Решение №6413/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-556/2020 по результатам рассмотрения жал... от 30 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Панковского

городского поселения

 

ул. Октябрьская, д. 3,

п. Панковка, Новгородский р-н,

Новгородская обл., 173526

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,

д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Автоматизированные системы»

 

ул. Большая Московская, 59, 90,

Великий Новгород, 173020

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/14-556/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

27 октября 2020 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

<…….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

<…….> - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

<…….> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

муниципального заказчика - Администрации Панковского городского поселения – <…….>;

подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы» - <…….>,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы» (173020, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 59, 90; далее – ООО «Автоматизированные системы», Общество) на действия муниципального заказчика – Администрации Панковского городского поселения (173526, Новгородская обл., Новгородский р-н, п. Панковка, ул. Октябрьская, д. 3; далее - Администрация) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на замену светильников уличного освещения на территории р.п. Панковка, извещение № 0150300005220000036 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 15.10.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.10.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Автоматизированные системы» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на замену светильников уличного освещения на территории р.п. Панковка, извещение № 0150300005220000036 о проведении которого было размещено на официальном сайте 15.10.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению ООО «Автоматизированные системы», муниципальным заказчиком в документации о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Документация) не установлены предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее – Постановление № 878) и требующиеся в данном случае ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также не установлены предусмотренные Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н) условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Автоматизированные системы» поддержал ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указал, что Общество подавало заявку на участие в рассматриваемой закупке.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным пояснениям Администрации (вх. № 7517 от 26.10.2020 Новгородского УФАС России), муниципальный заказчик доводы Жалобы не признает по следующим основаниям.

При указании наименования объекта закупки в Документации муниципальным заказчиком использован код 43.21.10.290 «Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2).

Однако в утвержденном Постановлением № 878 перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), такой код ОКПД2 отсутствует.

Положения Приказа № 126н применяются исключительно при закупке товаров и не регулирует закупки работ, услуг, в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель муниципального заказчика поддержала вышеуказанные пояснения в полном объеме, а также дополнительно сообщила, что запросов о даче разъяснений положений Документации от участников рассматриваемой закупки в адрес Администрации не поступало.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В октябре 2020 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на замену светильников уличного освещения на территории р.п. Панковка.

Документация утверждена распоряжением Главы Панковского городского поселения от 14.10.2020 № 224-рг <…….>.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – замена светильников уличного освещения на территории р.п. Панковка.

Согласно пункту 3.2 Документации, описание объекта закупки, среди прочего, содержится в Приложении № 1 «Техническое задание на замену светильников уличного освещения на территории р.п. Панковка» к Документации (далее – ТЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в случае, если действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлены ограничения участия в определении поставщика в отношении отдельных категорий лиц либо товаров, работ, услуг, заказчик обязан предусмотреть в извещении и документации о закупке указанные ограничения.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как отмечалось выше, ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены Постановлением № 878.

Также Постановлением № 878 утвержден вышеупомянутый Перечень.

Согласно пункту 3 Постановления № 878, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Согласно ТЗ, в рамках заключенного по итогам рассматриваемой закупки муниципального контракта необходимо произвести замену существующих светильников уличного освещения на новые светодиодные.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к значениям показателей поставляемого при выполнении работ товара (в том числе и уличных светодиодных светильников), удовлетворяющим потребности муниципального заказчика, Администрацией приведены в Приложении № 1 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, поставляемого при выполнении работ» к ТЗ (далее – Приложение № 1).

Таким образом, для выполнения работ по замене существующих светильников уличного освещения на новые светодиодные подрядчику необходимо предварительно поставить данное осветительное оборудование, соответствующее требованиям Приложения № 1.

Светильники светодиодные включены в Перечень под кодом 27.40.39.113 ОКПД2 (подкласс 27.4 «Оборудование электрическое осветительное»).

Следовательно, товар, фактически подлежащий поставке при исполнении муниципального контракта, необходимый для его надлежащего исполнения и в дальнейшем переходящий в собственность муниципального заказчика, подпадает под установленные ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а, следовательно, рассматриваемая закупка подпадает под действие Постановления № 878 (письмо ФАС России от 16.09.2020 № ИА/80326/20).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Приказом № 126н.

Указанные условия допуска применяются в отношении товаров, указанных в Приложении № 1 к Приказу № 126н.

Так, согласно пункту 1.1 Приказа № 126н, при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении № 1 к Приказу № 126н, предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.

Светильники светодиодные (код 27.40.39.113 ОКПД2) также упомянуты и в Приложении № 1 к Приказу № 126н (группа 27.40 «Оборудование электрическое осветительное» ОКПД2).

Таким образом, рассматриваемая закупка подпадает и под действие Приказа № 126н.

Соответственно, осуществление настоящей закупки в соответствии с действующим законодательством требует наличия в Документации соответствующих ограничений и условий допуска.

Однако предусмотренные Постановлением № 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, а также установленные Приказом № 126н условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, муниципальным заказчиком в Документацию в данном случае не включены.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в документации об электронном аукционе предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе ограничений и условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Как установлено выше, требования к значениям показателей поставляемого при выполнении работ товара муниципальным заказчиком установлены в Приложении № 1.

Так, среди прочих показателей для товара «Уличный светодиодный светильник» муниципальным заказчиком в Приложении № 1 предусмотрен показатель «мощность», значение которого должно быть «не менее 70».

Однако какая-либо единица измерения значения данного показателя в отличие от значений иных показателей для вышеуказанного товара (например, «номинальное напряжение, В», «ток, А» и т.д.) в Приложении № 1 отсутствует.

Вместе с тем, неуказание в Приложении № 1 единицы измерения значения показателя «мощность» не позволяет должным образом определить действительные требования муниципального заказчика к значению рассматриваемой характеристики светодиодного светильника, в частности определить в какой из существующих технических единиц измерения (Ватт, Киловатт, Мегаватт и т.д.) значение «не менее 70» соответствует потребностям муниципального заказчика.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем описании муниципальным заказчиком объекта рассматриваемой закупки, а также были способны ввести в заблуждение ее участников в части уяснения ими действительных потребностей Администрации в поставляемом товаре и повлиять на их допуск к участию в электронном аукционе.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, а именно в фактическом неустановлении требований к значению одного из показателей подлежащего поставке товара.

2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Соответствующая информация, предусмотренная пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, муниципальным заказчиком приведена в разделе 14 Документации.

В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Требование обеспечения гарантийных обязательств, а также порядок предоставления такого обеспечения, муниципальным заказчиком приведены в разделе 3.4.7 Документации.

При этом, в пунктах 14.2.6 и 3.4.7.6 Документации муниципальным заказчиком предусмотрена возможность освобождения участника закупки, с которым заключается контракт, от предоставления обеспечения исполнения контракта, а также от предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

Так, согласно пункту 14.2.6 Документации, участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 3.4.7.6 Документации, участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Вместе с тем, согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, освобождение участника закупки, с которым заключается контракт, от представления обеспечения контракта и от представления обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления им вышеуказанной информации, содержащейся в реестре контрактов, возможно исключительно в случае осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, то есть в случае осуществления закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Так, согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Однако, согласно разделам 6, 7 Документации, рассматриваемая закупка не осуществляется Администрацией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем ее участниками могут быть не только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 8 части 1 статьи 64, частей 1, 2.2, 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе порядка предоставления обеспечения исполнения контракта и порядка предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

Установленные в действиях муниципального заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, привели к неустановлению необходимых в данном случае ограничений и условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, ненадлежащему установлению требований к значениям показателей подлежащего поставке товара, а также к установлению неправомерного условия об освобождении участника закупки, с которым заключается контракт, от представления обеспечения контракта и обеспечения гарантийных обязательств, что дает достаточные основания Комиссии для выдачи соответствующего предписания об устранении таких нарушений.

Данные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица муниципального заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 14, 33, 64, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы» (173020, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 59, 90) на действия муниципального заказчика – Администрации Панковского городского поселения (173526, Новгородская обл., Новгородский р-н, п. Панковка, ул. Октябрьская, д. 3) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на замену светильников уличного освещения на территории р.п. Панковка, извещение № 0150300005220000036 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.10.2020, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Панковского городского поселения нарушения частей 3, 4 статьи 14, части 2 статьи 33, пунктов 1, 8 части 1 статьи 64, частей 1, 2.2, 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Панковского городского поселения, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Панковского городского поселения.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…….>

                               

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                     <…….>

 

 

                                                                                                                           <…….>          

           

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны