Решение №ИК/1735/24 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-236/2024 по результатам рассмотрения жал... от 25 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ГОБУЗ «НССМП»

 

e-mail: zakupka03vn@mail.ru

 

 

Уполномоченному учреждению –

ГОКУ МЦ «РЕЗЕРВ»

и его аукционной комиссии

 

e-mail: torgirezerv@mail.ru 

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Дезосфера»

 

e-mail: dezosfera@yandex.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/33-236/2024

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

23 апреля 2024 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…….,

в присутствии представителей заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская станция скорой медицинской помощи» – ….. (доверенность № 41 от 16.04.2024), ….. (доверенность № 43 от 17.04.2024);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Дезосфера», уполномоченное учреждение – Государственное областное казенное учреждение «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направили, 18.04.2024 уполномоченное учреждение заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей (вх. № 2925-ЭП/24 Новгородского УФАС России),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Дезосфера» (630083, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Грибоедова, д.2, помещ. 314; далее - Общество) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская станция скорой медицинской помощи» (173015, Великий Новгород, ул. Обороны, д. 24; далее – ГОБУЗ «НССМП», Учреждение) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением – Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее – ГОКУ МЦ «РЕЗЕРВ») закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфекционных средств, извещение № 0850200000424000655 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 12.04.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.04.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – Общества на действия заказчика – ГОБУЗ «НССМП» при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением – ГОКУ МЦ «РЕЗЕРВ» закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфекционных средств, извещение № 0850200000424000655 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 12.04.2024 (вх. № 2834-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению Общества, установленное заказчиком требование к подлежащему поставке по позиции 4 описания объекта закупки, содержащегося в приложении № 1 к извещению о проведении электронного аукциона (далее – Извещение; ТЗ) дезинфекционному средству, а именно показатель «Экспозиция при гигиенической обработке рук» со значением «≤0,45 минут» приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит действующему законодательству, методическим рекомендациям, санитарным правилам.

Общество считает, что обработка рук антисептиком должна производиться в течение 30 секунд, есть 0,5 минуты.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно представленным ГОБУЗ «НССМП» возражениям на Жалобу (вх. № 2911/24 от 18.04.2024 Новгородского УФАС России) ее доводы заказчик считает необоснованными по следующим основаниям.

Указаний на конкретного производителя медицинского оборудования, а также на товарные знаки в описании объекта закупки не содержится.

При этом, указанный по позиции 4 ТЗ показатель «Экспозиция при гигиенической обработке рук» со значением «≤0,45 минут» установлен заказчиком для определения производительности дезинфицирующего средства.

В ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) рассматриваемой закупки заказчиком были получены коммерческие предложения от 3 хозяйствующих субъектов и на участие в закупке было подано 4 заявки.

Присутствовавшие на заседании Комиссии представители заказчика поддержали возражения на Жалобу в полном объеме и дополнительно указали, что в соответствии с СанПиН 3.3686-21 длительность обработки рук медицинского персонала определяется инструкцией по применению, в ходе обработки необходимо поддержание рук во влажном состоянии (пункт 3481), а согласно Методическим указаниям «МУ 3.5.1.3674-20 Дезинфектология. Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи. Методические указания», утверждённым главным государственным санитарным врачом РФ 14.12.2020 (далее - МУ 3.5.1.3674-20) кожные антисептики должны отвечать следующим характеристикам:

- короткое время обработки;

- необходимый (в соответствии с назначением антисептика) спектр антимикробного действия, обеспечивающий гибель грамположительных и грамотрицательных бактерий, патогенных грибов, вирусов, других возбудителей ИСМП;

- безопасность для персонала и пациентов;

- удобная для применения форма выпуска (пункт 5 Приложения № 2 к МУ 3.5.1.3674-20).

Каких-либо пояснений относительно доводов Жалобы уполномоченным учреждением представлено не было.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле 2024 года заказчиком – ГОБУЗ «НССМП» совместно с уполномоченным учреждением – ГОКУ МЦ «РЕЗЕРВ» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфекционных средств, извещение № 0850200000424000655 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети 12.04.2024.

Извещение утверждено (подписано электронной подписью) исполняющим обязанности главного врача ГОБУЗ «НССМП» ….. 12.04.2024.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

Согласно пункту 3.1 Извещения объектом рассматриваемой закупки является поставка дезинфекционных средств.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание ее объекта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Кроме того, в силу положений пункта 7 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 Правил использования каталога товаров, работ, услуг (далее – каталог) (далее – Правила № 145), при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки.

Во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и пункта 7 Правил № 145 функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики подлежащего поставке медицинского оборудования заказчиком приведены как в ТЗ, так и в созданной с использованием единой информационной системы экранной форме извещения о проведении настоящего электронного аукциона (размещена на официальном сайте 12.04.2024; далее – Экранная форма извещения).

Во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и пункта 7 Правил № 145 функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики подлежащих поставке медицинских изделий приведены как в ТЗ, так и в Электронном извещении.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, также содержатся в обоих вышеуказанных документах.

Среди прочих характеристик, подлежащих поставке дезинфекционных средств в Экранной форме извещения и ТЗ установлен такой показатель как «Экспозиция при гигиенической обработке рук» со значением «≤0,45 минут».

По мнению Общества, использование заказчиком при описании объекта закупки указанной выше характеристики со значением «≤0,45 минут» приводит к необоснованному ограничению количества участников рассматриваемой закупки, поскольку исключает возможность предложить к поставке дезинфекционные средства с экспозицией при гигиенической обработке рук равной 0,5 минут.

Рассмотрев доводы Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).

При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Как следует из имеющихся в материалах Жалобы вышеупомянутых письменных возражений ГОБУЗ «НССМП», а также устных пояснений, присутствовавших на заседании Комиссии его представителей, включение заказчиком в описание объекта закупки вышеуказанной спорной характеристика дезинфекционных средств отвечают действительным потребностям заказчика как медицинского учреждения и обусловлены спецификой его деятельности, являются важными для него и способствует определению производительности дезинфицирующего средства.

Кроме того, как указывалось ранее, в соответствии с СанПиН 3.3686-21 длительность обработки рук медицинского персонала определяется инструкцией по применению, в ходе обработки необходимо поддержание рук во влажном состоянии (пункт 3481), а согласно МУ 3.5.1.3674-20 кожные антисептики должны отвечать следующим характеристикам:

- короткое время обработки;

- необходимый (в соответствии с назначением антисептика) спектр антимикробного действия, обеспечивающий гибель грамположительных и грамотрицательных бактерий, патогенных грибов, вирусов, других возбудителей ИСМП;

- безопасность для персонала и пациентов;

- удобная для применения форма выпуска (пункт 5 Приложения № 2 к МУ 3.5.1.3674-20).

При этом, из приложения № 3 к МУ 3.5.1.3674-20 также следует, что необходимое количество антисептика и продолжительность обработки определяется инструкцией по применению средства.

Согласно письму ФАС России от 20.09.2021 № ПИ/79427/21 объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 на участие в рассматриваемой закупке поступили 4 заявки.

Во всех заявках участников закупки по позиции 4 ТЗ предложено дезинфекционное средство разных производителей (Общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦМЕДПРОЕКТ-РЕГИОН», Общества с ограниченной ответственностью «АММА», Общества с ограниченной ответственностью «САВИР» (далее – ООО «САВИР»), Общества с ограниченной ответственностью «РАСТЕР).

Коммерческие предложения, которые были использованы заказчиком при обосновании НМЦК, также содержат предложения к поставке по позиции 4 ТЗ дезинфекционные средства разных производителей.

Кроме того, в материалах Жалобы имеются инструкция № 3 от 01.11.2019 по применению средства дезинфицирующего «Савир-септ» производства ООО «САВИР» согласно пункту 3.1.5 которой, гигиеническая обработка рук: «на сухие руки (без предварительного мытья водой и мылом) наносят не менее 1-2 мл средства и втирают его в кожу до высыхания, но не менее 10 сек, обращая внимание на тщательность обработки кожи рук между пальцами и кончиков пальцев» и инструкция по применению дезинфицирующего средства «БиаСептикМ» с аналогичными требованиями к обработке рук (пункт 3.1.2).

Следовательно, объект рассматриваемой закупки сформирован заказчиком таким образом, что требующееся заказчику дезинфекционное средство производится как минимум 4 производителями, что полностью отвечает позиции, высказанной в вышеупомянутом письме ФАС России, а установленная в ТЗ экспозиция при гигиенической обработке рук соответствует инструкциям по применению средства, предложенных к поставке участниками закупки.

Помимо указанного необходимо отметить, что в Экранной форме извещения и ТЗ не содержится указаний на конкретные товарный знак, производителя или страну происхождения товара, а рынок поставки дезинфекционных средств не является закрытым и географически ограниченным, его участниками могут быть не только производители таких изделий, но и их поставщики.

Таким образом, устанавливая в Электронной форме извещения и ТЗ вышеуказанное оспариваемое Обществом в Жалобе требования к закупаемому дезинфекционному средству, ГОБУЗ «НССМП» не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности учреждения, а характеристики закупаемого дезинфекционного средства является важными для заказчика исходя из его таких потребностей.

Доказательств обратного подателем Жалобы не представлено, как и не представлено дезинфекционное средство, исключительно которое, по мнению Общества, соответствует требованиям ТЗ.

Учитывая все вышеизложенное, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Каких-либо нарушений Закона о контрактной системе в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией не установлено.

 

Руководствуясь статьями 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Дезосфера» (630083, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Грибоедова, д.2, помещ. 314) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская станция скорой медицинской помощи» (173015, Великий Новгород, ул. Обороны, д. 24) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением – Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфекционных средств, извещение № 0850200000424000655 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 12.04.2024, необоснованной.

 

 

…….

                                                                                                                      

                                                                                            

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны