Решение №2616/02 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 19 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Новгородское областное автономное учреждение «Крестецкий лесхоз»

 

175461, Новгородская область, п. Крестцы, ул. Островская, 63

 

Тел./факс: 8 (81659) 59-184
 

                                     E-mail: klesnoay2012@yandex.ru

 

 

 

Исходящие № 2616/02 от 19.05.2020

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                          по делу о нарушении

               антимонопольного законодательства № 053/01/17-115/2020         

                     

   г. Великий   Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства   составе:

Председатель Комиссии: Виниченко О.С. - Руководитель Управления;

Члены комиссии:

Паньков С.Е. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

Левченко И.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля.

рассмотрев дело № 053/01/17-115/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения НОАУ «Крестецкий лесхоз» (ул. Островская, д. 63, Новгородская область, п. Крестцы, 175461) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) из Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) поступило поручение исх.25.11.2019 №АЦ/103097-ПР/19 (далее – Поручение) о проверке антимонопольного законодательства при проведение закупок лесопожарной техники органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их подведомственными организациями, и учреждениями.

          На основании приказа Управления от 04.03.2020 №19/2020 возбуждено дело №053/01/17-115/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Новгорродским областным автономным учреждением «Крестецкий лесхоз» (далее - НОАУ «Крестецкий лесхоз») пункта 2 части 1 стать 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

           В сентябре 2019 года заказчиком - Новгородским областным автономным учреждением «Крестецкий лесхоз» (175461, п. Крестцы, ул. Островская, д. 63; далее - НОАУ «Крестецкий лесхоз») осуществлялась закупка путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бульдозера Б10МБ.0121В4Н1 или эквивалент для нужд НОАУ «Крестецкий лесхоз», извещение № 31908276992 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.09.2019 (начальная (максимальная) цена контракта – 8 158 140, 00 рублей).

Рассматриваемая закупка осуществлялась заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком – НОАУ «Крестецкий лесхоз» разработано и утверждено наблюдательным советом НОАУ «Крестецкий лесхоз» Положение о закупках товаров, работ, услуг НОАУ «Крестецкий лесхоз» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

  1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Положением о закупках одним из конкурентных способов осуществления НОАУ «Крестецкий лесхоз» закупок предусмотрен аукцион в электронной форме.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Заказчиком в Техническом задании установлено следующее дополнительное требование к поставляемому товару: товар должен быть произведен не ранее 2019 года на территории Российской Федерации.

Однако, как было указано выше, в соответствии с Законом о закупках при описании объекта закупки заказчики не должны включать требования к стране происхождения товара.

Заказчиком в состав заявки на участие в аукционе установлено еще одно требование к поставляемому товару: Участником должно быть предоставлено Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. №719  « О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 719 от 17.07.2015г.).

Постановлением № 719 от 17.07.2015г., помимо заключения, установлены иные критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации:

1. Наличие специального инвестиционного контракта, заключенного инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием;

           2. Наличие акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к настоящему постановлению;

          3.  Наличие сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения.

           Также согласно Постановлению № 719 от 17.07.2015г. для получения заключения необходимо:

            1. Наличие у юридического лица – налогового резидента стран – членов Евразийского экономического союза права на конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет;

2. Наличие у юридического лица – налогового резидента стран – членов Евразийского экономического союза сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции. 

 Общество с ограниченной ответственностью «ЧТЗ – Сервис» является официальным представителем Общества с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод».

Следовательно для получения заключения Общество с ограниченной ответственностью «ЧТЗ – Сервис» имело преимущественные условия перед остальными участниками торгов.

 Заявки Общества с ограниченной ответственностью «Новый Формат» и Общества с ограниченной ответственностью «Авто Поставка» были отклонены, в том числе, из за отсутствия Заключения.

Таким образом, в действиях заказчика - НОАУ «Крестецкий лесхоз» содержится нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, а именно, в установлении требования о том, что товар должен быть произведен исключительно на территории Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 указанной статьи);

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

В ходе проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку бульдозера Б10МБ.0121В4Н1 или эквивалент для нужд НОАУ «Крестецкий лесхоз» был заключен договор №9 от 15.10.2019г. с Обществом с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Сервис».

Из анализа состояния конкуренции открытого аукциона в электронной форме извещение № 31908276992 от 06.09.2019 усматривается, что временным интервалом исследования надлежит считать временной период с 06.09.2019 по 15.10.2019.

             Как следует из содержания закупочной документации предметом торгов является поставка бульдозера Б10МБ.0121В4Н1 или эквивалент для нужд НОАУ «Крестецкий лесхоз».

Также анализ состояния конкуренции при рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме от 07.06.2019 показал, что конкуренция при открытом аукционе отсутствовала.

Стоит отметить что рынок производства и реализации бульдозера Б10МБ.0121В4Н1 или их эквивалента конкурентоспособен и не может ограничиваться продукцией, произведённой только на территории Российской Федерации.

Установление заказчиком в аукционной документации требований, приведших к невозможности для участников предложить к поставке произведенную продукцию не на территории Российской Федерации, привело к созданию участникам – поставщикам продукции, произведенной на территории России преимущественных условий участия в торгах.

          НОАУ «Крестецкий лесхоз» предоставил письменные пояснения от 16.03.2020 исх.  № 34 по настоящему делу, в которых сообщил следующую информацию: Приобретение лесопожарной техники и оборудования в 2019г. осуществлялось в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) и в соответствии с разделом 6 национального проекта Экология, утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16 "Паспорт национального проекта "Экология" (далее – Национальный проект), которые направлены на долю снижения ущерба от лесных пожаров, увеличение доли покрытых лесом площадей от проведенных мероприятий по лесовосстановлению, развитие производства лесозаготовительных машин, иного технологического оборудования российского производства и иных направлений экономической деятельности.

 Выделение финансирования на приобретение лесопожарной техники и оборудования осуществлялось из федерального бюджета РФ в соответствии с национальном проектом и контролировалось их целевое использование в соответствии с требованиями законодательства РФ в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ) уполномоченным органом государственной власти в лице Федерального агентства лесного хозяйства РФ (далее – ФАЛХ), Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее – МПР, ЛХ и Э НО).

В силу положений п.1 ч.8 ст.3 223-ФЗ, с учётом положений ст.4 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О промышленной политике в Российской Федерации", п.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", с учётом Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 18.02.2020) "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации"  правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, то есть приоритет в первую очередь устанавливается товарам, работам, услугам оказываемых российскими лицами.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 14.12.2019) "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.

  Согласно Кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) под порядковыми номерами 1,2,3 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 к таким видам продукции относятся трактора гусеничные, бульдозеры на гусеничных тракторах, машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки, то есть приобретаемая Учреждением лесопожарная техника и оборудование в рамках национального проекта исключительно относиться к товарам, на которых наложен определенный запрет по её приобретению у иностранных государств (лиц).

На основании вышеизложенных положений нормативно-правовых актов Заказчик считает, что указание в техническом задании требования к поставляемому товару о производстве исключительно на территории РФ и в соответствии с требованиями, установленными Постановлением от 17.07.2015г. №719 не является нарушением антимонопольного законодательства и закона о закупках и направлено, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ, интересов государства, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Однако Комиссия считает данный довод несостоятельным.

Заказчик ссылается на п.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", с учётом Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 18.02.2020) "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации"  правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, то есть приоритет в первую очередь устанавливается товарам, работам, услугам, оказываемых российскими лицами.

Однако, согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" ( далее – Постановление №925), с учётом Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 18.02.2020) приоритет, который предусмотрен для товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, уже установлен документацией.

Также, согласно части 6.1 статьи 3 пункта 2 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик в описании предмета закупки не должен руководствоваться наименованием страны происхождения товара.

 Заказчик закупки обязан был допустить участников, предложивших товар иностранного производства, к участию в вышеуказанном аукционе, однако приоритет при подведении итогов должен был отдать отечественному производителю в соответствии и в порядке, предусмотренном указанным Постановлением №925.

Также требование НОАУ «Крестецкий лесхоз» о предоставлении участником закупки заключения в соответствии с Постановлением № 719 от 17.07.2015г. привело, могло привести к созданию преимущественных условий для ООО «ЧТЗ – Сервис».

В результате указанных действий НОАУ «Крестецкий лесхоз» конкуренция на аукционе отсутствовала, ООО «ЧТЗ – Сервис» было единственным участником, допущенным к торгам, и контракт с ним был заключен по начальной максимальной цене.

06 апреля 2020 года было составлено и направленно ответчику заключение об обстоятельствах дела (исх. от 06.04.2020 №1852/02).

Указанное письмо НОАУ «Крестецкий лесхоз» было получено 11 апреля 2020 года.

Письменных или устных возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в заключении об обстоятельствах дела №053/01/17-115/2020, от НОАУ «Крестецкий лесхоз» не поступало.

           Исследовав материалы дела и оценив доводы ответчика, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

          Факты нарушения требований НОАУ «Крестецкий лесхоз» антимонопольного законодательства, выразившиеся в создании преимущественных условий участнику торгов - Обществу с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Сервис», что привело, могло привести к ограничению, недопущению конкуренции, подтверждаются материалами дела.           

           Таким образом, в действиях НОАУ «Крестецкий лесхоз» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

   Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

РЕШИЛА:

 

          Признать в действиях НОАУ «Крестецкий лесхоз» нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.С. Виниченко

 

Члены комиссии:                                                                                      С.Е. Паньков

                                                                                                                                                                                  

                                                                                                         И.В. Левченко

                                      

 

                                                                                                         

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия

                                                                                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны