Решение №5152/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-668/2021 по результатам рассмотрения ... от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГУ-НРО ФСС РФ

 

ул. Псковская, д. 15,

Великий Новгород, 173009

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «ИНТРА»

 

ул. Ставровская, д. 4Б, пом. 16,

г. Владимир, 600022

 

Исх. № 5152/03 от 23.08.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-668/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

18 августа 2021 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

… – председатель Комиссии, руководитель Управления;

…– член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

… – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – ….;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «ИНТРА» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ИНТРА» (600022, г. Владимир, ул. Ставровская, д. 4Б, пом. 16; далее – ООО «ИНТРА») на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее – ГУ-НРО ФСС) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей, извещение № 0250100000321000092 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 21.07.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.08.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ИНТРА» на действия государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей, извещение № 0250100000321000092 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.07.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению подателя Жалобы, содержащиеся в конкурсной документации показатели нестоимотсного критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

- «Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера» (оценивается объемом выполненных работ (а именно выполнение работ по обеспечению инвалида протезом нижней конечности), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов, договоров  за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 24 штуки);

- «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера» (суммарная стоимость протезов) (оценивается суммарная стоимость объем выполненных работ (а именно выполнение работ по обеспечению инвалида протезом нижней конечности), исчисляемый в рублях по контрактам, договоров за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 6 125 653 руб. 32 коп.),

 фактически, представляют собой один показатель, который рассчитывается двумя способами с использованием разных коэффициентов, что противоречит действующему законодательству.

2. Также, подателем Жалобы оспаривается установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по вышеуказанным показателям.

Податель Жалобы считает, что установленный по вышеуказанным показателям порядок оценки, в рамках которого оцениваются исключительно контракты, заключенные в рамках законодательства о контрактной системе, приводит к ограничению количества участников рассматриваемой закупки.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать в действиях государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Государственный заказчик – ГУ–НРО ФСС считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях (вх. № 6794 от 17.08.2021 Новгородского УФАС России).

Критерии и порядок их оценки установлены в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила).

Конкурсная документация не содержит такого основания отказа в допуске к участию в закупке как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки.

Вышеуказанные показатели не препятствуют подаче заявки на участие в конкурсе и возможности быть признанным его победителем.

Закон о контрактной системе не регламентирует, какие именно документы заказчик вправе требоваться для подтверждения участниками закупки своей квалификации.

Требование о предоставлении участниками закупки в рамках данных показателей контрактом, заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), связано с тем, что заказчик имеет возможность проверить достоверность представленной информации с помощью официального сайта.

По гражданско-правовым договорам такая возможность также отсутствует.

Также гражданско-правовые договора не относятся к сопоставимым по характеру и объему с контрактами в рамках Закона о контрактной системе, поскольку при их исполнении нет той же степени правовой урегулированности, особо строгого соблюдения сроков, применения мер ответственности, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также степени «администрирования» с точки зрения открытости размещения информации об их исполнении.

Невозможность отдельных участником по каким-либо причинам конкурировать наравне с иными участниками рынка не свидетельствует о нарушении заказчиком требований законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, государственный заказчик – ГУ-НРО ФСС считает Жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июле-августе 2021 года государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС и его конкурсной комиссией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей, извещение № 0250100000321000092, о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.07.2021 (начальная (максимальная) цена контракта – 6 125 653,32 рублей).

Конкурсная документация (далее – Документация) утверждена и.о. управляющего ГУ-НРО ФСС … 15.07.2021.

1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС в пункте 3 Информационной карты (раздел III Документации) определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы приняты Правила.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 Правил, настоящие правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно пункту 4 Правил, в целях настоящих правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В разделе 19 Информационной карты установлены следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

- «Цена контракта» (стоимостной критерий, величина значимости критерия - 60 %);

- «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация участников закупки») (нестоимостной критерий, величина значимости критерия – 40 %).

При этом, содержание критерия Квалификация участников закупки раскрывают следующие показатели:

- «Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера» (количество протезов);

- «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера» (суммарная стоимость протезов).

Порядок оценки данных показателей заказчиком установлен в следующем виде:

            «- Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема»

            Оценка показателя (баллы)- 100

            Коэффициент значимости показателя- 0,4

            По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема. Оценивается объемом выполненных работ (а именно выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов, договоров за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.

            При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте, договоре должно быть не менее 24 штук. 

        Сведения о наличии опыта подтверждается копиями контрактов, договоров с актами выполненных работ к ним, либо иным документом, предусмотренным контрактом, договором, подтверждающим исполнение контракта, договора и содержащих сведения об объеме выполненных работ. В подтверждение опыта будут учтены контракты, договора, заключенные в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

           Если участником открытого конкурса в электронной форме в подтверждение опыта по успешному выполнению работ предоставлено соглашение о расторжении контракта, договора по соглашению сторон (исполнено частично по независящим от сторон причин) такой контракт, договор также будет учтен в подтверждение опыта (при наличии в соглашении о расторжении информации об объеме выполненных работ).

           Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе на участие в конкурсе.

            Данный показатель рассчитывается следующим образом:

            Предельное необходимое максимальное значение показателя – 120 штук.

            Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:

            а) в случае если Кmax <  Кпред, - по формуле:

            b1=КЗ*100*(Кᵢ/Кmax), 

            б) в случае если , - по формуле:

             b1 = КЗ x 100 x (Кᵢ / Кпред);

            при этом НЦb1max = КЗ x 100,

            где:

            КЗ – коэффициент значимости показателя.

            Кᵢ - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

            Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

            Кпред –предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.

            НЦb1max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком;

            - Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема

            Оценка показателя (баллы)-100

            Коэффициент значимости показателя- 0,6

            По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарная стоимость объем выполненных работ (а именно выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам, договорам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.

            При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте, договоре должен быть не менее 6 125 653 руб. 32 коп.

            Сведения о наличии опыта подтверждается копиями контрактов, договоров с актами выполненных работ к ним, либо иным документом, предусмотренным контрактом, договором, подтверждающим исполнение контракта, договора и содержащих сведения о стоимости выполненных работ.  В подтверждение опыта будут учтены контракты, договора, заключенные в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

            Если участником открытого конкурса в электронной форме в подтверждение опыта по успешному выполнению работ предоставлено соглашение о расторжении контракта, договора по соглашению сторон (исполнено частично по независящим от сторон причин) такой контракт, договор также будет учтен в подтверждение опыта (при наличии в соглашении о расторжении информации о стоимости выполненных работ).

            Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе на участие в конкурсе.

            Данный показатель рассчитывается следующим образом:

            Предельное необходимое максимальное значение показателя- 30 628 266 руб. 60 коп.

            Количество баллов, присуждаемых по показателю (b2), определяется по формуле:

            а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

            b2 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

            б) в случае если , - по формуле:

            b2= КЗ x 100 x (Кi / Кпред)

            при этом НЦb2max = КЗ x 100,

            где:

            КЗ – коэффициент значимости показателя.

            Кᵢ - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

            Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

            Кпред-предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.

НЦb2max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком».

Таким образом, Документацией предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).

Ни Законом о контрактной системе, ни Правилами не предусмотрены ограничения в части того какие именно показатели могут быть установлены заказчиком для оценки нестоимостного критерия - квалификация участников закупки.

В качестве оцениваемых показателей в рамках рассматриваемого нестоимостного критерия оценки государственным заказчиком установлены показатели, предусмотренные подпунктом «б» пункта 27 Правил оценки заявок, а именно наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера.

Таким образом, установленные в Документации вышеуказанные показатели являются надлежащими, а их наличие направлено на раскрытие содержания соответствующего критерия оценки.

Довод подателя Жалобы о том, что, фактически, два данных показателя являются по сути одним и тем же показателем, является ошибочным.

В данной части Жалоба является необоснованной.

2. Как отмечалось выше, в рамках двух вышеуказанных показателей оцениваются государственные контракты, заключенные в рамках Закона о контрактной системе и договоры, заключенные в рамках Закона о закупках.

Таким образом, Документация  предусматривает предоставление успешно исполненного контракта, заключенным в рамках законодательства Российской Федерации, регулирующего закупочную деятельность не только в рамках государственных и муниципальных закупок.

Кроме того, Законом о контрактной системе и Законом о закупках регламентирован порядок размещения в реестре договоров сведений и документов о заключенных договорах, что позволяет проверить достоверность информации, содержащейся в заявке участника закупки, в том числе статус приложенного контракта (исполнение, в стадии исполнения, расторжение), в отличии от договоров заключенных в рамках обычной хозяйственной деятельности.

Аналогичные выводы содержатся в Решении ФАС России от 26.03.2021 № КГОЗ-073/21, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2021 № Ф07-16299/2020 по делу № А05-5797/2020 и в Определении Верховного Суда РФ от 01.12.2016 № 303-КГ16-12778 по делу № А59-3392/2015.

При этом, законодательство о контрактной системе  не обязывает заказчика в рамках показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» устанавливать все существующие виды контрактов (договоров) предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

Как указывалось выше, согласно пункту 4 Правил в целях настоящих правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно разделу 19 Информационной карты, содержание нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» раскрывают вышеупомянутые показатели:

             - Опыт по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема оценивается объемом выполненных работ (а именно выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов, договоров за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.

            При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте, договоре должно быть не менее 24 штук. 

            Предельное необходимое максимальное значение показателя – 120 штук;

            - Опыт по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема оценивается суммарная стоимость объем выполненных работ (а именно выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам, договорам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.

            При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте, договоре должен быть не менее 6 125 653 руб. 32 коп.

            Предельное необходимое максимальное значение показателя - 30 628 266 руб. 60 коп.

Установленный государственным заказчиком в разделе 19 Информационной карты  документации порядок оценки заявок участников закупки является ненадлежащим, поскольку оценка заявок участников рассматриваемой закупки ставится в зависимость от объема выполненных работ, а именно предоставленных протезов в каждом контракте, договоре должно быть не менее 24 штук  и  от общей стоимости выполненных работ, которая должна составлять не менее 6 125 653 руб. 32 коп., что не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.

            Так, оценка предложений участников закупки производится в соответствии с пунктом 24 Правил (пункты 2.1 и 2.2 раздела 19 Информационной карты), согласно которому в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

 

б) в случае если , - по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

 

при этом НЦБmax = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;

НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

            Таким образом, в соответствии с пунктом 24 Правил, оценке подлежат все заявки участников закупки, для которых начисление баллов ставится в зависимость от наилучшего значения критерия оценки показателя, при этом данный пункт правил   предусматривает установление предельного необходимого максимального значения, в связи с чем  рассматриваемый пункт правил устанавливает две формулы начисления баллов, которые в зависимости  от максимального предложения сделанного участником закупки по отношению к предельному значению, использует конкурсная комиссия для начисления участникам закупки соответствующего количества баллов.

            Требований к установлению предельного минимального порогового значения данный пункт Правил не устанавливает. 

Однако, как было указано ранее, показатели «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участника закупки» содержит требование о минимальном количестве предоставляемых протезов (не менее 24 штук) и о минимальной стоимости контракта  (не менее 6 125 653 руб. 32 коп), что приводит к нарушению порядка оценки заявок, поскольку,  например, заявки участников, имеющих успешный опыт исполнения аналогичных работ общей стоимостью выполненных работ хоть на пару тысяч рублей ниже заявленной государственным заказчиком, будут оценены в 0 баллов.

Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС РФ содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участника закупки», не позволяющего определить лучшие условия исполнения контракта.

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения являются существенными, ограничивают конкуренцию, могут привести к нарушению порядка определения победителя торгов, в связи с чем, требуют устранения путем выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения в Документацию соответствующих изменений.

 

Руководствуясь статьями 8, 32, 54.3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ИНТРА» (600022, г. Владимир, ул. Ставровская, д. 4Б, пом. 16) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей, извещение № 0250100000321000092 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 21.07.2021, необоснованной.
  2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать государственному заказчику – Государственному учреждению – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           ..

                    

Члены Комиссии                                                                                       …

 

                                                                                                         …

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны