Решение №6979/03 Решение № 106 по результатам внеплановой документарной прове... от 9 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику - ФГБУ

«ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ»

и его аукционной комиссии

 

пос. Рощино, Валдайский р-н,

Новгородская обл., 175418

e-mail: info@valdaydom.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

 

 

Исх. № 6979/03 от 09.12.2020

 

 

 

 

Решение № 106

по результатам внеплановой документарной проверки

 

04 декабря 2020 года                                                                                    Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Инспекция) в составе:

<…….>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления – руководитель Инспекции,

<…….>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления – участник Инспекции,

<…….>, специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления – участник Инспекции,

на основании приказа Новгородского УФАС России № 131/2020 от 27.11.2020, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком – Федеральным государственным бюджетным учреждением «Дом отдыха «Валдай» Управления делами Президента Российской Федерации (175418, Новгородская обл., Валдайский р-н, пос. Рощино; далее - ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ») закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перчаток, рукавиц, извещение № 0350100004820000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 19.11.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.11.2020 в Новгородское УФАС России поступило обращение хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя) о нарушении заказчиком – ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перчаток, рукавиц, извещение № 0350100004820000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.11.2020 (вх. № 8283 Новгородского УФАС России; далее – Обращение).

Суть Обращения сводится к следующему.

По мнению заявителя, ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» при описании объекта рассматриваемой закупки в документации о ее проведении (далее – Документация) были ненадлежащим образом применены положения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ, Каталог), в частности, указан государственный стандарт, не имеющий какого-либо отношения к закупаемым товарам (ГОСТ Р 52354-2005 «Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия (с Изменением № 1)»), а также, без соответствующего обоснования на то, установлен конкретный цвет закупаемых изделий.

Кроме того, заказчиком в части 4 «Проект контракта» Документации (далее – Проект контракта) установлено требование о гарантийном сроке на поставляемый товар (не менее 12 месяцев), однако ответственность для заказчика за нарушение им режима хранения товара или его эксплуатации ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» в Проект контракта не включена.

Помимо изложенного, заказчиком, по мнению заявителя, при осуществлении рассматриваемой закупки были нарушены положения части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Обращение послужило основанием для проведения настоящей внеплановой документарной проверки рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения доводов Обращения Инспекцией установлено следующее.

1. В ноябре-декабре 2020 года заказчиком – ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перчаток, рукавиц, извещение № 0350100004820000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.11.2020.

Документация утверждена директором ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» <…….> 19.11.2020.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком – ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» в подпункте 1.3.1 части 1 Информационной карты аукциона (часть 2 Документации; далее – ИК) определен объект рассматриваемой закупки – поставка перчаток и рукавиц.

Согласно пункту 1.3.1 части 1 ИК, описание объекта закупки содержится в части 3 «Техническое задание» Документации (далее – ТЗ).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» приведены в Приложении № 1 к ТЗ (далее – Приложение № 1).

Согласно Приложению № 1, по позициям 1-3 поставке в данном случае подлежат перчатки латексные с х/б напылением (позиция КТРУ – 14.12.30.150-00000011), по позиции 4 – перчатки х/б с точечным покрытием (позиция КТРУ – 14.12.30.150-00000003), а по позиции 5 - рукавицы рабочие х/б с наладонником (позиция КТРУ – 14.12.30.150-00000011).

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования КТРУ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил использования КТРУ, Каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию Каталога, в том числе в части описания товара.

При этом, в силу пункта 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Изучив использованное заказчиком в Приложении № 1 описание объекта закупки с учетом установленных им позиций КТРУ, Инспекция приходит к следующим выводам.

1.1. При описании требований к подлежащим поставке товарам по позициям 1-4 Приложения № 1 заказчиком использованы вышеуказанные позиции КТРУ (14.12.30.150-00000011, 14.12.30.150-00000003), распространяющие свое действие на закупку товаров с наименованием «Рукавицы, перчатки производственные и профессиональные» по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), а также содержащиеся в данных позициях Каталога характеристики (вид защиты, наличие утеплителя, наличие накладок) и их значения.

1.2. При описании требований к подлежащему поставке товару по позиции 5 Приложения № 1 заказчиком не использована предусмотренная соответствующей позицией КТРУ (14.12.30.150-00000011) единица измерения показателя «размер (по ширине рукавицы» - «сантиметр».

1.3. На основании пункта 5 Правил использования КТРУ заказчиком при описании требований к подлежащим поставке товарам по всем позициям Приложения № 1 использованы дополнительные потребительские свойства (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара) (тип перчаток, материал основы, размер, цвет, количество пар в упаковке, внутренне напыление, рельефная поверхность, назначение, материал, класс вязки, количество нитей, рисунок, накладка (наладонник)), а также установлено требующееся в случае использования в описании объекта закупки помимо предусмотренных соответствующими позициями КТРУ характеристик товара иных характеристик обоснование необходимости использования таких характеристик.

Так, согласно Приложению № 1, дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в данном случае установлены заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 52354-2005 в связи с недостаточностью информации, содержащейся в КТРУ.

Вместе с тем, согласно разделу 1 ГОСТ Р 52354-2005, настоящий стандарт распространяется на изделия из бумаги - туалетную бумагу, салфетки, полотенца, носовые платки, скатерти и другие аналогичные изделия бытового и санитарно-гигиенического назначения (далее - изделия) и устанавливает требования к их качеству.

Следовательно, положения ГОСТ Р 52354-2005 каким-либо образом к объекту рассматриваемой закупки (поставка перчаток, рукавиц) применены быть не могут, в связи с чем приведенное заказчиком в Приложении № 1 обоснование необходимости использования дополнительных характеристик нельзя считать надлежащим.

Согласно имеющимся в материалах проверки письменным объяснениям заказчика относительно доводов Обращения (вх. № 8374 от 01.12.2020 Новгородского УФАС России), неверное указание номера государственного стандарта обусловлено технической ошибкой заказчика.

Таким образом, в действиях заказчика - ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Правил использования КТРУ при описании объекта закупки по позиции 5 Приложения № 1, а также при обосновании в документации о закупке дополнительных характеристик подлежащего поставке товара по всем позициям Приложения № 1.

Данное нарушение указывает на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Соответственно, указанный довод Обращения о ненадлежащем применении заказчиком при описании объекта закупки положений КТРУ в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение частично.

2. Согласно Приложению № 1, перчатки латексные с х/б напылением по позициям 1, 2 должны быть исключительно желтого цвета, а по позиции 3 – красного.

По мнению заявителя, устанавливая неизменяемые значения относительно цвета поставляемого товара без какого-либо соответствующего обоснования своих потребностей, заказчик нарушает требования действующего законодательства о контрактной системе.

Рассмотрев указанный довод Обращения, Инспекция отмечает следующее.

Правила описания объекта закупки предусмотрены статьей 33 Закона о контрактной системе.

Прерогатива описания объекта закупки непосредственным образом принадлежит заказчику, который, однако, при этом не должен нарушать названных статьей 33 Закона о контрактной системе запретов и ограничений.

Как отмечалось выше, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем, согласно протоколу от 30.11.2020 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0350100004820000013 (далее – Протокол), на участие в рассматриваемом определении поставщика поступили первые части заявок 5 участников закупки.

Следовательно, установление заказчиком в Приложение № 1 требований к конкретным цветам поставляемых товаров (перчаток) в данном случае не привело к ограничению количества участников закупки.

Кроме того, согласно материалам настоящей проверки, указанные требования заказчика относительно цвета перчаток надлежащим образом отражают его существующие потребности.

Так, согласно вышеупомянутым письменным объяснениям заказчика относительно доводов Обращения (вх. № 8374 от 01.12.2020 Новгородского УФАС России), в хозяйственной деятельности ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» применяется цветовая кодировка назначения перчаток для контактов с моющими и гигиеническими веществами, а также для разделения на объектах заказчика (главный корпус (общественный корпус), дачи, коттеджи).

Также необходимо отметить, что действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено обязательное включение в описание объекта закупки обоснования установления тех или иных показателей товара, соответствующих потребностям заказчика, и требований к их значениям (за исключением случаев описания объекта закупки в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Соответственно, указанный довод Обращения в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

Также в ходе рассмотрения не нашли подтверждения и довод Обращения об отсутствии в Проекте контракта мер ответственности заказчика за нарушение им режима хранения товара или его эксплуатации, а также довод Обращения о нарушении заказчиком при проведении рассматриваемой закупки положений части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Так, ни положениями Закона о контрактной системе, ни утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не предусмотрена специальная ответственность заказчика за нарушение им режима хранения товара или его эксплуатации.

При этом, установленные в Проекте контракта меры ответственности для заказчика за неисполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Следовательно, требования к гарантийному сроку товара в пункте 2.5 ТЗ и разделе 4 Проекта контракта заказчиком установлены правомерно.

В результате проведения внеплановой документарной проверки рассматриваемой закупки Инспекцией также установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В подпункте 3.1.3 Общих условий проведения аукциона в электронной форме (часть 1 Документации; далее – Общая часть) требования к содержанию первой части заявки на участие в настоящем электронном аукционе заказчиком, исходя из объекта рассматриваемой закупки (поставка товара), установлены надлежащим образом в соответствии с требованиями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, требования к содержанию первой части заявки на участие в настоящем электронном аукционе заказчиком также установлены и в подпункте 3.1.3 части 1 ИК.

При этом указанные требования в ИК заказчиком частично установлены в недействующей редакции части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В частности, ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» в ИК установлено, что наименование страны происхождения товара подлежит указанию в первой части заявки исключительно в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Однако, как указывалось выше, согласно действующей редакции части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе наименование страны происхождения товара при осуществлении закупки такого товара подлежит указанию в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в любом случае.

Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе среди прочего должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Требования к содержанию второй части заявки на участие в настоящем электронном аукционе заказчиком также установлены и в Общей части, и в ИК.

В подпункте 1 пункта 3.1.4 Общей части заказчиком приведено требование о представлении в составе второй части заявки на участие в настоящем электронном аукционе информации, предусмотренной пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Однако при приведении такого требования в подпункте 3.1.4 части 1 ИК заказчиком была использована недействующая редакция пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Так, согласно подпункту 3.1.4 части 1 ИК, вторая часть заявки на участие в настоящем электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии  с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Указанные противоречащие друг другу требования к содержанию заявок непосредственным образом способны ввести в заблуждение участников закупки и осложнить им подачу заявок.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе противоречивых требований к содержанию первых и вторых частей заявок участников электронного аукциона.

2. Согласно пункту 1.6.3 части 1 ИК, участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупке отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вместе с тем, декларирование участником в составе заявки на участие в электронном аукционе отсутствия информации о себе в реестре недобросовестных поставщиков положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено ни в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе, ни в составе второй части такой заявки.

В силу положений части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе проверка соответствия участников закупок требованию, указанному в части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица), комиссией заказчика осуществляется самостоятельно, при этом комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать свое соответствие указанному требованию.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» содержится нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе неправомерных требований к содержанию заявок участников.

3. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем, в пункте 10.9 Проекта контракта заказчиком при указании срока возврата поставщику денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта, вместо предусмотренных частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе при исчислении такого срока календарных дней, использованы рабочие дни.

Так, согласно пункту 10.9 Проекта контракта, обеспечение исполнения Контракта, представленное в виде внесения в залог денежных средств, возвращается после полного исполнения обязательств, принятых на себя Поставщиком, в течение 15 рабочих дней. Денежные средства возвращаются Заказчиком на банковский счет, с которого поступили денежные средства в качестве обеспечения Контракта.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» содержится нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте контракта условия о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

4. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в случае, если действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлены запреты или ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, заказчик обязан предусмотреть в извещении и документации о закупке указанные запреты или ограничения.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 1 Постановления № 616, такой запрет действует в отношении промышленных товаров, указанных в перечне.

В соответствии с пунктом 10 Постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Кроме того, согласно 5 Постановления № 616, дополнительным требованием к участникам закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня, является использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство - член Евразийского экономического союза.

Под подклассом 14.1 ОКПД2 в указанный перечень (пункт 3) включена «Одежда, кроме одежды из меха».

При этом, в подкласс 14.1 «Одежда, кроме одежды из меха» ОКПД2 среди прочего входит и соответствующий установленным заказчиком в Приложении № 1 позициям КТРУ код 14.12.30.150 «Рукавицы, перчатки производственные и профессиональные» ОКПД2.

Следовательно, товар, подлежащий поставке при исполнении контракта (перчатки, рукавицы), фактически назван в перечне (пункт 3), в связи с чем подпадает под установленный запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а, следовательно, рассматриваемая закупка подпадает под действие Постановления № 616.

Однако предусмотренный Постановлением № 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, заказчиком в Документацию в данном случае не включен.

Согласно имеющимся в материалах проверки письменным пояснениям заказчика относительно неустановления в Документации предусмотренного Постановлением № 616 запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (вх. № 8445 от 03.12.2020 Новгородского УФАС России), при неустановлении в Документации положений Постановления № 616 заказчик руководствовался подпунктом «б» пункта 3 Постановления № 616.

Так, согласно подпункту «б» пункта 3 Постановления № 616, запрет не применяется в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня).

Вместе с тем, согласиться с таким обоснованием неприменения заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки предусмотренного Постановлением № 616 запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, Инспекция не может, поскольку, как следует из содержания подпункта «б» пункта 3 Постановления № 616, названное им исключение не распространяется на закупки товаров по пункту 3 перечня, включающий, как отмечалось выше, и объект рассматриваемой закупки.

Соответственно, оснований для неприменения при осуществлении рассматриваемой закупки положений Постановления № 616 у заказчика, с учетом установленных им в Приложении № 1 позиций КТРУ, в данном случае не имелось.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в документации об электронном аукционе предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.

Вышеперечисленные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

5. Часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе устанавливает требования к содержанию протокола, составляемого и оформляемого аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Так, согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, указанный протокол должен содержать следующую информацию:

1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;

4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно Протоколу, на участие в рассматриваемом определении поставщика поступили первые части заявок 5 участников закупки (идентификационные номера заявок – 1, 3, 4, 5, 7), по итогам рассмотрения которых аукционной комиссией заказчика - ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» было принято решении о признании заявок с идентификационными номерами 1, 3, 5, 7 соответствующими требованиям Документации, а участнику закупки, подавшему заявку с идентификационным номером 4, аукционной комиссией заказчика было отказано в допуске к участию в электронном аукционе со следующим обоснованием такого решения: «характеристики товара в заявке участника не соответствуют характеристикам товара, заявленным в документации заказчика».

Однако конкретных положений Документации, которым не соответствует первая часть заявки с идентификационным номером 4, а также положений такой заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным Документацией, аукционной комиссией заказчика в Протоколе в нарушение требований пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе приведено не было.

Вместе с тем, согласно имеющимся в материалах настоящей проверки письменным пояснениям заказчика относительно действий его аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке (вх. № 8445 от 03.12.2020 Новгородского УФАС России), первая часть заявки с идентификационным номером 4 не соответствовала требованиям Документации не в полном объеме, а только в части приведенных в ней участником закупки значений показателей товаров.

Так, согласно данным письменным пояснениям заказчика, первая часть заявки с идентификационным номером 4 была признана несоответствующей требованиям Документации по причине указания участником закупки несоответствующего требованиям Приложения № 1 значения показателя «цвет» для товара по позиции 3 «Перчатки латексные с х/б напылением» (неизменяемое требование заказчика относительно значения данного показателя – «красный», предложение участника в составе заявки - «желтый»), а также по причине указания участником закупки неконкретного значения показателя «размер (по ширине рукавицы)» для товара по позиции 5 «Рукавицы рабочие х/б с ПВХ наладонником» (предложение участника в составе заявки приведено в том же виде (в виде диапазона), что и изначально установлено заказчиком в Приложении № 1 в качестве требования заказчика относительно значения данного показателя – «≥ 14,5 и < 15,5»).

Таким образом, в действиях аукционной комиссии заказчика - ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» содержится нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении требований к содержанию протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Вышеуказанные действия аукционной комиссии заказчика указывают на наличие в действиях ее членов признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП.

Кроме того, рассмотрев названные заказчиком в вышеуказанных письменных пояснениях основания для недопуска участника закупки, подавшему заявку с идентификационным номером 4, к участию в настоящем электронном аукционе, Инспекция может согласиться только с одним из данных оснований, а именно с наличием в такой заявке несоответствующего требованиям Приложения № 1 значения показателя «цвет» для товара по позиции 3 «Перчатки латексные с х/б напылением» (вместо неизменяемого значения «красный» участником было указано «желтый»).

В свою очередь, указание в первой части заявки с идентификационным номером 4 значения показателя «размер (по ширине рукавицы)» для товара по позиции 5 «Рукавицы рабочие х/б с ПВХ наладонником» в том же виде, что и изначально установлено заказчиком в Приложении № 1 в качестве требования заказчика относительно значения данного показателя – «≥ 14,5 и < 15,5», вопреки мнению заказчика, и с учетом установленной заказчиком в силу положений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в Приложении № 1 Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе (далее – Инструкция), о несоответствии такой заявки требованиям Документации не свидетельствует.

Так, согласно пункту 3 Инструкции, по показателям товаров, содержащихся в графе № 4 «Требование к значению показателя» Таблицы (Приложения № 1), участник закупки предоставляет сведения о значениях с учетом следующего:

- если значение показателя установлено с использованием словосочетания «не менее», участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или большее установленному в графе № 4 «Требование к значению показателя»;

- если значение показателя установлено без использования словосочетания не менее, участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное, установленному в графе № 4 «Требование к значению показателя».

Необходимо отметить, что требования к значению показателя «размер (по ширине рукавицы)» для товара по позиции 5 «Рукавицы рабочие х/б с ПВХ наладонником» («≥ 14,5 и < 15,5») заказчиком приведены именно в графе № 4 «Требование к значению показателя» Приложения № 1.

При этом, при описании требований к значению такого показателя заказчиком не используется словосочетание «не менее».

Следовательно, в силу положений пункта 3 Инструкции, участники рассматриваемой закупки в составе первых частей заявок в качестве конкретного значения рассматриваемого показателя «размер (по ширине рукавицы)» для товара по позиции 5 «Рукавицы рабочие х/б с ПВХ наладонником» могли правомерно привести значение, равное установленному в графе № 4 Приложения № 1, то есть указать его в том же виде, что и изначально установлено заказчиком в Приложении № 1 в качестве требования заказчика относительно значения данного показателя – «≥ 14,5 и < 15,5».

Вместе с тем, как указывалось выше, в целом решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки, подавшему заявку с идентификационным номером 4, аукционной комиссии заказчика было правомерным.

Помимо изложенного, Инспекция дополнительно отмечает следующее.

Согласно вышеупомянутым письменным пояснениям заказчика, установленное ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» в Приложении № 1 требование относительно значения показателя «размер (по ширине рукавицы)» для товара по позиции 5 «Рукавицы рабочие х/б с ПВХ наладонником» («≥ 14,5 и < 15,5») расценивалось аукционной комиссией в качестве диапазона, в соответствии с минимальным и максимальным значением которого участники закупки должны были указать в составе заявки конкретное значение показателя.

Однако соответствующих положений, устанавливающих порядок указания участниками рассматриваемой закупки в составе первой части заявки значений показателей товара, установленных заказчиком в Приложении № 1 в виде диапазонных значений, и позволяющих участникам закупки предложить к поставке товар с удовлетворяющими потребности заказчика значениями характеристик, Инструкция не содержит.

Следовательно, имеющиеся положения Инструкции в необходимой мере не описывают порядок заполнения заявки, а также позволяют участникам закупки предложить к поставке товары с неконкретными значениями их характеристик.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «ДОМ ОТДЫХА «ВАЛДАЙ» содержится нарушение пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в нем.

Данное нарушение указывает на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Установленные в действиях заказчика и его аукционной комиссии нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, привели к неустановлению требующегося в данном случае запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, ненадлежащему установлению требований к содержанию заявок участников закупки, ненадлежащему применению Правил использования КТРУ при описании объекта закупки, установлению Инструкции, позволяющей участникам закупки предложить к поставке товары с неконкретными значениями их характеристик, ненадлежащему установлению условия о сроке возврата денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, а также несоблюдению требований к содержанию протокола, что дает достаточные основания Инспекции для выдачи предписания об аннулировании рассматриваемых торгов.

Руководствуясь частями 15, 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Дом отдыха «Валдай» Управления делами Президента Российской Федерации нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, части 27 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Дом отдыха «Валдай» Управления делами Президента Российской Федерации нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Федеральному государственному бюджетному учреждению «Дом отдыха «Валдай» Управления делами Президента Российской Федерации, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Дом отдыха «Валдай» Управления делами Президента Российской Федерации и членов его аукционной комиссии.

 

 

Руководитель Инспекции,

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления        _________________                   <…….>

                                                                                                  (подпись)                                                              

 

Участник Инспекции,      

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления        _________________                   <…….>

                                                                                                                                (подпись)

 

Участник Инспекции,

специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления        _________________                   <…….>

                                                                                                                                 (подпись)

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны