Постановление №1808/02 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 053/04/9.21-159/2021 об администрати... от 8 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»

 

пл.  Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиал Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Новгородэнерго»

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,

Великий Новгород, 173001

 

post@novgor.elektra.ru

 

<С…>

 

 

          Исх. № 1808/02 от 08.04.2021

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 053/04/9.21-159/2021 об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 05.04.2021

В полном объеме изготовлено 08.04.2021                                     г. Великий Новгород

 

Руководитель Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление, Новгородское УФАС России) Виниченко Ольга Сергеевна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-159/2021, возбужденного

в отношении юридического лица:

Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», Общество, сетевая организация) (место нахождения: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, Санкт-Петербург, 196247, ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление    <С…> от 04.02.2021  вх. №512.

В заявлении указано, что  между <С…> и ПАО  «МРСК Северо-Запада» заключен договор от 21.05.2020 №СПБ80-02568-И/20 об осуществлении технологического присоединения  к электрическим сетям объекта заявителя                                            В соответствии с пунктом 5 договора от 21.05.2020 №СПБ80-02568-И/20 и пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Срок осуществления технологического присоединения  к электрическим сетям Общества по договору  от 21.05.2020 №СПБ80-02568-И/20 истек 21.11.2020.      До настоящего времени  мероприятия по технологическому присоединению объекта <С…>  к электрическим сетям не произведены.                                                                                                                    Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения.

В силу пунктов 3 и 6 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 16 названных Правил предусмотрено, что договор между сетевой организацией и абонентом должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (подпункт «б»).

Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 Постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 04.03.2021 возбуждено дело № 053/04/9.21-159/2021 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада», начато административное расследование. К участию в деле в качестве потерпевшей привлечена <С…> В ходе административного расследования у Общества были затребованы копии документов: приказа об исполнении договора с <С…>., технического задания на выполнение проектной документации, актов выполненных работ, проектно-сметной документации, договоров подряда на выполнение проектной документации и строительно-монтажных работ по данному объекту, извещения, протоколы, процедуры отбора и иных документов вопросу технологического присоединения объектов <С…> Общество в своем ответе (исх. от 19.03.2021 № МР2/6/05-01-11/1670 представило только копию приказа об исполнении вышеуказанного договора на технологическое присоединение, копию технического задания и письменные пояснения о том, что несоблюдение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта потребителя со стороны Общества вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, а именно распространение коронавирусной инфекции. По указанной причине большая часть сотрудников ПАО «МРСК Северо-Запада» была переведена на удаленный режим работы, часть сотрудников находилась на больничном.

Вместе  с тем, Общество не представило документов, подтверждающих выполнение иных мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта <С…>

Следует констатировать, что окончание процедуры технологического присоединения подтверждается актом о технологическом присоединении.

Акт о технологическом присоединении объекта <С…> до составления протокола № 053/04/9.21-159/2021 об административном правонарушении Обществом в Управление представлен не был.

При таких обстоятельствах административным расследованием установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Время и место совершения административного правонарушения – 22.11.2020, Новгородская область.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Учитывая, что ПАО «МРСК Северо-Запада» на дату совершения административного правонарушения являлось привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Новгородского УФАС России по делу № 053/04/9.21-444/2019, исполненное 30.12.2019), деяние Общества является нарушением части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

На составлении протокола № 053/04/9.21-159/2021 об административном правонарушении присутствовал представитель ПАО «МРСК Северо-Запада»  <С…> по доверенности № 123-20 от 28.12.2020.

24.03.2021 руководителем Новгородского УФАС России – Виниченко О.С. было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №053/04/9.21-159/2021. Данным определением у Общества были повторно запрошены документы, подтверждающие исполнение отдельных мероприятий, направленных на технологическое присоединение.

На определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в Управление представлены письменные пояснения от ПАО «МРСК Северо-Запада» (вх. № 1889 от 31.03.2021) из которых следует, что Общество выполнило со своей стороны мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя и направило заявителю соответствующее письменное уведомление от 24.03.2021 №288.

На рассмотрении дела № 053/04/9.21-159/2021 об административном правонарушении присутствовал представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» -<С…>, действующая на основании доверенности № 123-20 от 28.12.2020 года. <С…> заявила ходатайство о приобщении к материалам дела №053/04/9.21-159/2021 копию акта о об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя от 02.02.2021, копию акта о выполнении технологических условий от 02.02.2021, копию соглашения о перерывах в электроснабжении от 02.04.2021.

Рассмотрев материалы административного дела, письменные пояснения Общества (исх. от 19.03.2021 № МР2/6/05-01-11/1670, ходатайство представителя Общества о приобщении к материалам дела №053/04/9.21-159/2021 копий документов, свидетельствующих об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя, должностное лицо, рассматривающее дело,  доводы изложенные в письменных пояснениях Общества (исх. от 19.03.2021 № МР2/6/05-01-11/1670 о том, что причиной неисполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителя явилась эпидемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), считает не состоятельными так как Общество не представило в Управление никаких документов, подтверждающих причинно-следственную связь введенных карантинных ограничений и нарушений сроков технологического присоединения.

При таких обстоятельствах, не представляется возможным установить причинно-следственную связь между введенными ограничениями и невозможностью Общества своевременно в соответствии с условиями дополнительного соглашения исполнить принятые на себя обязательства.

Ссылаясь на введение ограничительных мер, как на обстоятельство непреодолимой силы, Общество не раскрывает, в чем конкретно выразились обстоятельства, не позволявшие на протяжении столь длительных временных интервалов осуществить технологическое присоединение.

Должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, полагает возможным указать, что согласно позиции, изложенной в разделе 2 (вопрос 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать, помимо прочего,  наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств,  добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков (далее – Обзор).

Несмотря на то, что вышеуказанной Обзор в названной части относится к нормам гражданского, а не административного законодательства, по аналогии и в правоотношениях, связанных с применением КоАП РФ, обоснованным представляется подход при котором не само по себе наличие обстоятельств непреодолимой силы является обстоятельством, допускающим во всех случаях совершение административных правонарушений, а напротив, обстоятельства непреодолимой силы могут иметь значение для квалификации действий лица, привлекаемого к ответственности именно и только тогда, когда наличествует прямая причинно-следственная связь, указывающая на непреодолимые препятствия для исполнения требований и обязанностей.

Иное бы означало нарушение общеправового принципа законности, освобождение от обязанности соблюдать закон при любых фактических обстоятельствах, что, с очевидностью, недопустимо.

Ссылку Общества на разъяснения ФАС России о том, что пандемия коронавируса считается форс-мажором также не представляется признать надлежащей.

Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, за нарушение которых предусмотрена ответственность статьей 9.21 КоАП РФ, представлено не было.

Таким образом, просрочка по технологическому присоединению с момента  установленного срока для технологического присоединения (20.11.2020) составила более чем 4 месяцев.

При таких обстоятельствах при вынесении настоящего постановления не представляется возможным установить, что сетевая организация выполняла какие-либо мероприятия, направленные на рассматриваемое технологическое присоединение в обозначенный временной период, существенно превышающий установленный срок, что свидетельствует о совершении административного правонарушения.

Относительно довода Общества о тяжелом финансовом положении и необоснованном тарифе, установленном органом регулирования, необходимо отметить следующее.

Заявляя доводы о необоснованном тарифе, Общество не раскрывает, какие именно затраты и в каком объеме недофинансировались.

Факт удовлетворения Новгородским областным судом по делу №03а-70/2019 административного искового заявления Общества не свидетельствует о тяжелом финансовом положении Общества.

Согласно отчётам о финансовых результатах, размещенным ПАО «МРСК Северо-Запада» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.mrsksevzap.ru/investors/1yearfinreport/#tab1, деятельность Общества в 2018 (чистая прибыль свыше 599 млн. руб.), 2019 (чистая прибыль свыше 553 млн. руб.) и за январь-сентябрь 2020 года (чистая прибыль свыше 221 млн. руб.) являлась прибыльной.

Каких-либо доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с финансовым положением Общества, не представлено.

Вместе с тем должностное лицо, рассматривающее настоящее дело,  приняло во внимание, что до рассмотрения настоящего дела Общество осуществило технологическое присоединение объекта <С…>

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении ПАО «МРСК Северо-Запад» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований, предусмотренных Правилами технологического присоединения № 861.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ),  Общества признано то, что  ПАО «МРСК «Северо-Запада» до рассмотрения дела № 053/04/9.21-159/2021 об административном правонарушении осуществило технологическое присоединение объекта <С…> Обстоятельства, отягчающие административную ответственность Общества, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, не установлены.

В данном случае повторность совершения административного правонарушения является квалифицирующим признаком нарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и не может считаться отягчающим административную ответственность обстоятельством.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований Правил, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.

Кроме того, в рассматриваемых правоотношениях ПАО «МРСК Северо-Запад», является сильной стороной, профессиональным участником рынка, а гражданин – слабой стороной.

Совершенное ПАО «МРСК Северо-Запад» правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в сфере правоотношений, подлежащий особой охране со стороны государства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, совокупностью доказательств и материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его Обществом, вина Общества, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, должностное лицо, рассматривающее дело № 053/04/9.21-159/2021 об административном правонарушении, полагает возможным, учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия,  при назначении административного наказания Обществу применить часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

        • назначении административного наказания выяснялись и исследовались обстоятельства, предусмотренные статьями 4.1, 4.2, 4.3, 26.1 КоАП РФ.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Рассматриваемое административное правонарушение относится к нарушениям в сфере электроэнергетики. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об электроэнергетике равен одному году со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемое административное правонарушение не истек.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП РФ гарантий, не установлено.

Каких-либо иных заявлений, ходатайств или отводов от Общества и его представителя не поступало.

 

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 14.9, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,            

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (место нахождения: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, Санкт-Петербург, 196247, ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, по факту нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

2.    Применить к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей 00 копеек.

       3. Сумму штрафа Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» надлежит перечислить в бюджет:

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 03100643000000015000

Банк:  Отделение    Новгород Банка России// УФК по Новгородской области

г. Великий Новгород

БИК: 014959900

Кор. Счет: 40102810145370000042

ОКТМО   49701000

Код БК: 161 1 16 01091 01 0021 140

(Штраф за нарушение порядка подключения (технологического присоединения)            

УИН   16100500000000924506 *

 

* При оплате штрафа обязательно указывать номер УИН 

 

 

Руководитель Управления                                                        

Государственный советник РФ 1 класса                                                О.С. Виниченко

 

 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны