Решение №963/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-108/2022 по результатам рассмотрения жал... от 2 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Валдайского муниципального района

 

пр. Комсомольский, д. 19/21,

г. Валдай, Новгородская обл., 175400

 

 

ИП Меньшикову Р.А.

 

 

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-108/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 февраля 2022 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

заказчика – Администрации Валдайского муниципального района – …..

податель жалобы – Индивидуальный предприниматель Меньшиков Роман Анатольевич – о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен, на заседание Комиссии представители не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района (далее – Администрация) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Кузнечная площадь» в г. Валдай Новгородской области (2 этап), извещение № 0150300011622000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.02.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.02.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП Меньшикова Р.А. на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Кузнечная площадь» в г. Валдай Новгородской области (2 этап), извещение № 0150300011622000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.02.2022 (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 9 081 902,00 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы  Жалобы сводятся к оспариванию действий заказчика по неустановлению в извещении о проведении рассматриваемой закупки дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) для случаев выполнения работ по благоустройству территории при НМЦК более 5 млн. руб. для муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – Администрация письменных возражений на Жалобу не представил, на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представитель заказчика признал обоснованность ее доводов.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления заказчиками, уполномоченным органом и его аукционной комиссией закупки (определения поставщика) путем проведения рассматриваемого электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В феврале 2022 года заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Кузнечная площадь» в г. Валдай Новгородской области (2 этап)».

Извещение о проведении рассматриваемой закупки утверждено ….. (далее – Извещение).

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 2571.

Согласно пункту 1 Постановления № 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

Позицией 9 приложения к Постановлению № 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории в виде наличия следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(в том числе линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(в том числе линейного объекта).

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:

позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в  случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе  информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Предметом рассматриваемой закупки является благоустройство общественной территории «Кузнечная площадь» в г. Валдай Новгородской области (2 этап) (пункт 3.1 Извещения), при этом НМЦК составляет 9 081 902,00 руб. (пункт 4.1 Извещения).

Учитывая изложенное, заказчик – Администрация должен был предъявить к участникам рассматриваемой закупки и к содержанию их заявок вышеуказанные дополнительные требования, установленные Постановлением № 2571 в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Между тем, в Извещении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 2571 не предусмотрено.

Таким образом, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в извещении об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, установленных Правительством Российской Федерации.

Следовательно, Жалоба является обоснованной.

2. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.

Так, согласно пунктами 4 и 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрены следующие требования:

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

Как уже отмечалось выше, заказчик обязан установить требования к участникам закупки в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении о проведении закупки.

Однако в Извещении заказчиком – Администрацией вышеуказанные единые требования к участникам закупки установлены в ненадлежащем виде, а именно:

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке (пункт 7.3 Извещения);

- участник закупки не является офшорной компанией (пункт 7.9 Извещения).

Также согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);

3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:

а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредителей унитарного юридического лица.

Однако в Извещении заказчиком – Администрацией требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки установлено также в ненадлежащем виде, а именно:

- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (пункт 7.11 Извещения).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении об электронном аукционе в ненадлежащем виде единых требований к участникам закупки и требования об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

3. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В данном случае требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению предусмотрены Приложением № 3 к Извещению.

Согласно подпункту «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:

- декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Пунктом 5.3 Извещения указанное преимущество участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, предусмотрено.

 Однако в Приложении № 3 к Извещению заказчиком – Администрацией требование к содержанию заявки в отношении данного преимущества изложено  ненадлежащим образом, а именно:

- декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (пункт 1.1.11 Приложения № 3 к Извещению).

В настоящее время Законом о контрактной системе не предусмотрено предоставление участниками закупки декларации о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении об электронном аукционе ненадлежащих требований к содержанию заявки участников закупки.

Выявленные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные в действиях заказчика нарушения являются грубыми, существенно повлияли на результаты закупки, нарушают права и законные интересы участников аукциона, не соответствуют принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, могут привести к заключению контракта по итогам закупки с лицом, несоответствующим требованиям действующего законодательства о контрактной системе, что дает Комиссии Новгородского УФАС России основания для выдачи предписания об устранении указанных нарушений путем аннулирования торгов (рассматриваемой закупки).

 

Руководствуясь статьями 31, 42, 43, 49, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Кузнечная площадь» в г. Валдай Новгородской области (2 этап), извещение № 0150300011622000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.02.2022, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Администрации Валдайского муниципального района нарушения части 5 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Администрации Валдайского муниципального района, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика – Администрации Валдайского муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       

                              

 

Члены Комиссии                                                                                                 

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны