - Комитет считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу (вх. № 7808/23 от 18.12.2023 Новгородского УФАС России).
Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных участках и лесных участках, об обременениях указанных земельных участков и лесных участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты.
Границы охотничьих угодий, указанные в извещении о проведении аукциона, содержатся в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Новгородской области (далее – Схема), утвержденной Указом Губернатора Новгородской области от 01.09.2016 № 329. Указанные границы описаны в соответствии с Требованиями.
При составлении Схемы обеспечена ее совместимость с лесным планом, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства; проект Схемы, в том числе описание границ охотничьих угодий и иных территорий, карты-схемы, согласован с соответствующими органами исполнительной власти, наделенными полномочиями, в том числе, в области лесных и земельных отношений.
В целях подготовки Комитетом извещения и документации о проведении аукциона, Комитетом были подготовлены и направлены запросы: в Росреестр об обременении земельных участков; в Министерство природных ресурсов, экологии и лесного хозяйства Новгородской области об обременении лесных участков, об ограничении использования лесов.
В представленных выписках сведения о землях, земельных участках, правовой режим которых не допускает видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий, отсутствуют.
Документы территориального планирования Новгородской области, а также документы землеустройства, не содержат информацию о наличии земель, земельных участков, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в Земельном кодексе Российской Федерации (далее – ЗК РФ) отсутствует перечень таких земель.
Информации о нарушении в результате осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства режимов и требований в области использования и охраны земель, земельных участков от органов государственной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с момента утверждения Схемы в Комитет не поступало.
ООО «ЮгОхотресурсПроект» в Жалобе не указало, какие конкретно земли, земельные участки, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, должны содержаться в извещении и документации о проведении аукциона.
Также, Комитет в своих письменных возражениях отмечает следующее.
24.10.2022 между Комитетом и ООО «ЮгОхотресурсПроект» был заключен государственный контракт на «Выполнение научно-исследовательских работ по разработке проекта «Внесение изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территорий Новгородской области, утвержденную указом Губернатора Новгородской области от 01.09.2026 № 329», целью которого было, в том числе, описание границ охотничьих угодий, являющихся предметом рассматриваемого аукциона.
При этом, в представленных ООО «ЮгОхотресурсПроект» в Комитет материалах, границы охотничьих угодий были описаны без учета положений Требований, изложенных в Жалобе. В дальнейшем Комитет расторг вышеуказанный государственный контракт в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного, Комитет просит признать Жалобу необоснованной.
Представители Комитета в ходе рассмотрения Жалобы устно поддержали доводы письменных возражений в полном объеме.
ООО «ЮгОхотресурсПроект», ознакомившись с письменными возражениями Комитета, представило 19.12.2023 в Новгородское УФАС России дополнительные письменные пояснения (вх. № 7869-ЭП/23 Новгородского УФАС России) следующего содержания.
Согласно нормам статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами, исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии с частью 1 статьи 84 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Положениями статьи 85 ЗК РФ определены состав, зонирование и виды разрешенного использования земельных участков из состава земель населенных пунктов, которое не предусматривает использование земель данной категории для охоты и ведения охотничьего хозяйства.
Аналогичные правовые нормы содержатся в приложении 1 к приказу Минприроды России от 31.08.2010 № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре», согласно которому непригодными для ведения охотничьего хозяйства являются территории, занятые населёнными пунктами, промышленными комплексами, рудеральные территории (свалки, кладбища и др.).
Согласно разъяснениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (письмо Минприроды России от 23.12.2021 № 29-47/42061) на землях населенных пунктов исключено осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в связи с чем, земельные участки из категории земель населенных пунктов не могут включаться в границы охотничьих угодий, являясь непригодными для ведения охотничьего хозяйства.
В Определении Конституционного суда РФ от 25.02.2016 № 327-О содержатся аналогичные выводы о недопустимости включения земель населенных пунктов в границы охотничьих угодий.
Анализ описания границ охотничьего угодья площадью 19 870 га в Поддерском муниципальном районе Новгородской области, приведенного в составе извещения и документации о проведении аукциона, подготовленной организатором торгов, позволяет понять, что данное охотничье угодье расположено на территории Селеевского сельского поселения Поддорского муниципального района.
Согласно ориентирам, использованным в описании границ (автодороги, водотоки рек, границы лесных кварталов, административные границы районов), в границах данного охотничьего угодья расположены следующие населенные пункты: Большие Язвищи (частично), Кирьково, Малые Язвищи, Селеево (частично), Теляткино, Горки, Стехново, Заручевье, Молчаново, Курско, Кулики, Заречье, Старокурско (населенные пункты Селеевского СП).
Земли и земельные участки в границах вышеуказанных населенных пунктов относятся к категории земель населенных пунктов, которые не могут и не должны включаться в границы охотничьих угодий по вышеизложенным правовым основаниям.
При описании границ рассматриваемого охотничьего угодья площадью 19 870 га на территории Поддорского муниципального района Новгородской области организатору торгов необходимо было указать информацию о наличии на его территории земель вышеуказанных населенных пунктов, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий, а также привести сведения о границах таких земель и земельных участков.
Площадь охотничьего угодья, расположенного в Поддорском муниципальном районе Новгородской области и являющегося предметов аукциона (19 870 га), определена организатором торгов некорректно, так как в описании границ и аукционной документации отсутствует информация о том, что земли населенных пунктов, расположенные в контуре внешних границ данного угодья (согласно представленному Комитетом описанию), исключаются из его площади
Вопреки доводам Комитета об отсутствии информации о наличии земель, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, данная информация общедоступна и содержится в документах территориального планирования на сайтах поселений, размещена на федеральном ресурсе в ФГИС ТП, имеется в территориальных органах Росреестра и на сервисе Росреестра «Публичная кадастровая карта».
На рассмотрении Жалобы представитель ООО «ЮгОхотресурсПроект» устно поддержал вышеуказанные письменные пояснения.
Представители Комитета в ходе рассмотрения Жалобы устно отметили, что земли населенных пунктов правомерно включены в границы охотничьих угодий. Охота это деятельность, связанная не только с добычей охотничьих ресурсов, но и с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, первичной переработкой и транспортировкой.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона об охоте в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Согласно части 2 статьи 27 Закона об охоте по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Согласно части 3 статьи 27 Закона об охоте орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Охотхозяйственное соглашение включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках; сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах (пункты 1, 2 части 4 статьи 27 Закона об охоте).
Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения регламентирован статьей 28 Закона об охоте.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона об охоте решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (далее - аукцион) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 28 Закона об охоте в качестве организатора аукциона выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Организатор аукциона формирует аукционную комиссию, определяет порядок ее деятельности и утверждает ее состав.
Приказом Комитета от 02.11.2023 № 104 было принято решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении общедоступных охотничьих угодий (Поддорский муниципальный район Новгородской области).
08.11.2023 организатором торгов – Комитетом на официальном сайте было размещено извещение № 22000156560000000010 о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (лот № 1) (Поддорский муниципальный район Новгородской области).
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона об охоте орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона (начальную цену права на заключение охотхозяйственного соглашения), а также размер денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (далее также - обеспечение заявки на участие в аукционе), и существенные условия охотхозяйственного соглашения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Закона об охоте извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных участках и лесных участках, об обременениях указанных земельных участков и лесных участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты.
В силу части 7 статьи 28 Закона об охоте документация об аукционе должна содержать сведения, указанные в извещении о проведении аукциона.
Также, пунктом 6 части 7 статьи 28 Закона об охоте предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать проект охотхозяйственного соглашения.
По мнению подателя Жалобы, извещение и документация о проведении рассматриваемого аукциона должны содержать описание границ охотничьих угодий с указанием информации о наличии земель, земельных участков, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Закона об охоте, а также сведения о границах таких земель и земельных участков. Однако, такая информация в извещении и документации о проведении аукциона отсутствуют.
Изучив материалы Жалобы, заслушав представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1 Закона об охоте).
Согласно части 1 статьи 7 Закона об охоте в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Статья 32 Закона об охоте определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В развитие пункта 15 статьи 32 Закона об охоте Приказом № 306 утверждены Требования.
С 16.10.2022 Требования дополнены пунктом 12, согласно которому при описании границ охотничьих угодий указывается информация о наличии земель, земельных участков, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также приводятся сведения о границах таких земель и земельных участков.
Вместе с тем, статья 28 Закона об охоте, определяющая порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, не содержит прямого указания о необходимости наличия в составе извещения и документации об аукционе информации о наличии земель, земельных участков, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий.
В извещении и документации о проведении рассматриваемого аукциона организатором торгов указана информация, предусмотренная пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об охоте (в частности, местоположение, границы и площадь охотничьих угодий, о расположенных в границах охотничьих угодий земельных участков и лесных участков, их обременениях).
Таким образом, Комитетом исполнены требования статьи 28 Закона об охоте, требуемая информация отражена в извещении и документации о проведении аукциона.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охоте к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Закона об охоте).
Как было отмечено выше, Указом Губернатора Новгородской области от 01.09.2016 № 329 утверждена Схема (на момент объявления о проведении рассматриваемых торгов действовала первоначальная редакция Схемы от 01.09.2016).
Согласно части 6 статьи 39 Закона об охоте при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 7 статьи 39 Закона об охоте при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства.
Схема не содержит указания на то, что в границах охотничьих угодий, указанных в извещении и документации о проведении рассматриваемого аукциона, имеются земли, земельные участки, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий.
При этом, в силу вышеуказанных положений Закона об охоте, Комитет правомерно руководствовался Схемой при подготовке извещения и документации о проведении рассматриваемого аукциона.
Также, в представленных в адрес Комитета выписках из государственного лесного реестра и выписках из Единого государственного реестра недвижимости информация о наличии земель, земельных участков, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий, отсутствовала.
Комиссия Новгородского УФАС России также отмечает, что ООО «ЮгОхотресурсПроект» заявку на участие в рассматриваемых торгах не подавало, в связи с чем, права и интересы общества действиями Комитета не были нарушены.
Учитывая вышеизложенное, Жалоба является необоснованной.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЮгОхотресурсПроект» (355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 484В, пом. 148) на действия (бездействие) организатора торгов – Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24) при проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (лот № 1), извещение № 22000156560000000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru 08.11.2023, необоснованной.
Председатель Комиссии ….
Члены Комиссии ….
….
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия