Решение №ОВ/1439/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-150/2023 по результатам рассмотрения жал... от 11 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                          Заказчику –

Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Чудовская районная больница»

e-mail: t60036@yandex.ru        crb_chudovo@mail.ru

           

 

Уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области

 

e-mail: zakupki@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru                                                        

 

 

Подателю жалобы –

Обществу с ограниченной ответственностью «НеваРостМед»

 

e-mail: nevarostmed@gmail.com  

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-150/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

07 апреля 2023 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

…… – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

…… – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителя подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «НеваРостМед» - ….. (доверенность б/н от 28.11.2022);

в отсутствии представителей заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Чудовская центральная районная больница» и уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области, которые надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направили, ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу – Общества с ограниченной ответственностью «НеваРостМед» (198095, г. Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, литер А, помещение 123Н, комната № 27, почтовый ящик № 10; далее – ООО «НеваРостМед», Податель жалобы) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Чудовская центральная районная больница» (174210, Новгородская область, Чудовский муниципальный район, г. Чудово, ул. Косинова, д. 6; далее – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ», Заказчик) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации, извещение № 0150200003923000299, о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.03.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба – ООО «НеваРостМед» на действия заказчика – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации, извещение № 0150200003923000299, о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.03.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы ООО «НеваРостМед» сводится к следующему.

Заказчик в описании объекта закупки установил следующие требования к качественным и функциональным характеристикам товара, которыми обладает прибор одного производителя «Pentax» (страна производителя Япония):

- наличие видеопроцессора с электронным блоком для подключения видеоэндоскопов с возможностью регулировки уровня красного (диапазон значений от -5 до +5 градаций);

- наличие видеопроцессора с электронным блоком для подключения видеоэндоскопов с возможностью регулировки уровня синего (диапазон значений от -5 до +5 градаций);

- наличие видеопроцессора с электронным блоком для подключения видеоэндоскопов с возможностью памяти для ввода информации о пациентах (код, имя, пол, дата и время исследования, имя врача) (минимальное значение 50 пациентов);

- наличие видеопроцессора, осветителя и помпы в одном корпусе.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «НеваРостМед» поддержала ее доводы в полном объеме.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения на Жалобу (вх. № 1662-ЭП/23 от 05.04.2023 Новгородского УФАС России), согласно которым Заказчик считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.

При составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о контрактной системе, а также «национальным стандартом Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок ГОСТ Р 56278-2014» (далее - ГОСТ Р 56278-2014).

Согласно примечанию к таблице 1, содержащейся в вышеуказанном ГОСТе, формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/назначения ВЭ комплекса в медицинском учреждении.

 Допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ВЭ комплекса, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении.

При проведении медико-технического анализа и консультаций со специалистами, для которых осуществляется рассматриваемая закупка, были определены существенные характеристики закупаемого товара.

Относительно указания характеристик в техническом задании, влекущих за собой ограничение количества участников закупки в пользу одного производителя, Заказчик в своих письменных возражениях приводит таблицу со сравнительными характеристиками в разрезе 2 производителей (СV-170 производства «Олимпас Медикал Системс Корп.», EPK – 3000 «Pentax» «ХОЯ Корпорейшен»), что является подтверждением отсутствия ограничения количества участников закупки.

Кроме того, довод подателя Жалобы, о том, что видеопроцессор, осветитель и помпа должны быть расположены в одном корпусе, также не нашел своего подтверждения. В вышеуказанной таблице, представленной заказчиком, указано, что не только в приборах «Pentax» допустимо такое расположение, но и в приборах производства «Олимпас Медикал Системс Корп.».

По смыслу подпункта 3 пункта 3.6 Приложения № 3 к извещению о проведении электронного аукциона «Требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкция по ее заполнению» (далее – Приложение № 3) участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные в столбцах 8, 9 Приложения № 3, следовательно, оспариваемые подателем Жалобы характеристики (возможностью регулировки уровня красного, синего -5 до +5 градаций) входят в диапазон значений (c -8 и +8 градаций).

На основании вышеизложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

Уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области – письменных возражений в отношении доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В марте – апреле 2023 заказчиком – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации, извещение № 0150200003923000299 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.03.2023, начальная (максимальна) цена контракта - 4 700 000,00 рублей.

Рассматриваемая закупка осуществляется в рамках национального проекта «Здравоохранение».

Извещение об электронном аукционе утверждено главным врачом ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» …… 17.03.2023 (далее - Извещение).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования КТРУ, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – поставка системы эндоскопической визуализации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила; Приказ № 145).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, утвержденных Постановлением № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении, 2023-489 приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с пунктом 7 Правил использования позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Заказчиком в Извещении в пункте 3.1.1. указан код ОКПД2: 26.60.12.119, в пункте 3.1.2. Извещения код КТРУ 26.60.12.119 – 00000374 «Система эндоскопической визуализации».

Согласно сведениям единой информационной системы (далее – ЕИС) позиция КТРУ 26.60.12.119 – 00000374 «Система эндоскопической визуализации» не содержит описание товара.

Согласно письму Минфина России от 25.08.2020 № 24-06-05/74469 в силу подпункта «д» пункта 10 Правил использования каталога в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии). Так, в зависимости от вида товара, работы или услуги в справочную информацию позиций каталога может включаться информация в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н (далее – Приказ № 4н).

В частности, в справочную информацию позиций каталога по медицинским изделиям включается информация в соответствии с указанной номенклатурной классификацией медицинских изделий: вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и классификационные признаки вида медицинского изделия. Такие классификационные признаки вида медицинского изделия размещаются Минфином России в графе «Описание по классификатору» раздела «Справочная информация» вкладки «Общая информация» позиции каталога в ЕИС. Минфин России сообщает, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком.

В таком случае (при отсутствии характеристики товара в выбранной заказчиком позиции КТРУ) при формировании описания объекта закупки заказчик должен руководствоваться общими правилами статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно разъяснениям, указанным в письме ФАС России от 20.09.2021 № ПИ/79427/21 (далее – Письмо ФАС России), объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из пункта 3.2 Извещения следует, что описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – ТЗ). Согласно ТЗ ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» закупается «Система эндоскопической визуализации».

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. 2023-489.

Как следует из ТЗ, при описании объекта закупки заказчиком применялся ГОСТ Р 56278-2014, который устанавливает общие требования к подготовке проведения государственных закупок медицинского оборудования (МО): видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии (далее - ВЭ комплексы), предназначенные для диагностики различных заболеваний в организме человека (пункт 1). ГОСТ Р 56278-2014 содержит примерный состав видеоэндоскопических комплексов и рекомендуемые требования к ним (таблица 1).

Податель Жалобы полагает, что содержащиеся в ТЗ следующие характеристики закупаемого товара, соответствуют только одному производителю «Pentax» (страна производителя Япония):

- наличие видеопроцессора с электронным блоком для подключения видеоэндоскопов с возможностью регулировки уровня красного с диапазоном значений от -5 градаций (нижняя граница столбец 8 ТЗ) до +5 градаций (верхняя граница столбец 9 ТЗ);

- наличие видеопроцессора с электронным блоком для подключения видеоэндоскопов с возможностью регулировки уровня синего с диапазоном значений от -5 градаций (нижняя граница столбец 8 ТЗ) до +5 градаций (верхняя граница столбец 9 ТЗ);

- наличие видеопроцессора с электронным блоком для подключения видеоэндоскопов с возможностью памяти для ввода информации о пациентах (код, имя, пол, дата и время исследования, имя врача) (минимальное значение 50 пациентов - (столбец 5 ТЗ));

- наличие видеопроцессора, осветителя и помпы в одном корпусе (столбец 4 ТЗ).

Заказчик к возражениям на Жалобу приложил «сравнительную таблицу оборудования», в которой указал характеристики товаров двух производителей, в том числе и оспариваемые.

Из содержания таблицы, следует, что, вопреки доводам подателя Жалобы, вышеуказанные характеристики имеются в наличии не только у производителя Pentax, но и у модели товара СV-170 «Олимпас Медикал Системс Корп.» (страна происхождения Япония).

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 3.6 Раздела 3 Приложения № 3: «При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9».

Следовательно, установленный Заказчиком диапазон значений (от -5 до +5 градаций) включает в себя значения (от -8 до +8 градаций), соответствующий модели товара (CV-170 производства «Олимпас Медикал Системс Корп.», EPK – 3000 «Pentax» «ХОЯ Корпорейшен») (страна происхождения Япония).

Доказательств, опровергающих указанные пояснения заказчика, податель Жалобы не представил.

Следовательно, оспариваемыми характеристиками, которые соответствуют потребностям заказчика, обладает не только товар производителя Pentax, но и товар производства «Олимпас Медикал Системс Корп.».

Одновременно с рассмотрением данной Жалобы внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки не проводилась в связи с ее проведением по результатам рассмотрения жалобы по данной закупке другого участника – Общества с ограниченной ответственностью «ДРГ БИОМЕД» (далее - ООО «ДРГ БИОМЕД»), поданной на иные действия заказчика – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ», совершенные при осуществлении рассматриваемой закупки.

Жалоба ООО ««ДРГ БИОМЕД»» была признана необоснованной, в рамках проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки в действиях заказчика- ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ» и в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации также были установлены нарушения Закона о контрактной системе (решение Новгородского УФАС России № 053/06/24-143/2023 от 05.04.2023 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе).

Заказчику – ГОБУЗ «Чудовская ЦРБ», уполномоченному органу – Администрации, Аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в Извещение, отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2023 № ИЭА1.

 

Руководствуясь статьями 8, 23, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НеваРостМед» (198095, г. Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, литер А, помещение 123Н, комната № 27, почтовый ящик № 10) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Чудовская центральная районная больница» (174210, Новгородская область, Чудовский муниципальный район, г. Чудово, ул. Косинова, д. 6) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации, извещение № 0150200003923000299, о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  24.03.2023, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                         ……………..

                                     

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                      …………….

                                                                                                                    

                                                                                                                   …………….                    

                                                                               

                                                                                                                   

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны