Решение №6160/02 РЕШЕНИЕ Дело № 053/01/10-314/2021 от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 

 

 

                                                                    Публичное акционерное общество

                                                                    «Россети Северо-Запад»

 

                                                                    пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н

                                                                    г. Санкт-Петербург, 196247 

 

                                                                   Новгородский филиал

                                                                   ПАО «Россети Северо-Запад»

 

                                                                   ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,

                                                                   Великий Новгород, 173001

                             

                                                                   e-mail: post@mrsksevzap.ru

                                                                               post@novgor.elektra.ru

 

                                                                    <…..>                                                          

                                                    Исх. № 6160/02 от 20.10.2021

                                                   

                                                         РЕШЕНИЕ   

                                                      

 

Дело № 053/01/10-314/2021                                                               Великий Новгород    

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

 

председателя Комиссии:

<…..> – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области,

членов Комиссии:

<…..> – заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области,

<…..> -  ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области,

при участии представителей:

от Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» -

<…..> (доверенность от 28.12.2020 № 123-20),

рассмотрев дело № 053/01/10-314/2021 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Россети Северо-Запад»  части 1 статьи 10, в том числе пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                               УСТАНОВИЛА:

 

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление индивидуального предпринимателя <…..> (далее – заявитель, ИП <…..>) по вопросу нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» антимонопольного законодательства.

Из заявления усматривается, что 03.10.2019 работниками филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» была проведена проверка оборудования, находящегося в принадлежащем заявителю КТП. В ходе проверки заявитель был обвинён в хищении электроэнергии, составлен акт о безучётном потреблении электроэнергии, из которого следует, что на трансформаторе тока фазы «С» видны следы вскрытия, присутствует несоответствие пломб, установленных на кожухе прибора учёта. 07.10.2019 сотрудниками ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» счётчик был изъят и направлен на экспертизу, 16.10.2019 – сняты, опечатаны и отданы ИП <…..> трансформаторы. Актом технического исследования счётчика от 14.11.2019 было установлено, что электронный модуль находится в работоспособном состоянии, погрешность счётчика соответствует заявленному классу точности, устройств /ЭРЭ, непредусмотренных заводом-изготовителем, не обнаружено, следов несанкционированного вмешательства не обнаружено, электросчётчик годен к эксплуатации. Несмотря на это, 30.12.2019 заявитель получил исковое заявление поставщика электроэнергии, основанной на акте о безучётном потреблении электроэнергии от 03.10.2019 на сумму 2 731 963,02 руб. В ходе судебного рассмотрения ПАО «МРСК Северо-Запада» под давлением собранных доказательств приняло решение об аннулировании акта о безучётном потреблении электроэнергии. За период с 07.11.2019 (запуск КТП) сотрудниками ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» было проведено пять проверок с составлением актов, не считая проверок, в ходе которых акты не составлялись. Сотрудники, проводящие проверки, не скрывают, что их руководством поставлена задача искать у него хоть какие-нибудь нарушения в системе учёта электроэнергии. Заявитель полагает, что действия ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» относятся к злоупотреблению доминирующим положением и носят незаконный характер.

В ходе рассмотрения заявления ИП <…..> установлено следующее.

03.10.2019 в ходе проверки приборов учёта электрической энергии ИП <…..>, расположенных в с. Бронница Новгородского района, было установлено, что прибор учёта не пригоден к дальнейшей эксплуатации в качестве расчётного прибора учёта, в связи с просрочкой межповерочного интервала у трансформаторов тока, наличием на трансформаторе тока, на фазе С следов вскрытия, о чём составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1917424 от 03.10.2019.

07.10.2019 прибор учёта электроэнергии изъят и упакован для последующего направления на экспертизу, о чём составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1917399 от 07.10.2019.

16.10.2019 по просьбе заявителя трансформаторы тока изъяты и упакованы, о чём составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1912729 от 16.10.2019.

07.11.2019 был составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1913044, которым установлено, что прибор учёта не пригоден в эксплуатации в качестве расчётного коммерческого прибора учёта и предписано установить защитный экран для предотвращения доступа к токоведущим частям до прибора учёта.

12.11.2019 составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1912985, которым установлено, что прибор учёта пригоден к коммерческому учёту.

28.02.2020 проведена проверка приборов учёта, по результатам которой составлен акт проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН1804520, в котором зафиксировано, что прибор учёта пригоден к коммерческому учёту.

02.09.2020 проведена проверка приборов учёта, в ходе которой составлен акт № ПЗН 1923832 от 02.09.2020, которым прибор учёта допущен к эксплуатации в качестве расчётного.

09.09.2020 в ходе проверки прибора учёта электрической энергии ИП <…..> предписано провести проверку прибора учёта на программном уровне.

08.10.2020 проведена проверка прибора учёта на программном уровне с помощью компьютера, о чём составлен акт № А200148 от 08.10.2020.

Из ответа Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 20.01.2021 № МР2/6/05-01-11/316 на запрос Управления следует, что до начала проведения проверок объекта электросетевого хозяйства ИП <…..> указанный потребитель передавал показания прибора учёта сетевой организации по телефону, не предоставляя оформленный и подписанный со своей стороны акт снятия показаний расчётного прибора учёта.

Из ответа Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 05.02.2021 № МР2/6/05-01-11/747 усматривается, что согласно пункту 167 (в редакции, действовавшей на момент проверки) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями требований настоящего документа, определяющих порядок учёта электрической энергии, условий заключённых договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучётного и бездоговорного потребления электрической энергии. Согласно абзацу второму пункта 172 Основных положений проверки расчётных приборов учёта проводятся не реже 1 раза в год. Пунктом 173 Основных положений установлено, что результаты проверки приборов учёта сетевая организация оформляет актом проверки расчётных приборов учёта. Реализуя своё право на проведение проверки расчётных приборов учёта потребителей, ПАО «МРСК Северо-Запада» 03.10.2019 провело проверку прибора учёта потребителя ИП <…..>. По результатам проверки были составлены акт проверки от 03.10.2019 о непригодности прибора учёта к эксплуатации, акт о безучётном потреблении электроэнергии № БУЮЛ 1800010 от 03.10.2019. 07.10.2019 спорный прибор учёта электрической энергии по инициативе ИП <…..> был демонтирован с целью передачи его на последующую экспертизу. Действия представителей сетевой организации по демонтажу были зафиксированы актом № ПЗН 1917399 от 07.10.2019.  16.10.2019 трансформаторы тока демонтированы представителями сетевой организации и направлены на экспертизу. Указанные действия зафиксированы актом № ПЗН 1912729 от 16.10.2019. Вышеуказанные акты были подписаны потребителем ИП <…..> без замечаний.

Действующее законодательство не содержит строгих указаний, регламентирующих форму документов для фиксации действий сетевой организации при изъятии, установке, допуске в эксплуатацию и иных действий, направленных на осуществление контроля за надлежащей работой электроустановок потребителей. Акты от 07.10.2019 и от 16.10.2019 не являются документами, фиксирующими факт проведения проверок, а фиксируют проведение мероприятий по изъятию и передаче спорного прибора учёта на экспертизу. В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета. Пунктом 146 Основных положений на собственников энергопринимающих устройств возложена обязанность по их оснащению приборами учёта. Пунктом 152 Основных положений установлен порядок допуска прибора учёта в эксплуатацию. 07.11.2019 сотрудники сетевой организации прибыли к ИП <…..> с целью допуска в эксплуатацию вновь установленного третьими лицами прибора учёта.

07.11.2019 в ходе процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию сотрудники ПАО «МРСК Северо-Запада» обнаружили ряд нарушений в отношении установленного прибора учёта, в связи с чем не представилось возможным ввести его в эксплуатацию. В акте № ПЗН 1913044 от 07.11.2019 были сделаны замечания для их дальнейшего устранения. Данные замечания были устранены ИП <…..>, и актом от 12.11.2019 № ПЗН 1912985 прибор учёта был введён в эксплуатацию и допущен в качестве расчётного. Данные акты подтверждают факт установки и ввода прибора учёта в эксплуатацию в соответствии с пунктом 152 Основных положений и не являются проверкой в соответствии с пунктом 167 Основных положений.

28.02.2020 представители ПАО «МРСК Северо-Запада» провели проверку электроустановок потребителя и свои действия зафиксировали в акте проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН от 1804520 от 28.02.2020.  09.09.2020 представители ПАО «МРСК Северо-Запада» провели проверку электроустановок потребителя и свои действия зафиксировали в акте проверки/замены приборов учёта электрической энергии № ПЗН от 1924146 от 09.09.2020. При этом, в заключении в акте от 09.09.2020 было указано на необходимость проверки прибора учёта на программном уровне. 08.10.2020 представители ПАО «МРСК Северо-Запада» провели проверку прибора учёта ИП <…..> на программном уровне и зафиксировали это в акте № А 200148 от 08.10.2020.

Из ответа Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 19.02.2021 № 465 на запрос Управления следует, что 02.09.2020, 09.09.2020 проверка электроустановок ИП <…..> была проведена представителями ПАО «МРСК Северо-Запада» на основании уведомления ООО «ТНС энерго Великий Новгород» о внесении изменений в планы-графики проведения проверок юридических лиц в сентябре 2020 года в соответствии с пунктом 170 Основных положений. Проверка прибора учёта ИП <…..> от 09.09.2020 была проведена представителями Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада».

К данному ответу приложена копия письма ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в адрес Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 28.08.2020 № 01-01/1/26872, из которого следует, что ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в сентябре 2020 года инициирует проведение внеплановой проверки расчётных приборов учёта электрической энергии у юридических лиц. В список точек для проведения внеплановой проверки приборов учёта юридических лиц включён ИП <…..>.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии регламентированы Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

В соответствии с пунктом 170 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

Для целей настоящего документа под инструментальной проверкой понимается процесс оценки работоспособности прибора учета (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что плановая проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех точек поставки или их части.

Основаниями для проведения внеплановой проверки приборов учета являются:

полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;

полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) которого непосредственно или опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;

выявление факта нарушения сохранности контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении снятия показаний или осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим документом;

срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клемной крышки прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), и факт события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с предельными значениями, определенными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), неработоспособности прибора учета электрической энергии вследствие аппаратного или программного сбоя или отсутствия дистанционного опроса такого прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в течение одного месяца;

отсутствие показаний расчетного прибора учета 2 и более расчетных периодов подряд.

Внеплановые проверки осуществляются сетевыми организациями, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета гарантирующими поставщиками.

Согласно актам проверки/замены приборов учёта электрической энергии у ИП <…..> проверка приборов учёта проводилась в сентябре 2020 года два раза: 02.09.2020 и 09.09.2020.

Из представленных сетевой организацией в электронном виде планов-графиков проведения проверок расчётных приборов учёта следует, что в план-график проведения проверок расчётных приборов учёта у юридических лиц Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на сентябрь 2020 года объекты ИП <…..> включены не были.

Письмом ООО «ТНС энерго Великий Новгород» от 28.08.2020 № 01-01/1/26872 ООО «ТНС энерго Великий Новгород» инициировало проведение внеплановой проверки расчётных приборов учёта электрической энергии у юридических лиц. В список точек для проведения внеплановой проверки приборов учёта дважды включён потребитель ИП <…..>.

Учитывая то обстоятельство, что количество проверок приборов учёта во внеплановом порядке в указанном выше письме было определено ООО «ТНС энерго Великий Новгород», исходя из количества приборов учёта у хозяйствующего субъекта, Управление пришло к выводу о том, что 09.09.2020 проверка прибора учёта у заявителя была проведена без наличия оснований, предусмотренных пунктом 170 Основных положений.

Проверка прибора учёта 08.10.2020 (акт № А 200148 от 08.10.2020) не была включена в план-график на октябрь 2020 года и также отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 170 Основных положений, для проведения её во внеплановом порядке.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).            

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Осуществляя проверку приборов учёта электрической энергии, принадлежащих ИП <…..>, в нарушение пункта 170 Основных положений без включения в план-график и без наличия оснований для проведения внеплановой проверки, ИП <…..> поставлен в неравные условия по сравнению с другими потребителями электрической энергии (мощности), приобретающими электрическую энергию для производственных нужд или осуществления иной предпринимательской деятельности. 

Усмотрев в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 15.03.2021 Управление выдало ПАО «МРСК Северо-Запада» предупреждение № 1 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Письмом от 31.03.2021 № МР2/6/05-01-11/1880 ПАО «МРСК Северо-Запада», полагая, что предупреждение является неисполнимым, просит разъяснить порядок исполнения предупреждения.

Письмом от 31.03.2021 № МР2/6/05-01-11/1883 ПАО «МРСК Северо-Запада» сообщает, что им направлено в Арбитражный суд Новгородской области заявление о признании недействительным и отмене предупреждения и просит приостановить исполнение предупреждения до принятия судом решения по заявлению.

Письмом от 01.04.2021 № 1625/02 Управление разъяснило порядок исполнения предупреждения и отказало в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения предупреждения, в связи с отсутствием правовых оснований.

Письмом от 01.04.2021 № МР2/6/05-01-11/505 ПАО «МРСК Северо-Запада» сообщило, что по состоянию на 01.04.2021 ИП <…..> не включён в план-график проверок в апреле 2021 года.

В ответ на письмо от 01.04.2021 Управление письмом от 02.04.2021 № 1677/02 ещё раз дало разъяснение о порядке исполнения предупреждения и продлило срок его исполнения до 15.04.2021.

Письмом от 05.04.2021 № МР2/6/05-01-11/2015 ПАО «МРСК Северо-Запада», полагая свои действия законными, сообщило о том, что ИП <…..> не включён в план-график проверок на апрель 2021 года.

Не включение ИП <…..> в план-график проверок на апрель 2021 года нельзя признать исполнением предупреждения, поскольку данное обстоятельство не является мерой, свидетельствующей об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения.

В соответствии со статьёй 39.1 Закона о защите конкуренции целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение). 

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В установленный срок предупреждение не было выполнено.

В соответствии в частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом № 59/2021 от 26.04.2021 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» возбуждено дело № 053/01/10-314/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10, в том числе, пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представители ПАО «МРСК Северо-Запада» поддержали ранее изложенные доводы.

ИП <…..> пояснил, что он был предупреждён о проведении проверки прибора учёта только один раз. В сентябре 2020 года к нему приезжали дважды разные бригады ПАО «МРСК Северо-Запада". Сказали, что только оперативно осуществят осмотр, но проверки каждый раз длились около двух часов.  ИП <…..> как ответственный на электрохозяйство должен присутствовать при проверке прибора учёта. 08.10.2020 ещё раз приезжали представители ПАО «МРСК Северо-Запада» и ещё раз проверили прибор учёта. В ходе проверок было отключено от электроэнергии всё хозяйство: теплицы и овощехранилище, в которых овощей - на огромные суммы. В теплицах выращиваются овощи, начиная с января месяца до поздней осени.

ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в своём ответе от 15.06.2021 № 01-08/30879 на запрос Управления сообщило, что, руководствуясь пунктом 170 Основных положений, Обществом в адрес Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» было направлено письмо № 01-01/1/26872 от 28.08.2020 о внесении изменений в планы-графики проведения проверок юридических лиц в сентябре 2020 года. В указанном письме был приведён список потребителей для проведения проверки приборов учёта. В отношении ИП <…..> в 2019 году был составлен акт безучётного потребления от 02.10 2019, который впоследствии, после проведения судебных экспертиз был аннулирован сетевой организацией в августе 2020 года, вследствие этого в отношении этого потребителя было запланировано несколько проверок прибора учёта.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что факт проведения проверки прибора учёта электрической энергии ИП <…..> 09.09.2020 (акт ПЗН №1924146) без законных оснований, предусмотренных пунктом 170 Основных положений, не нашёл подтверждения в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 173 Основных положений результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа.

Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

Проверкой прибора учёта, результаты которой зафиксированы в акте № ПЗН 1923832 от 02.09.2020, было установлено, что прибор учёта соответствует требованиям к коммерческому прибору учёта и допущен к эксплуатации в качестве расчётного.

Из акта проверки приборов учёта электрической энергии № ПЗН 1924146 от 09.09.2020 следует, что замечаний к прибору учёта нет, необходимо провести проверку прибора учёта на программном уровне. Акт проверки подписан представителями сетевой организации и ИП <…..>.

Однако, 08.10.2020 ПАО «МРСК Северо-Запада» была проведена ещё одна проверка прибора учёта, результаты которой зафиксированы в акте № А-200148 от 08.10.2020. Такое основание для проведения внеплановой проверки приборов учёта, как необходимость проведения проверки прибора учёта на программном уровне, Основными положениями не предусмотрено.

           Таким образом, действия ПАО «МРСК Северо-Запада» 09.09.2020 и 08.10.2020 нельзя признать одной проверкой, поскольку результаты каждой проверки были оформлены отдельным актом.

Поскольку проверка приборов учёта ИП <…..> 08.10.2020 не была включена в план-график проверок на октябрь 2020 года и для её проведения во внеплановом порядке отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 170 Основных положений, Комиссия полагает, что она была проведена с нарушением действующего законодательства.

Доводы Общества о том, что прокуратурой Новгородского района не были выявлены нарушения требований законодательства при проведении ПАО «МРСК Северо-Запада» проверки прибора учёта ИП <…..> 08.10.2020, не подтверждаются представленными Обществом документами.

Предметом проведённой прокуратурой Великого Новгорода проверки были проведённые Обществом проверки приборов учёта ИП <…..> 29.02.2020, 02.09.2020, 09.09.2020, что следует из ответа прокуратуры от 24.02.2021 № 46-2021. Оценка действий Общества на предмет соответствия требованиям законодательства при проведении проверки прибора учёта ИП <…..>, имевшей место 08.10.2020, в ответе прокуратуры отсутствует.

Проведённым Управлением обзором положения ПАО «МРСК Северо-Запада» на рынке услуг по передаче электрической энергии было установлено, что в 2020 году ПАО «МРСК Северо-Запада» занимало доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии как субъект, осуществляющий деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в географических границах  территорий Новгородской области, прилегающих к электрическим сетям, обслуживаемым производственным отделением Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».

 Анализ представленных ПАО «МРСК Северо-Запада» документов (плана-графика проведения проверок на февраль 2020 года и актов проверки приборов учёта ИП <…..>, ИП <…..>, ИП Платоновой <…..>, ИП <…..>, ИП <…..>) позволяет сделать вывод о том, что ИП <…..> при пользовании электрической энергией был поставлен в нервное положение по сравнению с  указанными выше хозяйствующими субъектами, которые также, как и ИП <…..>, были включены в план-график проверок на февраль 2020 года и проверены только по одному разу:  ИП <…..> – 05.02.2020, ИП <…..> – 03.10.2019, ИП <…..> – 31.01.2020, ИП <…..> – 31.01.2020. А прибор учёта ИП <…..>, установленный для учёта электрической энергии в торговом павильоне, расположенном в д. Новоселицы по ул. Центральной, несмотря на то, что проверкой прибора учёта 02.07.2020 было выявлено отсутствие пломб сетевой организации, был признан пригодным к эксплуатации и соответствующим нормам коммерческого учёта (акт № ПЗН 1806193 от 02.07.2020).

 Кроме того, проводя проверку прибора учёта без предупреждения и в отсутствие оснований, предусмотренных действующим законодательством, ПАО «МРСК Северо-Запада» было допущено ущемление интересов ИП <…..> в сфере его предпринимательской деятельности, а именно сбой в нормальном функционировании теплиц и овощехранилища, вызванный внеплановым отключением электрической энергии.

23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись с ГРН № 2217802975245, которой наименование Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» изменено на Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», сокращенное наименование изменено на ПАО «Россети Северо-Запад».

Также вышеуказанной записью от 23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесены сведения о филиале ПАО «Россети Северо-Запад», местом нахождения которого является Новгородская область, наименование филиала – Новгородский филиал ПАО «Россети Северо-Запад».

Таким образом, в настоящее время ПАО «МРСК Северо-Запада» переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад».

Довод ПАО «Россети Северо-Запад» о том, что, вынося предупреждение, Управление не доказало наступление негативных последствий или возможность их наступления для ИП <…..> и не указало, по сравнению с какими потребителями ИП <…..> был поставлен в неравные условия, Комиссией отклоняется, поскольку предупреждение выдаётся в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, а факты нарушение антимонопольного законодательства устанавливаются решением антимонопольного органа.

В частности, Пленум Верховного Суда РФ в пункте 46 Постановления от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указал, что статья 39.1 Закона о защите конкуренции устанавливает полномочия антимонопольных органов по выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. При рассмотрении споров, связанных с оспариванием законности предупреждений, судам необходимо учитывать, что по смыслу взаимосвязанных положений частей 1 и 4 статьи 39.1, пункта 7 части 9 статьи 44 Закона предупреждение должно содержать предварительную оценку действий (бездействия) лица на предмет наличия в них нарушения антимонопольного законодательства и представлять возможность лицу самостоятельно устранить допущенные нарушения, если таковые имели место в действительности. В предупреждении антимонопольного органа не могут устанавливаться факты нарушения антимонопольного законодательства (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства").  

Оценка иных доводов ПАО «Россети Северо-Запад», изложенных в отзыве на заключение об обстоятельствах дела, была дана выше.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к вывозу о том, что указанными выше действиями ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,   Комиссия 

 

                                                    РЕШИЛА:

 

           1. Признать Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад»  нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».    

2. Выдать Публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                             <…..>

 

Члены Комиссии                                                                            <…..>   

 

                                                                                                           <…..> 

 

 

 

           Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны