Решение №4761/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-562/2022 по результатам рассмотрения жал... от 25 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику –
Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис»
ул. Хутынская, д. 91,
г. Великий Новгород, 173020
Уполномоченному органу –
Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии
пл. Победы-Софийская, д. 1,
Великий Новгород, 173005
Оператору электронной площадки –
АО «ЕЭТП»
e-mail: ko@roseltorg.ru
Участнику закупки (подателю жалобы) –
Обществу с ограниченной ответственностью «Контракт»
пер. Вишневый (Центральный район), д. 85В, помещение 12, г. Сочи, Краснодарский край, 354003
РЕШЕНИЕ № 053/06/31-562/2022
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
20 октября 2022 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
….. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
…. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в отсутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис» (173020, Новгородская область, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 91),
подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (Российская Федерация, 354003, Краснодарский край, г. Сочи, пер. Вишневый (Центральный район), д. 85В, помещение 12),
стороны надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направили, от Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис» поступило письменное ходатайство (вх. № 5637 от 20.10.2022 Новгородское УФАС России) о рассмотрении жалобы без их участия в связи со служебной занятостью,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (Российская Федерация, 354003, Краснодарский край, г. Сочи, пер. Вишневый (Центральный район), д. 85В, помещение 12; далее – ООО «Контракт») на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис» (173020, Новгородская область, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 91; далее - ГОБУЗ «НОНД «Катарсис») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Новгородская область, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений первого этажа здания ГОБУЗ "НОНД "Катарсис" по адресу: г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д.18, извещение № 0150200003922000949 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 07.10.2022,
УСТАНОВИЛА:
14.10.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика – ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений первого этажа здания ГОБУЗ «НОНД "Катарсис» по адресу: г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д.18, извещение № 0150200003922000949 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.10.2022 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
- Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление № 2571).
Постановления № 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений первого этажа здания ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» по адресу: г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д.18, которые относятся к видам работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
По мнению подателя Жалобы, заказчиком должны были быть установлены дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с позицией 10 Приложения к Постановлению № 2571.
Между тем, данные дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки заказчиком установлены не были.
- Заказчик не установил в проекте контракта требования к участникам закупки, предусмотренные частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик – ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» считает Жалобу обоснованной в соответствии с представленными письменными пояснениями (вх. № 5620 от 19.10.2022 Новгородского УФАС России).
В связи со срочностью проведения аукциона в электронной форме и доведением финансирования на данную закупку, 07.09.2022 заказчиком была направлена заявка на согласование в уполномоченное учреждение на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с приложением необходимых документов, в данную заявку вносились изменения, но обязательные требования, указанные в доводах Жалобы учтены не были.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В октябре 2022 года заказчиком – ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» совместно с уполномоченным органом – Администрацией и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений первого этажа здания ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» по адресу: г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д.18, извещение № 0150200003922000949 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.10.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 11 891 930,00 рублей).
Извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) утверждено главным врачом ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» …. 07.10.2022.
- Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В Извещении определен следующий объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений первого этажа здания ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» по адресу: г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д.18.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В развитие данных норм принято Постановление № 2571.
Как следует из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» в Извещении не установил какие-либо дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 2571.
Согласно данным с официального сайта заказчиком указан способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Пункт 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит следующее требования закона, а именно что описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Следовательно, заказчик, учитывая объект закупки и выбрав вышеуказанный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), должен был установить дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с позицией 10 Приложения к Постановлению № 2571 «Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)», а именно:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с абзацем 4 подпункта «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Однако, как было отмечено выше, такие дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки (и, как следствие, к составу их заявок), заказчиком установлены не были.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в Извещении дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с позицией 10 Приложения к Постановлению № 2571.
В данной части жалоба является обоснованной.
2. В пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что неотъемлемой частью извещения о закупке является проект контракта.
Приложением № 4 к Извещению является Проект контракта.
В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Раздел 5 Извещения устанавливает требование обеспечения контракта, одним из способов обеспечения исполнения контракта является независимая гарантия.
Однако в нарушении вышеуказанной нормы законодательства заказчик не указал данное обязательство в проекте контракта.
Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не включении в проект контракта условия о необходимости предоставления поставщиком нового обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии в случае отзыва у банка, выдавшего ее, лицензии на осуществление банковских операций.
В данной части жалоба является обоснованной.
Таким образом, Жалоба является полностью обоснованной.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Описание объекта закупки содержится в Приложении к Извещению № 1 Техническом задании (далее – ТЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ТЗ содержит перечень нормативно-технических документов, которыми необходимо руководствоваться при выполнении капитального ремонта, аналогичный перечень содержится в Приложении № 1 к Проекту контракта.
Однако, данный перечень содержит документы, утратившие силу на момент объявления рассматриваемой закупки:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») - утратило силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44.
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» - утратило силу 01.09.2022 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОНД «Катарсис» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем определении нормативных документов, в соответствии с которым должны выполняться работы.
Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушения, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные нарушения являются существенными, нарушают права участников закупки, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанных нарушений.
Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, пер. Вишневый (Центральный район), д. 85Б, пом. 12) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис» (173020, Новгородская область, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 91) при осуществлении совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Новгородская область, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1 закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений первого этажа здания ГОБУЗ "НОНД "Катарсис" по адресу: г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д.18, извещение № 0150200003922000949 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.10.2022, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис» нарушения части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, части 30 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис», уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис».
Председатель Комиссии ……..
Члены Комиссии ……..
…….
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.