Решение №2616/02 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 19 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFНовгородское областное автономное учреждение «Крестецкий лесхоз»
175461, Новгородская область, п. Крестцы, ул. Островская, 63
Тел./факс: 8 (81659) 59-184
E-mail: klesnoay2012@yandex.ru
Исходящие № 2616/02 от 19.05.2020
РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении
антимонопольного законодательства № 053/01/17-115/2020
г. Великий Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства составе:
Председатель Комиссии: Виниченко О.С. - Руководитель Управления;
Члены комиссии:
Паньков С.Е. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Левченко И.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля.
рассмотрев дело № 053/01/17-115/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения НОАУ «Крестецкий лесхоз» (ул. Островская, д. 63, Новгородская область, п. Крестцы, 175461) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) из Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) поступило поручение исх.25.11.2019 №АЦ/103097-ПР/19 (далее – Поручение) о проверке антимонопольного законодательства при проведение закупок лесопожарной техники органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их подведомственными организациями, и учреждениями.
На основании приказа Управления от 04.03.2020 №19/2020 возбуждено дело №053/01/17-115/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Новгорродским областным автономным учреждением «Крестецкий лесхоз» (далее - НОАУ «Крестецкий лесхоз») пункта 2 части 1 стать 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В сентябре 2019 года заказчиком - Новгородским областным автономным учреждением «Крестецкий лесхоз» (175461, п. Крестцы, ул. Островская, д. 63; далее - НОАУ «Крестецкий лесхоз») осуществлялась закупка путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бульдозера Б10МБ.0121В4Н1 или эквивалент для нужд НОАУ «Крестецкий лесхоз», извещение № 31908276992 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.09.2019 (начальная (максимальная) цена контракта – 8 158 140, 00 рублей).
Рассматриваемая закупка осуществлялась заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком – НОАУ «Крестецкий лесхоз» разработано и утверждено наблюдательным советом НОАУ «Крестецкий лесхоз» Положение о закупках товаров, работ, услуг НОАУ «Крестецкий лесхоз» (далее – Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Положением о закупках одним из конкурентных способов осуществления НОАУ «Крестецкий лесхоз» закупок предусмотрен аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Заказчиком в Техническом задании установлено следующее дополнительное требование к поставляемому товару: товар должен быть произведен не ранее 2019 года на территории Российской Федерации.
Однако, как было указано выше, в соответствии с Законом о закупках при описании объекта закупки заказчики не должны включать требования к стране происхождения товара.
Заказчиком в состав заявки на участие в аукционе установлено еще одно требование к поставляемому товару: Участником должно быть предоставлено Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. №719 « О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 719 от 17.07.2015г.).
Постановлением № 719 от 17.07.2015г., помимо заключения, установлены иные критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации:
1. Наличие специального инвестиционного контракта, заключенного инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием;
2. Наличие акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к настоящему постановлению;
3. Наличие сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения.
Также согласно Постановлению № 719 от 17.07.2015г. для получения заключения необходимо:
1. Наличие у юридического лица – налогового резидента стран – членов Евразийского экономического союза права на конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет;
2. Наличие у юридического лица – налогового резидента стран – членов Евразийского экономического союза сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции.
Общество с ограниченной ответственностью «ЧТЗ – Сервис» является официальным представителем Общества с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод».
Следовательно для получения заключения Общество с ограниченной ответственностью «ЧТЗ – Сервис» имело преимущественные условия перед остальными участниками торгов.
Заявки Общества с ограниченной ответственностью «Новый Формат» и Общества с ограниченной ответственностью «Авто Поставка» были отклонены, в том числе, из за отсутствия Заключения.
Таким образом, в действиях заказчика - НОАУ «Крестецкий лесхоз» содержится нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, а именно, в установлении требования о том, что товар должен быть произведен исключительно на территории Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 указанной статьи);
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В ходе проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку бульдозера Б10МБ.0121В4Н1 или эквивалент для нужд НОАУ «Крестецкий лесхоз» был заключен договор №9 от 15.10.2019г. с Обществом с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Сервис».
Из анализа состояния конкуренции открытого аукциона в электронной форме извещение № 31908276992 от 06.09.2019 усматривается, что временным интервалом исследования надлежит считать временной период с 06.09.2019 по 15.10.2019.
Как следует из содержания закупочной документации предметом торгов является поставка бульдозера Б10МБ.0121В4Н1 или эквивалент для нужд НОАУ «Крестецкий лесхоз».
Также анализ состояния конкуренции при рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме от 07.06.2019 показал, что конкуренция при открытом аукционе отсутствовала.
Стоит отметить что рынок производства и реализации бульдозера Б10МБ.0121В4Н1 или их эквивалента конкурентоспособен и не может ограничиваться продукцией, произведённой только на территории Российской Федерации.
Установление заказчиком в аукционной документации требований, приведших к невозможности для участников предложить к поставке произведенную продукцию не на территории Российской Федерации, привело к созданию участникам – поставщикам продукции, произведенной на территории России преимущественных условий участия в торгах.
НОАУ «Крестецкий лесхоз» предоставил письменные пояснения от 16.03.2020 исх. № 34 по настоящему делу, в которых сообщил следующую информацию: Приобретение лесопожарной техники и оборудования в 2019г. осуществлялось в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) и в соответствии с разделом 6 национального проекта Экология, утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16 "Паспорт национального проекта "Экология" (далее – Национальный проект), которые направлены на долю снижения ущерба от лесных пожаров, увеличение доли покрытых лесом площадей от проведенных мероприятий по лесовосстановлению, развитие производства лесозаготовительных машин, иного технологического оборудования российского производства и иных направлений экономической деятельности.
Выделение финансирования на приобретение лесопожарной техники и оборудования осуществлялось из федерального бюджета РФ в соответствии с национальном проектом и контролировалось их целевое использование в соответствии с требованиями законодательства РФ в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ) уполномоченным органом государственной власти в лице Федерального агентства лесного хозяйства РФ (далее – ФАЛХ), Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее – МПР, ЛХ и Э НО).
В силу положений п.1 ч.8 ст.3 223-ФЗ, с учётом положений ст.4 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О промышленной политике в Российской Федерации", п.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", с учётом Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 18.02.2020) "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, то есть приоритет в первую очередь устанавливается товарам, работам, услугам оказываемых российскими лицами.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 14.12.2019) "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.
Согласно Кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) под порядковыми номерами 1,2,3 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 к таким видам продукции относятся трактора гусеничные, бульдозеры на гусеничных тракторах, машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки, то есть приобретаемая Учреждением лесопожарная техника и оборудование в рамках национального проекта исключительно относиться к товарам, на которых наложен определенный запрет по её приобретению у иностранных государств (лиц).
На основании вышеизложенных положений нормативно-правовых актов Заказчик считает, что указание в техническом задании требования к поставляемому товару о производстве исключительно на территории РФ и в соответствии с требованиями, установленными Постановлением от 17.07.2015г. №719 не является нарушением антимонопольного законодательства и закона о закупках и направлено, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ, интересов государства, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако Комиссия считает данный довод несостоятельным.
Заказчик ссылается на п.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", с учётом Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 18.02.2020) "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, то есть приоритет в первую очередь устанавливается товарам, работам, услугам, оказываемых российскими лицами.
Однако, согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" ( далее – Постановление №925), с учётом Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 18.02.2020) приоритет, который предусмотрен для товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, уже установлен документацией.
Также, согласно части 6.1 статьи 3 пункта 2 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик в описании предмета закупки не должен руководствоваться наименованием страны происхождения товара.
Заказчик закупки обязан был допустить участников, предложивших товар иностранного производства, к участию в вышеуказанном аукционе, однако приоритет при подведении итогов должен был отдать отечественному производителю в соответствии и в порядке, предусмотренном указанным Постановлением №925.
Также требование НОАУ «Крестецкий лесхоз» о предоставлении участником закупки заключения в соответствии с Постановлением № 719 от 17.07.2015г. привело, могло привести к созданию преимущественных условий для ООО «ЧТЗ – Сервис».
В результате указанных действий НОАУ «Крестецкий лесхоз» конкуренция на аукционе отсутствовала, ООО «ЧТЗ – Сервис» было единственным участником, допущенным к торгам, и контракт с ним был заключен по начальной максимальной цене.
06 апреля 2020 года было составлено и направленно ответчику заключение об обстоятельствах дела (исх. от 06.04.2020 №1852/02).
Указанное письмо НОАУ «Крестецкий лесхоз» было получено 11 апреля 2020 года.
Письменных или устных возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в заключении об обстоятельствах дела №053/01/17-115/2020, от НОАУ «Крестецкий лесхоз» не поступало.
Исследовав материалы дела и оценив доводы ответчика, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Факты нарушения требований НОАУ «Крестецкий лесхоз» антимонопольного законодательства, выразившиеся в создании преимущественных условий участнику торгов - Обществу с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Сервис», что привело, могло привести к ограничению, недопущению конкуренции, подтверждаются материалами дела.
Таким образом, в действиях НОАУ «Крестецкий лесхоз» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать в действиях НОАУ «Крестецкий лесхоз» нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены комиссии: С.Е. Паньков
И.В. Левченко
Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия