Акт плановой выездной проверки №2906/03 Акт № 2 о результатах проведения плановой проверки от 1 июля 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Великий Новгород                                                                                    28 июня 2022 года

 

Акт № 2

о результатах проведения плановой проверки

 

На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от 20.04.2022 № 62/2022 о проведении плановой выездной проверки в отношении Управления Федеральной службы по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (ИНН 5321101433; 173002, Великий Новгород, ул. Германа, д. 14; далее – Управление Роспотребнадзора по Новгородской области) и от 27.05.2022 № 76/2022 о продлении срока проведения плановой выездной проверки.

Место проведения проверки: 173002, Великий Новгород, ул. Германа, д. 14 (адрес места нахождения Управления Роспотребнадзора по Новгородской области).

Целью и основанием проведения настоящей проверки является реализация ежегодного плана проведения плановых проверок на 2022 год, утвержденного руководителем Новгородского УФАС России и доведенного до сведения заинтересованных лиц путем размещения его на официальном сайте Новгородского УФАС России по адресу: http://novgorod.fas.gov.ru/.

Срок проведения плановой проверки с учетом продления составил – 28 апреля 2022 года по 28 июня 2022 года.

Проверяемый период: с 01.01.2021 года - истекший период 2022 года.

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

….

Члены инспекции:

…;

….

В соответствии с пунктом 54 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 плановая проверка проведена в два этапа.

В рамках первого этапа плановой проверки инспекцией были проверены две текущие закупки, проводимые государственным заказчиком путем электронных аукционов на право заключения государственных контрактов:

- на поставку офисной бумаги, извещение № 0150100005922000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.04.2022;

- на поставку и хранение бензина автомобильного, извещение № 0150100005922000009 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.04.2022,

и выявлены:

нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23, части 5 статьи 31, части 2 статьи 37, пункта 14 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе (извещение № 0150100005922000008):

нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23, части 5 статьи 31, частей 4, 5, 8, 30 статьи 34, части 2 статьи 37, пункта 3 части 2 статьи 42, частей 3, 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе (извещение № 0150100005922000009).

По результатам первого этапа плановой проверки инспекцией составлены решения № 39 и 40 по результатам внеплановых документарных проверок от 11.05.2022 и выданы два предписания от 11.05.2022 об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в извещения о проведении ранее указанных электронных аукционов, которые являются неотъемлемой частью настоящего акта о результатах проведения плановой проверки.

В результате проверки инспекцией в ходе второго этапа плановой проверки проверены на соответствие законодательству о контрактной системе следующие закупки:

- закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги, извещение № 0150100005922000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.03.2022;

- закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги, извещение № 0150100005922000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.03.2022;

- закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и хранение бензина автомобильного АИ-95, извещение № 0150100005922000006 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.04.2022;

- закупка путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), извещение № 0150100005922000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.04.2022.

В результате проверки инспекцией в ходе второго этапа плановой проверки был выявлен ряд нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

1. В марте 2022 года государственным заказчиком – Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги, извещение № 0150100005922000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.03.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 337 164, 00  рублей).

Извещение о проведении электронного аукциона утверждено … 09.03.2022.

1.1. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено следующее единое требование к участникам закупки: неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Единые требования к участникам рассматриваемой закупки установлены в разделе 7 извещения о проведении аукциона.

В пункте 7.1.3 извещения о проведении аукциона установлено следующее требование к участникам закупки: неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении аукциона требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

1.2. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:

1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организации.

В соответствии с пунктом 5.1 извещения о проведении аукциона участниками настоящей закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно подпункту «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в частности, декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается (часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе).

Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению являются Приложением № 3 к извещению о проведении аукциона.

В пункте 1.1.11 Приложения № 3 к извещению о проведении аукциона заказчиком указано, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Между тем, в пункте 5.1 извещения о проведении аукциона заказчиком также указано, что участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Однако, как было указано выше, участники закупки не обязаны декларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение пункта 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении о проведении аукциона требования о декларировании участниками закупки в заявках их принадлежности к субъектам малого предпринимательства.

1.3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 37 Закона о контрактной системе устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 3 статьи 37 Закона о контрактной системе).

Сведения относительно обеспечения исполнения контракта, в том числе его размера, срока и порядка предоставления указанного обеспечения (в том числе порядка применения антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона), требования к нему, также должны содержаться и в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью извещения о проведении аукциона.

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен разделом 7 Проекта государственного контракта (Приложение № 4 к извещению о проведении аукциона).

Вместе с тем, Проект контракта не содержит каких-либо положении относительно предусмотренных частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе антидемпинговых мер, подлежащих применению при осуществлении рассматриваемой закупки в случае предложения участником закупки, с которым заключается государственный контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Так, в пункте 7.1 Проекта контракта указано, что обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 10% от цены контракта.

Заказчик еще до процедуры проведения торгов установил в Проекте государственного контракта конкретный размер обеспечения исполнения контракта, без какой-либо возможности применения антидемпинговым мер в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять процентов и более.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в Проекте контракта условии обеспечения исполнения контракта в случае наступления антидемпинговых мер.

1.4. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В пункте 4.2 извещения о проведении аукциона указано, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в Приложении № 3 к настоящему извещению.

Между тем, как отмечалось выше, в Приложении № 3 к извещению о проведении аукциона содержатся требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в действительности содержится в приложении № 2 к извещению о проведении аукциона.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в недостоверном указании в извещении о проведении аукциона приложения к нему, в котором содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

1.5. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее среди прочего и информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки заказчиком в данном случае приведено в Приложении № 1 к извещению о проведении аукциона.

Согласно Приложению № 1 к извещению о проведении аукциона к поставке подлежит офисная бумага, позиция КТРУ 17.12.14.129-00000025 «Бумага для офисной техники белая».

Заказчиком установлены следующие требования к значениям показателей поставляемого товара:

№ п/п

Наименование товара (функциональные, технические и качественные характеристики)

Ед. изм.

Количество

КТРУ/ОКПД2

1

Бумага для офисной техники

Бумага для офисной техники белая

Количество листов в упаковке: 500шт.

Цветность: Белая

Формат: A4

Плотность: ≥ 80 и < 90 Грамм/м.кв.

Марка бумаги не ниже: C*

Пачка

1200

17.12.14.129-00000025

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила).

В силу пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, а также в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Позиция КТРУ 17.12.14.129-00000025 включает в себя следующие характеристики:

«Формат» - «А4»;

«Масса бумаги площадью 1м2» - «≥ 80 и < 90» (единица измерения – «грамм»);

«Количество листов в пачке» (изменяемая заказчиком (выбор одного из имеющихся в данной позиции КТРУ значений)) (характеристика не является обязательной для применения).

Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчиком в Приложении № 1 к извещению о проведении аукциона помимо предусмотренных соответствующей позицией КТРУ характеристик приведены следующие дополнительные характеристики:

- «Цветность»;

- «Плотность»;

- «Марка бумаги не ниже».

При этом, только в отношении характеристики «Марка бумаги не ниже» заказчиком приведено предусмотренное Правилами обоснование необходимости ее использования: «* В связи с отсутствием в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информации о функциональных, технических и качественных характеристиках объекта закупки – марки бумаги, которые предусмотрены техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, Заказчиком использованы указанные характеристики, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика и функциональным возможностям копировально-множительной техники, имеющейся у Заказчика».

Также, заказчиком не установлена обязательная к применению характеристика – «Масса бумаги площадью 1м2». Характеристика «Плотность» не может считаться эквивалентной характеристике «Масса бумаги площадью 1м2», поскольку имеет иную единицу измерения (Грамм/м.кв.), чем та единица измерения, которая указана для характеристики «Масса бумаги площадью 1м2» в КТРУ - «Грамм».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем использовании соответствующей позиции КТРУ при описании объекта рассматриваемой закупки и установлении его характеристик.

Аналогичные нарушения допущены государственным заказчиком – Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги, извещение № 0150100005922000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.03.2022.

2. В апреле 2022 года государственным заказчиком – Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и хранение бензина автомобильного АИ-95, извещение № 0150100005922000006 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.04.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 98 000, 00 рублей).

Извещение о проведении электронного аукциона утверждено … 01.04.2022.

2.1. Пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено следующее единое требование к участникам закупки: неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Единые требования к участникам рассматриваемой закупки установлены в разделе 7 Извещения.

В пункте 7.1.3 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Извещении требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2.2. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:

1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

При этом, частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В извещении о проведении аукциона преимущества участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не установлены.

Поскольку рассматриваемая закупка не осуществляется исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, положения части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе применению при ее проведении не подлежат.

Размер обеспечения исполнения контракта в рамках данной закупки установлен заказчиком в размере 10 % от начальной (максимальной) цены контракта – 9 800, 00 рублей.

Между тем, в пункте 11.2.4 Извещения заказчиком указано, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика  освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В данном случае данное условие не подлежит применению, поскольку рассматриваемая закупка не проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном указании в извещении о проведении аукциона возможности освобождения победителя закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта.

Также, необходимо отметить, что заказчиком при проведении рассматриваемой закупки не установлено требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств. При этом, в извещении о проведении аукциона заказчиком расписан порядок предоставления гарантийных обязательств, в котором также указано о возможном освобождении от его предоставления в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

2.3. Согласно подпункту «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в частности, декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению являются Приложением № 3 к извещению о проведении аукциона.

Как отмечалось выше, при проведении рассматриваемой закупки не установлены преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Между тем, в пункте 1.1.11 Приложения № 3 к извещению о проведении аукциона заказчиком указано, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к составу заявок участников закупки.

2.4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Проект государственного контракта является Приложением № 4 к извещению о проведении аукциона.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042.

Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В соответствии с пунктом 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Указанные пункты Правил фактически ограничивают предельные суммы начисляемых в ходе исполнения контракта его сторонам штрафов (а не неустойки в виде штрафов и пеней) ценой контракта.

Между тем, в пунктах 5.10, 5.11 Проекта контракта указано следующее:

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта;

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем указании в Проекте государственного контракта условий о предельных общих суммах штрафов, начисляемых сторонам контракта, за несоблюдение ими его условий.

2.5. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.

В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Между тем, в Проекте государственного контракта вместо независимой гарантии указана банковская гарантия:

- в случае если в качестве обеспечения исполнения Контракта Поставщиком предоставлена банковская гарантия и у банка, предоставившего такую банковскую гарантию, отозвана лицензия на осуществление банковских операций, Поставщик обязан предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение (пункт 5.14 Проекта контракта);

- в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (пункт 10.2.2 Проекта контракта);

- в случае если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов…. уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии (пункт 10.2.4 Проекта контракта).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержатся нарушения части 30 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем включении в Проект контракта условия о гарантии (указана банковская гарантия вместо независимой).

Также, необходимо отметить, что заказчиком не установлено требование о предоставлении гарантийных обязательств. При этом, в Извещении заказчиком расписан порядок предоставления гарантийных обязательств, в котором также вместо независимой гарантии указана банковская.

2.6. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 10.2.3 Проекта контракта документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта должен быть предоставлен заказчику, в соответствии со статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и разделом 11 извещения об электронном аукционе, до заключения контракта.

Между тем, статья 83.2 Закона о контрактной системе утратила силу с 01.01.2022.

Таким образом, в действиях государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в недостоверном указании в Проекте контракта статьи Закона о контрактной системе, в соответствии с которой должно быть представлено обеспечение исполнения контракта.

2.7. Сведения относительно обеспечения исполнения контракта, в том числе его размера, срока и порядка предоставления указанного обеспечения (в том числе порядка применения антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона), требования к нему, также должны содержаться и в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью извещения о проведении аукциона.

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен разделом 10 Проекта государственного контракта.

Вместе с тем, Проект государственного контракта не содержит каких-либо положении относительно предусмотренных частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе антидемпинговых мер, подлежащих применению при осуществлении рассматриваемой закупки в случае предложения участником закупки, с которым заключается государственный контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Так, в пункте 10.1 Проекта государственного контракта указано, что до заключения контракта Поставщик должен представить обеспечение исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта - 9 800 (девять тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.

Заказчик еще до процедуры проведения торгов установил в Проекте государственного контракта конкретный размер обеспечения исполнения контракта, без какой-либо возможности применения антидемпинговым мер в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять процентов и более.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в Проекте контракта условии обеспечения исполнения контракта в случае наступления антидемпинговых мер.

2.8. В пункте 4.2 Извещения указано, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в Приложении № 3 к настоящему извещению.

Между тем, как отмечалось выше, в Приложении № 3 к извещению о проведении аукциона содержатся требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в действительности содержится в приложении № 2 к извещению о проведении аукциона.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в недостоверном указании в Извещении приложения к нему, в котором содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

2.9. Описание объекта закупки заказчиком в данном случае приведено в Приложении № 1 к извещению о проведении аукциона.

Согласно Приложению № 1 к извещению о проведении аукциона к поставке подлежит бензин автомобильный АИ-95 экологического класса не ниже К5, позиция КТРУ 19.20.21.135-00001 «Бензин автомобильный АИ-95 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация)».

Заказчиком установлены следующие требования к значениям показателей поставляемого товара:

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Единицы измерения (количество товара, объем работы, услуги по ОКЕИ)

Количество

Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу (характеристика является обязательной для применения)

≥ 95 и < 98

 

Литр;^кубический дециметр (л;^дм[3*])

1850

Экологический класс (характеристика является обязательной для применения)

Не ниже К5

 

Инструкция по заполнению заявок (далее – Инструкция) приведена в Приложении № 3 к извещению о проведении аукциона.

Согласно Инструкции, при предоставлении характеристик предлагаемого участником закупки товара, участник закупки должен учитывать следующее:

1) При установлении Заказчиком минимальных или максимальных значений показателей (характеристик) участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения и не должно превышать максимальное значение (указаны Заказчиком со значениями «min», «max», «не более», «не менее», «не ниже», «не выше», «от», «до», знаками «≥», «<», «≤», «>» и т.п.).

При этом, если значение установлено с математическими знаками «<», «>», «≥», «≤», то:

- знак «<» означает, что значение показателя должно быть строго больше значения, указанного Заказчиком.

- знак «>» означает, что значение показателя должно быть строго меньше значения, указанного Заказчиком.

- знак «≥» означает, что значение показателя должно быть больше значения, указанного Заказчиком, или равно ему.

- знак «≤» означает, что значение показателя должно быть меньше значения, указанного Заказчиком, или равно ему.

2) При установлении Заказчиком значений показателей (характеристик), которые не могут изменяться (указаны Заказчиком единым значением, без сопровождения дополнительных оборотов («min», «max», «более», «менее», «ниже», «выше», «от», «до», знаками «≥», «<», «≤», «>» и т.п.), участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению, установленному Заказчиком (указание значения показателя равного значению показателя, при установленном Заказчиком значении с математическими знаками «<» или «>», будет расценено как несоответствие конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, значению, установленному в описании объекта закупки).

3) При установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик), участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как непредоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

4) При установлении заказчиком значений показателей (характеристик), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком.

5) Заявка должна читаться однозначно и не допускать двусмысленных толкований, при описании характеристик товара. Конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, должны быть указаны без использования оборотов «или эквивалент», «min», «max», «не более», «не менее», «не хуже», «не ниже», «не выше», «должен», «не ниже», «от», «до», знаками «≥», «<», «≤», «>» и их производных и т.д.

6) Единицы измерения показателей (характеристик) предлагаемого участником закупки товара должны соответствовать установленным Заказчиком в Приложении № 1 к извещению (описание объекта закупки).

Позиция КТРУ 19.20.21.135-00001 включает в себя следующие характеристики:

«Экологический класс» – «Не ниже К5»;

«Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу» - «≥ 95  и  < 98».

При этом, согласно рассматриваемой позиции КТРУ, указанные характеристики и, следовательно, их значения являются неизменяемыми заказчиком.

Однако, Управление Роспотребнадзора по Новгородской области нарушает положения Правил и непосредственным образом изменяет установленные КТРУ неизменяемые значения таких показателей и требует от участников закупки указать такие конкретные значения в составе заявок.

Вместе с тем, отнесение КТРУ указанных характеристик и их значений к числу неизменяемых непосредственным образом обусловлено тем, что их точные значения становятся известны исключительно в результате проведения определенных методов испытаний физико-химических и эксплуатационных показателей бензинов (пункт 4.2 ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия»), когда как иметь в наличие товар на момент подачи заявки и, соответственно, проводить его испытания для заполнения заявки, участники закупки не обязаны (письмо Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем использовании соответствующей позиции КТРУ при описании объекта рассматриваемой закупки и установлении его характеристик, а также требований к их значениям.

3. В апреле 2022 года государственным заказчиком – Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области и его котировочной комиссией осуществлялась закупка путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), извещение № 0150100005922000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.04.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 34 143, 50 рублей).

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме утверждено … 01.04.2022.

3.1. В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме преимущества участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не установлены.

Поскольку рассматриваемая закупка не осуществляется исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, положения части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе применению при ее проведении не подлежат.

Размер обеспечения исполнения контракта в рамках данной закупки составляет 3 414,35 рублей (10 % от начальной (максимальной) цены контракта).

Между тем, в пункте 11.2.4 Извещения заказчиком указано, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика  освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В данном случае данное условие не подлежит применению, поскольку рассматриваемая закупка не проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном указании в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме возможности освобождения победителя закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта.

3.2. Проект государственного контракта является Приложением № 4 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

В пункте 7.10 Проекта государственного контракта указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта; в пункте 7.11 Проекта государственного контракта указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем указании в Проекте государственного контракта условий о предельных общих суммах штрафов, начисляемых сторонам контракта, за несоблюдение ими его условий.

3.3. В пункте 4.2 Извещения указано, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в Приложении № 3 к настоящему извещению.

Между тем, в Приложении № 3 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме содержатся требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в действительности содержится в Приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

В пункте 3.5.3 извещения о проведении запроса котировок указано, что порядок определения объема Работ (оказания Услуг) на основании заявок заказчика - согласно описания объекта закупки (приложение №2).

Однако, описание объекта закупки приведено в Приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с пунктом 3.5.4 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) - в соответствии с проектом контракта (приложение №3).

Проект государственного контракта является Приложением № 4 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме вышеуказанной недостоверной информации.

3.4. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В извещении о проведении запроса котировок указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 3 414,35 рублей (10 % от начальной (максимальной) цены контракта) (пункт 11.1).

Между тем, в Проекте государственного контракта отсутствует указание на обеспечение исполнения контракта: не установлена обязанность исполнителя предоставить данное обеспечение, не указан порядок предоставления такого обеспечения, сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применена исполнителем) и т.д.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержится нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в Проекте государственного контракта информации об обеспечении исполнения контракта.

3.5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено единой требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки) извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В пункте 7.1.1 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме указано следующее: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки - соответствие требованиям статьи 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и статьи 21 Федерального закона от 25.04.2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» - наличие лицензии на осуществление страхования (вид страхования: страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств) и членства профессионального объединения страховщиков.

Согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Между тем, Управлением Роспотребнадзора не установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, указанным в пункте 7.1.1 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Так, в пункте 8.1 извещения о проведении запроса котировок указано, что документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом закупки - документы не предоставляются.

В пункте 1.1.12 Приложения № 3 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме также указано, что документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг) являющихся объектом закупки - документы не предоставляются.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержатся нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Установленные в действиях государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеприведенные электронные аукционы, запрос котировок в электронной форме в соответствии с данными официального сайта завершены или признаны несостоявшимися по причине отсутствия поданных на участие в них заявок, в связи с чем, возможность для выдачи предписания об устранении установленных нарушений отсутствует.

Инспекция считает необходимым передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица/должностных лиц государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области.

 

Приложение на 18 л. в 1 экз.

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

…                         ______________­­­­________ …

                                                                                        (подпись)

 

…                         ____________­­­­_________  …

                                                                                        (подпись)

 

…                         ____________­­­­_________ …

                                                                                        (подпись)

Связанные организации

Связанные организации не указаны