Постановление №4028/03 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 053/04/14.3-292/2... от 23 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акционерному обществу

«Торговый дом «Перекресток»

 

ул. Средняя Калитниковская,

д. 28, стр. 4,

г. Москва, 109029

 

Исходящие № 4028/03 от 23.08.19

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 053/04/14.3-292/2019

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 21.08.2019

В полном объеме изготовлено 23.08.2019

 

                                 

                                          Великий Новгород

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) Куриков Илья Андреевич, рассмотрев протокол № 053/04/14.3-292/2019 от 10.07.2019 и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Акционерного общества «Торговый дом «Перекресток» (ИНН 7728029110; юридический адрес: 109029, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 4; далее – АО «Торговый дом «Перекресток», Общество) в связи с обнаружением в его действиях нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и иных достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

14.01.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области поступило заявление физического лица С.  (вх. № 111 Новгородского УФАС России) о нарушении АО «Торговый дом «Перекресток» законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении  в  г. Великий Новгород каталога продукции «Перекресток» с 4 по 10 декабря 2018 года, содержащего недостоверную информацию о стоимости товара – «язык говяжий охлажденный» стоимостью 399 рублей 90 копеек за 1 кг. (далее – Заявление).

В результате  рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств  по делу установлено следующее.

К отношениям, возникающим в сфере рекламы на территории Российской Федерации применяется Закон о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Анализируя содержание приложенного к Заявлению каталога продукции «Перекресток», можно прийти к выводу, что содержащаяся в нем информация обладает всеми признаками рекламы, поскольку была распространена посредством рекламных каталогов непосредственно в местах продажи соответствующего товара (без ограничения по территории и аудитории распространения), из текста информационного сообщения не представляется возможным установить, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого оно направлено, а сама информация направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенным товарам (в том числе к товару – «язык говяжий охлажденный») и к реализующему их лицу (АО «Торговый дом «Перекресток»).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Из содержания данного каталога продукции «Перекресток» следует, что в период с 04.12.2018 по 10.12.2018 в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: г. Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А проходила акция, в рамках которой реализовались товары, в том числе язык говяжий охлажденный по цене 399 рублей 90 копеек.

Из Заявления и приложенных к нему документов следует, что 04.12.2018 заявитель, находясь в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, дом 21, литер А, ознакомился с содержанием указанного каталога, экземпляры которого были размещены на отдельной стойке в магазине.

 05.12.2018 заявитель решил купить продукт по объявленной в рекламе цене.

Однако в действительности цена на указанный товар в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А составляла 599 рублей 90 копеек за 1 кг, что подтверждается фотографией ценника на «язык говяжий охлажденный», приложенной к Заявлению, а также письменными объяснениями АО «Торговый дом «Перекресток» исх. № 100/1516 от 12.02.2019 г. (вх. № 674 от 13.02.2019 Новгородского УФАС России).

Обнаружив несоответствие информации о цене на товар «язык говяжий охлажденный» в каталоге и на ценнике в магазине, заявитель отказался от его приобретения и сделал запись в книгу жалоб и предложений магазина.

Таким образом, в рассматриваемом рекламном каталоге «Перекресток» размещена недостоверная информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения о цене рекламируемого товара – «языка говяжьего охлажденного», что содержит нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае, рекламодателем вышеуказанной рекламы является продавец товара - АО «Торговый дом «Перекресток».

В соответствии с частью 1 статьей 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей

О месте и времени рассмотрения дела АО «Торговый дом «Перекресток» было надлежащим образом уведомлено, на рассмотрение дела представители не явились, Общество заявило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителей (вх. № 5704 от 13.08.2019 Новгородского УФАС России).

В материалах дела имеются письменные объяснения АО «Торговый дом «Перекресток», по настоящему делу об административном правонарушении, согласно которым Общество считает, что им были предприняты все меры для соблюдения действующего законодательства с целью устранения допущенной в каталоге технической ошибки относительно стоимости товара (размещены предупреждения о действительной цене товара на расчетно-кассовых узлах магазина), а также просит признать данное правонарушение малозначительным.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.

Материалами дела № 053/04/14.3-292/2019 от 10.07.2019 об административном правонарушении подтверждается факт наличия в рассматриваемой рекламе, рекламодателем которой является АО «Торговый дом «Перекресток», нарушение  пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в указании недостоверной информации, которая содержит не соответствующие действительности сведения о цене рекламируемого товара.

Следовательно, в действиях АО «Торговый дом «Перекресток» по распространению данной ненадлежащей рекламы содержится событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, в соответствии с которой нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП дминистративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу этой нормы права, юридическое лицо как коллективный субъект располагает соответствующими этому статусу возможностями и способно предпринять иные (более весомые) меры, нежели физическое или должностное лицо, в целях соблюдения требований публичного порядка.

Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о рекламе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому АО «Торговый дом «Перекресток» имело возможность и должно было изучить действующее законодательство, проявить должное отношение к осуществлению деятельности рекламораспространителя, предвидеть и не допустить установленное нарушение законодательства о рекламе.

Однако АО «Торговый дом «Перекресток» как рекламодатель не проявило должной степени ответственности и осмотрительности, что привело к совершению им действий по распространению рассматриваемой ненадлежащей рекламы, содержащих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что у АО «Торговый дом «Перекресток» имелась возможность для соблюдения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе и недопущения распространения ненадлежащей рекламы.

При этом объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение АО «Торговый дом «Перекресток» требований Закона о рекламе, не установлено.

АО «Торговый дом «Перекресток», обнаружив 04.12.2018 техническую ошибку в каталоге «Перекресток», не предприняло необходимые действия для прекращения распространения недостоверной рекламы.

Так, обнаружив опечатку в цене на товар, указанный в каталоге, АО «Торговый дом «Перекресток» могло прекратить распространение каталога цен на продукты питания (действовавшего с 04 по 10 декабря 2018) путем устранения каталогов с информационной стойки в магазине или изъятия 11 страницы из каталога.  Однако несмотря на это, рекламодатель продолжал распространение с 4 по 10 декабря 2018 каталога цен на продукты питания с недостоверной информацией, что привело к введению в заблуждение заявителя относительно действительной стоимости товара и могло ввести в заблуждение  иных потенциальных покупателей.

Таким образом, установленное нарушение законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы совершено по вине её рекламодателя – АО «Торговый дом «Перекресток». Следовательно, в его действиях имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Место и время совершения административного правонарушения – Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А; 04.12.2018-10.12.2018.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.

   Данное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку вводит в заблуждение потребителей, относительно реальных цен на продукцию торговой сети «Перекресток»,  в связи с чем не может считаться малозначительным.

                Обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное частью 2 статьи 4.2 КоАП - добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, финансовое положение лица,  привлекаемого к административной ответственности.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.

В соответствии с определением 053/04/14.3-292/2019 от 10.07.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела  об административном правонарушении к материалам настоящего дела  приобщены бухгалтерский баланс на 30 июня 2019 года, отчет о финансовых результатах за январь-июнь 2019 года.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях рекламодателя – Акционерного общества «Торговый дом «Перекресток» (ИНН 7728029110; юридический адрес: 109029, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 4) при распространении  в  г. Великий Новгород каталога продукции «Перекресток» с 4 по 10 декабря 2018 года, содержащего недостоверную информацию о стоимости товара – «язык говяжий охлажденный» стоимостью 399 рублей 90 копеек за 1 кг., административное правонарушение, выразившееся в нарушении им законодательства о рекламе (пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на рекламодателя – Акционерное общество «Торговый дом «Перекресток»  административный штраф за совершенное правонарушение в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

3. Сумму штрафа Акционерному обществу «Торговый дом «Перекресток» надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 40101810900000010001

Банк: Отделение Новгород

БИК: 044959001

Кор. счёт:  Нет

ОКТМО: 49701000

Код БК: 16111626000016000140

УИН: 16100500000000197779

(Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе)

 

 

 

Заместитель руководителя

Новгородского УФАС России                                                                                 И.А. Куриков

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны