Решение №3090/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-283/2019 по результатам рассмотрения жа... от 4 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

+ Добавить документ

Муниципальному заказчику –

Администрации Пестовского

муниципального района

 

ул. Советская, д. 10,

г. Пестово, Пестовский район,

Новгородская область, 174510

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «РЕНОВАТОР»

 

ул. Ефремова, д. 19, корп. 3,

пом/ком/оф I/63/16,

г. Москва, 119048

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-283/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

01 июля 2019 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в отсутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «РЕНОВАТОР»,

надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явившихся, своих представителей не направивших,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «РЕНОВАТОР» (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 3, пом/ком/оф I/63/16; далее – ООО «РЕНОВАТОР») на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская область, Пестовский район, г. Пестово, ул. Советская, д. 10; далее – Администрация) при осуществлении им и его аукционной комиссией закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения по ул. Титова (от ул. Калинина до ул. Новгородская) и ул. Калинина (от железнодорожного переезда 316 км. ПК9 до ул. Титова), извещение № 0350300022519000035 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.06.2019,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.06.2019 вх. № 4383 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «РЕНОВАТОР» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им и его аукционной комиссией  закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения по ул. Титова (от ул. Калинина до ул. Новгородская) и ул. Калинина (от железнодорожного переезда 316 км. ПК9 до ул. Титова), извещение № 0350300022519000035 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.06.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть Жалобы сводится к следующему.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в документации о рассматриваемом электронном аукционе не установлено требование о наличии у участников данной закупки опыта выполнения работ, аналогичных работам, являющимся объектом рассматриваемой закупки, в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление).

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушение Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении данного нарушения.

Муниципальный заказчик – Администрация представил письменный отзыв на Жалобу (вх. № 4527 от 01.07.2019 Новгородского УФАС России), согласно которому считает Жалобу обоснованной и просить дать возможность внести соответствующие изменения в документацию о рассматриваемой закупке.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В июне – июле 2019 года муниципальным заказчиком – Администрацией и его аукционной комиссией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения по ул. Титова (от ул. Калинина до ул. Новгородская) и ул. Калинина (от железнодорожного переезда 316 км. ПК9 до ул. Титова)(извещение № 0350300022519000035 от 10.06.2019; начальная (максимальная) цена контракта (далее, также – НМЦК) – 11 120 237 ,00 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе утверждена заместителем Главы Администрации «….»  10.06.2019 (далее – Документация).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения по ул. Титова (от ул. Калинина до ул. Новгородская) и ул. Калинина (от железнодорожного переезда 316 км. ПК9 до ул. Титова) (далее - Работы).

Согласно пункту 3.1.1 Документации работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, включены в код 42.11.20.000 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении.

Согласно пункту 1 Постановления к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

Согласно пункту 2(3) Приложения № 1 к Постановлению при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Кроме того, согласно пункту 2(3) Приложения № 1 к Постановлению документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:

  • копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 4.1 Документации, как было указано выше, НМЦК рассматриваемой закупки составляет 11 120 237, 00 рублей.

Раздел 9 Документации содержит требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и требований Постановления в разделе 9 Документации муниципальным заказчиком – Администрацией не установлены дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии опыта исполнения соответствующих работ в вышеуказанном виде.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, установленных Правительством Российской Федерации.

С учётом вышеизложенного, Жалоба является обоснованной.

2. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункты 10, 10.1 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту и содержанию объекта капитального строительства – автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как было указано выше, в соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее, также – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

В Документации (в частности, в Приложении № 1 к проекту муниципального контракта, заключаемого по результатам осуществления рассматриваемой закупки (Приложение № 3 к Документации; далее – Проект контракта) «Ведомость объемов работ на выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения по ул. Титова (от ул. Калинина до ул. Новгородская) и ул. Калинина (от железнодорожного переезда 316 км. ПК9 до ул. Титова)»; далее – Ведомость объемов работ) перечислены отдельные виды работ, которые в соответствии с положениями Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Таким образом, муниципальный заказчик – Администрация должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников о предоставлении выписки из реестра членов СРО.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 9.3.1 Документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам аукциона:

«Участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ)».

Данное требование к участникам закупки правомерно установлено муниципальным заказчиком – Администрацией в Документации в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ.

В подпункте 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком – Администрацией установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, а именно:

«Копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Данная выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна содержать сведения о наличии у члена саморегулируемой организации право на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

В соответствии частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

При этом, муниципальным заказчиком – Администрацией не было учтено, что Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86:

  1. утверждена прилагаемая к нему новая форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций;
  2. приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 признан утратившим силу.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе требований к участникам закупки, установление которых обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

3. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Однако, в пунктах 8 Ведомости объемов работ по ул. Титова и ул. Калинина указано следующее: «Перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 110 км (а/б смеси)».

Следовательно, муниципальный заказчик – Администрация устанавливает в Документации требование к участникам рассматриваемого аукциона о наличии у них для проведения указанных работ определенной спецтехники, а именно, автомобилей с конкретной грузоподъемностью, в то время как указанные работы могут производиться и иными средствами, в том числе автомобилями с меньшей или большей грузоподъемностью.

При этом следует отметить, что как было указано выше, Ведомости объемов работ является приложением к муниципальному контракту, заключаемому по результатам осуществления рассматриваемой закупки и является его неотъемлемой частью.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них производственных мощностей и технологического оборудования необходимого для выполнения работ, являющихся предметом контракта.

4. Как было указано выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Законом о контрактной системе (пункт 1 части 1 статьи 64) установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 66) выделяют три вида объекта закупки: поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.

В данном случае объектом закупки является выполнение работ, для выполнения которых используются товары (строительные материалы; далее - Товары).

Товары, используемые при выполнении работ, и требования к значениям их показателей, также относятся к объекту закупки и должны быть описаны в документации о закупке по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе.

Как было указано выше, муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – Работы.

Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки представлено в следующем виде: «выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения по ул. Титова (от ул.Калинина до ул.Новгородская) и ул.Калинина (от железнодорожного переезда 316 км. ПК 9 до ул.Титова).

Цель: восстановление транспортно-эксплуатационного состояния участков дорог для обеспечения безопасного и бесперебойного проезда».

Согласно пункту 3.3 Документации объем выполняемых Работ представлен в следующем виде: «Объем выполняемых работ должен соответствовать требованиям, указанным в техническом задании, дефектной ведомости работ, локально-сметном расчете и муниципальном контракте. Все произведенные работы и используемые материалы должны отвечать техническим и специальным требованиям качества, а также СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», которые являются обязательными к применению».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком – Администрацией Раздел 10 Документации содержит требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкцию по её заполнению.

Согласно пункту 10.2. Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

«Согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)».

Согласно пункту 10.4.1 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 10.2 документации.

Согласно пункту 10.4.2 Документации участник закупки представляет в любой удобной форме информацию о конкретных показателях товара, соответствующих значениям установленным документацией об электронном аукционе. При установлении заказчиком показателей, значения которых не могут изменяться, участник аукциона указывает значение, установленное заказчиком. Указание показателя со значением «либо», «или» означает, что участником предоставляется одно из конкретных значений показателя, предложенное заказчиком. Конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и его производных и т.п. Указание показателя с оборотом «не менее…не более…» означает, что участником предоставляется конкретное значение показателя, находящееся в диапазоне, установленном заказчиком. Указание показателя со значением «не ранее» означает, что участником предоставляется конкретное значение, которое должно быть равно требуемому заказчиком показателю или должно быть больше требуемого заказчиком показателя.

Из вышеизложенного следует, участники рассматриваемой закупки должны в первых частях свих заявок на участие в электронном аукционе, предоставить сведения о Товарах, в соответствии с требованиями к значениям показателей (характеристик) Товаров, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемых Товаров, используемых при выполнении Работ, установленными заказчиком в Приложении № 1 к Техническому заданию на выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения по ул. Титова (от ул. Калинина до ул. Новгородская) и ул. Калинина (от железнодорожного переезда 316 км. ПК 9 до ул. Титова) (Приложение № 2 к Документации; далее – Техническое задание) (далее, также – Требования к товарам).

Требования к товарам представляют собой таблицу, содержащую наименования Товаров и показателей (характеристик) Товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика, где:

  • столбец 1 – порядковый номер (номер позиции);
  • столбец 2 – наименование Товара;
  • столбец 4 – показатель (характеристика) Товара;
  • столбец 5 – значение показателя;
  • столбец 6 – единица измерения.

Требования к значениям показателей в вышеуказанной таблице (далее, также – Таблица) в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе представлены в виде: минимальных и максимальных значений показателя и показатели (характеристик), значения которых не могут изменяться.

Как было указано выше, в соответствии с содержанием Документации требования к строительным материалам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, установлены Требованиях к товарам, в том числе, по позиции № 3 «Смесь песчано-гравийная для строительных работ» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) муниципальным заказчиком – Администрацией установлены:

  • требование к минимальному и максимальному значению показателя (столбец 4) «Содержание зерен гравия должно быть по массе, %» в следующем виде (столбец 5) «не менее 10, не более 90» с единицей измерения (столбец 6) «%»;
  • требование по показателю (столбец 4) «ГОСТ 23735-2014», значение которого (столбец 5) «Соответствие» не может быть изменено.

Как было указано выше, в пункте 10.4.2 Документации установлено, что указание показателя с оборотом «не менее…не более…» означает, что участником предоставляется конкретное значение показателя, находящееся в диапазоне, установленном заказчиком.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Документации участник рассматриваемой закупки в первой части своей заявки должен указать конкретное значение показателя «Содержание зерен гравия должно быть по массе, %» для товара по позиции № 3 «Смесь песчано-гравийная для строительных работ» Таблицы.

В соответствии с пунктом 4.3.3 ГОСТ 23735-2014 «Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия» (далее – ГОСТ 23735-2014) в природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия должно быть не менее 10% и не более 90% по массе.

В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ 23735-2014 песчано-гравийные смеси должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя. Приемку и поставку песчано-гравийной смеси проводят партиями.

Согласно пункту 5.2 ГОСТ 23735-2014 партией считают количество песчано-гравийной смеси, установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном вагоне или в одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество песчано-гравийной смеси, отгружаемое одному потребителю в течение суток.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ 23735-2014 для проверки соответствия качества песчано-гравийной смеси требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 23735-2014 приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы, отобранной в соответствии с ГОСТ 8269.0.

При этом, согласно пункту 5.5 ГОСТ 23735-2014 при приемочном контроле определяют:

  • зерновой состав песчано-гравийной смеси;
  • содержание пылевидных и глинистых частиц;
  • содержание глины в комках.

Из вышеизложенного следует, что муниципальным заказчиком – Администрацией к товару по позиции № 3 «Смесь песчано-гравийная для строительных работ» Таблицы установлено требование по показателю «Содержание зерен гравия должно быть по массе, %» значение которого станет известно только после проведения испытаний конкретной партии товара (смеси песчано-гравийной).

При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Из вышеизложенного следует, что в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно: в установлении требований к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ, так же результатов испытаний партий товара.

При этом Комиссия отмечает, что в первой части заявки единственного участника закупки – ООО «Солид» было представлено следующее значение показателя «Содержание зерен гравия должно быть по массе, %» для товара по позиции № 3 «Смесь песчано-гравийная для строительных работ» Таблицы» – «10-90» с единицей измерения «%».

Следовательно, участником в нарушение, как было отмечено, незаконного требования Документации вместо конкретного значения вышеуказанного показателя был представлен диапазон значений, соответствующий требованиям ГОСТ 23735-2014.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 59-аэ от 27.06.2019 аукционная комиссия по результатам рассмотрения заявки ООО «Солид» приняла решение о её соответствии требованиям Закона о контрактной системе

Следует отметить, что в Требованиях к товарам после Таблицы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе размещена инструкция по заполнению первой части заявки (далее – Инструкция) в следующем виде:

«Участник аукциона представляет в любой удобной форме информацию о конкретных показателях товара, соответствующих значениям установленным документацией об аукционе в электронной форме.

При установлении заказчиком показателей, значения которых не могут изменяться, участник аукциона указывает значение, установленное заказчиком.

Указание показателя со значением «не менее» означает, что конкретное значение должно быть равно требуемому показателю Заказчика или должно быть больше требуемого Заказчиком показателя.

Конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и его производных и т.д.».

В противоречие положениям пункта 10.4.2 Документации Инструкция не содержит указания на случай установления требования к Товарам с использованием оборота «не более».

Кроме того, как отмечалось, в пункте 10.4.2 Документации установлено, что указание показателя с оборотом «не менее…не более…» означает, что участником предоставляется конкретное значение показателя, находящееся в диапазоне, установленном заказчиком.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что неправомерно установленное муниципальным заказчиком – Администрацией требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ, так же результатов испытаний партий товара, а также указанное выше противоречие Инструкции и пункта 10.4.2 Документации, не ввели в заблуждение членов аукционной комиссии и не привели к отклонению заявки ООО «Солид», а само решение аукционной комиссии о соответствии заявки единственного участника требованиям Закона о контрактной системе является правомерным.

5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Как было указано выше, согласно пункту 10.2. Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

«Согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)».

Как было указано выше, Приложение № 3 к Документации содержит Проект контракта.

Приложением № 2 к Проекту контракта является Техническое задание, к которому прилагается (Приложение № 1) таблица «Требования к значениям показателей (характеристик) материала (товара), используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки».

При этом все графы вышеуказанной таблицы заполнены в соответствии с информацией, установленной в Таблице, тогда как было отмечено выше, Таблица содержит в том числе показатели, значения которых участник рассматриваемой закупки должен предложить в первой части своей заявки.

Учитывая изложенное, Проект контракта не позволяет заключить контракт на условиях указанных в заявке единственного участника закупки, указав в нем значения показателей товаров, предложные ООО «Солид» (в части значения показателя «Содержание зерен гравия должно быть по массе, %» для товара по позиции № 3 «Смесь песчано-гравийная для строительных работ» Таблицы» – «10-90» с единицей измерения «%»).

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в Проекте контракта условий, которые должны быть установлены в соответствии с заявкой участника рассматриваемой закупки, с которым заключается контракт.

Установленные в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения являются существенными, повлияли на результаты закупки, нарушают права и законные интересы участников аукциона, сокращают количество участников закупки, сто дает основание для их устранения путем выдачи обязательного для исполнения предписания.

Каких-либо иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении внеплановой проверки действий муниципального заказчика – Администрации и его аукционной комиссии в ходе осуществления рассматриваемой закупки не установлено.

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Реноватор» (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 3, пом/ком/оф I/63/16) на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская область, Пестовский район, г. Пестово, ул. Советская, д. 10) при осуществлении им и его аукционной комиссией закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Пестовского городского поселения по ул. Титова (от ул. Калинина до ул. Новгородская) и ул. Калинина (от железнодорожного переезда 316 км. ПК9 до ул. Титова), извещение № 0350300022519000035 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.06.2019, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района нарушения части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 1 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Пестовского муниципального района, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района, утвердившего документацию о рассматриваемом электронном аукционе с нарушениями Закона о контрактной системе.

 

 

Председатель Комиссии

 

И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии

 

А.Т. Иванов

 

 

 

 

М.Е. Фомин

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны