Решение №4695/03 РЕШЕНИЕ № РНП-53-48 по результатам проверки факта односторон... от 19 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области»

 

Сырковское шоссе, д.2а, Великий Новгород, 173008

 

                                                                             

                                                                              Участнику закупки – АНО ДПО «Центр

                                                                              государственных закупок и экспертиз»

 

    ул. Мира, д. 264а, г. Ставрополь,  

    355004

                                                                           

                                                                 

 

РЕШЕНИЕ № РНП-53-48

по результатам проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

Резолютивная часть оглашена 14.10.2022

В полном объеме изготовлено  19.10.2022                                            Великий Новгород

           

Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) в составе:

…. – заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

... – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Центр занятости населения Новгородской области» (173008, Великий Новгород, Сырковское шоссе, д.2а; далее – ГОКУ «ЦЗН») (доверенность № 311 от 12.10.2022);

- участника закупки (исполнителя) – Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Центр государственных закупок и экспертиз» (ИНН: 2634102366, 355004, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 264А; лицо имеющие право действовать без доверенности от имени юридического лица - директор – …(ИНН:…), далее – АНОДПО «ЦГЗЭ») …(доверенность № от 27.07.2022),

рассмотрев сведения, поступившие от заказчика – ГОКУ «ЦЗН» об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 0483-ЭА2022/ЦЗН от 23.08.2022 (реестровый номер контракта – 25321175690 22 000091; далее - Контракт), заключенного АНОДПО «ЦГЗЭ» по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по программе «Автоматизированные системы бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия», извещение № 0150200003922000706 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 02.08.2022.

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.10.2022 в Новгородское УФАС России от заказчика – ГОКУ «ЦЗН» поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта, заключенного с АНОДПО «ЦГЗЭ» по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по программе «Автоматизированные системы бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия», извещение № 0150200003922000706 о проведении которого было размещено на официальном сайте 02.08.2022. (далее – Сведения).

Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Правила).

Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссией Новгородского УФАС России осуществлена внеплановая проверка соблюдения заказчиком – ГОКУ «ЦЗН» процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, заключенного с АНОДПО «ЦГЗЭ».

В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В августе 2022 года заказчиком – ГОКУ «ЦЗН» и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по программе «Автоматизированные системы бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия», извещение № 0150200003922000706 о проведении которого было размещено на официальном сайте 02.08.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 180 000,00 рублей).

           В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0150200003922000706 от 12.08.2022 победителем рассматриваемой закупки признано АНОДПО «ЦГЗЭ».

            В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки).

23.08.2022 между ГОКУ «ЦЗН» и АНОДПО «ЦГЗЭ» был заключен Контракт.

Согласно пункту 1.1. Контракта предметом Контракта является оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по программе «Автоматизированные системы бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия» (далее — Услуги).

          Согласно пункту 1.2. Контракта в соответствии с условиями Контракта Исполнитель обязуется оказать Услуги в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки (Приложение № 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, определенных Контрактом.

  В соответствии с пунктом 1.3. Контракта оказание Услуг осуществляется Исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления такого вида Услуг, устанавливающих требования к качеству такого вида Услуг, в соответствии с условиями Контракта.

В соответствии  с пунктом 1.4. Контракта при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в следующих случаях:

1.4.1. При снижении цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом объема Услуги, качества оказываемой Услуги и иных условий Контракта.

1.4.2. Если по предложению Заказчика увеличиваются предусмотренные Контрактом объем Услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные Контрактом объем оказываемой Услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению Сторон допускается изменение, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, цены Контракта пропорционально дополнительному объему Услуги исходя из установленной в Контракте цены Услуги, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объема Услуг Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы Услуги.

1.4.3. В случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного Заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом Заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование новых условий Контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения Контракта и (или) объема Услуг, предусмотренных Контрактом.

Сокращение объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.1. Контракта Исполнитель оказывает Услуги в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение №1 к Контракту).

          Согласно пункту 3.2. Контракта место оказания Услуг: Российская Федерация, Новгородская область,   Великий Новгород.

 В соответствии с пунктом 3.3. Контракта срок оказания Услуг и срок исполнения Контракта:

начало исполнения контракта  - с даты его заключения;

срок оказания услуг в течение 60 (шестьдесят) календарных дней с даты заключения контракта, но не позднее  30 ноября 2022 года.

срок исполнения контракта в течение 90 (девяносто) календарных дней с даты его заключения, но не позднее 20 декабря 2022 года.

Согласно пункту 1.5. Приложения №1 к Контракту «Описание объекта закупки» услуги оказываются в дневное или вечернее время, ежедневно, в будние дни, кроме выходных и праздничных (нерабочих) дней, в специально оборудованном  помещении, обеспечивающем необходимый уровень учебного процесса.

В соответствии с пунктом 1.6. Приложения №1 к Контракту «Описание объекта закупки» Место оказания Услуг: Российская Федерация, Новгородская область, Великий Новгород.

           30.08.2022 заказчик - ГОКУ «ЦЗН» направил в адрес исполнителя - АНОДПО «ЦГЗЭ» претензию на адрес электронной почты исполнителя - 1cgz.expert@mail.ru, следующего содержания: «Уведомляем, что в единой информационной системе размещено уведомление о претензионной переписке, ответа на которое до сих пор не поступило. Обучение в рамках государственного контракта 0706-ЭА2022/ЦЗН под угрозой срыва

          В случае не поступления учебного плана и штрафа ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» вынужден будет приступить к процедуре расторжения контракта в одностороннем порядке».

В этот же день АНОДПО «ЦГЗЭ» ответило на данную претензию, указав, что учебный план по Контракту был направлен 25.08.2022 и он будет направлен повторно, на остальные вопросы, указанные а претензии будет дан соответствующий ответ.  

          06.09.2022 заказчик - ГОКУ «ЦЗН» направил в адрес исполнителя - АНОДПО «ЦГЗЭ» претензию в которой указало, что учебный план, присланный им ранее не может быть признан оформленным должным образом, так как он утвержден руководителем АНОДПО «ЦГЗЭ» Редькиным А.В. и его полномочия не подтверждены документально.

        Также в данной претензии заказчик требовал указать в учебном плане, либо в отдельном документе дату начала очных занятий, время проведения очных занятий, место проведения очных занятий на территории Великого Новгорода.

       На данную претензию исполнитель ответил в письме № 09-22/ 15-ЦГЗиЭ от 07.09.2022, что занятия будут проводиться со слушателями в очной форме с применением дистанционной образовательной технологии с использованием ЭИОС (адрес в Интернет: https://cgze.ru/) полностью соответствующей требованиям Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и Письма Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. N 06-381 «О направлении Методических рекомендаций дополнительных профессиональных образовательных программ».

      Необходимости в наличии помещения для проведения занятий нет, тем более что исполнитель самостоятельно и за свой счет обеспечивает слушателей компьютерами на период проведения обучения.

         Каждый слушатель до начала проведения занятий подключается оператором к информационно-образовательной среде с присвоением логина и предоставлением пароля.

         Касательно требований к помещению для проведения занятий исполнитель  ответил, что предъявление требований к проведению занятий в помещении подразумевает наличие у исполнителя на это помещение законных прав пользования и владения на период исполнения контракта, что противоречит положениям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которой не допускается «включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к техническим характеристикам услуги, требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта.

        Таким образом, по мнению исполнителя, предъявление заказчиком требований к наличию помещения у исполнителя нарушает императивную норму, содержащуюся в части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе запрещающую предъявлять подобные требования к исполнителю.

       Таким образом, исполнитель считает, что требование заказчика к наличию помещения у исполнителя и нарушающее императивные нормы действующего законодательства, является недействительным.

       В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

         Согласно пункту 9.4. Контракта Контракт может быть расторгнут:

          по соглашению Сторон;

          по решению суда;

         в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 9.5. Контракта заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением о проведении закупки требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя

 Согласно пункту 9.6. Контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг, договора подряда в случаях, установленных в статье 783 ГК РФ, в том числе в следующих случаях:

9.6.1. в любое время без указания причин при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов (пункт 1 статьи 782 ГК РФ);

9.6.2. если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает Услуги настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);

9.6.3. если во время оказания Услуг станет очевидным, что они не будут оказаны надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Исполнителем в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Контракта (пункт 3 статьи 715 ГК РФ);

9.6.4. если отступления от условий Контракта или иные недостатки результата Услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены Исполнителем либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);

9.6.5. если при нарушении Исполнителем конечного срока оказания Услуг, указанного в Контракте, исполнение Исполнителем Контракта утратило для Заказчика интерес (пункт 3 статьи 708 ГК РФ, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

           Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

           Согласно пункту 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

  В соответствии со статьей 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

           Как следует из представленных Сведений, заказчик  не был согласен с вышеуказанной позицией исполнителя и настаивал на исполнении пунктов 1.5., 1.6. Приложения № 1 к Контракту.

          Описание объекта закупки соответствует статье 33 Закона о контрактной системе.

            В соответствии с пунктом 13 Федерального закоа от 29.12.2012 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

          Такой договор об образовании (Контракт) заключен по результатам закупочной процедуры. В ходе проведения закупочной процедуры запросов разъяснений или жалоб от исполнителя не поступало. При подписании исполнителем Контракта протокола разногласий не направлялось.

Исполнитель в своем уведомлении и в многочисленных телефонных переговорах высказал однозначную позицию о своем нежелании проводить обучение в специально оборудованном помещении на территории Великого Новгорода, то есть исполнять свои обязательства по Контракту.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта 19.09.2022.

АНОДПО «ЦГЗЭ» представило письменные объяснения по факту ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту (вх. № 5480 от 12.10.2022 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.

Заказчик счел, что установленное им требование к наличию у исполнителя помещения относится к характеристикам объекта закупки и следовательно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 Нормы права, содержащиеся в части 3 стать 33 Закона о контрактной системе являются императивными, то есть устанавливающими запрет,

 Таким образом заказчиком предъявлены требования к исполнителю, нарушающие императивные нормы Закона о контрактной системе при избранном им способе проведения закупки.

            Исполнитель уведомив заказчика о применении дистанционных образовательных технологий, на применение которых имеет право в соответствии с части 2 статьи 28, части 2 статьи 16 Закона об образовании и которые отнесены к компетенции образовательной организации в соответствии с части 3 пункта 12 статьи 28 Закона об образовании, действовал в полном соответствии с законодательством, при этом не изменял характеристик образовательной услуги, что так же подтверждается позицией Минобрнауки изложенной в методических рекомендациях от 18.03.2020 «Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайнкурсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции» где указано на то, что в соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологии не изменяется остается очной.

        Применение электронного обучения и/или дистанционных технологий при реализации образовательной программы само по себе не влечет за собой изменение формы обучения. Поэтому изменений в договор вносить не нужно. При этом образовательная организация обязана обеспечить качественное оказание образовательной услуги в полном объеме.

         Требование к наличию у исполнителя помещения не относится к характеристикам образовательной услуги (объекта закупки), не влияет на достижение целей закупки, и качество оказания образовательной услуги, и следовательно не относится к существенным условиям контракта. Отсутствие помещения у исполнителя не является препятствием для оказания образовательной услуги с характеристиками, установленными в Контракте, к которым отнесены вид, уровень и (или) направленность образовательной программы

          Таким образом, по мнению исполнителя, односторонний отказ произведен заказчиком при отсутствии на то оснований, предусмотренных действующим законодательством.

           На основании вышеизложенного, АНОДПО «ЦГЗЭ» просит отказать заказчику во включении информации о исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном поставщике установлено следующее.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе было размещено заказчиком на официальном сайте в установленном частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе порядке 20.09.2022.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления АНОДПО «ЦГЗЭ» о принятом заказчиком – ГОКУ «ЦЗН» Решении АНОДПО «ЦГЗЭ» нарушения условий Контракта устранены не были, к исполнению своих обязанностей по Контракту исполнитель не приступил.

С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение об одностороннем отказе вступило в силу 01.10.2022 и с указанной даты Контракт считается расторгнутым.

Исполнитель – АНОДПО «ЦГЗЭ» до вступления Решения об одностороннем отказе в силу не приступил к исполнению своих обязательств по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по программе «Автоматизированные системы бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия».

Согласно пункту 1.5. Приложения №1 к Контракту «Описание объекта закупки» услуги оказываются в дневное или вечернее время, ежедневно, в будние дни, кроме выходных и праздничных (нерабочих) дней, в специально оборудованном  помещении, обеспечивающем необходимый уровень учебного процесса.

Согласно пункту 1.6. Приложения № 1 к Контракту место оказания Услуг: Российская Федерация, Новгородская область, Великий Новгород.

 

 

Данные положения Контракта, вопреки мнению исполнителя, являются объективной потребностью заказчика, обусловленной местом нахождения/регистрации получателей образовательных услуг (безработных граждан), и не противоречат положениям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как требований к конкретному количеству, местоположению, площади, оснащению помещений тем или иным оборудованием, заказчиком не предъявляется.

Доказательств того, что проведение учебных занятий с группой обучающихся находящихся в одном помещении в Великом Новгороде делают невозможным применение дистанционного способа обучения, исполнитель не представил.

Нормам Закона об образовании положения Контракта о наличии у исполнителя специально оборудованного помещения для оказания образовательных услуг также не противоречат.

          АНОДПО «ЦГЗЭ» было знакомо с извещением, подало заявку на участие, участвовало в аукционе, заключило Контракт на указанных условиях, согласилось с указанными требованиями заказчика.

         Частью статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой. в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля. если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке. установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

         Жалоба на положения извещения по рассматриваемой закупке от участника такой закупки - АНОДПО «ЦГЗЭ» в Новгородское УФАС России не поступала.

         Поведение АНОДПО «ЦГЗЭ» является недобросовестным, поскольку АНОДПО «ЦГЗЭ» не обеспечило исполнение Контракта и уклонилось от исполнения обязательств по нему.

          АНОДПО «ЦГЗЭ» самостоятельно подавало заявку на участие в аукционе, соответственно, должно было осознавать возможные негативные последствия в случае неисполнения условий Контракта.

          АНОДПО «ЦГЗЭ» был подписан Контракт на условиях заказчика, соответственно, при подписании контракта оно могло и должно была изучить все условия Контракта.

Участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение контракта, обязан учесть специфику контракта и соблюсти все предусмотренные условия для надлежащего исполнения обязательств. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.  

Указанные выводы подтверждаются судебной практикой по аналогичным делам (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.04.2021 по делу N А28-2574/2020).

Согласно положениям абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность путем участия в государственных и муниципальных закупках, самостоятельно несет ответственность и риски наступления негативных последствий, связанных с невозможностью исполнения  заключаемых контрактов.

АНОДПО «ЦГЗЭ» своей волей, в своем интересе, будучи свободным в осуществлении своей предпринимательской деятельности участвовало в закупке и, соответственно, заключило Контракт.

Подавая заявку на участие в электроном аукционе, АНОДПО «ЦГЗЭ» выразило согласие на оказание услуг, в соответствии с требованиями указанными в извещении о закупке, в том числе выразило согласие на сроки и условия исполнения Контракта.

Таким образом, АНОДПО «ЦГЗЭ» не исполнило надлежащим образом взятые на себя обязательства по Контракту.

Учитывая вышеизложенное, и поскольку порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта заказчиком был соблюден, основания для принятия такого решения у заказчика имелись, решение вступило в силу, не отменено заказчиком и не признано незаконным судом, Сведения о недобросовестном подрядчике, представленные  ГОКУ «ЦЗН» в отношении АНОДПО «ЦГЗЭ», подлежат включению в реестр недобросовестных подрядчиков.

При этом, в рамках проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком - ГОКУ «ЦЗН» процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта Комиссией Новгородского УФАС России установлено следующее.

Как отмечалось выше, в силу положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе было размещено заказчиком на официальном сайте в установленном частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе порядке 20.09.2022.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления АНОДПО «ЦГЗЭ» о принятом заказчиком – ГОКУ «ЦЗН» Решении АНОДПО «ЦГЗЭ» нарушения условий Контракта устранены не были, к исполнению своих обязанностей по Контракту исполнитель не приступил.

С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение об одностороннем отказе вступило в силу 01.10.2022 и с указанной даты Контракт считается расторгнутым.

В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

         Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

         Однако, только 07.10.2022 Сведения были направлены в Новгородское УФАС России.

         Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОКУ «ЦЗН» содержатся нарушения части 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении срока направления обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия,  

                                                         

 

                                                             РЕШИЛА:

 

 1. Сведения, представленные заказчиком - Государственным областным казенным учреждением «Центр занятости населения Новгородской области» (173008, Великий Новгород, Сырковское шоссе, д.2а) об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 0483-ЭА2022/ЦЗН от 23.08.2022 (реестровый номер контракта – 25321175690 22 000091), заключенного с Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Центр государственных закупок и экспертиз» (ИНН: 263410236, 355004, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 264А; лицо имеющие право действовать без доверенности от имени юридического лица - директор – …(ИНН:….)) по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по программе «Автоматизированные системы бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия», извещение № 0150200003922000706 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 02.08.2022, включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

           2. Признать в действиях муниципального заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр занятости населения Новгородской области» нарушения части 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

….

 

 

 

                                                                                                                      

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 Приложение:

  - Таблица сведений с датой событий процедуры принятия решения об одностороннем отказе заказчика от заключения контракта на 1 л. в 1 экз.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны