Решение №3957/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/64-383/2020 по результатам рассмотрения жал... от 3 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику – Администрации Валдайского муниципального района

 

Комсомольский проспект, д. 19/21,

г. Валдай, Новгородская обл., 175400

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

<…>

 

<…>

 

 

Исходящие № 3957/03 от 03.08.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/64-383/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

31 июля 2020 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Петрова А.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителей:

- муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района (175400, Новгородская обл., г. Валдай, Комсомольский проспект, д. 19/21; далее – Администрация») – <…> (доверенность б/н от 29.07.2020);

- податель жалобы – Индивидуальный предприниматель <…>надлежащим образом уведомлен о времени и месте на заседание Комиссии, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – ИП <…> на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011620000079 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.07.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.07.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП <…> на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011620000079 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 17.07.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что муниципальным заказчиком – Администрацией предъявлены неправомерные требования к содержанию заявок участников рассматриваемой закупки, а именно заказчик требует представления в составе первой части заявки на участие в аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, тогда как объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.

В обосновании своей позиции податель Жалобы ссылается на письмо № ИА/53616/20 от 25.06.2020 ФАС России.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит провести внеплановую проверку осуществления рассматриваемой закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией письменных возражений относительно доводов Жалобы не представлено.

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – Администрации признала нарушения в части установления незаконных требований к содержанию заявок участников рассматриваемой закупки, в частности о предоставлении конкретных показателей в первых частях заявок участников.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика).

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

В июле 2020 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011620000079 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 17.07.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 8 609 669,00 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе утверждена заместителем главы Администрации <…> 17.07.2020 (далее – Документация).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Валдайского городского поселения.

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, муниципальным заказчиком – Администрацией установлены в Приложении № 4 к Документации «Требования к значениям показателей (характеристик) товара (материала), используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки» (далее - Приложении № 4).

Приложение № 4 представляет собой таблицу из десяти столбцов, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, подлежащих использованию при оказании услуг, требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности муниципального заказчика.

В соответствии с разделом 3.6.3 Документации работы выполняются в соответствии с техническим заданием (Приложение № 2 к Документации) и приложением № 1 к муниципальному контракту.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе муниципальным заказчиком установлены в следующем виде:

- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (приложение №4 к документации об аукционе), и указание на товарный знак (при наличии).

Таким образом, из смысла данной нормы Закона о контрактной системе (подпункт «б» пункта 2 части 3 статьи 66) и указанного выше требования, установленного муниципальным заказчиком в Документации к первым частям заявок на участие в электронном аукционе следует, что при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, должна быть осуществлена поставка товаров, перечисленных в Приложении № 4, заказчику.

Следует отметить, что согласно части 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно части 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, одним из существенных условий договорных отношений между лицами в отношении поставки товара является срок поставки товара.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Частями 2, 3 статьи 508 ГК РФ установлено, что наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.), а досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 513 ГК.РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Следовательно, договор поставки должен содержать условия и сроки приемки поставленных товаров, а также порядок оформления такой приёмки.

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Согласно статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В Приложении № 4 муниципальным заказчиком – Администрацией установлены требования к товарам, поставка которых заказчику исполнителем при выполнении работ в действительности не осуществляется, а данный товар однократно используется подрядчиком при выполнении работ, становясь при этом неотъемлемой частью объекта, в отношении которого осуществляется ремонт.

Так, например, в Приложении № 4 установлены требования к характеристикам следующих товаров, поставка которых заказчику не осуществляется:

  • позиция № 1 «Битумная эмульсия»;
  • позиция № 2 «Смесь асфальтобетонная».

            При этом, ни Документация, ни Проект контракта со всеми его приложениями не содержат условий и/или положений, указанных выше и установленных ГК РФ в отношении правоотношений связанных с поставкой товара (сроки и порядок поставки, сроки и порядок приемки товара и т.д.).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, требование муниципального заказчика – Администрации о предоставлении в составе первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке конкретных значений показателей вышеуказанных товаров не основано на положениях Закона о контрактной системе, противоречит принципу обеспечения конкуренции, служит дополнительным необоснованным препятствием для участия в рассматриваемых торгах, а также стало причиной для отклонения заявки единственного участника (Протокол от 30.07.2020 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе), т.е. является требованием ограничивающим круг участников закупки.

Данный вывод также подтверждается решением ФАС России от 03.04.2020 по делу № 20/44/99/84 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

На основании всего вышеизложенного, требование муниципального заказчика – Администрации о предоставлении в составе первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров установлено заказчиком необоснованно и в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Соответственно, довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

Вышеуказанное нарушение законодательства о контрактной системе указывает на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе и его содержании Комиссия исходит из следующего.

Нарушение, выявленное в действиях муниципального заказчика – Администрации, выразилось, как было указано выше, в несоблюдении требований к содержанию, составу первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке.

Вышеуказанное нарушение законодательства о контрактной системе, установленное в действиях муниципального заказчика – Администрации при рассмотрении Жалобы и проведения внеплановой проверки является существенным и могло стать достаточным основанием для аннулирования торгов.

Однако, в связи с признанием аукционной комиссией муниципального заказчика – Администрации рассматриваемого электронного аукциона несостоявшимся (по причине отклонения единственной заявки участника закупки) возможность для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов у Комиссии отсутствует.

Руководствуясь статьями 8, 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Индивидуального предпринимателя <…> на действия муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района (175400, Новгородская обл., г. Валдай, Комсомольский проспект, д. 19/21) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011620000079 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.07.2020, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе муниципальному заказчику – Администрации Валдайского муниципального района не выдавать по причине того, что рассматриваемые торги не состоялись в связи с отклонением единственной заявки участника рассматриваемой закупки.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Администрации Валдайского муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии

 

О.С. Виниченко

Члены Комиссии

 

С.О. Михайлов

 

 

А.В. Петрова

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны