Предупреждение №3541/02 Предупреждение № 5 о прекращении действий, которые содержат... от 25 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<……>

 

 

 

Исх. №3541/02 от 25.06.2021

 

 

 

 

 Предупреждение № 5

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

25 июня 2021 года                                                                       Великий Новгород

           

В действиях <….> имеются признаки нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренного пунктом 8 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которым  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

           Управлением установлено следующее.

<…>включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее –ОМС). В соответствии с Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Новгородской области на 2021 год от 19.01.2021 <….> наделена объемами оказания медицинской помощи населению в рамках ОМС.

            Кроме того, <…..> наравне с другими государственными учреждениями здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП) населению Новгородской области, является участником Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи жителям Новгородской области.

Таким образом, единственным источником финансирования <…> являются средства Территориального фонда ОМС Новгородской области. Платных услуг <…..> не оказывает.

Приказом Министерства от 20.11.2020 №954-Д «О проведении лабораторных обследований для диагностики новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (далее Приказ № 954-Д) определены организации, осуществляющие ПЦР-исследования, а также Схема распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями, из которой <…> исключена.

Одновременно пунктом 4 указанного организационно-распорядительного документа организациям частной формы собственности рекомендовано организовать проведение исследований по согласованию с организациями, уполномоченными на проведение диагностики. При обращении <…> в ПЦР-лаборатории в проведении лабораторных исследований для диагностики новой короновирусной инфекции отказано.

<….> полагает, что незаконные действия Министерства создают дискриминационные условия и содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В данной связи Управлением был направлен запрос от 23.04.2021 № 2123/02 <…>. <….> письмом от 26.04.2021 № ЗН-3517-И (вх. от 30.04.2021 № 3299) представил в Управление заверенные копии приказов Министерства от 20.11.2020 №954-Д «О проведении лабораторных обследований для диагностики новой короновирусной инфекции (COVID-19)» и от 28.12.2020 №1074-Д «О внесении изменения в приказ министерства здравоохранения Новгородской области от 20.11.2020№954-Д «О проведении лабораторных обследований для диагностики новой короновирусной инфекции (COVID-19)» с приложениями схем распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями. Приложением к указанному приказу предусмотрено:

  1. ПЦР лаборатория <…> плановый объем исследований – 660 в сутки. Указанная лаборатория провидит исследования для: <…>.<…>/<….>/<…>, организации социальной защиты (персонал, контактные), прочие МО -80 шт. по согласованию (обсервации, контроль лечения, больные, плановая госпитализация в клиники и санатории федерального подчинения и санатории, подведомственные Минздраву НО, обследование персоналов санаториев, медработники);
  2. ПЦР лаборатория <…>плановый объем исследований - 460 в сутки. Указанная лаборатория провидит исследования для: …… (больные, контроль лечения, плановая госпитализация в клиники и санатории федерального подчинения и санатории, подведомственные Минздраву НО, обследование персоналов санаториев, медработники;
  3. ПЦР лаборатория <…> плановый объем исследований - 210 в сутки. Указанная лаборатория провидит исследования для….. (больные, обсервация, медработники);
  4. ПЦР лаборатория <…> плановый объем исследований - 200 в сутки. Указанная лаборатория провидит исследования для: …….;
  5. ПЦР лаборатория <…> плановый объем исследований - 280 в сутки. Указанная лаборатория провидит исследования для: ….. (обсервация, контроль лечения).
  6. ПЦР лаборатория <….. Указанная лаборатория провидит исследования для: ….. - по согласованию.

Согласно ответу Министерства от 09.06.2021 №3Р-4804-И, решение о распределении объемов лабораторных исследований ПЦР <…> принято исходя из упорядочения проведения лабораторных обследований как для диагностики новой короновирусной инфекции, так и организаций, проводящих исследования биоматериала.

При этом, все медицинские организации, указанные в схеме распределения объемов лабораторных исследований, являются государственными областными бюджетными учреждениями здравоохранения, в состав прочих МО вошли федеральные и подведомственные Министерству здравоохранения Новгородской области учреждения, не государственные медицинские организации в данную схему не попали.

Таким образом, указанные в схеме распределения объемов лабораторных ПЦР-исследований медицинские организации имею возможность направлять граждан на лабораторные исследования по выделенным квотам по полису ОМС.

В соответствии с пунктом 4 приказа № №954-Д от 20.11.2020 негосударственным медицинским организациям рекомендовано организовать проведение исследований по согласованию с организациями, уполномоченными на проведение диагностики.

Таким образом частные медицинские организации при условии соблюдения соответствующих требований в области законодательства о здравоохранении и лицензировании, для проведения ПЦР- исследований вправе самостоятельно заключить с иными медицинскими организациями соответствующие соглашения.

23.11.2020 <…> обратилось в <….> с просьбой выделить объемы. В своем ответе исх. №3Н-9143-И от 27.11.2020 <…> предложило <….> обратиться в ПЦР-лаборатории с целью организации проведения ПЦР-исследований.

Руководствуясь пунктом 4 вышеуказанного приказа, <….> в адрес ГОБУЗ «НОКБ» (исх. от 24.11.2020 №816, от 17.12.2020 №879, от 25.01.2021 №40, от 10.02.2021 №75), ОА «Северо-Западный Центр Доказательной медицины» (исх. от 24.11.2020 №817, от 17.12.2020 №876), ГОБУЗ «НСЦФ» (исх. от 17.12.2020 №878, от 01.03.2021 №106), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» (исх. от 17.12.2020 №877), ОАУЗ «Новгородский областной кожно-венерологический диспансер» (исх. от 17.12.2020 №875, от 24.11.2020 №818), ГОБУЗ «ОКОД» (исх. от 17.12.2020 №880, от 01.03.2021 №105) направила письма с просьбой согласовать для <…> объем исследований биологического материала для диагностики короновирусной инфекции.

В ответ на обращения о согласовании объемов ПЦР-исследований <…> были получены ответы от ОА «Северо-Западный Центр Доказательной медицины» (исх. от 21.12.2020), ГОБУЗ «НСЦФ» (исх. от 22.12.2020 №567), ГОБУЗ «ОКОД» (исх. от 21.12.2020 №1416) с отказом и рекомендацией обратиться в <…> для внесения в схему распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями.

<….> осуществляет оказание ПМСП прикрепленному населению в соответствии с приказами и клиническими рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. В настоящее время к <…> прикреплено по заявлениям 24,6 тыс. человек, при этом на территории обслуживания проживает порядка 58 тыс. человек (около четверти населения, проживающего в г. Великий Новгород).

Таким образом, конкурентами <…> в Новгородской области являются другие медицинские организации, оказывающие ПМСП населению в рамках программы государственных гарантий и имеющие прикрепленное население.

Тарифным соглашением на 2021 год согласно п. 2.1.12 устанавливаются тарифы за единицу объема в связи с проведением отдельных диагностических (лабораторных) исследований, в том числе тестирование на выявление новой короновирусной инфекции, единые для всех участников территориальной Программы государственных гарантий.

Таким образом, подушевой норматив финансирования на прикрепленных лиц не включает расходы на тестирование по выявлению новой короновирусной инфекции.

Согласно представленной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Новгородской области информации (вхд. от 17.06.2021 №5516) тарифы ОМС устанавливаются Тарифным соглашением на соответствующий год. В соответствии с приложением № 24 к Тарифному соглашению от 19.01.2021 стоимость ПЦР-тестирования в системе ОМС единая и составляет 588,67 рублей.

Оплату медицинской помощи по полису ОМС за проведение ПЦР- исследований получает медицинская организация, проводящая исследование биоматериала, в соответствии с объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи.

Медицинские организации, осуществляющие ПЦР-исследования по полисам ОМС, в соответствии с распределенными комиссией объемами на проведения тестирования на выявление новой короновирусной инфекции на 2021 год: ГОБУЗ «НОКБ», ГОБУЗ «ОКОД», АО «СЗЦДМ», ООО «Волна-Лаб», ОАУЗ «НОКВД» (медицинские организации включенные в схему распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями).

Как следует из ответов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области (вхд. от 17.06.2021 №5516) и ООО «АльфоСтрахование – ОМС» (вхд. от 17.06.2021 №5510), иные медицинские организации, осуществляющие ПЦР-исследования по полису ОМС, в Новгородской области отсутствуют.

По запросу Управления исх. от 07.06.2021 №3104/02 <…>письмом от 09.06.2021 № ЗН-4804-И предоставило ответ, из которого следует, что распределение объемов лабораторных ПЦР-исследований упорядочено. В него вошли ПЦР-лаборатории, оказывающие услуги по полису ОМС, иные, не вошедшие в приказ ПЦР-лаборатории, частные медицинские организации, не осуществляют услуги по полису ОМС. ОА «Северо-Западный центр доказательной медицины» оказывает услуги по полису ОМС, но, как следует из его ответа исх. от 21.12.2020, выделенные объемы в количестве 11 тыс. исследований исчерпаны.

Следовательно, <…> лишена возможности направлять своих пациентов в ПЦР-лаборатории, осуществляющие исследования по полису ОМС, так как не включено в схему распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями, предусмотренную Приказом Министерства здравоохранения по Новгородской области.

Таким образом <…>, как указано выше, оказывает ПМСП населению Новгородской области в рамках системы ОМС на тех же условиях, что и медицинские организации здравоохранения, указанные в схеме распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями согласно Приказам. Отсутствие <…> в схеме распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями не позволяет ему проводить весь комплекс диагностических услуг в рамках системы ОМС наравне с медицинскими организациями здравоохранения, которым указанные объемы выделены. Указанное обстоятельство вынуждает пациентов, прикрепленных к ООО «Поликлиника «Полимедика Новгород Великий» в рамках системы ОМС, обращаться за получением услуги по диагностике наличия короновирусной инфекции в медицинские организации здравоохранения, указанные в Приказах. Соответственно, организации, участвующие в схеме распределения объемов ПЦР-лабораторий, становятся более привлекательными для пациентов, получающих медицинскую помощь по системе ОМС, за счет возможности быстрой и своевременной диагностики короновирусной инфекции по полису ОМС, по сравнению с ООО «Поликлиника «Полимедика Новгород Великий».

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

            <…> не имеет других источников финансирования, кроме средств ОМС, а закупать ПЦР-диагностику за счет средств ОМС у сторонних организаций законодательно запрещено, так как это является нецелевым использованием средств ОМС.

            Таким образом медицинские организации здравоохранения, оказывающие услуги по ОМС, не включенные в схему распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями, поставлены в неравные условия с иными, включенными в данную схему медицинскими организациями здравоохранения.

Вместе с тем, могут наступить негативные последствия для медицинских организаций здравоохранения, оказывающих услуги по ОМС, в том числе для  <….>, не указанных в схеме распределения объемов лабораторных исследований между ПЦР-лабораториями, а именно в отсутствии создания условий для прикрепленного в рамках системы ОМС населения по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и препятствию соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Новгородской области.

Также не выделение объемов на проведение лабораторных исследований на короновирусную инфекцию <….>, ограничивают права граждан на получение медицинской помощи и создают конкурентные преимущества для государственных учреждений здравоохранения, которые имеют возможность проведения указанных тестов за счет средств ОМС.

 В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что распределение объемов лабораторных исследований ПЦР-лабораторий <…> должно осуществляться системно, на основе конкретных критериев и с учетом равенства интересов всех участников рынка медицинских услуг, то есть недискриминационно.

Из вышеизложенного следует, что в действиях <….>содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает <…>о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем:

 

- внесения изменений в <…> либо иным образом обеспечения на недискриминационных условиях <…> объемами для оказания услуги по ПЦР исследованиям по полису ОМС для закрепленных граждан.

 

Данное предупреждение подлежит исполнению в течении 10 дней со дня получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо (юридическое лицо и виновное должностное лицо), выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истерство

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны