Решение №1947/03 Решение № 30 по результатам внеплановой документарной провер... от 16 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                          ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ»

 

ул. Гостинодворская, д. 50,

г. Старая Русса, Новгородская обл., 175204

 

 

                                                                              УФСБ по Новгородской области

 

 

 

 

 

Исх. № 1947/03 от 16.04.2021

 

Решение № 30

по результатам внеплановой документарной проверки

 

16 апреля 2021 года                                                                                  Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) в составе:

- …, … – …;

- …, … – …;

- …, … – …,

на основании приказа Новгородского УФАС России № 50/2021 от 08.04.2021, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе; здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент заключения контракта), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком – Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Старорусская центральная районная больница» (далее – ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ») закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ», без участия представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

06.04.2021 в Новгородское УФАС России от Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области поступила информация о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении заказчиком – ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» (далее – Информация).

Из Информации следует, что заказчиком - ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ»  исполнитель по оказанию вышеуказанных услуг был определен без проведения конкурентной процедуры.

В результате рассмотрения Информации установлено следующее.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Заказчик – ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Закона о контрактной системе, в связи с чем, обязан был осуществить закупку на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Случаи осуществления заказчиками закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислены в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

В соответствии с Информацией, а также сведениями единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), 24.02.2021 между ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» и Обществом с ограниченной ответственностью «МЕД-ФУД» (далее – ООО «МЕД-ФУД») на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе был заключен контракт № 04/21//ЧС на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» (далее – Контракт).

Цена Контракта – 3 274 425, 00 рублей.

Новгородским УФАС России у ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» были запрошены (исх. № 1797/03 от 08.04.2021) документы и сведения, касающиеся заключения Контракта, а именно:

- копия Контракта, заключенного с ООО «Мед-Фуд» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, со всеми изменениями и дополнениями, в том числе документы, свидетельствующие об оплате оказанных услуг (при наличии);

- письменные объяснения по факту заключения Контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

- информация и документы, связанные с осуществлением вышеуказанной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), подтверждающих обоснованность применения положений пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

- копия уведомления об осуществлении данной закупки и копию обоснования заключения Контракта, направленные в контрольный орган в сфере закупок в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе. 

14.04.2021 от ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» поступили запрошенные документы и информация.

В частности, ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» были представлены письменные объяснения по факту заключения Контракта  на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следующего содержания.

23.11.2020 между ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» и Обществом с ограниченной ответственностью «Климовский» был заключен контракт № 0150200003920000944_316096 на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания. Срок оказания услуг: с 01.03.2021 по 28.02.2022.

2З.12.2020 ООО «Климовский» уведомило ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» об одностороннем отказе от исполнения данного контракта. Свой отказ от исполнения контракта ООО «Климовский» аргументировало невозможностью его исполнения на заключенных условиях с учетом сложившейся экономической ситуации.

В связи с расторжением данного контракта, а также поздним утверждением финансовых ассигнований на 2021 год, у ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» отсутствовала возможность осуществить конкурентную закупку.

Питание является важной составной частью комплекса медицинских мер, направленных на выздоровление пациентов. В условиях ограниченного количества времени на проведение конкурентной закупки, у учреждения имелась только одна реальная возможность не прерывать процесс питания пациентов - заключение контракта на организацию питания с единственным поставщиком.

Изучив имеющиеся документы и информацию, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» не имело правовых оснований для заключения Контракта с ООО «МЕД-ФУД» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Как прямо указано в преамбуле Контракта, он заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Исходя из понятия, данного в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе применяется при осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Предметом Контракта является оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ».

Услуги, предусмотренные Контрактом, направлены исключительно на приготовление и доставку лечебного питания в стационар ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» и не могут быть признаны услугами, направленными на оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.

Заказчиком – ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» доказательств наличия перечисленных в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе обстоятельств не представлено.

Необходимость оказания вышеуказанных услуг возникла не в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Правовые основания для заключения Контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» в рассматриваемом случае отсутствовали.

В данном случае объективные обстоятельства, препятствующие проведению конкурентной закупки (конкурса с ограниченным участием, электронного аукциона и т.д.), отсутствовали. Кроме того, заказчик мог заключить контракт с единственным исполнителем на меньшую сумму в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Решение ООО «Климовский» об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято 22.12.2020, контракт был расторгнут, согласно информации официального сайта, 06.01.2021. План финансово-хозяйственной деятельности утвержден Министерством здравоохранения 22.01.2021. План-график закупок ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» был размещен на официальном сайте 04.02.2021.

Согласно пункту 3.4 Контракта срок оказания услуг установлен с 01.03.2021.

Заблаговременное объявление заказчиком конкурентной закупки на оказание требуемых услуг позволило бы и иным потенциальным участникам закупки рассмотреть возможность участия в ней и подать заявку на участие в закупке, что, в свою очередь, могло привести к экономии бюджетных средств.

Рынок оказания услуг по приготовлению и доставке лечебного питания является обширным, конкурентным, не ограничен территорией Новгородской области, в связи с чем, у заказчика отсутствовали основания для непроведения конкурентной процедуры.

Необходимо также отметить, что действия заказчика, необоснованно сократившего число участников закупки, привели к тому, что Контракт был заключен с единственным исполнителем по максимально возможной цене, минуя стадию торгов (подачи ценовых предложений).

Объективные обстоятельства, свидетельствующие о правомерности заключения Контракта по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» содержатся нарушения статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившиеся в совершении действий по выбору способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые привели к сокращению числа участников закупки (неправомерное принятие решения о заключении контракта с единственным подрядчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в то время как заказчик должен был осуществить закупку на выполнение работ, являющихся предметом Контракта, конкурентным способом).

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Инспекция Новгородское УФАС России приходит к выводу, что выдача такого предписания в данном случае невозможна в связи с заключением Контракта.

В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Установленные в действиях заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Между тем, в рассматриваемом случае передача материалов настоящей внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП в отношении должностного лица заказчика – ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» не требуется.

Согласно представленной ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» информации, в отношении должностного лица заказчика – …. (подписала Контракт со стороны заказчика) ведущим консультантом отдела контроля в сфере закупок административно-правового департамента министерства государственного управления Новгородской области 01.04.2021 был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.29 КоАП в связи с неправомерным заключением Контракта с единственным исполнителем. Рассмотрение дела назначено на 28.04.2021.

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

 

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Старорусская центральная районная больница» нарушения статьи 8, части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи заключением 24.02.2021 между Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Старорусская центральная районная больница» и Обществом с ограниченной ответственностью «МЕД-ФУД» контракта № 04/21//ЧС на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в стационар ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ».

 

…        _________________           …

                                                                                                 (подпись)                                                              

 

…         _________________        …

                                                                                                                                (подпись)

 

…         _________________        …

                                                                                                                                 (подпись)

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны