Решение №5685/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-733/2021 по результатам рассмотрения жал... от 23 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику –

Министерству здравоохранения Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д.1,

Великий Новгород, 173005

                                                                     

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д.1,

Великий Новгород, 173005

 

 

                                                                      Оператору электронной площадки –

                                                                      ООО «РТС-тендер»

                                                                      e-mail: www.rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Римедекстра»

 

пр-т. Новомытищинский, д. 5, корп. 1А, 1Б, этаж 4, пом. № 4

Московская область,

г. Мытищи, 141002

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-733/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

 

20 сентября 2021 года                                                                          Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:                          ….. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;        

….. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,                в присутствии представителей:                            

заказчика – Министерства здравоохранения Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская д. 1) – ….. (доверенность № …..), ….. (доверенность № …..);                         

подателя жалобы – Общество с ограниченной ответственностью   «Римедекстра»» – ….. (доверенность …..);          рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Римедекстра» (ИНН 5029203919; 141002; Московская область, г. Мытищи, пр-т. Новомытищинский, д. 5, корп. 1А, 1Б, этаж 4, пом. № 4 (далее – ООО «Римедекстра») на действия заказчика – Министерства здравоохранения Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская д. 1 (далее - Заказчик)) при проведении им и уполномоченным органом– Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д.1. каб. 350) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Метопролол, извещение № 0150200003921000772 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.09.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

14.09.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки ООО «Римедекстра» на действия заказчика – Министерства здравоохранения Новгородской области при проведении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Метопролол, извещение № 0150200003921000772 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.09.2021 (начальная (максимальная) цена контракта 1 064 400,00 рублей (далее – НМЦК)) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.               

Податель Жалобы считает, что установленные заказчиком положения документации о закупке нарушают принципы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.  

Согласно Техническому заданию на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения для АО «Новгородформация» (приложение № 1 к документации об аукционе) заказчику требуется лекарственный препарат – Метопролол, лекарственная форма – таблетки пролонгированного действия, покрытые пленочной оболочкой; таблетки с пролонгированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой, дозировка – 50 мг, единица измерения – шт., требуемое количество – 120 000.

Остаточный срок годности на момент поставки согласно пункту 4.2 извещения и пункту 3.2.5. документации об аукционе, измененных заказчиков 10.09.2021 после разъяснения положений документации об аукционе, должен составлять не менее 18 месяцев с даты поставки.

Требования постановления Правительства Российской Федерации № 1380 от 15.11.2017 от 15.11.2017 г. «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1380) о том, что при описании в документации о закупке заказчиком помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывается остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени, формально не нарушены.

Однако установлены необоснованные ограничения к остаточному сроку годности лекарственного препарата (не менее 18 месяцев).

Согласно пункту 4.7 извещения, источником финансирования для оплаты товара по контракту являются средства федерального бюджета 2021 года (97 % от НМЦК) и средства областного бюджета 2021 года (3 % от НМЦК);

По условиям контракта он не является переходящим на следующий год, так как свои обязательства стороны исполняют в текущем 2021 году, таким образом, объективно планируемым периодом потребления следует считать 2021 год, а закупка не предполагает длительного хранения товара.

Заказчик для обеспечения пациентов в течение последующих лет имеет возможность осуществить дополнительные закупки лекарственных препаратов.

В пункте 4.2. извещения и пункте 3.2.5. документации об аукционе не обоснованы требования к остаточному сроку годности закупаемого лекарственного препарата, чем ограничены как вариативность предложений, так и участники закупки, что является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, ООО «Римедекстра» считает, что заказчик и уполномоченный орган при составлении и утверждении документации об аукционе нарушили принцип обеспечения конкуренции, предусмотренный статьей 8, пунктом 1 части 1 статьи 33, пунктом 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку искусственно сузили круг возможных участников закупки, что может свидетельствовать об их явной заинтересованности в определенных результатах аукциона, в котором должен победить тот, у кого заранее имеется в наличии товар с указанными характеристиками.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО «Римедекстра» поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Заказчик – Министерство здравоохранения Новгородской области считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 7500 от 17.09.2021 Новгородского УФАС России), которые сводятся к следующему.

Заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата Метопролол в рамках реализации проекта по обеспечению лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания, лекарственными препаратами в амбулаторных условиях, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года № 1254 «О внесении изменений в приложение № 10 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» увеличен период бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях граждан, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания в рамках федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Начиная с 1 января 2021 г. граждане, включенные в регистр, в рамках проекта обеспечиваются в течение 2 (двух) лет с даты постановки на диспансерное наблюдение.

Соответствующие изменения внесены в Порядок обеспечения лекарственными препаратами лиц, перенесших отдельные заболевания сердечно-сосудистой системы, утвержденный приложением № 1 к приказу министерства здравоохранения Новгородской области от 28.02.2021 № 148-Д, приказом министерства от 10.08.2021 № 704-Д «О внесении изменений в Порядок обеспечения лекарственными препаратами лиц, перенесших отдельные заболевания сердечно-сосудистой системы».

Закупка лекарственного препарата осуществляется в конце 2021 года и предполагает длительное хранение товара и планируемый период потребления препарата для лечения пациентов в течение 2 (двух) лет.

Срок годности препарата Метопролол, указанный в закупке, согласно данным Государственного реестра лекарственных средств составляет интервал от 24 месяцев до 5 лет в зависимости от производителя. Таким образом, Заказчик, устанавливая остаточный срок годности 18 месяцев, не ограничивает количество участников и действует в соответствии с действующим законодательством.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В сентябре 2021 года заказчиком – Министерством здравоохранения Новгородской области и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Метопролол, извещение № 0150200003921000772 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.09.2021.

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена первым заместителем министра здравоохранения Новгородской области Н.С. Яковлевым 10.09.2021 (далее – Документация).

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе  контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Постановлением № 1380.

Согласно пункту 2 Постановления № 1380 при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают:

а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);

б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;

в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).

Таким образом, установление заказчиком остаточного срока годности лекарственного препарата прямо предусмотрено Постановлением № 1380. При этом ни положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, ни Постановлением № 1380 не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать в документации о закупке требования к остаточному сроку годности лекарственных средств.

Следует отметить, что в Техническом задании Документации отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащего поставке лекарственного препарата, установлены показатели (характеристики) только дозировки и лекарственной формы, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановлению № 1380.

Утверждение подателя Жалобы о том, что срок потребления закупаемых лекарственных препаратов ограничен 2021 годом является голословным, не основанным на положениях Документации и опровергается заказчиком в возражениях на Жалобу.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки. Действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Доказательств того, что установление требований заказчика к остаточному сроку годности лекарственного препарата указывает только на одного единственного производителя лекарственных средств, либо только на одно торговое наименование препарата, подателем Жалобы не представлено.

Учитывая изложенное, описание объекта рассматриваемой закупки носит объективный характер, так как соответствует потребностям заказчика и не направлено на ограничение количества участников закупки.

Следовательно, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа не установлено.

 

Руководствуясь статьями 8, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – общества с ограниченной ответственностью «Ремидекстра» (ИНН 5029203919; 141002; Московская область, г. Мытищи, пр-т. Новомытищинский, д. 5, корп. 1А, 1Б, этаж 4, пом. № 4) на действия заказчика – Министерства здравоохранения Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская д. 1) при проведении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д.1. каб. 350) закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения МНН Метопролол, извещение № 0150200003921000772 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.09.2021, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              …..

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                          …..                      

                                                                               

                                                                                                                       …..

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны