Определение №6766/03 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 053/05/18-6... от 27 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МФК «Кармани»

 

ул. Воздвиженка, д. 9, стр. 2, пом. 1,

г. Москва, 119019

 

 

Заявителю – физическому лицу Т.

 

 

ООО «Т2 Мобайл»

 

Киевское шоссе 22-й (п. Московский) км., домовладение 6, стр. 1, эт. 5, комн. 33,

г. Москва,108811

 

ул. Славная, д. 48,

Великий Новгород, 173000

 

 

ПАО «МТС»

 

ул. Марксистская, д. 4,

г. Москва, 109147

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 053/05/18-623/2021

 

24 сентября 2021 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

... – …, …;

... – .., …-..;

... – …, …-…,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Общества с ограниченной ответственностью микрофинансовая компания «КарМани» (ИНН: 7730634468, ОГРН: 1107746915781; 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 9, стр. 2, пом. 1; далее – ООО «КарМани) - … (доверенность № … от …);

заявитель – физическое лицо Т. (далее – Заявитель) - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явился, представителей не направил, ходатайств не заявлял;

заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» (108811, г. Москва, Киевское шоссе 22-й (п Московский) километр, домовладение 6, стр. 1, эт. 5,  комн. 33; далее – ООО «Т2 Мобайл») – надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представителей не направило, ходатайств не заявляло;

заинтересованное лицо – Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН: 7740000076; 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4; далее – ПАО «МТС») - надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представителей не направило, ходатайств не заявляло,

рассмотрев дело № 053/05/18-623/2021 от 09.08.2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту осуществления 18.06.2021 в 12 часов 31 минуту на абонентский номер Заявителя +7 … в сети оператора подвижной радиотелефонной связи – ООО «Т2 Мобайл» рекламного звонка с абонентского номера +7 916 915 51 38 следующего содержания:

«- Да.

- Здравствуйте. Получите до одного миллиона рублей за час, без справок и поручителей под залог авто. Нажмите один если интересно» (Заявитель нажимает один и переходит к разговору с оператором),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.06.2021 в Новгородское УФАС России от Заявителя поступило заявление о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при осуществлении 18.06.2021 в 12 часов 31 минуту на абонентский номер Заявителя +7 … в сети оператора подвижной радиотелефонной связи – ООО «Т2 Мобайл» рекламного звонка с абонентского номера +7 916 915 51 38 следующего содержания:

«- Да.

- Здравствуйте. Получите до одного миллиона рублей за час, без справок и поручителей под залог авто. Нажмите один если интересно» (Заявитель нажимает один и переходит к разговору с оператором) (вх. № 5549 Новгородского УФАС России; далее – Заявление).

Заявитель считает, что указанный звонок поступил с нарушением требований законодательства о рекламе.

Аудиозапись рекламного звонка Заявителем в качестве приложения к Заявлению представлена. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Анализируя содержание вышеуказанного телефонного звонка, можно прийти к выводу, что информация, озвученная в ходе телефонного разговора, обладает всеми признаками рекламы финансовых услуг, поскольку телефонный вызов рекламного характера адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В целях рассмотрения Заявления Новгородским УФАС России был подготовлен и направлен запрос в адрес оператора связи – ПАО «МТС» о представлении информации о том, кому принадлежит абонентский номер +7 916 915 51 38, с которого был произведен телефонный вызов рекламного характера на абонентский номер +7 … в 12 часов 31 минуту 18.06.2021.

16.07.2021, в связи с непредоставлением ПАО «МТС» ответа на данный запрос, Новгородским УФАС России повторно в адрес ПАО МТС» был направлен запрос о предоставлении вышеуказанной информации.

30.07.2021 в Новгородское УФАС России поступил ответ ПАО «МТС» (вх. № 6528 Новгородского УФАС России), согласно которому абонентский номер +7 916 915 51 38 предоставлен в пользование абоненту – ООО «КарМани».

Указанный выше телефонный вызов рекламного характера адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования (оказание финансовых услуг), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и, следовательно, является рекламой.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой признаётся реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 18 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о рекламе не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Из представленной Заявителем аудиозаписи телефонного вызова рекламного характера, поступившего 18.06.2021 в 12 часов 31 минуту на его абонентский номер +7 …, содержащей рекламу финансовых услуг, следует, что данный вызов совершен при помощи средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание), о чем свидетельствует воспроизведение абоненту заранее записанного аудиофрагмента, представляющего собой речь человека (автоматизированная запись), а также предложение осуществления определенной команды путем нажатия определенной клавиши в тональном режиме телефона.

Заявитель согласия на распространение на его абонентский номер рекламы не давал.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение статьи 18 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с определением о возбуждении дела № 053/05/18-623/2021 о назначении дела к рассмотрению от 09.08.2021, ООО «КарМани» было привлечено к участию в данном деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, как рекламораспространитель рекламы, содержащей признаки ненадлежащей.

Также, в соответствии с вышеуказанным определением от ООО «КарМани» были запрошены письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

17.08.2021 от ООО «КарМани» поступили запрошенные письменные пояснения (вх. № 6807 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

Телефонный номер Заявителя был передан ООО «КарМани» его контрагентом – Обществом с ограниченной ответственностью «ЗЕОЛЯЙН» (далее – ООО «ЗЕОЛЯЙН»).

В соответствии с договором № 18-01/2019 от 18.01.2019 ООО «ЗЕОЛЯЙН» обязано осуществлять действия по привлечению клиентов, имеющих намерение заключить договор с ООО «КарМани», предметом которого является передача ООО «КарМани» денег клиенту-заемщику под залог автотранспортного средства.

По данному договору ООО «ЗЕОЛЯЙН» обеспечивает соответствие оказываемых услуг рекламному законодательству и иным требованиям законов, а также несет ответственность за нарушения.

По информации, представленной ООО «ЗЕОЛЯЙН» в адрес ООО «КарМани», сведения о Заявителе были получены ООО «ЗЕОЛЯЙН» от их субпартнера Общества с ограниченной ответственностью «ДЕВТЕК» (далее – ООО «ДЕВТЕК»).

Согласие Заявителем было оставлено на сайте https://thezaim.com, что содержится в выдержке из базы данных (в материалы дела представлен лог-файл). На базовой странице сайта https://thezaim.com перед переходом к заполнению анкетных данных размещена информация о том, что сервис thezaim предназначен для подбора займов.

Заявитель самостоятельно и по своей воле заполнял заявку в целях получения предложений о выдаче займов.

Заявитель после заполнения анкеты на сайте https://thezaim.com проставил «чекбокс» напротив согласия на обработку персональных данных и получение рекламы и сопутствующих документов, с которыми он был предварительно ознакомлен, после чего его заявка была сформирована и подписана. Заявитель не мог не знать о том, что дает согласие на получение рекламы, тем более что ресурс https://thezaim.com создан в целях выдачи займов и направления заинтересованным лицам предложений от различных компания по заявкам таких лиц с учетом изложенных пожеланий.

Автоматическое дозванивание без участия человека не производилось.

ООО «КарМани» в ходе осуществления рекламирования своих услуг использовало собственное оборудование и программные продукты.

При рассылке рекламы ООО «КарМани» не допускает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

ООО «КарМани» получает телефонные номера абонентов от контрагентов. При этом, контрагенты гарантируют наличие согласия клиента на продвижение финансовых услуг, в том числе, если применимо, с частичным использованием автоинформатора и т.д.

Ответственные сотрудники ООО «КарМани» исходя из представленных данных, формируют пул номеров, которые используются для обзвона клиентов. Запуск обзвона инициируется владельцами (ответственными работниками) кампаний обзвона. При этом, выборку телефонов до момента их загрузки в систему производит ответственный работник, технически рассылка осуществляется путем выбора конкретной группы клиентов по заданным критериям (возраст, сумма займа и т.д.). Критерии задает работник ООО «КарМани» в зависимости от целевой аудитории и пожеланий клиентов, указанных в заполненных ими заявках.

Таким образом, рассылка является адресной (индивидуализированной), реализуется с участием работников, без автоматического дозванивания/рассылки, а также при наличии согласия клиентов.

Использование запросов типа «Нажмите один» при звонках, предполагающих нажатие потенциальным клиентом клавиши/кнопок мобильного устройства для перехода по контекстному меню, не свидетельствует о том, что звонок осуществляется исключительно с применением автоматического дозванивания. Такой запрос представляет собой стандартный сервис, позволяющий организовать интерактивное взаимодействие между клиентом и ООО «КарМани» в режиме передачи коротких сообщений. После перехода клиента по контекстному меню предполагается переключение клиента на оператора – работника ООО «КарМани». В данном случае такой переход состоялся, однако, по независящим от ООО «КарМани» причинам, не были озвучены условия рекламирования (Заявитель не дослушал до конца сообщение, адресованное ему).

Также, 30.08.2021 от ООО «КарМани» поступили дополнительные письменные пояснения (вх. № 7169 Новгородского УФАС России).

Автоматическое дозванивание без участия человека ООО «КарМани» не производится. Звонок инициируется лишь тем клиентам, по которым получены согласия.

Также, ООО «КарМани» в составе данных дополнений представлены «скриншоты» с сайта https://thezaim.com, подтверждающие, что Заявитель дал согласие на обработку его персональных данных и получение рекламы.

На рассмотрении настоящего дела 30.08.2021 представитель ООО «КарМани» устно отметила следующее.

Помимо предоставления согласия на обработку персональных данных и получение рекламы, пользователи сайта https://thezaim.com также предоставляют свой фамилию, имя, отчество, номер телефона, адрес проживания, паспортные данные. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что иные лица не могут от чужого имени заполнять соответствующие заявки на сайте https://thezaim.com, данные действия совершают непосредственно сами потенциальные клиенты (в том числе непосредственно Заявитель).

Определением от 30.08.2021 о продлении срока рассмотрения № 053/05/18-623/2021 от 09.08.2021 срок рассмотрения настоящего дела был продлен до 09.11.2021.

Кроме того, определением от 30.08.2021 об отложении рассмотрения дела № 053/05/18-623/2021 от 09.08.2021 рассмотрение настоящего дела было назначено на 24.09.2021 в 11 часов 00 минут, была назначена видеоконференция.

Данным определением Комиссия Новгородского УФАС России запросила у Заявителя и ООО «КарМани» следующие документы и сведения:

- у ООО «КарМани» - письменные пояснения относительно того, возможно ли предоставление займа без предоставления клиентом паспортных данных;

- у Заявителя - письменные объяснения относительно того, было ли им дано согласие на обработку его персональных данных, а также согласие на получение им рекламы финансовых услуг (займов) ООО «ДЕВТЕК» (сайт в сети «Интернет» https://thezaim.com) (копия представленного ООО «ДЕВТЕК» лог-файла была направлена в адрес Заявителя). При этом, в данном определении было отдельно указано, что непредоставление данной информации будет приравнено к даче Заявителем вышеуказанного согласия.

Запрошенная информация поступила от ООО «КарМани» 22.09.2021 (вх. № 7693 от 22.09.2021 Новгородского УФАС России).

В своем ответе ООО «КарМани» указывает, что предоставление займа без предоставления клиентом паспортных данных невозможно, что подтверждается представленными ранее «скриншотами».

От Заявителя запрошенная информация не поступала.

Исследовав материалы дела № 053/05/18-623/2021 от 09.08.2021, Комиссия приходит к следующим выводам.

Имеющимися в материалах дела документами и иной информацией не подтверждается факт нарушения ООО «КарМани» требований действующего законодательства о рекламе.

Так, представленными ООО «КарМани» документами подтверждается тот факт, что для получения займа потенциальные получатели должны выразить согласие на обработку персональных данных. При этом, такое согласие (размещенное на сайте https://thezaim.com) содержит указание на то, что потенциальные получатели займов согласны получать от ООО «ДЕВТЕК» и ее контрагентов (среди которых на сайте https://thezaim.com указано и ООО «КарМани») информационные sms-сообщения с различной информацией, в частности, информацию о новостных событиях, кредитных предложениях и акциях, а также информацию относительно предоставляемых услуг, а также посредством электронной почты (e-mail), и телефонных звонков, мессенджеров. Потенциальные получатели займов дают согласие на передачу персональных данных в необходимом объеме любыми законными способами в организации, с которыми ООО «ДЕВТЕК» состоит в договорных отношениях, в соответствии с целями обработки персональных данных и законодательством РФ.

При этом, для получения займа их потенциальные получатели, в том числе, указывают:

- фамилию, имя, отчество;

- номер телефона;

- адрес проживания;

- паспортные данные (день рождения, серию и номер паспорта, дата выдачи, код подразделения).

Данные обстоятельства исключают тот факт, что третье лицо могло за Заявителя заполнить соответствующую форму на сайте https://thezaim.com. Для этого такое третье лицо должно не просто знать фамилию, имя, отчество, номер телефона Заявителя, но и его паспортные данные.

Согласно лог-файлу из базы ООО «ДЕВТЕК», заявка на получение займа была заполнена Заявителем на сайте https://thezaim.com 16.06.2021 в 14 часов 03 минуты.

Тот факт, что в указанный период времени Заявитель пользовался интернет-трафиком, подтверждается детализацией предоставленных услуг Заявителю, представленной его оператором – ООО «Т2 Мобайл» (вх. № 7480 от 13.09.2021 Новгородского УФАС России).

Кроме того, сам Заявитель данное утверждение ООО «КарМани» не отрицает.

Таким образом, у ООО «КарМани» имелось согласие от Заявителя на направление на его номер сообщений рекламного характера.

 Комиссия Новгородского УФАС России обращает внимание Заявителя на тот факт, что данное им согласие на обработку персональных данных может быть отозвано путем направления по адресу местонахождения ООО «ДЕВТЕК», указанному в приведенном на сайте https://thezaim.com тексте согласия, соответствующего письменного заявления на прекращение обработки персональных данных.

Также, в ходе рассмотрения настоящего дела не подтвердился факт автоматического дозванивания.

Для целей выявления нарушения требования 2 статьи 18 Закона о рекламе необходимо установить факт того, что в ходе осуществления звонка абоненту или направления ему сообщения использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание и автоматическая рассылка).

Как отмечалось выше, сотрудники ООО «КарМани» формируют пул номеров, которые используются для обзвона клиентов. Критерии задает работник ООО «КарМани» в зависимости от целевой аудитории и пожеланий клиентов, указанных в заполненных ими заявках. Фактически, обзвон является адресным, реализуется с участием работников. После перехода клиента по контекстному меню предполагается переключение клиента на оператора – работника ООО «КарМани», который подробно оглашает потенциальному получателю займа порядок и условия получения займов.  Заявитель в рассматриваемом случае такой переход осуществил, вступил в разговор с оператором.

Данные обстоятельства не свидетельствуют о проведении ООО «КарМани» автоматического дозванивания.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердилось.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 053/05/18-623/2021 от 09.08.2021 прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Председатель Комиссии                                                                                      …

 

Члены Комиссии                                                                                                  … 

                                                                                                                  

                                                                                                                               …

          

В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе решение антимонопольного органа в виде определения может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны