Решение №ИК/2029/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-247/2023 по результатам рассмотрения жал... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/32-247/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

29 мая 2023 года                                                                                         Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

<…………>;

<…………>;

<…………>,

в присутствии представителей:

заказчик – Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия (вх. № 2749-ЭП/23 от 29.05.2023 Новгородского УФАС России);

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял, письменных возражений в отношении доводов жалобы не представил;

податель жалобы – Индивидуальный предприниматель <…………> надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы,  представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя <…………> (далее – ИП <…………>) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» (173020, Великий Новгород, ул. Парковая, д. 13; далее – ГОБУЗ «НКСЦП») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной  форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии», извещение № 0150200003923000486 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 05.05.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.05.2023 в Новгородское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба участника закупки – ИП <…………> на действия заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной  форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии», извещение № 0150200003923000486 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.05.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки (далее – Извещение) заказчика, в порядке рассмотрения и оценки заявки для показателя «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» установлено следующее:

общее количество исполненных участником закупки договоров лечебного питания в 2017-2021 годах.

Заказчиком должны оцениваться контракты (договора) исполненные участником закупки за последние 5 лет.

Заказчик, установив требование о подтверждении опыта участника закупки сопоставимого предмета контракта исполненных в 2017-2021 годах, необоснованно установил ограничение конкуренции по отношению к ее участникам.

 

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ГОБУЗ «НКСЦП» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на неё (вх. № 2704-ЭП/23 от 25.05.2023 Новгородского УФАС России).

Требования о наличии опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта прописаны в пункте 9.2 Извещения, в пункте 1.1.16 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению (Приложение № 3 к Извещению), в столбце «Показатель оценки, детализирующий показатель оценки» пункта 2 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 4 к Извещению).

Наименование критерия оценки указанное в пункте 2 графы 2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, указано ошибочно. Информация в графе, где совершена ошибка не является приоритетной, так как в общем во всему Извещению требования указаны, верно.

По данному факту запросов о разъяснении положений Извещения  от участников не поступало. По факту проведенной закупки заявку на участие подал один участник, в заявке которого содержится подтверждающая информация о наличии опыта оказания услуги, связанного с предметом закупки.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ИП <…………> необоснованной.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В мае 2023 года заказчиком – ГОБУЗ «НКСЦП» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной  форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии», извещение № 0150200003923000486 о проведении которого было размещено на официальном 05.05.2023 (начальная (максимальная) цена контракта  –  11 126 187,60 рублей).

Извещение было утверждено, подписано электронной подписью и направлено для размещения на официальном сайте главным врачом ГОБУЗ «НКСЦП» <…………> 28.04.2023.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:

критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ:

порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение).

Заказчиком – ГОБУЗ «НКСЦП» в пункте 9 Извещения установлены следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

1)    цена контракта, значимость критерия оценки составляет 40%;

2)    квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня, значимость критерия оценки составляет 60% (далее – Квалификация).

Согласно пункту 24 раздела V Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Порядок оценки по вышеуказанным показателям предусмотрен Приложением № 4 к Извещению.

В разделе II Приложения № 4 определены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.

В разделе III Приложения № 4 указаны отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа.

Пунктом 2 раздела III Приложения № 4 определено наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки – «Общее количество исполненных участником закупки договоров лечебного питания в 2017-2021 годах».

При этом, оценка по данному показателю определяется по количеству исполненных контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по приготовлению и доставке лечебного питания в объеме не менее 25000 койко-дней (по каждому из контрактов, договоров), исполненных в 2018-2022 годах (при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (пункт 2 раздела III Приложения № 4).

Однако, согласно подпункту «г» пункта 28 раздела V Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Таким образом, условие установленное заказчиком в Приложении № 4 о принятии к оценке договоров, исполненных в определенные календарные годы, не соответствует подпункту «г» пункта 28 Положения, так как конкурсной комиссией должны оцениваться контракты исполненные участником закупки за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявки.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Извещении ненадлежащего порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по критерию «Квалификация».

Следовательно, рассматриваемый довод Жалобы нашел своё подтверждение и Жалоба является обоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 25 раздела V Положения оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Согласно пункту 22 раздела IV Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.

В соответствии пунктом 23 раздела IV Положения если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:

а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);

б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).

Как было указано выше, согласно пункту 24 раздела V Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В разделе II Приложения № 4 определены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.

В пункте 2 раздела II Приложения № 4 для критерия «Квалификация» по показателю оценки «Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании» установлен детализирующий показатель «Наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта» для которого определена  следующая шкала для оценки:

БК1i - значение, содержащееся в предложении участника закупки, в зависимости от наличия объекта недвижимости принимается равным:

на праве собственности - 100;

на праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта - 20;

отсутствие - 0.

При этом, единицы измерения характеристик указанного детализирующего показателя в Приложении № 4 отсутствуют.

Следовательно, характеристики (свойства) детализирующего показателя «Наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта» при проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме количественным значением не определяются, баллы начисляются за наличие соответствующей характеристики и должны присваиваться согласно пункту 23 Положения, то есть либо «0» либо «100».

При этом, основание владения объекта недвижимости не может рассматриваться в качестве отдельной характеристики (свойства) детализирующего показателя, поскольку само его наименование («Наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта») предполагает равноценный подход к оценке заявок участников закупки вне зависимости от основания возникновения прав на оборудование и другие материальные ресурсы.

Таким образом, установленный заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям пункта 22 и 23 Положения, поскольку данными нормами не предусмотрена возможность оценки предложения участника закупки по характеристике «наличие у участника закупки объекта недвижимости с целевым назначением» в порядке, указанном в Приложении № 4.

На основании всего вышеизложенного, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП» содержится нарушение части 8 статьи 32 и пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении требований Положения при определении порядка оценки заявок по детализирующему показателю «Наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта».

2. Оценка по детализирующему показателю «Наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта» определяется с условием, что объект недвижимости должен быть расположен от места доставки питания на расстоянии, не превышающем 50 км. Целевым назначением объекта недвижимости, связанным с предметом контракта, будет считаться указанное в подтверждающих документах целевое назначение, связанное с приготовлением общественного питания: пищеблок, цех по приготовлению питания, комбинат питания и т.п.).

Заказчиком в Приложение № 1 к Извещению указан перечень нормативно-технической документации, в соответствии с которой должны быть оказаны услуги.

В указанном перечне содержится Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» не содержит требования к расстоянию на котором должен быть расположен объект недвижимости от места доставки еды, а указывает на временной промежуток срока хранения готовых горячих блюд, который должен составлять не более 3-х часов, включающий время на доставку.

Таким образом, условие о месте расположения и удаленности объекта недвижимости от места оказания услуг является необъективным и не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта, так как в силу действующего законодательства для надлежащего исполнения обязанности по обеспечению горячим питанием имеет значение время его доставки, а не местонахождение исполнителя услуг.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении противоречащего Постановлению № 2604 порядка оценки заявок по детализирующему показателю «Наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта».

3. В соответствии с пунктом «в» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, заказчиком может быть установление положение о принятии к оплате исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Так как указанное положение не является обязательным, заказчиком такое положение применено не было.

Согласно Приложению № 4 оценка по детализирующему показателю «Общее количество исполненных участником закупки договоров лечебного питания в 2017-2021 годах» определяется по количеству исполненных контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по приготовлению и доставке лечебного питания в объеме не менее 25000 койко-дней (по каждому из контрактов, договоров), исполненных в 2018-2022 годах (при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Исходя из вышеуказанной нормы законодательства участник закупки имеет право предоставить заказчику исполненный договор с применением к нему неустоек (штрафов, пеней), при условии, что сумма по начисленным штрафным санкциям была выплачена.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении противоречащего Постановлению № 2604 порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки».

Все вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего (подписавшего) Извещение и направившего его для размещения на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

ИП <…………> участником рассматриваемой закупки не является и являться не может по причине отсутствия необходимого опыта выполнения работ аналогичного объекту закупки, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 2571 от 29.12.2021 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Следовательно, права подателя Жалобы, допущенными Заказчиком нарушениями не затрагиваются.

Запросов о даче разъяснений положений Извещения в части выявленных нарушений не поступало.

Ввиду того, что на участие в рассматриваемой закупки была подана единственная заявка, оценка по вышеуказанным критерию «Квалификация» производиться не будет (пункт 3 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе).

Следовательно, доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено.

При таких обстоятельствах, необходимость в выдаче предписания об устранении допущенных нарушений отсутствует.

 

Руководствуясь статьями 32, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя <…………> на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» (173020, Великий Новгород, ул. Парковая, д. 13) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной  форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии», извещение № 0150200003923000486 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.05.2023, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» нарушения части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результаты закупки.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии».

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <…………>

 

                                                                                                                                

 

Члены Комиссии                                                                                    <…………>

 

         

                                                                                                                     

                                                                                                                 <…………>

 

                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны