Решение №1535/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-217/2021 по результатам рассмотрения жал... от 25 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

Министерству здравоохранения

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер» (для сведения)

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «МЕК-медикал»

 

ул. 6-я Радиальная, д. 3, к. 10, ком. 1-3,

вн. тер. г. муниципальный округ

Бирюлево восточное,

г. Москва, 115404

 

      Исх. № 1535-03 от 25.03.2021

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-217/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

22 марта 2021 года                                                                              Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

«….» – председатель Комиссии, руководитель Управления;

«….» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

«….» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей: 

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «МЕК-медикал» (115404, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Бирюлево восточное, ул. 6-я Радиальная, д. 3, к. 10, ком. 1-3; далее – ООО «МЕК-медикал») – генерального директора Каменного Николая Алексеевича;

государственного заказчика – министерства здравоохранения Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Министерство, Заказчик) – Кленовой Татьяны Михайловны (доверенность исх. № 8 от 17.03.2021), Матвеева Дениса Николаевича (доверенность исх. № 9 от 19.03.2021);

уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) – Бидюгина Артема Сергеевича (доверенность исх. № 11-12/20 от 15.01.2021),

рассмотрев жалобу участника закупки – ООО «МЕК-медикал» на действия государственного заказчика – Министерства при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий: системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, извещение № 0150200003921000142 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 09.03.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.03.2021 вх. № 1485 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «МЕК-медикал» на действия государственного заказчика – Министерства при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий: системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, извещение № 0150200003921000142 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 09.03.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводятся к следующему.

  1. Представленное государственным заказчиком – Министерством в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация) описание объекта закупки содержит ряд требований к техническим характеристикам поставляемого товара (системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой), позволяющих предложить к поставке товар только двух конкретных производителей: АО «ИМС ДЖОТТО»(IMS GIOTTO S.p.A), Италия; ООО «РЕНМЕДПРОМ» и «АйЭмЭс Интернационале Медико Шентифика С.р.л.» (IMS Internazionale Medico Scientifica S.r.l.) (согласно данным официального сайта IMS Internazionale Medico Scientifica S.r.l. и IMS GIOTTO S.p.A одна и та же компания).

Указанное обстоятельство приводит к ограничению количества участников закупки и не соответствует положениям статьи 8 Закона о контактной системе.

По мнению подателя Жалобы, таким, ограничивающим круг участников закупки, требованием является установленный Заказчиком показатель «Конструктивное исполнение снимочного штатива» в совокупности с неизменяемым значением данного показателя – «Кольцеобразный».

При этом, по мнению подателя Жалобы, данная характеристика не имеет преимуществ по сравнению с более распространенным исполнением снимочного штатива – «С-дуга» и по ряду причин является худшей.

Исходя из изложенного, Заказчик ограничил участников рассматриваемой закупки в выборе к поставке товаров, производимых лишь двумя вышеуказанными компаниями.

Кроме того, по мнению подателя Жалобы, заказчиком в Документации установлены и иные требования к характеристикам товара (системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой), являющегося объектом рассматриваемой закупки, которые являются излишними или не соответствуют техническим стандартам (Методические рекомендации по выполнению программы скрининга злокачественных новообразований молочной железы среди женского населения, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации; ГОСТ Р 56311-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения. Технические требования для государственных закупок» (далее – ГОСТ Р 56311-2014); ГОСТ Р МЭК 60601-2-45-2014 «Изделия медицинские электрические. Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к маммографическим рентгеновским аппаратам и маммографическим устройствам для стереотаксиса») и влекут за собой ограничения количества участников закупки.

  1. Также, ООО «МЕК-медикал» полагает, что приобретение товара (системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой), являющегося объектом рассматриваемой закупки, повлечет за собой приобретение специализированного программного обеспечения (составная часть объекта закупки).

Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с установленным Заказчиком описанием объекта рассматриваемой закупки, указанным выше и обжалуемым ООО «МЕК-медикал», программное обеспечение, входящее в состав оборудования, также будет иностранного производства – Raffaello, Galilleo C.A.D.– Италия.

Вместе с тем, Заказчик в нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе (статьи 14, 63, 64 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236) обоснование приобретения программного обеспечения иностранного производства в Документации не приведено.

На основании изложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку осуществления рассматриваемой закупки, признать в действиях Заказчика нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений и привлечь к ответственности виновных лиц.

На рассмотрении Жалобы, представитель её подателя поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Государственный заказчик – Министерство считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (исх. № ЗН-2374-И от 19.03.2021, вх. № 1584 от 19.03.2021 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Министерство считает описание объекта рассматриваемой закупки, приведенное им в Документации, соответствующим, поскольку оно составлено согласно требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в соответствии с действительными потребностями Заказчика.

Доводы ООО «МЕК-медикал» об ограничении числа участников рассматриваемой закупки, посредством установления Заказчиком указанного описания объекта закупки, также являются несостоятельными, поскольку участниками рассматриваемой закупки могут быть не только производители закупаемого оборудования, но и в первую очередь его поставщики. В пользу этого также свидетельствует наличие у Заказчика трех коммерческих предложений различных поставщиков закупаемого оборудования, послуживших источником информации для расчета начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам осуществления рассматриваемой закупки.

На основании вышеизложенного Заказчик считает Жалобу необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – Министерства поддержали указанные письменные возражения в полном объеме.

Представитель уполномоченного органа – Администрации устно поддержал указанные выше возражения Заказчика на Жалобу.

Следует отметить, что предусмотренная пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановая проверка действий Заказчика, уполномоченного органа – Администрации и его аукционной комиссии при осуществлении рассматриваемой закупки Комиссией Новгородского УФАС России не проводится в связи с ее проведением при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственность «Макрус» (196244, г. Санкт-Петербург, Витебский пр-кт, 41-1, лит. А, пом. 15-н; далее – ООО «Макрус») на действия заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки, поступившей в Новгородское УФАС России ранее (вх. № 1447 от 16.03.2021 в Новгородского УФАС России).

В результате рассмотрения жалобы ООО «Макрус» от 16.03.2021 и проведения внеплановой проверки Комиссией Новгородского УФАС России жалоба была признана необоснованной, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено (Решение № 053/06/14-216/2021 от 22.03.2021).

В результате рассмотрения настоящей Жалобы установлено следующее.

  1. В марте 2021 года государственным заказчиком – Министерством совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий: системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, извещение № 0150200003921000142 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 09.03.2021 (НМЦК – 15 248 333,33 руб.).

Документация утверждена первым заместителем министра здравоохранения Новгородской области «….» и начальником управления Администрации по организации государственных закупок «….» 09.03.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Государственным заказчиком – Министерством в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – поставка медицинских изделий: системы маммографической, рентгеновской стационарной, цифровой (далее – Оборудование, Товар), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее – Услуги).

В пункте 3.1.1 Документации указан следующий ОКПД2 – 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические».

Описание объекта рассматриваемой закупки в части требований к показателям Товара, поставка которого и является объектом закупки, в соответствии с пунктом 3.2.1 Документации содержится в приложении № 1 к Документации.

Приложение № 1 к Документации содержит таблицу «Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки» (далее – Таблица).

Требования к значениям показателей Товара в Таблице в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе представлены в следующем виде: «Минимальное значение показателя» (столбец 5) «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), «Единицы измерения» (столбец 11), «Обоснование требований» (столбец 12) а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений, столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

Как было указано выше, Законом о контрактной системе (пункт 1 части 1 статьи 33 и часть 2 статьи 33) установлена обязанность заказчика в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и устанавливать в документации о закупке показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком таким характеристиками (требованиям).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в документации о закупке должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Производство и выпуск в оборот указанного в Таблице Товара не регламентируется специальным и отдельно принятым государственным стандартом.

В месте с тем, как было указано подателем Жалобы, Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2051-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации, устанавливающий технические требования к изделиям медицинским электрическим (аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения) при осуществлении государственных закупок – ГОСТ Р 56311-2014.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 56311-2014 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (далее – ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования (далее – МО): рентгеновские маммографические аппараты с цифровой регистрацией изображения (цифровой маммографический рентгеновский аппарат).

Настоящий стандарт распространяется на государственные и муниципальные закупки МО. Настоящий стандарт не распространяется на негосударственные закупки МО.

Настоящий стандарт распространяется на рентгеновские маммографические аппараты с цифровой регистрацией изображения.

Стандарт не распространяется на другое МО

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 56311-2014 ТЗ к конкурсной документации разрабатывается заказчиком. ТЗ определяет предмет размещения заказа на закупку МО. Ответственность за полноту, достаточность и обоснованность ТЗ лежит на заказчике.

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 56311-2014 при подготовке ТЗ на закупку МО запрещается указание конкретных товарных знаков, логотипов, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя (кроме случаев, отдельно обоснованных заказчиком).

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 56311-2014 ТЗ на цифровой маммографический рентгеновский аппарат наряду с общими требованиями должно содержать конкретные технические требования к изделию.

Кроме того, заказчик вправе в ТЗ включать дополнительные (опционные) и специфические дополнительные требования.

Дополнительные (опционные) требования отражают специфику применения цифрового маммографического рентгеновского аппарата с учетом конкретных потребностей и особенностей лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Дополнительные (опционные) требования отмечаются далее по тексту стандарта знаком (*).

Специфические дополнительные требования должны иметь отдельное медико-техническое обоснование. Специфические дополнительные требования отмечаются далее по тексту стандарта знаком (**).

Выполнение всех требований, включенных Заказчиком в ТЗ, является обязательным и необходимым условием для допуска к участию в закупке.

Изучив содержание Таблицы, Комиссия Новгородского УФАС России установила, что в обосновании установленных Заказчиком требований к Оборудованию (столбец 12) использованы положения ГОСТ Р 56311-2014, а также, по ряду показателей – характеристики Товара, указанные в каталоге товаров, работ и услуг (далее – КТРУ), размещенном на официальном сайте, по соответствующей объекту рассматриваемой закупки позиции КТРУ 26.60.11.113-00000090.

В том числе, оспариваемое подателем Жалобы требование о наличии у Оборудования снимочного штатива кольцеобразной формы установлено Заказчиком в Таблице в соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 56311-2014 и имеет следующее обоснование (столбец 12):

«п. 6.1 ГОСТ Р 56311-2014. Кольцеобразный снимочный штатив оставляет возможность выбора любого вида позиционирования пациента при проведении маммографии (прямой, с положительным наклоном, с отрицательным наклоном, горизонтальном положении), что обеспечивает оптимальный доступ к образованию в каждом конкретном случае (например, с инвалидами-колясочниками)».

Таким образом, в силу Закона о контрактной системе в данном случае заказчик самостоятельно должен был определить и определил в Таблице характеристики Товара, позволяющие точно определить его потребности.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Вопреки доводам подателя Жалобы описание объекта рассматриваемой закупки, представленное государственным заказчиком – Министерством в Таблице таких положений не содержит.

Как было указано выше, описание объекта рассматриваемой закупки, представленное в Таблице подготовлено государственным заказчиком – Министерством в соответствии с положениями ГОСТ Р 56311-2014, исходя из специфики и надлежащего использования закупаемого Оборудования, а также в целях обеспечения безопасности и достижения необходимых результатов при эксплуатации Оборудования.

При этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, заказчик вправе определить в Документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Следовательно, при формировании технического задания заказчику, в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка Оборудования (в т.ч. Услуги), а не его изготовление.

Таким образом, участником данной закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке Товара, готовые поставить Товар, отвечающий требованиям Документации и удовлетворяющей потребностям Заказчика.

Следовательно, по результатам электронного аукциона будет определен поставщик Товара, а не его производитель.

Заказчиком в возражениях на Жалобу справедливо отмечено, что приложение № 2 к Документации содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта на поставку Оборудования.

Согласно указанному приложению при определении начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки государственным заказчиком – Министерством использовались коммерческие предложения от трех различных хозяйствующих субъектов, готовых осуществить поставку Оборудования с характеристиками, указанными Заказчиком в Таблице.

Данный факт, свидетельствуют о том, что, указанные в описании объекта рассматриваемой закупки, характеристики закупаемого Товара не являются излишними и сложными к пониманию, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и не приводят к ограничению числа участников закупки.

Кроме того, основной задачей законодательством Российской Федерации о контрактной системе, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

На основании всего вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях государственного заказчика – Министерства нарушений требований Закона о контрактной системе при установлении им в Документации описания объекта рассматриваемой закупки.

Жалоба в данной части является необоснованной.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Как было указано выше, государственным заказчиком – Министерством в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – поставка Оборудования и оказание Услуг (ввод его в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих его).

Товар, являющийся объектом рассматриваемой закупки, включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878), и в отношении него действуют ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42, частью 5 статьи 63 и частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона и в подпункте 2 раздела 8 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» установлено следующее:

«Установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением №878…».

При этом Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что вопреки мнению подателя Жалобы, поставка программного обеспечения в соответствии с пунктом 2(1) Постановления 1236, к предмету рассматриваемой закупки не относится.

Таким образом, наличие в Документации запрета, установленного Постановлением 1236, не предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе.

На основании вышеизложенного указанный довод Жалобы в ходе его рассмотрения также не нашел подтверждения.

Руководствуясь статьями 14, 33, 64 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «МЕК-медикал» (115404, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Бирюлево восточное, ул. 6-я Радиальная, д. 3, к. 10, ком. 1-3) на действия государственного заказчика – Министерства здравоохранения Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий: системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, извещение № 0150200003921000142 о проведении которого в редакции №ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.03.2021, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии

 

«….»

 

Члены Комиссии

 

«….»

 

 

«….»

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны