Решение №6991/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-633/2020 по результатам рассмотрения жал... от 9 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику – ГОБУЗ «НОКБ»

 

ул. Павла Левитта, д. 14,

Великий Новгород, 173008

                         

                         

Уполномоченному органу –            

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Подателю жалобы – ИП Гукову О.А.

 

Исх. № 6991/03 от 09.12.2020

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-633/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

04 декабря 2020 года                                                                            Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:                                …..

в присутствии представителей:                                                

- заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» – …..

- уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области – …..

- податель жалобы – Индивидуальный предприниматель Гуков Одиссей Андреевич (г. Санкт – Петербург) – надлежащим образом уведомлен о месте и времени заседания Комиссии, на заседание не явился, представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Гукова Одиссея Андреевича (г. Санкт - Петербург; далее – ИП Гуков О.А.) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» (далее – ГОБУЗ «НОКБ») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий для ангиографии, извещение № 0150200003920001008 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 20.11.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.11.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП Гукова О.А. на действия заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий для ангиографии, извещение № 0150200003920001008 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте 20.11.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.   

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Заказчиком – ГОБУЗ «НОКБ» в описание объекта закупки по позиции 4 Технического задания (Приложение № 1 к документации об аукционе; далее – Техническое задание) «Стент для коронарных артерий металлический непокрытый» включен ряд характеристик, указывающих на продукцию единственного производителя (стенты коронарные PRO-Kinetic Energy компании «Биотроник АГ», Швейцария), что исключает возможность поставки аналогичных изделий других производителей.

Указание в Техническом задании товара единственного производителя приводит к ограничению конкуренции.

Также, по мнению подателя Жалобы, заказчиком при проведении рассматриваемой закупки не соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, а именно в отсутствие надлежащего обоснования в документацию об аукционе были включены избыточные характеристики товара, не предусмотренные описанием объекта закупки, содержащимся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ).

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Заказчик – ГОБУЗ «НОКБ» письменных возражений на Жалобу не представил, на заседании Комиссии представители заказчика устно пояснили, что считают Жалобу необоснованной, указали, что Техническое задание сформировано с учетом действительных потребностей заказчика, дополнительные характеристики товара, не предусмотренные КТРУ, приведены с подробным обоснованием их установления, потребности заказчика, кроме названного ИП Гуковым О.А. медицинского изделия, также соответствуют стенты коронарные баллонрасширяемые «СИНУС» производства ООО «Ангиолайн» (Россия, г.  Новосибирск).

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа устно отметил, что доводы Жалобы не относятся к компетенции Администрации.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В течение ноября-декабря 2020 года заказчиком – ГОБУЗ «НОКБ» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий для ангиографии, извещение № 0150200003920001008 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте 20.11.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 931 726,00 руб.).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена ….. (далее – Документация).

Как следует из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Заказчиком – ГОБУЗ «НОКБ» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – поставка медицинских изделий для ангиографии.

Согласно пункту 3.2.1 Документации функциональные, технические и качественные характеристики товара содержатся в Техническом задании.

По позиции 4 Технического задания заказчиком – ГОБУЗ «НОКБ» к поставке указан следующий товар: «Стент для коронарных артерий металлический непокрытый» и его характеристики (показатели), в частности, «Номинальный диаметр стента» и «Длина стента» в различных размерах (диаметр ≥ 4.6 и ≤ 5 мм, длина ≥ 12.1 и ≤ 13 мм;  диаметр ≥2,76 и ≤3,0 мм, длина ≥14,1 и ≤15 мм и т.д.).

При этом заказчиком в Техническом задании указано примечание о том, что конкретный размер (характеристика) выбирается заказчиком из указанных вариантов в соответствии с заявкой заказчика в зависимости от размера пациента.

Никаких указаний на конкретного производителя медицинских изделий и на конкретные модели стентов для коронарных артерий,  а также на товарные знаки, в Техническом задании не содержится.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Как следует из части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок и правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

По позиции 4 Технического задания заказчиком указан код позиции КТРУ 32.50.13.190-01061 и приведено обоснование установления дополнительных показателей товара, в частности, по показателям «Номинальный диаметр стента» и «Длина стента» приведено следующее обоснование:

«Параметр обеспечивает возможность наиболее точно подобрать размер стента в соответствии с анатомическими особенностями конкретного пациента (что невозможно спрогнозировать заранее).

Поставляется  по заявке Заказчика».

Таким образом, требования пункта 6 Правил использования КТРУ заказчиком соблюдены.

При этом согласно вышеуказанным пояснениям представителей заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» его потребностям соответствует не только медицинские изделия производителя «Биотроник АГ», Швейцария, но и стенты производства ООО «Ангиолайн», г. Новосибирск.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

На основании вышеизложенного, определяя объект рассматриваемой закупки с предусмотренными в Техническом задании требованиями, заказчик не совершает действий, противоречащих действующему законодательству и приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности заказчика.

Доказательств того, что совокупность установленных заказчиком требований к поставляемому товару по позиции 4 Технического задания не соответствует действительным потребностям ГОБУЗ «НОКБ» и направлена на необоснованное сокращение количества участников закупки, в материалах Жалобы не имеется.

Напротив, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 01.12.2020 на участие в рассматриваемой закупки подано 4 заявки.

Следовательно, доводы Жалобы не нашли свое подтверждение.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с извещением о проведении рассматриваемого электронного аукциона и пунктом 6.1 Документации участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В данном случае Проект контракта является Приложением № 3 к Документации.

Согласно пункту 10.3 Проекта контракта, в случае если в качестве обеспечения исполнения Контракта Заказчику перечислены денежные средства, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта, возврат обеспечения осуществляется Заказчиком в течение 30 (Тридцати) дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (с даты подписания Сторонами Акта приема-передачи Медицинских изделий (приложение №3 к Контракту).

Обеспечение должно быть возвращено на счет, указанный Поставщиком.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» содержится нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего срока возврата денежных средств, внесенных поставщиком (субъектом малого предпринимательства либо социально ориентированной некоммерческой организацией) в качестве обеспечения исполнения контракта (30-ть дней вместо 15-ти).

Установленное нарушение может негативно повлиять на права и законные интересы победителя рассматриваемой закупки при исполнении контракта, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в Проект контракта при его направлении на подписание победителю аукциона.

Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьями 23, 33, 34, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Гукова Одиссея Андреевича (г. Санкт - Петербург) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий для ангиографии, извещение № 0150200003920001008 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 20.11.2020, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница».

 

Председатель Комиссии                                                                               

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                        

                                         Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны